Конспект экологической прогулки для детей подготовительной группы на тему «Где живут листочки?» | Симакова Наталья Валерьевна. Работа №364078. Номер работы: №364078
«Если ребенок не научится сам ничего творить, то в жизни, он всегда будет только подражать
и копировать».
Л.Н. Толстой
1. Актуальность развития технического творчества у дошкольников. Важно помочь детям обнаружить и раскрыть их творческий потенциал, а также подготовить базу для будущей профессиональной ориентации.
2. Взаимодействие детского сада с семьями воспитанников. Необходимо убедить родителей в необходимости и целесообразности развития технического творчества на этапе дошкольного детства.
3.Ключевые слова: индустрия, экономика, креативность, интеллект, техническое творчество.
От простого к сложному ... От складывания башенок из кубиков до создания мини роботов. Ребёнок познаёт мир через экспериментирование. Инженерное мышление – самое естественное для ребёнка дошкольника. Именно в этом возрасте возникают первые представления о том, как устроен мир. Ребёнок пытается познать его через созидание. Дети в детском саду постоянно заняты созданием чего-то нового, исследованием, изучением,
экспериментированием. Малыши учатся мыслить нестандартно, развивают образное мышление. Знакомятся с творческим процессом. Осознают, что значит начать с идеи и превратить её в настоящий проект с конечным результатом. Роль педагога в этом процессе важная и неоспоримая. Поддержать юного изобретателя на стадии зарождения идеи, помочь поверить в себя, подтолкнуть к воплощению. Бесспорно, педагог должен обладать чутким талантом и педагогической мудростью в этом тонком, но таком важном для ребёнка процессе.В раннем возрасте детское творчество формируется в ходе познания свойств предметного мира, а также взаимодействия с окружающими его людьми в игровой форме. В дошкольном возрасте детское творчество проявляется в создании сюжета ролевой игры и в продуктивных видах деятельности: рисование, лепка, конструирование.Одним из видов деятельности, в которой в полной мере проявляется творческая активность ребёнка, является конструктивно-модельная деятельность. Конструирование как излюбленный детьми вид деятельности не только увлекательное, но и
весьма полезное занятие. Игры по конструированию проводятся с ребёнком с целью формирования мыслительных процессов и восприятия, обогащения сенсорного опыта . Действуя с деталями строительного материала, дети получает представления о различной форме, величине, цвете предметов. Развивается мелкая моторика и координация движений.
Игры способствуют воспитанию сосредоточенности, зрительного и слухового внимания, умению добиваться результата, развитию произвольности. В конструировании существует возможность для творчества, полёта фантазии. Они долго не надоедают, так как обладают большой вариативностью, разнообразием комбинаций,
помогают творческому самовыражению. Малыши по долгу достраивают и перестраивают замки и дворцы, «усовершенствуют» роботов, наделяя их всё новыми и новыми функциями и способностями.
Особенность конструирования заключается в том, что эта деятельность, как игра, отвечает интересам и потребностям ребенка.
Существует масса различных видов конструкторов. Вот несколько примеров:
Кубики ( деревянные, тканевые, пластмассовые). Являются самым первым материалом для конструирования. Уже годовалые малыши с удовольствием разрушают башню из кубиков, и это вполне можно считать первыми играми с конструктором.
Строительные наборы (геометрические фигуры разного размера) . Эти наборы могут быть из разных материалов — дерева, пластмассы, мягконабивные. Крупный напольный конструктор можно использовать для постройки домов, как в рост ребёнка, так и в кукольный
рост. Возраст детей, которым будет интересен такой тип конструкторов, колеблется в широких пределах. Малыши строят арки и гаражи, а шестилетки воодушевленно сооружают сложные архитектурные строения из конструктора, в состав которого входит множество объемных фигурок.
Конструкторы с простым блочным соединением. Классический вид, тем не менее любимый современными детьми. Чем старше становится ребенок, тем меньше становятся детали. Помимо строительных пластмассовых блоков, такие конструкторы часто содержат и тематические детали — фигурки людей, животных, персонажи любимых мультфильмов.
Отличительной и очень выгодной для родителя чертой этих конструкторов является совместимость деталей одного производителя из разных наборов. То есть, покупая новый набор ребенку, мы пополняем тот, что у нас есть в наличии, создавая тем самым, идеальные условия для творчества.
Конструкторы с болтовым соединением (металлические, пластмассовые). Они бывают из различного материала. И для различного возраста. Например, все мы помним металлические конструкторы нашего детства — с плоскими деталями с отверстиями, с винтиками и шайбочками. Сегодня же это — яркие, привлекательные, пластиковые элементы, крупнее своих серых предшественников из металла. Этот вид конструктора не прост в сборке, поэтому рекомендуется для детей после четырех-пяти лет. Хотя даже в этом возрасте многое придется показывать родителям — и как завинчивать болтики, и как совмещать детали.
Магнитные конструкторы состоят из намагниченных пластин, палочек и шариков, «прилипающих» друг к другу. Из такого конструктора легко составляются оригинальные, стильные и блестящие объемные модели. Магнитный конструктор с мелкими деталями предназначен для детей старше шести лет. С ним очень интересно играть, развивая фантазию. О днако, магнитный конструктор таит в себе опасность! При попадании в
желудочно-кишечный тракт, разрозненные магнитные шарики начинают притягиваться, что требует неотложного оперативного вмешательства. Возраст детей, глотающих магниты, колеблется от 1 года до 10 лет. Зачастую случается так: родители покупают магнитную игрушку старшему ребенку, а играет с ней малыш, который хочет все попробовать на вкус.
При покупки конструктора надо четко объяснить правила игры старшему ребенку. Но иногда более взрослые дети балуются – кладут в рот разрозненные шарики и случайно глотают их. Поэтому врачи рекомендуют вообще не покупать магнитные игрушки в дом, где есть дети дошкольного возраста. Такие игры конструкторы должны быть для семейных игр и только
под присмотром родителей.
Электронные ( различные запчасти на основе электросхем). Такой конструктор в игровой форме познакомит ребенка с основами электротехники и электроники. Детали собираются в
электрические схемы без пайки, с помощью удобных разъемов и крепятся к пластиковому основанию. К каждому конструктору прилагается красочная брошюра с подробными описаниями электрических и электронных схем. Такие конструкторы интересны не только детям, поэтому у вас есть шанс организовать хороший совместный досуг.
Решетчатый конструктор, детали которого напоминают решеточки. Этот развивающий детский конструктор отличается своей универсальностью и простотой сборки. Конструктор помогает развитию пространственного мышления, навыков классификации и сортировки предметов по цветам и форме.
Конструктор lego. «Lego» в переводе с датского языка означает «умная игра». Это серия развивающих игрушек, представляющих собой наборы деталей для сборки и моделирования разнообразных предметов (конструкторы). На современном этапе – значительных
технических достижений, которые влекут за собой весомые изменения во всех сферах человеческой жизнедеятельности, когда сложные электронные, технические механизмы и объекты окружают человека повсеместно, все большую популярность в дошкольных образовательных учреждениях в работе с дошкольниками приобретает такой вид продуктивной деятельности, как LEGO-конструирование.
Таким образом, можно констатировать, что в процессе конструирования дошкольник опирается на свои умственные способности, в тоже время, и само конструирование является средством умственного развития.
Но современное образование претерпевает значительные перемены. Отчасти на него откладывает свой отпечаток события, происходящие на мировой арене: в лидеры экономического развития вырываются те страны, которые создают прорывные технологии для мощного развития индустрии. Не допустить отставания России в этой сфере - одна из основных задач, решить которую поможет система профессионального самоопределения населения в инженерно-технической области.
Современное общество нуждается в творческих личностях, способных к саморазвитию и самосовершенствованию. Задача дошкольного образования состоит в повышении качества предоставляемых образовательных услуг. Для этого необходимо создать для каждого ребенка условия, необходимые для выбора направления своего развития.
Иными словами, нам предстоит, с одной стороны, помочь юным дошколятам обнаружить и раскрыть свой творческий потенциал, данный природой, а с другой, выполнить социальный заказ государства – подготовить базу для будущей профессиональной ориентации подрастающего поколения.
Мировой научно-технический прогресс обращает всеобщее внимание на основной источник развития общества - интеллект, представляющий собой мощную материальную силу.
Квалификация инженерных кадров становится сегодня ключевым фактором конкурентоспособности и экономической независимости стран мира.
Именно поэтому проблема развития технического творчества детей дошкольного возраста становится все более актуальной. Основой для достижения эффективного результата в данной области становится тесное взаимодействие детского сада с семьями воспитанников.
Для этого необходимо убедить родителей в необходимости и целесообразности развития технического творчества на этапе дошкольного детства. Именно поэтому формы работы с семьей должны быть интересными и нестандартными.
Рассмотрим некоторые из них.
Родительский клуб. Эта нетрадиционная форма работы с семьей предполагает обмен опытом и интересами. Тема технического творчества в первую очередь ассоциируется с конструктором ЛЕГО, полюбившемуся уже не одному поколению людей. Именно поэтому встреча за игрой в любимый конструктор не оставят равнодушным современных родителей. А информация о новых способах использования конструктора в обучении – лишь повысит интерес к традиционной игрушке.
Одной из современных форм работы с родителями является выпуск газеты. Такой вид информации позволит желающим продемонстрировать интересный семейный опыт в области конструирования, а тех, кто не особо интересуется проблемами воспитания и обучения, вовлечет в совместную с педагогами работу с детьми. В газете можно печатать интересные факты в области технического моделирования, делать анонсы новинок конструкторов, давать советы по развитию конструктивных способностей детей, знакомить родителей с достижениями детей в области технического творчества и многое другое!
Банк родительских идей – новая идея в работе с родителями. Это своего рода кейс или папка, благодаря которой каждый родитель может продемонстрировать свой опыт по развитию технического творчества своего ребенка. Такая форма работы имеет ряд преимуществ – она существенно экономит время для обмена опытом! «Подсмотреть» идеи для семейного творчества с ребенком можно во время переодевания ребенка, а по приходу домой – воплотить замысел в жизнь.
Ведение блога на тему «Технический прорыв дошколят» - своего рода прорыв в области работы с родителями. В качестве блогеров могут выступать не только педагоги, но и сами дети. Как показывает практика, эта сфера очень актуальна и весьма привлекательна для большинства современных людей. К тому же позволяет получить информацию, не отрываясь от любимого кресла.
4.Некоторые современные формы работы с родителями:
o Родительский клуб. Предполагает сотрудничество с семьёй и взаимообмен опытом.
o Выпуск газеты. Позволяет продемонстрировать семейный опыт в области конструирования, вовлечь родителей в совместную с педагогами работу с детьми.
o Банк родительских идей. Это папка или кейс, где каждый родитель может показать свои достижения в развитии технического творчества.
o Ведение блога. Например, на тему «Технический прорыв дошколят», где в роли блогеров могут выступать не только педагоги, но и сами дети.
· Инженерно-конструкторский мастер-класс. Обучение детей и родителей способами механизации оборудования для производства.
· Семейный клуб «Твори, придумывай, пробуй». Совместные творческие встречи между родителями и воспитанниками по обмену идей и практических навыков изготовления аппаратов и машин, необходимых для различных профессий из бросового материала и элементов конструктора.
· Конструкторское бюро. Зона для демонстрации построек, хранения инженерных достижений, образцов, материалов для моделирования.
· Игровые центры, вынесенные за пределы группы. Они созданы усилиями родителей и педагогов и представляют собой уменьшенный вид отдельной сферы производства.
Подводя итоги, хочется отметить, что эффективность работы педагога измеряется уровнем развития его творчества и креативности. В нашем обществе креативный – означает идущий в ногу со временем.
Идите в ногу со временем, развивайтесь сами и выражайте свои идеи ярко! И вы обязательно найдете отклик со стороны родителей своих воспитанников!
Список литературы:
В. Н. Вараскин «Пять основных правил, способствующих развитию детского технического творчества»;
В.Ф. Куличенко, А.И. Волков «Будущие инженеры»;
В. Толмачев «Техническое любительство»;
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №175 «Лигренок»
Консультация для педагогических работников
«Современные формы работы с родителями по развитию технического творчества у детей дошкольного возраста в процессе
конструктивно- модельной деятельности»
Воспитатель: Симакова Н.В.
2025г.
«Если ребенок не научится сам ничего творить, то в жизни, он всегда будет только подражать
и копировать».
Л.Н. Толстой
Актуальность развития технического творчества у дошкольников
. Важно помочь детям обнаружить и раскрыть их творческий потенциал, а также подготовить базу для будущей профессиональной ориентации.
Взаимодействие детского сада с семьями воспитанников
. Необходимо убедить родителей в необходимости и целесообразности развития технического творчества на этапе дошкольного детства.
3.Ключевые слова: индустрия, экономика, креативность, интеллект, техническое творчество.
От простого к сложному ... От складывания башенок из кубиков до создания мини роботов. Ребёнок познаёт мир через экспериментирование. Инженерное мышление – самое естественное для ребёнка дошкольника. Именно в этом возрасте возникают первые представления о том, как устроен мир. Ребёнок пытается познать его через созидание. Дети в детском саду постоянно заняты созданием чего-то нового, исследованием, изучением,
экспериментированием. Малыши учатся мыслить нестандартно, развивают образное мышление. Знакомятся с творческим процессом. Осознают, что значит начать с идеи и превратить её в настоящий проект с конечным результатом. Роль педагога в этом процессе важная и неоспоримая. Поддержать юного изобретателя на стадии зарождения идеи, помочь поверить в себя, подтолкнуть к воплощению. Бесспорно, педагог должен обладать чутким талантом и педагогической мудростью в этом тонком, но таком важном для ребёнка процессе.В раннем возрасте детское творчество формируется в ходе познания свойств предметного мира, а также взаимодействия с окружающими его людьми в игровой форме. В дошкольном возрасте детское творчество проявляется в создании сюжета ролевой игры и в продуктивных видах деятельности: рисование, лепка, конструирование.Одним из видов деятельности, в которой в полной мере проявляется творческая активность ребёнка, является конструктивно-модельная деятельность. Конструирование как излюбленный детьми вид деятельности не только увлекательное, но и
весьма полезное занятие. Игры по конструированию проводятся с ребёнком с целью формирования мыслительных процессов и восприятия, обогащения сенсорного опыта . Действуя с деталями строительного материала, дети получает представления о различной форме, величине, цвете предметов. Развивается мелкая моторика и координация движений.
Игры способствуют воспитанию сосредоточенности, зрительного и слухового внимания, умению добиваться результата, развитию произвольности. В конструировании существует возможность для творчества, полёта фантазии. Они долго не надоедают, так как обладают большой вариативностью, разнообразием комбинаций,
помогают творческому самовыражению. Малыши по долгу достраивают и перестраивают замки и дворцы, «усовершенствуют» роботов, наделяя их всё новыми и новыми функциями и способностями.
Особенность конструирования заключается в том, что эта деятельность, как игра, отвечает интересам и потребностям ребенка.
Существует масса различных видов конструкторов. Вот несколько примеров:
Кубики ( деревянные, тканевые, пластмассовые). Являются самым первым материалом для конструирования. Уже годовалые малыши с удовольствием разрушают башню из кубиков, и это вполне можно считать первыми играми с конструктором.
Строительные наборы (геометрические фигуры разного размера) . Эти наборы могут быть из разных материалов — дерева, пластмассы, мягконабивные. Крупный напольный конструктор можно использовать для постройки домов, как в рост ребёнка, так и в кукольный
рост. Возраст детей, которым будет интересен такой тип конструкторов, колеблется в широких пределах. Малыши строят арки и гаражи, а шестилетки воодушевленно сооружают сложные архитектурные строения из конструктора, в состав которого входит множество объемных фигурок.
Конструкторы с простым блочным соединением. Классический вид, тем не менее любимый современными детьми. Чем старше становится ребенок, тем меньше становятся детали. Помимо строительных пластмассовых блоков, такие конструкторы часто содержат и тематические детали — фигурки людей, животных, персонажи любимых мультфильмов.
Отличительной и очень выгодной для родителя чертой этих конструкторов является совместимость деталей одного производителя из разных наборов. То есть, покупая новый набор ребенку, мы пополняем тот, что у нас есть в наличии, создавая тем самым, идеальные условия для творчества.
Конструкторы с болтовым соединением (металлические, пластмассовые). Они бывают из различного материала. И для различного возраста. Например, все мы помним металлические конструкторы нашего детства — с плоскими деталями с отверстиями, с винтиками и шайбочками. Сегодня же это — яркие, привлекательные, пластиковые элементы, крупнее своих серых предшественников из металла. Этот вид конструктора не прост в сборке, поэтому рекомендуется для детей после четырех-пяти лет. Хотя даже в этом возрасте многое придется показывать родителям — и как завинчивать болтики, и как совмещать детали.
Магнитные конструкторы состоят из намагниченных пластин, палочек и шариков, «прилипающих» друг к другу. Из такого конструктора легко составляются оригинальные, стильные и блестящие объемные модели. Магнитный конструктор с мелкими деталями предназначен для детей старше шести лет. С ним очень интересно играть, развивая фантазию. О днако, магнитный конструктор таит в себе опасность! При попадании в
желудочно-кишечный тракт, разрозненные магнитные шарики начинают притягиваться, что требует неотложного оперативного вмешательства. Возраст детей, глотающих магниты, колеблется от 1 года до 10 лет. Зачастую случается так: родители покупают магнитную игрушку старшему ребенку, а играет с ней малыш, который хочет все попробовать на вкус.
При покупки конструктора надо четко объяснить правила игры старшему ребенку. Но иногда более взрослые дети балуются – кладут в рот разрозненные шарики и случайно глотают их. Поэтому врачи рекомендуют вообще не покупать магнитные игрушки в дом, где есть дети дошкольного возраста. Такие игры конструкторы должны быть для семейных игр и только
под присмотром родителей.
Электронные ( различные запчасти на основе электросхем). Такой конструктор в игровой форме познакомит ребенка с основами электротехники и электроники. Детали собираются в
электрические схемы без пайки, с помощью удобных разъемов и крепятся к пластиковому основанию. К каждому конструктору прилагается красочная брошюра с подробными описаниями электрических и электронных схем. Такие конструкторы интересны не только детям, поэтому у вас есть шанс организовать хороший совместный досуг.
Решетчатый конструктор, детали которого напоминают решеточки. Этот развивающий детский конструктор отличается своей универсальностью и простотой сборки. Конструктор помогает развитию пространственного мышления, навыков классификации и сортировки предметов по цветам и форме.
Конструктор lego. «Lego» в переводе с датского языка означает «умная игра». Это серия развивающих игрушек, представляющих собой наборы деталей для сборки и моделирования разнообразных предметов (конструкторы). На современном этапе – значительных
технических достижений, которые влекут за собой весомые изменения во всех сферах человеческой жизнедеятельности, когда сложные электронные, технические механизмы и объекты окружают человека повсеместно, все большую популярность в дошкольных образовательных учреждениях в работе с дошкольниками приобретает такой вид продуктивной деятельности, как LEGO-конструирование.
Таким образом, можно констатировать, что в процессе конструирования дошкольник опирается на свои умственные способности, в тоже время, и само конструирование является средством умственного развития.
Но современное образование претерпевает значительные перемены. Отчасти на него откладывает свой отпечаток события, происходящие на мировой арене: в лидеры экономического развития вырываются те страны, которые создают прорывные технологии для мощного развития индустрии. Не допустить отставания России в этой сфере - одна из основных задач, решить которую поможет система профессионального самоопределения населения в инженерно-технической области.
Современное общество нуждается в творческих личностях, способных к саморазвитию и самосовершенствованию. Задача дошкольного образования состоит в повышении качества предоставляемых образовательных услуг. Для этого необходимо создать для каждого ребенка условия, необходимые для выбора направления своего развития.
Иными словами, нам предстоит, с одной стороны, помочь юным дошколятам обнаружить и раскрыть свой творческий потенциал, данный природой, а с другой, выполнить социальный заказ государства – подготовить базу для будущей профессиональной ориентации подрастающего поколения.
Мировой научно-технический прогресс обращает всеобщее внимание на основной источник развития общества - интеллект, представляющий собой мощную материальную силу.
Квалификация инженерных кадров становится сегодня ключевым фактором конкурентоспособности и экономической независимости стран мира.
Именно поэтому проблема развития технического творчества детей дошкольного возраста становится все более актуальной. Основой для достижения эффективного результата в данной области становится тесное взаимодействие детского сада с семьями воспитанников.
Для этого необходимо убедить родителей в необходимости и целесообразности развития технического творчества на этапе дошкольного детства. Именно поэтому формы работы с семьей должны быть интересными и нестандартными.
Рассмотрим некоторые из них.
Родительский клуб. Эта нетрадиционная форма работы с семьей предполагает обмен опытом и интересами. Тема технического творчества в первую очередь ассоциируется с конструктором ЛЕГО, полюбившемуся уже не одному поколению людей. Именно поэтому встреча за игрой в любимый конструктор не оставят равнодушным современных родителей. А информация о новых способах использования конструктора в обучении – лишь повысит интерес к традиционной игрушке.
Одной из современных форм работы с родителями является выпуск газеты. Такой вид информации позволит желающим продемонстрировать интересный семейный опыт в области конструирования, а тех, кто не особо интересуется проблемами воспитания и обучения, вовлечет в совместную с педагогами работу с детьми. В газете можно печатать интересные факты в области технического моделирования, делать анонсы новинок конструкторов, давать советы по развитию конструктивных способностей детей, знакомить родителей с достижениями детей в области технического творчества и многое другое!
Банк родительских идей – новая идея в работе с родителями. Это своего рода кейс или папка, благодаря которой каждый родитель может продемонстрировать свой опыт по развитию технического творчества своего ребенка. Такая форма работы имеет ряд преимуществ – она существенно экономит время для обмена опытом! «Подсмотреть» идеи для семейного творчества с ребенком можно во время переодевания ребенка, а по приходу домой – воплотить замысел в жизнь.
Ведение блога на тему «Технический прорыв дошколят» - своего рода прорыв в области работы с родителями. В качестве блогеров могут выступать не только педагоги, но и сами дети. Как показывает практика, эта сфера очень актуальна и весьма привлекательна для большинства современных людей. К тому же позволяет получить информацию, не отрываясь от любимого кресла.
4.Некоторые современные формы работы с родителями:
Родительский клуб
. Предполагает сотрудничество с семьёй и взаимообмен опытом.
Выпуск газеты
. Позволяет продемонстрировать семейный опыт в области конструирования, вовлечь родителей в совместную с педагогами работу с детьми.
Банк родительских идей
. Это папка или кейс, где каждый родитель может показать свои достижения в развитии технического творчества.
Ведение блога
. Например, на тему «Технический прорыв дошколят», где в роли блогеров могут выступать не только педагоги, но и сами дети.
Инженерно-конструкторский мастер-класс
. Обучение детей и родителей способами механизации оборудования для производства.
Семейный клуб «Твори, придумывай, пробуй»
. Совместные творческие встречи между родителями и воспитанниками по обмену идей и практических навыков изготовления аппаратов и машин, необходимых для различных профессий из бросового материала и элементов конструктора.
Конструкторское бюро
. Зона для демонстрации построек, хранения инженерных достижений, образцов, материалов для моделирования.
Игровые центры
, вынесенные за пределы группы. Они созданы усилиями родителей и педагогов и представляют собой уменьшенный вид отдельной сферы производства.
Подводя итоги, хочется отметить, что эффективность работы педагога измеряется уровнем развития его творчества и креативности. В нашем обществе креативный – означает идущий в ногу со временем.
Идите в ногу со временем, развивайтесь сами и выражайте свои идеи ярко! И вы обязательно найдете отклик со стороны родителей своих воспитанников!
Список литературы:
В. Н. Вараскин «Пять основных правил, способствующих развитию детского технического творчества»;
В.Ф. Куличенко, А.И. Волков «Будущие инженеры»;
В. Толмачев «Техническое любительство»;
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Новосибирска «Детский сад № 175 «Лигренок»
Консультация для педагогических работников
«Современные формы работы с родителями по развитию технического творчества у детей дошкольного возраста в процессе конструктивно-модельной деятельности»
Воспитатель: Симакова Н.В.