Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе компенсирующей направленности по теме: «Посуда» | Шаврина Анастасия Сергеевна. Работа №352115
Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе компенсирующей направленности на тему: «Посуда»
Цель: обобщение знаний и активизация словаря по лексической теме «Посуда».
Задачи:
1. Коррекционно – образовательные:
1) уточнить и расширить представления о посуде, ее назначении и материалах, из которых она сделана. Познакомить с понятиями «чайная», «столовая» и «кухонная» посуда;
2) закрепить умение образовывать от существительных качественные прилагательные;
3) совершенствовать умение образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных, навык образования и употребления существительных в родительном падеже с предлогом «из»;
4) обучать употреблению в речи предлогов и наречий (на, над, между, под, сверху, снизу, рядом), согласованию с существительными притяжательных местоимений «мой», «моя», «моё».
2. Коррекционно – развивающие:
1) развивать память, мышление, слуховое и зрительное внимание, общую моторику.
3. Коррекционно – воспитательные:
1) совершенствовать коммуникативные навыки, навыки инициативности и самостоятельности;
2) повышать речевую активность.
Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе компенсирующей направленности на тему: «Посуда»
Цель: обобщение знаний и активизация словаря по лексической теме «Посуда».
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
уточнить и расширить представлени
я
о посуде, ее назначении
и
материалах, из которых она сделана
. П
ознакомить с понятиями «чайная», «столовая» и «кухонная» посуда
;
закрепить умение образовывать от существительных качественные прилагательные
;
совершенствовать умение образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных
,
навык образования и употребления существительных в
родительном падеже
с предлогом
«из»;
о
буч
ать
употреблению в речи предлогов и наречий (на,
над, между,
под,
сверху, снизу, рядом)
,
согласованию с существительными притяжательных местоимений «мой», «моя», «мо
ё
»
.
Коррекционно – развивающие:
развивать память, мышление, слуховое и зрительное внимание
, общую моторику
.
Коррекционно – воспитательные:
с
овершенствова
ть
коммуникативны
е
навык
и, навыки инициативности и самостоятельности;
п
овышать речевую активность
.
Оборудование: демонстрационный материал – картинки с изображениями посуды. Предметы посуды разного вида, сделанные из различных материалов (фарфора, стекла, дерева, металла, глины, пластмассы). Мяч.
Ход занятия:
Этапы
Деятельность логопеда
Деятельность детей
1. Организационный момент.
Задача: настроить ребёнка на занятие.
– Ребята, я подготовила для вас загадки. Послушайте их и отгадайте (по ходу отгадывания загадок выставлять картинки).
1) Я пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела:
«Пейте чай, вода вскипела!»
2) И оладьи, и омлет,
И картошку на обед,
А блины — вот это да!
Жарит всё…
3) У кого ответа нет —
В чём сварить себе обед?
На плите стоит чистюля.
Суп сварить — нужна…
4) Если б не было ее,
Было б кушать тяжело.
Некуда и суп налить,
И котлетку положить.
Дают ответы на загадки:
- Чайник
- Сковорода
- Кастрюля
- Тарелка
2. Постановка темы занятия.
Задача: озвучить ребёнку, что ему предстоит делать на занятии. Развить понимание обобщающего значения «Посуда».
– Чайник, сковорода, кастрюля, тарелка. Как можно назвать одним словом эти картинки? – Верно. А для чего нужна посуда?
– Сегодня мы будем говорить о посуде, её назначении и материалах, из которых её делают.
- Посуда
Ответы детей.
Дети слушают и настраиваются на занятие.
3. Развитие лексики.
Задача: расширить объём правильно произносимых существительных – названий предметов.
Поместить на доску картинки с изображением посуды: чайной, столовой и кухонной.
– Ребята, предлагаю вам сходить в магазин, к витрине с посудой. Перечислите, какая посуда стоит на верхней полке (помочь, если дети затрудняются).
– Верно. Эта посуда нужна для того, чтобы пить чай. Ее называют чайная посуда. Повторите за мной.
– Теперь перечислите названия посуды, которая стоит на второй полке.
– Правильно. Этой посудой пользуются за столом во время обеда. Ее называют столовой посудой. Повторите.
– И наконец, назовите посуду, которая стоит на нижней полке.
– Эта посуда нужна на кухне. В ней готовят пищу. Ее называют кухонная посуда. Повторите это название.
– А теперь повторите еще раз, как называется посуда на каждой полке.
– Чайник, чашка, блюдце, сахарница.
Повторяют:
– Чайная посуда.
– Тарелки, супница, солонка.
– Столовая посуда.
–Кастрюля, сковорода, дуршлаг.
– Кухонная посуда.
– Чайная посуда, столовая посуда, кухонная посуда.
4. Развитие грамматического строя речи.
Задача: закрепить умение образовывать от существительных качественные прилагательные.
Задача: развивать зрительную память, мышление.
Задача: обучать употреблению в речи предлогов и наречий (на, над, между, под, сверху, снизу, рядом).
Заранее, перед занятием, поставить предметы посуды на стол и накрыть их скатертью/тканью. Перед данным заданием скатерть убрать.
– Пройдём с вами в другой отдел с посудой. Посмотрите на неё, аккуратно потрогайте. Обратите внимание, посуда сделана из одного материала?
– Верно, и сейчас мы поиграем в игру «Какая посуда?». Я кидаю вам мяч и называю, из чего сделан предмет посуды. Вы бросаете мяч обратно и отвечаете, какой он. Например, чашка из фарфора (какая?) – фарфоровая.
Варианты:
Кастрюля из металла – …, ложка из дерева –…; бокал из стекла – …; тарелка из глины – …; стакан из пластмассы – ... .
– Молодцы!
– Нет.
Играют.
– Металлическая.
– Деревянная.
– Стеклянный.
– Глиняная.
– Пластмассовая.
Игра «Что изменилось?» и «Что где стоит?»
– Вернёмся к витрине. Посмотрите внимательно на неё, запомните, что и как стоит на полках, а потом закройте глаза (убрать сковороду).
– Открывайте глаза. Чего не стало?
– Правильно. Сковорода стояла на третьей полке, между кастрюлей и дуршлагом, а также под супницей.
– Я ставлю сковороду на место. Ещё раз закрывайте глаза (убрать чайник).
– Открывайте глаза. Чего не стало?
– Правильно. Где стоял чайник?
Упражнение повторяется ещё несколько раз.
Дети закрывают глаза.
– Сковороды.
Дети закрывают глаза.
– Чайника.
– Чайник стоял на первой полке, рядом с чашкой, а также над тарелкой.
Дети отвечают на вопросы.
5. Физ. минутка.
Задача: снять усталость и напряжение, совершенствовать общую моторику.
- Предлагаю размяться!
Вот большой стеклянный чайник –
(надувают животы)
Очень важный как начальник. (ставят одну руку на пояс, другую изгибают как носик)
Вот фарфоровые чайники, (приседают, одна рука на поясе)
Очень хрупкие бедняжки!
Вот серебряные ложки: (потягиваются, руки вверху, смыкают над головой)
Голова на тонкой ножке.
Вот пластмассовый поднос: (наклоняются вперед, руки как с подносом)
Он посуду нам принес! (вытягиваются вперед)
Выполняют разминку.
6. Продолжение работы над развитием грамматического строя речи.
Задача: обучать правильному употреблению и согласованию с существительными притяжательных местоимений «мой», «моя», «моё».
Задача: совершенствовать умение образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных.
Задача: совершенствовать навык образования и употребления существительных в Р.п. с предлогом ИЗ.
Игра «Жадина»
– Настало время покупок. Подходите к доске, забирайте любой предмет посуды и говорите: «Это моя тарелка, это мой чайник и т.д.».
Игра «Назови ласково»
– Ласковое слово всем приятно. Назовите каждый свой предмет посуды ласково (чашка – чашечка, тарелка – тарелочка и т.д.).
Игра «Из чего?»
– Поиграем в последнюю игру. Я начинаю говорить предложение, а вы его заканчивайте:
Суп наливают из...;
Суп едят из...;
Кофе пьют из…;
Чай наливают из... .
Слушают и выполняют упражнение.
Называют ласково свой предмет посуды.
– Кастрюли.
– Тарелки.
– Чашки.
– Чайника.
7. Итог занятия.
Задача: подвести итог занятия, оценить деятельность детей.
– Ребята, о чем мы сегодня свами разговаривали? Какие игры были? Что вам понравилось больше всего?
Отметить самых активных и внимательных ребят.
– О посуде.
Ответы детей.