Название статьи:
Конфликты и пути решения конфликтных ситуаций | Хасанова София Антоновна. Работа №333003. Номер работы: №333003
Дата публикации:
01.04.2024
Автор:
Хасанова София Антоновна
Описание:
Актуальность изучаемой темы обусловлена тем, что во всех сферах человеческой деятельности при решении разнообразных задач в быту, на работе или отдыхе приходится наблюдать различные по своему содержанию и силе проявления конфликты. Они занимают значительное место в жизни каждого человека, поскольку последствия некоторых конфликтов бывают слишком значительны на протяжении многих лет жизни. Они могут поглощать жизненную энергию одного человека или группы людей в течение нескольких дней, недель, месяцев или даже лет.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №15 г. Йошкар-Ола
Индивидуальный проект
По обществознанию
На тему Конфликты и пути их решения
Работу выполнила:
Хасанова София Антоновна
Ученица 10 Б класса
Руководитель:
Малкова Надежда Валерьевна
г. Йошкар-Ола
2024
Оглавление
I. Введение3
II. Основная часть4
2.1 Изучение конфликтов4
2.2 Виды причин возникновения конфликтов6
2.3 Типы конфликтов9
2.4 Пути решения конфликтов12
III. Практическая часть14
IV. Заключение15
V. Информационные источники16
VI. Приложение17
I. Введение
Актуальность:
Актуальность изучаемой темы обусловлена тем, что во всех сферах человеческой деятельности при решении разнообразных задач в быту, на работе или отдыхе приходится наблюдать различные по своему содержанию и силе проявления конфликты. Они занимают значительное место в жизни каждого человека, поскольку последствия некоторых конфликтов бывают слишком значительны на протяжении многих лет жизни. Они могут поглощать жизненную энергию одного человека или группы людей в течение нескольких дней, недель, месяцев или даже лет.
Проблема: в современном обществе достаточно часто можно встретиться с разными видами конфликтов ,которые зачастую люди решают неправильно.
Цель: исследовать причины появления конфликтов и способы их решения.
Задачи:
1. Изучение конфликтов;
2. Виды причин возникновения конфликтов ;
3. Типы конфликтов;
4. Пути решения конфликтов;
5. Заключение.
II. Основная часть
2.1 Изучение конфликтов
Конфликт - это ситуация, когда возникают противоречия или разногласия между людьми или группами из-за различий во взглядах, интересах, ценностях или потребностях. Конфликты могут возникать в различных областях жизни, будь то на работе, в семье, в обществе или в других ситуациях. Важно понимать, что конфликты не всегда являются негативными, их наличие может привести к изменениям, развитию и улучшению ситуации. Однако важно уметь эффективно управлять конфликтами и разрешать их конструктивным образом, чтобы избежать негативных последствий и найти взаимоприемлемые решения для всех сторон.
Существует несколько точек зрения на конфликт в общественных отношениях. Крайние позиции сводятся к следующим.
1. Конфликт в общественных отношениях присутствует всегда (в разных формах). Конфликт между отдельными элементами социальной структуры - нормальное состояние общества. Опасными являются только конфликты в острой стадии развития. Задача участников конфликта - понять противоположную сторону и сблизить позиции сторон путем поиска компромисса. Эта точка зрения характерна для конфликтологического подхода.
Конфликтологические теории. Истоки конфликтологического подхода обнаруживаются в социологическом наследии К.Маркса. Марксистская теория экономической детерминированности социальных отношений характеризует конфликт как неотъемлемый компонент общественного развития, лежащий в основе классовых отношений и способствующий периодической смене общественно-экономических формаций. Конфликтные отношения имеют негативный характер, т.к. реализуясь в революционном социальном движении, детерминируют разрушение определенного типа социальной структуры общества. В 50-60-х годах ХХ века появляются новые конфликтологические концепции немарксистской ориентации, рассматривающие конфликт как универсальный, позитивный фактор общественного развития, поддающийся рациональному регулированию.
Одним из видных социологов, разрабатывающих теорию социального конфликта, был Р.Дарендорф (1929 - 2009), считавший конфликт неотъемлемой составляющей общественного развития постольку, поскольку в обществе всегда существовали и будут существовать отношения господства-подчинения, предполагающие наличие противоположных взглядов, суждений, принципов и норм поведения участников данного типа социального взаимодействия.
Конфликт Р.Дарендорф противопоставляет интеграции и считает его столь же неизбежным, как и интеграцию социальных институтов. Избежать конфликта не всегда возможно, поэтому необходимо его формализовать, т.е. вывести на поверхность общественной жизни и сделать предметом открытых дискуссий, судебного разбирательства, что будет способствовать сохранению стабильности общественной системы.
Наиболее полно роль социального конфликта в обществе была раскрыта американским cоциологом Л. Козером (1913 – 2003) в работах Функции социальных конфликтов, Продолжение исследования социального конфликта, в которых конфликт определяется как идеологическое явление, которое обнаруживает себя в борьбе за власть, переоценку ценностей и т.д. Конфликт есть столкновение интересов и ценностей, проявляющееся в идеологическом противоборстве взаимодействующих сторон, которое может перерасти в революционное насилие, разрушающее социальные связи и социальную систему в целом.
2.2. Виды причин возникновения конфликтов.
Выделяют следующие причины появления конфликтов :
личностные;
объективные;
социально-психологические;
организационно-управленческие.
Личностные причины конфликтов:
Конфликты связаны с индивидуальными психологическими особенностями его сторон. Данные конфликты обуславливаются спецификой процессов, которые происходят в психике личности в процессе его взаимодействия с окружающими его людьми.
Основными причинами возникновения конфликтов являются:
невысокий уровень социально-психологической компетентности;
акцентуация характера, тип темперамента;
оценка поведения другой личности как недопустимой;
недостаточный уровень психологической устойчивости;
заниженный или завышенный уровень притязаний;
плохо развита способность к эмпатии у человека;
и тд.
Объективные причины конфликтов:
Объективными факторами возникновения конфликтов выступают те обстоятельства социального взаимодействия, которые приводят к столкновению их установок, мнений, интересов и т.д. Объективные причины становятся исходной точкой в создании предконфликтной ситуации. Данные причины настолько различны, что не поддаются жесткой классификации. Можно выделить следующие объективные причины конфликтов:
образ жизни, который связан с радикальными масштабными, быстрыми переменами и материальной неустроенностью;
естественный конфликт интересов личностей в процессе их жизнедеятельности;
слабая разработанность правовых и иных нормативных процедур разрешения социальных противоречий, которые возникают в ходе личностного взаимодействия;
стереотипы конфликтного разрешения социальных противоречий;
недостаток важных духовных и материальных благ для нормальной жизнедеятельности людей.
Социально-психологические причины конфликтов
Социально-психологические причины конфликтов обуславливаются непосредственным воздействием личностей, причинами их включенности в социальные группы. Социально-психологическими причинами конфликтов могут выступать:
различные подходы в способах оценки результатов деятельности друг друга;
непонимание сторонами того факта, что при обсуждении проблем различия в позициях может быть вызвано не расхождениями во взглядах, а подходами к проблемам с разных сторон;
искажение и потери информации в процессе межгрупповой и межличностной коммуникации;
разбалансированное ролевое взаимодействие личностей;
проблемные межличностные отношения;
фаворитизм внутри группы, т.е. предпочтение членов своей группы членам других социальных групп;
стремление к власти;
ограниченные способности личности к децентрации, т.е. к способности поставить себя на место другого и понять его круг интересов;
конкурентный характер сотрудничества с другими группами и людьми;
психологическая несовместимость.
Есть 4 уровня психологической несовместимости:
психофизиологический;
индивидуально-психологический - отражается в неудачном сочетании характеров и темпераментов взаимодействующих личностей;
социально-психологический - имеется противоречие в жизненных мотивах, целях деятельности, идеалах и ценностях;
социальный - может отражаться в несовпадении идеологических установок, мировоззрений, убеждений и др. Чаще всего социальная несовместимость отражается в больших различиях в социальной принадлежности, образовании и др.
Организационно-управленческие причины конфликтов.
Организационно-управленческие причины конфликтов являются объективными причинами конфликтов. Хотя им присущ и субъективизм.
Организационно-управленческие причины конфликтов связаны с созданием и функционированием организаций, коллективов, групп.
Их классификация:
1.структурно-организационныепричины заключаются в несоответствии структуры организации требованиям деятельности, которой она занимается. Структура должна определяться задачами, которые эта организация будет решать или решает. Однако добиться идеального соответствия структуры организации решаемым задачам практически невозможно.
2.функционально-организационныепричины вызваны неоптимальностью функциональных связей организации с внешней средой, между структурными элементами организации, между отдельными работниками, например, неопределенность функциональных связей между администрацией Президента и Правительством (проблема прав и обязанностей).
3. личностно-функциональныепричины связаны с неполным соответствием работника по профессиональным, нравственным и другим качествам требованиям занимаемой должности.
4.ситуативно-управленческиепричины обусловлены ошибками, допускаемыми руководителями и подчиненными в процессе решения управленческих и других задач (принятие ошибочного управленческого решения).
В результате исследования производственных конфликтов установлено, что по вине руководителей возникает 52% конфликтов, по причине несовместимости – 33%, из-за неправильного подбора кадров – 15%, т.е. вышеперечисленные факторы могут выступать причиной 67% конфликтов в трудовых коллективах.
2.3 Типы конфликтов
Существуют четыре основных типа конфликтов:
Внутриличностный конфликт
Межличностный конфликт
Конфликт между личностью и группой
Межгрупповой конфликт
Внутриличностный конфликт. Выражается борьбой противоречий внутри человека, сопровождаемой эмоциональной напряженностью. Одна из самых распространенных форм – ролевой конфликт: когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы.
Внутриличностный конфликт возникает и в результате того, что требования не согласуются с личными ценностями, а также является ответом на рабочую перегрузку или недогрузку. Последнее (недогрузка) связано с низкой степенью удовлетворенности работой, отсутствием настоящего дела. Это обстоятельство часто болезненно бьет по той категории работников, которые в течение длительного времени вели активную деятельность на работе, но затем, в силу определенных причин, были вынуждены резко изменить объем или место работы. Эта проблема в настоящее время весьма актуальна.
Межличностный конфликт. Этот тип конфликта самый распространенный. Конфликт между личностями возникает там, где сталкиваются разные школы, манеры поведения, их может питать и желание получить что-то, неподкрепленное соответствующими возможностями. Межличностный конфликт может также проявляться как столкновение людей с различными чертами характера, взглядами и ценностями. В организации межличностный конфликт – это чаще всего борьба руководителя за ограниченные ресурсы, капитал или рабочую силу, время использования оборудования или одобрение проекта; эта борьба за власть, привилегии; это столкновение различных точек зрения в решениях проблем, различных приоритетов.
Конфликт между личностью и группой. Между личностью и группой может возникнуть конфликт, если эта личность займет позицию, отличающуюся от позиции группы. В организации люди взаимодействуют непосредственно друг с другом не только как функционеры организации. Стихийно возникают отношения, нерегламентированные никакими инструкциями. В процессе функционирования группы вырабатываются групповые нормы, стандартные правила поведения, которых придерживаются ее участники. Соблюдение групповых норм обеспечивает принятие или не принятие индивида группой.
Межгрупповой конфликт. Подобные конфликты часто возникают из-за отсутствия четкого согласования функций и графиков работы между подразделениями. Причиной может послужить и дефицит ресурсов: материалов, информации, нового оборудования, времени и т. д. Межгрупповые конфликты возникают и между неформальными группами.
В современном российском обществе к числу проблемных вопросов можно отнести вопрос построения правового государства и закрепления его статуса не формально, но практически.
Бесспорным является факт закрепления статуса России как правового государства в Конституции РФ, однако нельзя утверждать об устойчивости данного положения в реальности: Российская Федерация, скорее, находится на пути становления правовым государством.
При подробном анализе текста Конституции выявляется проблема толкования термина правовое государство ввиду неопределённости и возможности использования различных трактовок, что говорит о номинальности его характера. Данный момент является подтверждением выдвинутого ранее тезиса о том, что правовое государство – идеальная, утопическая модель функционирования государства как главного политического института. Так или иначе, конституционное закрепление статуса правового государства позволяет надеяться гражданам на полное соблюдение их прав и регулирование общественных отношений на основании права.
Первое явление имеет развитый механизм, создающий условия для разрастания криминальных структур. Институт взяточничества разлагает дисциплину в работе государственного аппарата. На сегодняшний день в России подавляющее большинство совершаемых коррупционных преступлений происходит в данной сфере.
Коррупция как явление, подрывающее основы принципа верховенства закона и политической стабильности, нарушающее народное единство и затрудняющее экономическое развитие государства, существовало на всём историческом пути развития России, однако в последние годы уровень взяточничества в системе аппарата чиновников вырос настолько, что данная проблема приобрела политический характер и стала весьма серьезной угрозой национальной безопасности России.
Второе явление заключается в понимании обществом необходимости соблюдения неких общих правил и законов, но только при условии соблюдения законов представителями органов власти, которые, в свою очередь, действуют согласно тому же принципу, но в обратную сторону.
Для развития правового государства необходимы определённые условия. Обязательными являются наличие развитого гражданского общества, высокого уровня политического и правового сознания людей, выработка у населения достаточной компетенции в вопросах права, наличие в обществе прочного правопорядка, утверждение принципа плюрализма мнений и суждений во всех сферах жизни.
Целью государства в данном случае является создание необходимых условий и применение стимулирующих мер, например, через финансирование образовательных учреждений с гуманитарной и правовой направленностью, привлечение граждан к вопросам политики, свободного освещения проблемных тем в средствах массовой информации. Ещё одной предпосылкой служит создание внутренне единого законодательства, не допускающего возникновения противоречий между нормативно-правовыми актами.
Таким образом, в настоящее время Россия, формально являясь правовым государством, находится лишь на пути к становлению им ввиду наличия определённых субъективных и объективных факторов, замедляющих данный процесс. Практическое соответствие статусу правового государства возможно благодаря решению укоренившихся проблем, в том числе с помощью изменения методов регулирования законодательства.
2.4 Пути решения конфликтов
Методы и приемы разрешения конфликтов каждый человек выбирает в зависимости от конкретной ситуации. Часто противоречия разрешаются сами и не требуют активного вмешательства. Но если так не получается, то существует ряд основных методов и способов предотвращения и разрешения конфликтов, в частности, следующие:
Смягчить противоречия. По сути, это не разрешение конфликта, а лишь попытка сгладить углы. То есть, на обсуждение не выносятся самые острые, спорные моменты. Со стороны может показаться, что конфликт исчерпан, однако агрессия и негатив никуда не делись и позже могут проявиться с еще большей силой. Стороны смягчают накал лишь для временного перемирия, частичного решения проблемы либо одновременного получения пользы на данный момент времени.
Подобрать компромиссное решение. Если выставленные одной из сторон условия принимаются противником, то спор затихает (временно или даже совсем). Это вполне позитивный метод разрешения конфликтов, сглаживающий причины конфронтации и позволяющий прекратить противостояние, которое даже если и возникнет опять, то лишь по истечении довольно длительного срока.
Согласиться с мнением соперника. То есть, рассматривать позиции сторон как равноправные, проявлять друг к другу максимум внимания. Это наиболее эффективный и грамотный метод разрешения конфликтов, который, к сожалению, применяется реже других. Не всегда противники способны проявить достаточно внимания к доводам и условиям оппонента, скорректировать соответственно собственную позицию и принять подходящее для всех решение.
Доминирование одной из сторон. При этом один противник жестко настаивает на своих условиях, а другой полностью соглашается с ними. Обычно это метод разрешения конфликтов в организации, когда речь идет о соблюдении субординации между начальством и подчиненными. Но имейте в виду, что данный подход не работает, если в конфликте участвует истероидная личность либо холерик. Люди с подобным складом характера не способны на уступки.
Существуют и иные стратегические методы предупреждения и разрешения конфликтов интересов, позволяющие разрешать спорные ситуации таким образом, чтобы между соперниками не возникало негатива. Вот несколько таких рекомендуемых правил:
Обе стороны должны принять, что конфликт существует и требует разрешения с пользой для того или иного участника. Если кто-то из оппонентов не согласен с наличием проблемы, это пойдет во вред и дальнейшему взаимодействию, и чувствам.
Спорную ситуацию нужно обсуждать, спорить, дискутировать, вести переговоры. Задача оппонентов – найти причину столкновения интересов, выявить, в чем их суть, и подобрать подходящие формы и методы разрешения конфликта.
Следует точно определить, что стало причиной возникших противоречий. Обе стороны должны изложить свои интересы, чтобы предотвратить в ходе спора чрезмерную эмоциональность и переход на личности. Бывает так, что именно благодаря установленным границам становится ясно, что проблема не так уж серьезна.
Желательно отыскать несколько вариантов разрешения конфликта, не стоит применять первый же пришедший в голову. Возможность выбора позволит задействовать метод, при котором интересы каждой из сторон будут максимально учтены.
Решение по проблеме должно выноситься обоюдно, как и осуществление его практической реализации. Если участники конфликта будут действовать совместно, слаженно, то и эффективность от принимаемых мер будет наибольшей.
III.Практическая часть
Среди своих знакомых я провела анкетирование. Целью было узнать, как много они знают о конфликтов.
1. Был ли у вас конфликт?
Да –19 ;
Нет – 3.
2. Кто является инициатором данных конфликтов?
1) Я
2) Собеседник
3) Третье лицо
1 – 11; 2 – 9; 3 – 2.
3.Каково твоё поведение в конфликте?
1) Перестаю общаться
2) Грублю, обзываюсь
3) Физически доказываю свою правоту
4) Стараюсь настроить против своего собеседника других людей
1 –14; 2 – 0; 3 – 8; 4 – 0.
4. Что является причиной данных конфликтов?
1) не нравится внешний вид;
2) грубое отношение, оскорбление
3) несправедливый поступок, обман;
4) несовпадение точек зрения на что-либо;5) нежелание выполнять чьи-то требования;
1 – 0; 2 – 9; 3 – 7; 4 – 4; 5 – 2.
IV. Заключение
Из результатов исследования можно сделать следующие выводы.
Теория конфликтов охватывает довольно широкий круг вопросов. Это определение самого понятия конфликта, раскрытие его природы как особого общественного явления, изучение причин и условий возникновения конфликтных ситуаций, их профилактики, контроля и разрешения. Анализируется структура или, как принято называть “анатомия” конфликта как определенной системы, а также движущие силы (участники) развития социальных коллизий. Важную проблему составляют и вопросы типологии, классификации конфликтов, выявление их функциональной роли в жизни общества.
Конфликт - это всегда взаимодействие людей. В зависимости от масштабности этого взаимодействия выделяют психологический, социологический, политологический и геополитический уровни рассмотрения конфликтов.
Все лица, участвующие в конфликте, различаются своими целями, ролью и значением. Среди участников конфликта различают: противоборствующие стороны, подстрекателей, пособников, организаторов, посредников и судей. Особое, незаменимое значение в конфликте принадлежит противоборствующим сторонам.
Поведение участника конфликта зависит не только от его социальной роли, но и от ряда субъективных факторов: аналитической деятельности, опыта, эмоций и чувств, мотивации и т.п. Эти факторы определяют восприятие конфликта и степень искажения восприятия.
V. Информационные источники
1.Специальная литература
https://www.informio.ru/publications/id2058/Konflikty-Sposoby-razreshenija-konflikta
https://ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная_страница
https://studfile.net/preview/989389/page:3/
https://zaochnik.com/spravochnik/menedzhment/psihologija-upravlenija-personalom/prichiny-konfliktov/
Салменкова М. В., Коротюк Е. С. Стратегия и методы решения конфликтов в организации //Инновационная наука. – 2018. – №. 12. – С. 195-197.
Маврин О. В. Технологии урегулирования конфликтов (медиация как эффективный метод разрешения конфликтов): учебное пособие для студентов специальности 034000-Конфликтология. – 2014.
МИНЯЗОВА Л. Р. МЕТОДЫ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ //Будущее науки-2018. – 2018. – С. 111-114.
VI. Приложение
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
HYPER13PAGE HYPER15
2
Скачать работу
Средняя общеобразовательная школа №15 г. Йошкар-Ола
Индивидуальный проект
По обществознанию
На тему Конфликты и пути их решения
Работу выполнила:
Хасанова София Антоновна
Ученица 10 Б класса
Руководитель:
Малкова Надежда Валерьевна
г. Йошкар-Ола
2024
Оглавление
I. Введение3
II. Основная часть4
2.1 Изучение конфликтов4
2.2 Виды причин возникновения конфликтов6
2.3 Типы конфликтов9
2.4 Пути решения конфликтов12
III. Практическая часть14
IV. Заключение15
V. Информационные источники16
VI. Приложение17
I. Введение
Актуальность:
Актуальность изучаемой темы обусловлена тем, что во всех сферах человеческой деятельности при решении разнообразных задач в быту, на работе или отдыхе приходится наблюдать различные по своему содержанию и силе проявления конфликты. Они занимают значительное место в жизни каждого человека, поскольку последствия некоторых конфликтов бывают слишком значительны на протяжении многих лет жизни. Они могут поглощать жизненную энергию одного человека или группы людей в течение нескольких дней, недель, месяцев или даже лет.
Проблема: в современном обществе достаточно часто можно встретиться с разными видами конфликтов ,которые зачастую люди решают неправильно.
Цель: исследовать причины появления конфликтов и способы их решения.
Задачи:
1. Изучение конфликтов;
2. Виды причин возникновения конфликтов ;
3. Типы конфликтов;
4. Пути решения конфликтов;
5. Заключение.
II. Основная часть
2.1 Изучение конфликтов
Конфликт - это ситуация, когда возникают противоречия или разногласия между людьми или группами из-за различий во взглядах, интересах, ценностях или потребностях. Конфликты могут возникать в различных областях жизни, будь то на работе, в семье, в обществе или в других ситуациях. Важно понимать, что конфликты не всегда являются негативными, их наличие может привести к изменениям, развитию и улучшению ситуации. Однако важно уметь эффективно управлять конфликтами и разрешать их конструктивным образом, чтобы избежать негативных последствий и найти взаимоприемлемые решения для всех сторон.
Существует несколько точек зрения на конфликт в общественных отношениях. Крайние позиции сводятся к следующим.
1. Конфликт в общественных отношениях присутствует всегда (в разных формах). Конфликт между отдельными элементами социальной структуры - нормальное состояние общества. Опасными являются только конфликты в острой стадии развития. Задача участников конфликта - понять противоположную сторону и сблизить позиции сторон путем поиска компромисса. Эта точка зрения характерна для конфликтологического подхода.
Конфликтологические теории. Истоки конфликтологического подхода обнаруживаются в социологическом наследии К.Маркса. Марксистская теория экономической детерминированности социальных отношений характеризует конфликт как неотъемлемый компонент общественного развития, лежащий в основе классовых отношений и способствующий периодической смене общественно-экономических формаций. Конфликтные отношения имеют негативный характер, т.к. реализуясь в революционном социальном движении, детерминируют разрушение определенного типа социальной структуры общества. В 50-60-х годах ХХ века появляются новые конфликтологические концепции немарксистской ориентации, рассматривающие конфликт как универсальный, позитивный фактор общественного развития, поддающийся рациональному регулированию.
Одним из видных социологов, разрабатывающих теорию социального конфликта, был Р.Дарендорф (1929 - 2009), считавший конфликт неотъемлемой составляющей общественного развития постольку, поскольку в обществе всегда существовали и будут существовать отношения господства-подчинения, предполагающие наличие противоположных взглядов, суждений, принципов и норм поведения участников данного типа социального взаимодействия.
Конфликт Р.Дарендорф противопоставляет интеграции и считает его столь же неизбежным, как и интеграцию социальных институтов. Избежать конфликта не всегда возможно, поэтому необходимо его формализовать, т.е. вывести на поверхность общественной жизни и сделать предметом открытых дискуссий, судебного разбирательства, что будет способствовать сохранению стабильности общественной системы.
Наиболее полно роль социального конфликта в обществе была раскрыта американским cоциологом Л. Козером (1913 – 2003) в работах Функции социальных конфликтов, Продолжение исследования социального конфликта, в которых конфликт определяется как идеологическое явление, которое обнаруживает себя в борьбе за власть, переоценку ценностей и т.д. Конфликт есть столкновение интересов и ценностей, проявляющееся в идеологическом противоборстве взаимодействующих сторон, которое может перерасти в революционное насилие, разрушающее социальные связи и социальную систему в целом.
2.2. Виды причин возникновения конфликтов.
Выделяют следующие причины появления конфликтов :
личностные;
объективные;
социально-психологические;
организационно-управленческие.
Личностные причины конфликтов:
Конфликты связаны с индивидуальными психологическими особенностями его сторон. Данные конфликты обуславливаются спецификой процессов, которые происходят в психике личности в процессе его взаимодействия с окружающими его людьми.
Основными причинами возникновения конфликтов являются:
невысокий уровень социально-психологической компетентности;
акцентуация характера, тип темперамента;
оценка поведения другой личности как недопустимой;
недостаточный уровень психологической устойчивости;
заниженный или завышенный уровень притязаний;
плохо развита способность к эмпатии у человека;
и тд.
Объективные причины конфликтов:
Объективными факторами возникновения конфликтов выступают те обстоятельства социального взаимодействия, которые приводят к столкновению их установок, мнений, интересов и т.д. Объективные причины становятся исходной точкой в создании предконфликтной ситуации. Данные причины настолько различны, что не поддаются жесткой классификации. Можно выделить следующие объективные причины конфликтов:
образ жизни, который связан с радикальными масштабными, быстрыми переменами и материальной неустроенностью;
естественный конфликт интересов личностей в процессе их жизнедеятельности;
слабая разработанность правовых и иных нормативных процедур разрешения социальных противоречий, которые возникают в ходе личностного взаимодействия;
стереотипы конфликтного разрешения социальных противоречий;
недостаток важных духовных и материальных благ для нормальной жизнедеятельности людей.
Социально-психологические причины конфликтов
Социально-психологические причины конфликтов обуславливаются непосредственным воздействием личностей, причинами их включенности в социальные группы. Социально-психологическими причинами конфликтов могут выступать:
различные подходы в способах оценки результатов деятельности друг друга;
непонимание сторонами того факта, что при обсуждении проблем различия в позициях может быть вызвано не расхождениями во взглядах, а подходами к проблемам с разных сторон;
искажение и потери информации в процессе межгрупповой и межличностной коммуникации;
разбалансированное ролевое взаимодействие личностей;
проблемные межличностные отношения;
фаворитизм внутри группы, т.е. предпочтение членов своей группы членам других социальных групп;
стремление к власти;
ограниченные способности личности к децентрации, т.е. к способности поставить себя на место другого и понять его круг интересов;
конкурентный характер сотрудничества с другими группами и людьми;
психологическая несовместимость.
Есть 4 уровня психологической несовместимости:
психофизиологический;
индивидуально-психологический - отражается в неудачном сочетании характеров и темпераментов взаимодействующих личностей;
социально-психологический - имеется противоречие в жизненных мотивах, целях деятельности, идеалах и ценностях;
социальный - может отражаться в несовпадении идеологических установок, мировоззрений, убеждений и др. Чаще всего социальная несовместимость отражается в больших различиях в социальной принадлежности, образовании и др.
Организационно-управленческие причины конфликтов.
Организационно-управленческие причины конфликтов являются объективными причинами конфликтов. Хотя им присущ и субъективизм.
Организационно-управленческие причины конфликтов связаны с созданием и функционированием организаций, коллективов, групп.
Их классификация:
1.структурно-организационныепричины заключаются в несоответствии структуры организации требованиям деятельности, которой она занимается. Структура должна определяться задачами, которые эта организация будет решать или решает. Однако добиться идеального соответствия структуры организации решаемым задачам практически невозможно.
2.функционально-организационныепричины вызваны неоптимальностью функциональных связей организации с внешней средой, между структурными элементами организации, между отдельными работниками, например, неопределенность функциональных связей между администрацией Президента и Правительством (проблема прав и обязанностей).
3. личностно-функциональныепричины связаны с неполным соответствием работника по профессиональным, нравственным и другим качествам требованиям занимаемой должности.
4.ситуативно-управленческиепричины обусловлены ошибками, допускаемыми руководителями и подчиненными в процессе решения управленческих и других задач (принятие ошибочного управленческого решения).
В результате исследования производственных конфликтов установлено, что по вине руководителей возникает 52% конфликтов, по причине несовместимости – 33%, из-за неправильного подбора кадров – 15%, т.е. вышеперечисленные факторы могут выступать причиной 67% конфликтов в трудовых коллективах.
2.3 Типы конфликтов
Существуют четыре основных типа конфликтов:
Внутриличностный конфликт
Межличностный конфликт
Конфликт между личностью и группой
Межгрупповой конфликт
Внутриличностный конфликт. Выражается борьбой противоречий внутри человека, сопровождаемой эмоциональной напряженностью. Одна из самых распространенных форм – ролевой конфликт: когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы.
Внутриличностный конфликт возникает и в результате того, что требования не согласуются с личными ценностями, а также является ответом на рабочую перегрузку или недогрузку. Последнее (недогрузка) связано с низкой степенью удовлетворенности работой, отсутствием настоящего дела. Это обстоятельство часто болезненно бьет по той категории работников, которые в течение длительного времени вели активную деятельность на работе, но затем, в силу определенных причин, были вынуждены резко изменить объем или место работы. Эта проблема в настоящее время весьма актуальна.
Межличностный конфликт. Этот тип конфликта самый распространенный. Конфликт между личностями возникает там, где сталкиваются разные школы, манеры поведения, их может питать и желание получить что-то, неподкрепленное соответствующими возможностями. Межличностный конфликт может также проявляться как столкновение людей с различными чертами характера, взглядами и ценностями. В организации межличностный конфликт – это чаще всего борьба руководителя за ограниченные ресурсы, капитал или рабочую силу, время использования оборудования или одобрение проекта; эта борьба за власть, привилегии; это столкновение различных точек зрения в решениях проблем, различных приоритетов.
Конфликт между личностью и группой. Между личностью и группой может возникнуть конфликт, если эта личность займет позицию, отличающуюся от позиции группы. В организации люди взаимодействуют непосредственно друг с другом не только как функционеры организации. Стихийно возникают отношения, нерегламентированные никакими инструкциями. В процессе функционирования группы вырабатываются групповые нормы, стандартные правила поведения, которых придерживаются ее участники. Соблюдение групповых норм обеспечивает принятие или не принятие индивида группой.
Межгрупповой конфликт. Подобные конфликты часто возникают из-за отсутствия четкого согласования функций и графиков работы между подразделениями. Причиной может послужить и дефицит ресурсов: материалов, информации, нового оборудования, времени и т. д. Межгрупповые конфликты возникают и между неформальными группами.
В современном российском обществе к числу проблемных вопросов можно отнести вопрос построения правового государства и закрепления его статуса не формально, но практически.
Бесспорным является факт закрепления статуса России как правового государства в Конституции РФ, однако нельзя утверждать об устойчивости данного положения в реальности: Российская Федерация, скорее, находится на пути становления правовым государством.
При подробном анализе текста Конституции выявляется проблема толкования термина правовое государство ввиду неопределённости и возможности использования различных трактовок, что говорит о номинальности его характера. Данный момент является подтверждением выдвинутого ранее тезиса о том, что правовое государство – идеальная, утопическая модель функционирования государства как главного политического института. Так или иначе, конституционное закрепление статуса правового государства позволяет надеяться гражданам на полное соблюдение их прав и регулирование общественных отношений на основании права.
Первое явление имеет развитый механизм, создающий условия для разрастания криминальных структур. Институт взяточничества разлагает дисциплину в работе государственного аппарата. На сегодняшний день в России подавляющее большинство совершаемых коррупционных преступлений происходит в данной сфере.
Коррупция как явление, подрывающее основы принципа верховенства закона и политической стабильности, нарушающее народное единство и затрудняющее экономическое развитие государства, существовало на всём историческом пути развития России, однако в последние годы уровень взяточничества в системе аппарата чиновников вырос настолько, что данная проблема приобрела политический характер и стала весьма серьезной угрозой национальной безопасности России.
Второе явление заключается в понимании обществом необходимости соблюдения неких общих правил и законов, но только при условии соблюдения законов представителями органов власти, которые, в свою очередь, действуют согласно тому же принципу, но в обратную сторону.
Для развития правового государства необходимы определённые условия. Обязательными являются наличие развитого гражданского общества, высокого уровня политического и правового сознания людей, выработка у населения достаточной компетенции в вопросах права, наличие в обществе прочного правопорядка, утверждение принципа плюрализма мнений и суждений во всех сферах жизни.
Целью государства в данном случае является создание необходимых условий и применение стимулирующих мер, например, через финансирование образовательных учреждений с гуманитарной и правовой направленностью, привлечение граждан к вопросам политики, свободного освещения проблемных тем в средствах массовой информации. Ещё одной предпосылкой служит создание внутренне единого законодательства, не допускающего возникновения противоречий между нормативно-правовыми актами.
Таким образом, в настоящее время Россия, формально являясь правовым государством, находится лишь на пути к становлению им ввиду наличия определённых субъективных и объективных факторов, замедляющих данный процесс. Практическое соответствие статусу правового государства возможно благодаря решению укоренившихся проблем, в том числе с помощью изменения методов регулирования законодательства.
2.4 Пути решения конфликтов
Методы и приемы разрешения конфликтов каждый человек выбирает в зависимости от конкретной ситуации. Часто противоречия разрешаются сами и не требуют активного вмешательства. Но если так не получается, то существует ряд основных методов и способов предотвращения и разрешения конфликтов, в частности, следующие:
Смягчить противоречия. По сути, это не разрешение конфликта, а лишь попытка сгладить углы. То есть, на обсуждение не выносятся самые острые, спорные моменты. Со стороны может показаться, что конфликт исчерпан, однако агрессия и негатив никуда не делись и позже могут проявиться с еще большей силой. Стороны смягчают накал лишь для временного перемирия, частичного решения проблемы либо одновременного получения пользы на данный момент времени.
Подобрать компромиссное решение. Если выставленные одной из сторон условия принимаются противником, то спор затихает (временно или даже совсем). Это вполне позитивный метод разрешения конфликтов, сглаживающий причины конфронтации и позволяющий прекратить противостояние, которое даже если и возникнет опять, то лишь по истечении довольно длительного срока.
Согласиться с мнением соперника. То есть, рассматривать позиции сторон как равноправные, проявлять друг к другу максимум внимания. Это наиболее эффективный и грамотный метод разрешения конфликтов, который, к сожалению, применяется реже других. Не всегда противники способны проявить достаточно внимания к доводам и условиям оппонента, скорректировать соответственно собственную позицию и принять подходящее для всех решение.
Доминирование одной из сторон. При этом один противник жестко настаивает на своих условиях, а другой полностью соглашается с ними. Обычно это метод разрешения конфликтов в организации, когда речь идет о соблюдении субординации между начальством и подчиненными. Но имейте в виду, что данный подход не работает, если в конфликте участвует истероидная личность либо холерик. Люди с подобным складом характера не способны на уступки.
Существуют и иные стратегические методы предупреждения и разрешения конфликтов интересов, позволяющие разрешать спорные ситуации таким образом, чтобы между соперниками не возникало негатива. Вот несколько таких рекомендуемых правил:
Обе стороны должны принять, что конфликт существует и требует разрешения с пользой для того или иного участника. Если кто-то из оппонентов не согласен с наличием проблемы, это пойдет во вред и дальнейшему взаимодействию, и чувствам.
Спорную ситуацию нужно обсуждать, спорить, дискутировать, вести переговоры. Задача оппонентов – найти причину столкновения интересов, выявить, в чем их суть, и подобрать подходящие формы и методы разрешения конфликта.
Следует точно определить, что стало причиной возникших противоречий. Обе стороны должны изложить свои интересы, чтобы предотвратить в ходе спора чрезмерную эмоциональность и переход на личности. Бывает так, что именно благодаря установленным границам становится ясно, что проблема не так уж серьезна.
Желательно отыскать несколько вариантов разрешения конфликта, не стоит применять первый же пришедший в голову. Возможность выбора позволит задействовать метод, при котором интересы каждой из сторон будут максимально учтены.
Решение по проблеме должно выноситься обоюдно, как и осуществление его практической реализации. Если участники конфликта будут действовать совместно, слаженно, то и эффективность от принимаемых мер будет наибольшей.
III.Практическая часть
Среди своих знакомых я провела анкетирование. Целью было узнать, как много они знают о конфликтов.
1. Был ли у вас конфликт?
Да –19 ;
Нет – 3.
2. Кто является инициатором данных конфликтов?
1) Я
2) Собеседник
3) Третье лицо
1 – 11; 2 – 9; 3 – 2.
3.Каково твоё поведение в конфликте?
1) Перестаю общаться
2) Грублю, обзываюсь
3) Физически доказываю свою правоту
4) Стараюсь настроить против своего собеседника других людей
1 –14; 2 – 0; 3 – 8; 4 – 0.
4. Что является причиной данных конфликтов?
1) не нравится внешний вид;
2) грубое отношение, оскорбление
3) несправедливый поступок, обман;
4) несовпадение точек зрения на что-либо;5) нежелание выполнять чьи-то требования;
1 – 0; 2 – 9; 3 – 7; 4 – 4; 5 – 2.
IV. Заключение
Из результатов исследования можно сделать следующие выводы.
Теория конфликтов охватывает довольно широкий круг вопросов. Это определение самого понятия конфликта, раскрытие его природы как особого общественного явления, изучение причин и условий возникновения конфликтных ситуаций, их профилактики, контроля и разрешения. Анализируется структура или, как принято называть “анатомия” конфликта как определенной системы, а также движущие силы (участники) развития социальных коллизий. Важную проблему составляют и вопросы типологии, классификации конфликтов, выявление их функциональной роли в жизни общества.
Конфликт - это всегда взаимодействие людей. В зависимости от масштабности этого взаимодействия выделяют психологический, социологический, политологический и геополитический уровни рассмотрения конфликтов.
Все лица, участвующие в конфликте, различаются своими целями, ролью и значением. Среди участников конфликта различают: противоборствующие стороны, подстрекателей, пособников, организаторов, посредников и судей. Особое, незаменимое значение в конфликте принадлежит противоборствующим сторонам.
Поведение участника конфликта зависит не только от его социальной роли, но и от ряда субъективных факторов: аналитической деятельности, опыта, эмоций и чувств, мотивации и т.п. Эти факторы определяют восприятие конфликта и степень искажения восприятия.
V. Информационные источники
1.Специальная литература
https://www.informio.ru/publications/id2058/Konflikty-Sposoby-razreshenija-konflikta
https://ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная_страница
https://studfile.net/preview/989389/page:3/
https://zaochnik.com/spravochnik/menedzhment/psihologija-upravlenija-personalom/prichiny-konfliktov/
Салменкова М. В., Коротюк Е. С. Стратегия и методы решения конфликтов в организации //Инновационная наука. – 2018. – №. 12. – С. 195-197.
Маврин О. В. Технологии урегулирования конфликтов (медиация как эффективный метод разрешения конфликтов): учебное пособие для студентов специальности 034000-Конфликтология. – 2014.
МИНЯЗОВА Л. Р. МЕТОДЫ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ //Будущее науки-2018. – 2018. – С. 111-114.
VI. Приложение
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
HYPER13PAGE HYPER15
2