Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе компенсирующей направленности по теме: «Посуда» | Шаврина Анастасия Сергеевна. Работа №352115

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе компенсирующей направленности на тему: «Посуда»

Цель: обобщение знаний и активизация словаря по лексической теме «Посуда».

Задачи:

1.              Коррекционно – образовательные:

1)    уточнить и расширить представления о посуде, ее назначении и материалах, из которых она сделана. Познакомить с понятиями «чайная», «столовая» и «кухонная» посуда;

2)    закрепить умение образовывать от существительных качественные прилагательные;

3)    совершенствовать умение образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных, навык образования и употребления существительных в родительном падеже с предлогом «из»;

4)    обучать употреблению в речи предлогов и наречий (на, над, между, под, сверху, снизу, рядом), согласованию с существительными притяжательных местоимений «мой», «моя», «моё».

2.              Коррекционно – развивающие:

1)    развивать память, мышление, слуховое и зрительное внимание, общую моторику.

3.              Коррекционно – воспитательные:

1)    совершенствовать коммуникативные навыки, навыки инициативности и самостоятельности;

2)    повышать речевую активность.

Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе компенсирующей направленности на тему: «Посуда»

Цель: обобщение знаний и активизация словаря по лексической теме «Посуда».

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

уточнить и расширить представлени

я

о посуде, ее назначении

и

материалах, из которых она сделана

. П

ознакомить с понятиями «чайная», «столовая» и «кухонная» посуда

;

закрепить умение образовывать от существительных качественные прилагательные

;

совершенствовать умение образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных

,

навык образования и употребления существительных в

родительном падеже

с предлогом

«из»;

о

буч

ать

употреблению в речи предлогов и наречий (на,

над, между,

под,

сверху, снизу, рядом)

,

согласованию с существительными притяжательных местоимений «мой», «моя», «мо

ё

»

.

Коррекционно – развивающие:

развивать память, мышление, слуховое и зрительное внимание

, общую моторику

.

Коррекционно – воспитательные:

с

овершенствова

ть

коммуникативны

е

навык

и, навыки инициативности и самостоятельности;

п

овышать речевую активность

.

Оборудование: демонстрационный материал – картинки с изображениями посуды. Предметы посуды разного вида, сделанные из различных материалов (фарфора, стекла, дерева, металла, глины, пластмассы). Мяч.

Ход занятия:

Этапы

Деятельность логопеда

Деятельность детей

1. Организационный момент.

Задача: настроить ребёнка на занятие.

Ребята, я подготовила для вас загадки. Послушайте их и отгадайте (по ходу отгадывания загадок выставлять картинки).

1) Я пыхчу, пыхчу,

Больше греться не хочу.

Крышка громко зазвенела:

«Пейте чай, вода вскипела!»

2) И оладьи, и омлет,

И картошку на обед,

А блины — вот это да!

Жарит всё…

3) У кого ответа нет —

В чём сварить себе обед?

На плите стоит чистюля.

Суп сварить — нужна…

4) Если б не было ее,

Было б кушать тяжело.

Некуда и суп налить,

И котлетку положить.

Дают ответы на загадки:

 

 

 

- Чайник

 

 

 

- Сковорода

 

 

 

- Кастрюля

 

 

 

- Тарелка

2. Постановка темы занятия.

Задача: озвучить ребёнку, что ему предстоит делать на занятии. Развить понимание обобщающего значения «Посуда».

Чайник, сковорода, кастрюля, тарелка. Как можно назвать одним словом эти картинки? Верно. А для чего нужна посуда?

Сегодня мы будем говорить о посуде, её назначении и материалах, из которых её делают.

- Посуда

 

Ответы детей.

 

Дети слушают и настраиваются на занятие.

3. Развитие лексики.

Задача: расширить объём правильно произносимых существительных – названий предметов.

 

Поместить на доску картинки с изображением посуды: чайной, столовой и кухонной.

– Ребята, предлагаю вам сходить в магазин, к витрине с посудой. Перечислите, какая посуда стоит на верхней полке (помочь, если дети затрудняются).

– Верно. Эта посуда нужна для того, чтобы пить чай. Ее называют чайная посуда. Повторите за мной.

– Теперь перечислите названия посуды, которая стоит на второй полке.

– Правильно. Этой посудой пользуются за столом во время обеда. Ее называют столовой посудой. Повторите.

– И наконец, назовите посуду, которая стоит на нижней полке.

– Эта посуда нужна на кухне. В ней готовят пищу. Ее называют кухонная посуда. Повторите это название.

– А теперь повторите еще раз, как называется посуда на каждой полке.

 

 

 

 

Чайник, чашка, блюдце, сахарница.

 

Повторяют:

Чайная посуда.

 

Тарелки, супница, солонка.

 

Столовая посуда.

 

Кастрюля, сковорода, дуршлаг.

 

Кухонная посуда.

Чайная посуда, столовая посуда, кухонная посуда.

4. Развитие грамматического строя речи.

Задача: закрепить умение образовывать от существительных качественные прилагательные.

 

 

 

 

Задача: развивать зрительную память, мышление.

 

Задача: обучать употреблению в речи предлогов и наречий (на, над, между, под, сверху, снизу, рядом).

Заранее, перед занятием, поставить предметы посуды на стол и накрыть их скатертью/тканью. Перед данным заданием скатерть убрать.

Пройдём с вами в другой отдел с посудой. Посмотрите на неё, аккуратно потрогайте. Обратите внимание, посуда сделана из одного материала?

Верно, и сейчас мы поиграем в игру «Какая посуда?». Я кидаю вам мяч и называю, из чего сделан предмет посуды. Вы бросаете мяч обратно и отвечаете, какой он. Например, чашка из фарфора (какая?) – фарфоровая.

Варианты:

Кастрюля из металла – , ложка из дерева; бокал из стекла – ; тарелка из глины – ; стакан из пластмассы – ... .

Молодцы!

 

 

 

 

 

 

Нет.

 

 

 

 

 

 

Играют.

Металлическая.

Деревянная.

Стеклянный.

Глиняная.

Пластмассовая.

 

Игра «Что изменилось?» и «Что где стоит?»

Вернёмся к витрине. Посмотрите внимательно на неё, запомните, что и как стоит на полках, а потом закройте глаза (убрать сковороду).

– Открывайте глаза. Чего не стало?

– Правильно. Сковорода стояла на третьей полке, между кастрюлей и дуршлагом, а также под супницей.

Я ставлю сковороду на место. Ещё раз закрывайте глаза (убрать чайник).

– Открывайте глаза. Чего не стало?

– Правильно. Где стоял чайник?

 

 

 

Упражнение повторяется ещё несколько раз.

Дети закрывают глаза.

 

 

 

 

Сковороды.

 

 

 

Дети закрывают глаза.

Чайника.

Чайник стоял на первой полке, рядом с чашкой, а также над тарелкой.

Дети отвечают на вопросы.

5. Физ. минутка.

Задача: снять усталость и напряжение, совершенствовать общую моторику.

- Предлагаю размяться!

Вот большой стеклянный чайник

(надувают животы)

Очень важный как начальник. (ставят одну руку на пояс, другую изгибают как носик)

Вот фарфоровые чайники, (приседают, одна рука на поясе)

Очень хрупкие бедняжки!

Вот серебряные ложки: (потягиваются, руки вверху, смыкают над головой)

Голова на тонкой ножке.

Вот пластмассовый поднос: (наклоняются вперед, руки как с подносом)

Он посуду нам принес! (вытягиваются вперед)

Выполняют разминку.

6. Продолжение работы над развитием грамматического строя речи.

Задача: обучать правильному употреблению и согласованию с существительными притяжательных местоимений «мой», «моя», «моё».

 

Задача: совершенствовать умение образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных.

 

Задача: совершенствовать навык образования и употребления существительных в Р.п. с предлогом ИЗ.

Игра «Жадина»

Настало время покупок. Подходите к доске, забирайте любой предмет посуды и говорите: «Это моя тарелка, это мой чайник и т.д.».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игра «Назови ласково»

Ласковое слово всем приятно. Назовите каждый свой предмет посуды ласково (чашка – чашечка, тарелка – тарелочка и т.д.).

 

 

 

Игра «Из чего?»

Поиграем в последнюю игру. Я начинаю говорить предложение, а вы его заканчивайте:

Суп наливают из...;

Суп едят из...;

Кофе пьют из…;

Чай наливают из... .

Слушают и выполняют упражнение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Называют ласково свой предмет посуды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кастрюли.

Тарелки.

Чашки.

Чайника.

7. Итог занятия.

Задача: подвести итог занятия, оценить деятельность детей.

Ребята, о чем мы сегодня свами разговаривали? Какие игры были? Что вам понравилось больше всего?

Отметить самых активных и внимательных ребят.

О посуде.

 

Ответы детей.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×