Конспект беседы «ПТИЦЫ – НАШИ ДРУЗЬЯ» | Степанова Елена Викторовна. Работа №364918
Конспект беседы "Птицы- наши крылатые друзья"
Цель: расширить знания о птицах, их значении в природе, пробудить у детей желание беречь и заботится о птицах; развивать память, мышление, внимание, речь, эстетический вкус, познавательный интерес; воспитывать любовь к природе, родному краю.
Цель: расширить знания о птицах, их значении в природе, пробудить у детей желание беречь и заботится о птицах; развивать память, мышление, внимание, речь, эстетический вкус, познавательный интерес; воспитывать любовь к природе, родному краю.
Ход беседы
Длинный клюв и два крыла
Прилетит - плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это… (птица).
Ой, как много в мире птиц :
Пеликанов и синиц,
Зимородков и клестов,
Попугаев и дроздов.
Есть фламинго, воробьи,
Есть колибри, соловьи.
Голуби, кукушки,
Пеночки-простушки.
Дятел, сокол и сова
Днем в дупле сидит она.
В поле перепел кричит,
Дятел по стволу стучит.
Знаешь, их так много есть,
Что их всех не перечесть.
Нас сражают пением
И буйным оперением!
- Ребята, сегодня наше занятия будет посвящён птицам.
1 апреля – особая дата – Всемирный день птиц. Традиция развешивать в начале апреля на деревьях «дома» для птиц – скворечники, синичники –забота о птицах появилась очень давно
Птицы живут неподалеку от людей и радуют нас своими звонкими, потрясающими по красоте трелями, легким полетом, красивым оперением. Они приносят неоценимую пользу природе и людям. Так давайте будем благодарны природе, создавшей их, и сделаем всё, что в наших силах, чтобы спасти эти удивительные создания от вымирания!
Работа над рассказом Я. Сербина «Лесное происшествие»
Сейчас я вам прочитаю рассказ Я. Сербина «Лесное происшествие»
Внимательно послушайте его и потом, выскажите своё отношение к поступку главного героя – Васи.
ЛЕСНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ
Вася и Петя, закинув головы, внимательно оглядывали каждое дерево и медленно шли в глубь бора. Вокруг чирикали воробьи, водили свои нежные мелодии зорянки и резво с ветки на ветку перепрыгивали чижики. Кто-то, словно молоточком, настойчиво стучал по дереву. Петя остановился.
- Кто это стучит?
- Дятел,— объяснил Вася,— обыкновенный серый дятел. Несет от пяти до семи беленьких яичек. В моей коллекции их два.
- Ты собираешь коллекцию птичьих яиц?
- Собираю. А что?
- Да ничего. И много собрал?
- Да у меня уже яички почти всех наших птиц есть, кроме, конечно, ракш… Никак не выдеру. Очень осторожные птицы. Я, брат, люблю все по-научному, книги о птицах читаю.
Вася хотел еще что-то сказать, но Петя вдруг остановил его, указывая пальцем на невысокую суковатую сосенку, одиноко росшую на полянке.
- Гляди, наверное, ракши.
– Не ракши, авторитетно заявил Вася. — Это иволги.
- Иволги?
- Да. Тоже очень осторожные птицы. Но их яички у меня уже есть!
- Да что, у тебя целый склад этих яиц? — не выдержал Петя. — И когда ты успел?
Но Вася не ответил. Он вдруг подпрыгнул и прошептал:
— Тс. Ракши. вон там.
Петя сразу увидел их. Они спокойно сидели на сосновом сучке и словно дремали. Зелено-голубое оперение сверкало на солнце.
Очевидно, заметив мальчиков, ракши тревожно взмахнули крылышками, крикнули «рек, рек!» и молниеносно перелетели на другую сосну.
— Скажешь, что я лгу,— удовлетворенно прошептал Вася,— если где-то поблизости мы не найдем гнездо.
Приглядевшись, они в самом деле на одной высокой сосне заметили дупло.
— Оно! Давай гвозди,— сразу скомандовал Вася.
Петя торопливо вынул из кармана толстые длинные гвозди, которые ему еще в лагере дал Вася.
Внимательно осмотрев сосну, Вася сказал:
— До первого сучка приблизительно шесть метров. Хватит. Только бы гвозди выдержали,— и вынул из-за пазухи молоток.
Забивая гвозди в ствол сосны, Вася начал медленно подниматься вверх. Скоро он уже стоял на первом суку и гордо осматривал все вокруг. До дупла осталось несколько метров.
— Теперь все пойдет по щучьему велению! — весело крикнул он и запустил молотком в ракш, которые все время кружились над дуплом, выкрикивая свое тревожное «рек, рек».
Но, когда Вася попробовал сунуть руку в дупло, птички вдруг притихли, только их головки с толстыми клювами то и дело вытягивались вверх. Петя затаил дыхание. Что-то заскребло у него в горле и стало сердце. Ему стало жаль птиц. Он не выдержал и крикнул вверх:
- Васька, может, не надо.
- Глупости мелешь,— огрызнулся тот.
— Ведь это не воробьи,— продолжал Петя. — Жалко. Они такие красивые.
—Да замолчи ты! — сердился Вася. — Плакса несчастная! Петя знал, что Вася упрям и убедить его сейчас невозможно.
Потому отвернулся, присел под сосной и, еще раз взглянув на притаившихся птиц, заплакал.
— Есть одно! — воскликнул Вася. — Подставляй фуражку! Хотя нет, пусть лучше у меня останется. Снесли только два, будто знали, что мне как раз столько и надо. — И снова засунул руку в дупло. — Чего раскис!
Петя не отвечал.
— Эх ты! Тонкокожий! —хихикнул Вася.
Петя снова посмотрел на ракш. Сейчас они тревожно мотали голубиными головками. «И зачем я согласился идти в бор с Васей, — подумал Петя, — лучше бы с ребятами в поле пошел. Почти весь лагерь там, а я с этим придурковатым Васькой поплелся».
По неожиданно его беспокойные мысли оборвал отчаянный возглас Васи:
— Ой, не вылазит! Кажется, застряла.
- Что не вылазит? Что застряло? — испуганно переспросил Петя.
- Рука. Рука застряла! — силясь вырвать из дупла руку, заорал Вася.
- Что же теперь? Может, кричать? —беспомощно спросил Петя.
—Что ты, что ты! — запротестовал тот. —Не смей. Я сам как-нибудь.
Но как ни старался Вася сам освободить руку, ничего не получалось. Она все сильнее набрякала и ныла так, что и шевельнуть уже было невозможно. От боли Вася начал скулить.
Петя вдруг сорвался с места и исчез в лесной чаще. Не слыхал он, как Вася, стоя сомлевшими ногами на сосновом суку, просил его вернуться. Петя бежал и бежал в лагерь, к пионервожатому, к друзьям.
— Там на сосне,— завопил он,—Вася в гнезде! И рука в дупле. Быстрее, а то упадет.
За Петей помчались все. Несли лестницу. Петя сопел, как загнанный жеребец, но бежал первым, чтобы показать, на какой сосне сидит Вася.
— Вон там,—едва проговорил Петя и бессильно опустился на землю.
Пионеры бросились вперед.
. Под сосной с забинтованной рукой сидел Вася. Вид у него был жалкий: штаны разорваны, рубашка тоже, глаза красные, чуб растрепан. Около него с лестницей на плече и долотом в руке стоял коренастый человек в форме лесничего.
—Хорошо, что прибежали,— хмуро проговорил он,— дупло глубокое и узкое, насилу долотом раздолбил. Еще минута, и этому разбойнику — крышка. сорвался бы с сучка.
Вася виновато поглядывал на пионервожатого, на пионеров, но ни в ком не нашел сочувствия.
Беседа:
1. Что вы можете сказать о поступке Васи? Правильно ли он поступил?
4. Каким можно назвать поступок Васи? (Жестоким, бессердечным, варварским)
Помните: Птицы наши друзья, младшие братья и мы должны их беречь и охранять!
- А знаете ли вы птиц?
Соревнование по рядам - какой ряд знает больше птиц.
Птицы делятся на две группы: зимующих и перелётных.
Зимующие птицы – это птицы, которые могут найти себе корм в наших условиях даже зимой, поэтому они круглый год живут на одном и том же месте. Каких птиц вы видели зимой? (воробьи, синицы, голуби, вороны, сороки, дятлы и т. д.) (Показать картинки птиц.)
Этим птицам сложно найти зимой корм, поэтому их нужно подкармливать сухими крошками, крупой, семечками, косточками от ягод.
Перелетные птицы – это птицы, которые из-за недостатка корма вынуждены улетать в теплые края, на юг.
Чем питаются ласточки и стрижи? (насекомыми). Чем питаются аисты, цапли, гуси, утки, лебеди, чайки? (рыбой, головастиками, лягушками). Зимой этой пищи не найти, поэтому, все насекомоядные и водоплавающие птицы улетают в те места, где есть корм.
Птицы бывают домашними и дикими.
Дикие птицы живут в природе, сами находят себе пищу, укромное место для ночлега.
Домашние птицы – живут в помещениях, которые построил человек. Человек кормит и ухаживает за этими птицами. Из-за тяжелого веса домашние птицы разучились летать.
Игра «Покажи птицу» (все встали) – если я называю дикую птицу, вы машите руками как крыльями, если домашнюю – ходите как утки.
Игра «Угадай». Часто человека, его внешность, манеру поведения, характер сравнивают с птицами. Попробуйте вспомнить, как и ком у нас говорят:
Длинноногий, как (журавль).
Мудрый, как (сова, ворон).
Надутый, как (индюк).
Большеглазый, как (филин).
Каркает, как (ворона).
Вороватый, как (сорока).
Болтливый, как (сорока).
Верность (лебединая).
Любовь и нежность (голубиная).
Игра «Самые, самые, самые»
А теперь давайте подведем итог нашего классного часа.
• Все птицы полезны, и все они – наши друзья.
• Надо беречь и охранять птиц.
• Необходимо строить гнёзда и кормушки.
- Что нового вы сегодня узнали?
- Какой сегодня отмечается Международный день?
Если мы не будем обижать птиц, будем им помогать, то сможем услышать их прекрасное пение не только в лесу или на даче, но даже в наших дворах и парках.
Игра «Собери пословицу»
• Лучше синица в руке, весна у крыльца.
• Глупа та птица, вылетит — не поймаешь.
• Слово не воробей, своей стае летит.
• Сорока стрекочет — а человек уменьем.
• Красна птица пеньем, гостей пророчит.
• Всякая птица к чем журавль в небе.
• Увидел скворца – которой гнездо своё не мило.
Игра «А верите ли вы?»
– Верите ли вы, что некоторые птицы умеют обслуживать себя во время еды? (Да. Вороны не любят черствый хлеб и всегда размачивают его в луже перед употреблением. Обыкновенный стервятник из Африки берет в клюв крупный камень и сбрасывает его на яйцо африканского страуса).
– А верите ли вы, что страус, когда ему страшно, прячет голову в песок? (Нет. Страус, когда чувствует опасность, то ложится на землю, вытягивает шею и внимательно наблюдает. Но как только опасность приближается, то вскакивает и убегает.)
– Верите ли вы, что гусь – это очень осторожная птица? (Да. Когда чувствует опасность, то ложится на землю, вытягивает шею и внимательно наблюдает. Но как только опасность приближается, то вскакивает и убегает)
– Ребята, скажите можно ли убивать птиц? (Ответы детей)
– Конечно, нет. Однажды в Китае решили уничтожить воробьев. Им не давали садиться, убивали. За большое количество убитых птиц получали вознаграждение. Воробьев у них не стало. И что же случилось? Настоящим стихийным бедствием оказались для этой страны полчища насекомых.
– А во многих странах поставлен памятник воробью – за спасение полей и огородов от гусениц. Вот так оценили люди заслуги этой скромной птицы.
Итог занятия
Конспект беседы «ПТИЦЫ – НАШИ ДРУЗЬЯ»
Цель: расширить знания о птицах, их значении в природе, пробудить у детей желание беречь и заботится о птицах; развивать память, мышление, внимание, речь, эстетический вкус, познавательный интерес; воспитывать любовь к природе, родному краю.
Ход беседы
Длинный клюв и два крыла
Прилетит - плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это… (птица).
Ой, как много в мире птиц :
Пеликанов и синиц,
Зимородков и клестов,
Попугаев и дроздов.
Есть фламинго, воробьи,
Есть колибри, соловьи.
Голуби, кукушки,
Пеночки-простушки.
Дятел, сокол и сова
Днем в дупле сидит она.
В поле перепел кричит,
Дятел по стволу стучит.
Знаешь, их так много есть,
Что их всех не перечесть.
Нас сражают пением
И буйным оперением!
- Ребята, сегодня наше занятия будет посвящён птицам.
1 апреля – особая дата – Всемирный день птиц. Традиция развешивать в начале апреля на деревьях «дома» для птиц – скворечники, синичники –забота о птицах появилась очень давно
Птицы живут неподалеку от людей и радуют нас своими звонкими, потрясающими по красоте трелями, легким полетом, красивым оперением. Они приносят неоценимую пользу природе и людям. Так давайте будем благодарны природе, создавшей их, и сделаем всё, что в наших силах, чтобы спасти эти удивительные создания от вымирания!
Работа над рассказом Я. Сербина «Лесное происшествие»
Сейчас я вам прочитаю рассказ Я. Сербина «Лесное происшествие»
Внимательно послушайте его и потом, выскажите своё отношение к поступку главного героя – Васи.
ЛЕСНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ
Вася и Петя, закинув головы, внимательно оглядывали каждое дерево и медленно шли в глубь бора. Вокруг чирикали воробьи, водили свои нежные мелодии зорянки и резво с ветки на ветку перепрыгивали чижики. Кто-то, словно молоточком, настойчиво стучал по дереву. Петя остановился.
- Кто это стучит?
- Дятел,— объяснил Вася,— обыкновенный серый дятел. Несет от пяти до семи беленьких яичек. В моей коллекции их два.
- Ты собираешь коллекцию птичьих яиц?
- Собираю. А что?
- Да ничего. И много собрал?
- Да у меня уже яички почти всех наших птиц есть, кроме, конечно, ракш… Никак не выдеру. Очень осторожные птицы. Я, брат, люблю все по-научному, книги о птицах читаю.
Вася хотел еще что-то сказать, но Петя вдруг остановил его, указывая пальцем на невысокую суковатую сосенку, одиноко росшую на полянке.
- Гляди, наверное, ракши.
– Не ракши, авторитетно заявил Вася. — Это иволги.
- Иволги?
- Да. Тоже очень осторожные птицы. Но их яички у меня уже есть!
- Да что, у тебя целый склад этих яиц? — не выдержал Петя. — И когда ты успел?
Но Вася не ответил. Он вдруг подпрыгнул и прошептал:
— Тс. Ракши. вон там.
Петя сразу увидел их. Они спокойно сидели на сосновом сучке и словно дремали. Зелено-голубое оперение сверкало на солнце.
Очевидно, заметив мальчиков, ракши тревожно взмахнули крылышками, крикнули «рек, рек!» и молниеносно перелетели на другую сосну.
— Скажешь, что я лгу,— удовлетворенно прошептал Вася,— если где-то поблизости мы не найдем гнездо.
Приглядевшись, они в самом деле на одной высокой сосне заметили дупло.
— Оно! Давай гвозди,— сразу скомандовал Вася.
Петя торопливо вынул из кармана толстые длинные гвозди, которые ему еще в лагере дал Вася.
Внимательно осмотрев сосну, Вася сказал:
— До первого сучка приблизительно шесть метров. Хватит. Только бы гвозди выдержали,— и вынул из-за пазухи молоток.
Забивая гвозди в ствол сосны, Вася начал медленно подниматься вверх. Скоро он уже стоял на первом суку и гордо осматривал все вокруг. До дупла осталось несколько метров.
— Теперь все пойдет по щучьему велению! — весело крикнул он и запустил молотком в ракш, которые все время кружились над дуплом, выкрикивая свое тревожное «рек, рек».
Но, когда Вася попробовал сунуть руку в дупло, птички вдруг притихли, только их головки с толстыми клювами то и дело вытягивались вверх. Петя затаил дыхание. Что-то заскребло у него в горле и стало сердце. Ему стало жаль птиц. Он не выдержал и крикнул вверх:
- Васька, может, не надо.
- Глупости мелешь,— огрызнулся тот.
— Ведь это не воробьи,— продолжал Петя. — Жалко. Они такие красивые.
—Да замолчи ты! — сердился Вася. — Плакса несчастная! Петя знал, что Вася упрям и убедить его сейчас невозможно.
Потому отвернулся, присел под сосной и, еще раз взглянув на притаившихся птиц, заплакал.
— Есть одно! — воскликнул Вася. — Подставляй фуражку! Хотя нет, пусть лучше у меня останется. Снесли только два, будто знали, что мне как раз столько и надо. — И снова засунул руку в дупло. — Чего раскис!
Петя не отвечал.
— Эх ты! Тонкокожий! —хихикнул Вася.
Петя снова посмотрел на ракш. Сейчас они тревожно мотали голубиными головками. «И зачем я согласился идти в бор с Васей, — подумал Петя, — лучше бы с ребятами в поле пошел. Почти весь лагерь там, а я с этим придурковатым Васькой поплелся».
По неожиданно его беспокойные мысли оборвал отчаянный возглас Васи:
— Ой, не вылазит! Кажется, застряла.
- Что не вылазит? Что застряло? — испуганно переспросил Петя.
- Рука. Рука застряла! — силясь вырвать из дупла руку, заорал Вася.
- Что же теперь? Может, кричать? —беспомощно спросил Петя.
—Что ты, что ты! — запротестовал тот. —Не смей. Я сам как-нибудь.
Но как ни старался Вася сам освободить руку, ничего не получалось. Она все сильнее набрякала и ныла так, что и шевельнуть уже было невозможно. От боли Вася начал скулить.
Петя вдруг сорвался с места и исчез в лесной чаще. Не слыхал он, как Вася, стоя сомлевшими ногами на сосновом суку, просил его вернуться. Петя бежал и бежал в лагерь, к пионервожатому, к друзьям.
— Там на сосне,— завопил он,—Вася в гнезде! И рука в дупле. Быстрее, а то упадет.
За Петей помчались все. Несли лестницу. Петя сопел, как загнанный жеребец, но бежал первым, чтобы показать, на какой сосне сидит Вася.
— Вон там,—едва проговорил Петя и бессильно опустился на землю.
Пионеры бросились вперед.
. Под сосной с забинтованной рукой сидел Вася. Вид у него был жалкий: штаны разорваны, рубашка тоже, глаза красные, чуб растрепан. Около него с лестницей на плече и долотом в руке стоял коренастый человек в форме лесничего.
—Хорошо, что прибежали,— хмуро проговорил он,— дупло глубокое и узкое, насилу долотом раздолбил. Еще минута, и этому разбойнику — крышка. сорвался бы с сучка.
Вася виновато поглядывал на пионервожатого, на пионеров, но ни в ком не нашел сочувствия.
Беседа:
1. Что вы можете сказать о поступке Васи? Правильно ли он поступил?
4. Каким можно назвать поступок Васи? (Жестоким, бессердечным, варварским)
Помните: Птицы наши друзья, младшие братья и мы должны их беречь и охранять!
- А знаете ли вы птиц?
Соревнование по рядам - какой ряд знает больше птиц.
Птицы делятся на две группы: зимующих и перелётных.
Зимующие птицы – это птицы, которые могут найти себе корм в наших условиях даже зимой, поэтому они круглый год живут на одном и том же месте. Каких птиц вы видели зимой? (воробьи, синицы, голуби, вороны, сороки, дятлы и т. д.) (Показать картинки птиц.)
Этим птицам сложно найти зимой корм, поэтому их нужно подкармливать сухими крошками, крупой, семечками, косточками от ягод.
Перелетные птицы – это птицы, которые из-за недостатка корма вынуждены улетать в теплые края, на юг.
Чем питаются ласточки и стрижи? (насекомыми). Чем питаются аисты, цапли, гуси, утки, лебеди, чайки? (рыбой, головастиками, лягушками). Зимой этой пищи не найти, поэтому, все насекомоядные и водоплавающие птицы улетают в те места, где есть корм.
Птицы бывают домашними и дикими.
Дикие птицы живут в природе, сами находят себе пищу, укромное место для ночлега.
Домашние птицы – живут в помещениях, которые построил человек. Человек кормит и ухаживает за этими птицами. Из-за тяжелого веса домашние птицы разучились летать.
Игра «Покажи птицу» (все встали) – если я называю дикую птицу, вы машите руками как крыльями, если домашнюю – ходите как утки.
Игра «Угадай». Часто человека, его внешность, манеру поведения, характер сравнивают с птицами. Попробуйте вспомнить, как и ком у нас говорят:
Длинноногий, как (журавль).
Мудрый, как (сова, ворон).
Надутый, как (индюк).
Большеглазый, как (филин).
Каркает, как (ворона).
Вороватый, как (сорока).
Болтливый, как (сорока).
Верность (лебединая).
Любовь и нежность (голубиная).
Игра «Самые, самые, самые»
А теперь давайте подведем итог нашего классного часа.
• Все птицы полезны, и все они – наши друзья.
• Надо беречь и охранять птиц.
• Необходимо строить гнёзда и кормушки.
- Что нового вы сегодня узнали?
- Какой сегодня отмечается Международный день?
Если мы не будем обижать птиц, будем им помогать, то сможем услышать их прекрасное пение не только в лесу или на даче, но даже в наших дворах и парках.
Игра «Собери пословицу»
• Лучше синица в руке, весна у крыльца.
• Глупа та птица, вылетит — не поймаешь.
• Слово не воробей, своей стае летит.
• Сорока стрекочет — а человек уменьем.
• Красна птица пеньем, гостей пророчит.
• Всякая птица к чем журавль в небе.
• Увидел скворца – которой гнездо своё не мило.
Игра «А верите ли вы?»
– Верите ли вы, что некоторые птицы умеют обслуживать себя во время еды? (Да. Вороны не любят черствый хлеб и всегда размачивают его в луже перед употреблением. Обыкновенный стервятник из Африки берет в клюв крупный камень и сбрасывает его на яйцо африканского страуса).
– А верите ли вы, что страус, когда ему страшно, прячет голову в песок? (Нет. Страус, когда чувствует опасность, то ложится на землю, вытягивает шею и внимательно наблюдает. Но как только опасность приближается, то вскакивает и убегает.)
– Верите ли вы, что гусь – это очень осторожная птица? (Да. Когда чувствует опасность, то ложится на землю, вытягивает шею и внимательно наблюдает. Но как только опасность приближается, то вскакивает и убегает)
– Ребята, скажите можно ли убивать птиц? (Ответы детей)
– Конечно, нет. Однажды в Китае решили уничтожить воробьев. Им не давали садиться, убивали. За большое количество убитых птиц получали вознаграждение. Воробьев у них не стало. И что же случилось? Настоящим стихийным бедствием оказались для этой страны полчища насекомых.
– А во многих странах поставлен памятник воробью – за спасение полей и огородов от гусениц. Вот так оценили люди заслуги этой скромной птицы.
Итог занятия