Конспект фронтального занятия по формированию произносительной стороны речи и подготовке к овладению элементарными навыками письма и чтения у детей 6-7 лет с ОНР | Осипова Анна Семеновна. Работа №252378
Автор: Осипова Анна Семеновна
Фронтальное занятие для детей с ОНР по формированию произносительной стороны и подготовке к овладению элементарными навыками письма и чтения.
Конспект фронтального занятия
по формированию произносительной стороны речи и подготовке к овладению элементарными навыками
письма и чтения у детей 6-7 лет с ОНР
МАДОУ « Детский сад № 337», г. о. Самара учитель-логопед Осипова А. С.
Тема: «Лиза и Мурзик» Дифференциация звуков [З] - [Зь].
Речевое заключение: ОНР 3 уровень речевого развития
Задачи:
- закрепить знания об артикуляционных укладах звуков [З], [Зь];
- учить давать характеристику звукам [З] и [Зь] в сравнительном аспекте;
- формировать умение дифференцировать звуки [З] и [Зь] в слогах, словах, предложениях и связной речи;
- формировать навыки слогового анализа и синтеза, умение определять местонахождение звуков в словах;
- закреплять умение образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов; умение составлять предложения из слов, данных в начальной форме;
- развивать слуховую память, логическое мышление, темпо-ритмичную сторону речи;
- воспитывать самоконтроль за речью через оральный, тактильно-вибрационный и акустический контроль.
Оборудование: картинки-символы с изображением комара и комарика, большая картинка с изображением зайки-Зазнайки, конверты с заданиями, звуковые линейки на каждого ребенка, звуковички, кукла Лиза и игрушка кота Мурзика.
Ход занятия:
I. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята. Пожелайте друг другу успехов на занятии.
Игра - пожелание «Удачи тебе!»
Учащиеся поочерёдно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев, и говорят:
-Желаю (соприкасаются большими пальцами)
-успеха (указательными)
-большого (средними)
- во всём (безымянными)
-и везде (мизинцами)
-Удачи тебе на занятии! (Прикосновение ладонями)
II. Подведение к теме занятия.
Вдруг откуда-то летит
Наш герой – комарик,
И в руках его горит
Маленький фонарик.
- Послушайте, какую он поёт песню:ЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗ
- А теперь все вместе. Но он прилетел не один.
Вылезает из пелёнок
Наш ребёнок-комарёнок.
- Комарёнок маленький, голосок у него тоненький, он поёт другую песенку: Зьььььььь
- А теперь вместе с комарёнком.
- Какой звук слышится в песни комара? ([З]). А в песенке комарёнка? ([Зь]).
- Кто может назвать тему занятия?
III. Сравнение звуков [З] и [Зь] по артикуляционным и акустическим признакам.
- Ребята, давайте сравним произношение звуков [З] и [Зь].
- Произносим вместе со мной звук [З]: что делают губы? (улыбаются), где находится язык? (за нижними зубами, упираясь в передние зубы),
- А воздушная струя? Приложите руку (длительная, прохладная).
- Положите руку на горлышко, дрожит ли горлышко при произнесении звука [З]? (Дрожит).
- С голосом или без голоса произносится этот звук? (С голосом).
- Теперь произносим вместе со мной звук [Зь]: что делают губы? (тоже улыбаются, только больше напрягаются), где находится язык? (за нижними зубами и тоже больше напрягается). А воздушная струя? (длительная, прохладная).
А теперь произнесите звук [Зь] и послушайте, дрожит ли горлышко при произнесении этого звука? (дрожит).
- Ребята, поднимите и покажите звуковичком какого цвета будем обозначать звук З. В какой домике будет жить этот звуковичок? (синий звуковичок будет жить в синем домике)
- Покажите звуковичка, который обозначает звук Зь. В каком домике будет жить этот звуковичок? (зелёный звуковичок будет жить в зелёном домике)
- Какой можем сделать вывод? (Вывод (по схемам артикуляции): два звука, одинаковые по артикуляции, но отличающиеся по твёрдости и мягкости).
- Дайте характеристику звуку [З].
- Дайте характеристику звуку [Зь].
- Что общего у этих звуков? (Оба они согласные, всегда звонкие, одинаковые по артикуляции)
- Чем отличаются? (звук [з] – твёрдый, а звук [з’] – мягкий).
IV. Дифференциация звуков [З] - [Зь] на уровне слога.
Звучит телефонный звонок.
- Да, я слушаю. Здравствуйте! Да, да, как ужасно, тогда мы тоже постараемся помочь.
- Ребята, мне позвонила знакомая девочка Лиза, она тоже хотела прийти к нам на занятие, но пока она собиралась, её любимый кот Мурзик убежал и попал в страну Зазеркалья?
- Подождите, я что-то слышу – это пищит комарик. Он рассказал, как мы туда попадём. Для этого нам нужно выполнить задание. Готовы? (Да).
Упражнение «Скажи наоборот».
Детям предлагается надеть «шапочки» осликов.
- Я буду произносить слоги со звуком «З», а вы, упрямые ослики, наоборот, со звуком «Зь».
Слоги: ЗА- ЗЯ. ЗО-ЗЁ. ЗЫ-ЗИ. ЗУ-ЗЮ.
-А теперь, наоборот, я буду произносить слоги со звуком «ЗЬ», а вы – со звуком «З».
- Молодцы! С заданием все справились. Скорее бежим в страну Зазеркалье. Возьмитесь за руки и вперёд через зеркало.
V. Дифференциация звуков [З] - [Зь] на уровне слова.
- Ну вот, наверное, мы попали в страну Зазеркалье, посмотрите, да здесь все поменялось местами.
- Но как же нам помочь Лизе и Мурзику? Посмотрите, какие-то конверты, может там что-нибудь написано. Открывайте (да здесь карточки с заданиями)
- Первое задание: раздели слова на слоги. Я показываю картинки, а вы хлопками определяете, сколько слогов в названном слове. Будьте внимательны.
Слова: берёза, магазин, золото, роза, загадка, мимоза, зима, забор.
- Молодцы! Справились с заданием. Следующее задание по карточке.
Игра «Назови ласково»
- Ребята, вы умеете говорить ласковые слова. Сейчас проверим, назовите ласково: берёза, замок, зебра, забор, ваза, зайка.
- Молодцы! Быстро справились с заданием.
- Следующее задание.
- Возьмите в руки звуковые линейки. Что мы сейчас будем делать? Правильно, находить место звуков [З] или [Зь] в слове и показывать соответствующий звуковичок. Твёрдый согласный звук звуковичком какого цвета обозначаем? – синим, а мягкий – зеленым.
- А почему на этих звуковичках колокольчики? (Потому что звуки [З] и [Зь] – звонкие, т.к. работают голосовые связки).
- Приступим к работе.
Слова: ваза, гнезда, зебра, стрекоза, зима, замок.
- А теперь немного отдохнём.
Физминутка.
Одолела нас дремота,
Шевельнуться неохота.
Ну-ка, делайте со мною
Упражнение такое:
Вверх, вниз, потянись,
Потянитесь и проснись.
VI. Дифференциация звуков [З] - [Зь] на уровне предложения, фразы.
- Но как же мы найдём Лизу и Мурзика? Подождите, я что-то слышу, к нам кто-то приближается:
Мчатся что есть духу,
Хвост короче уха.
Живо угадай-ка
Кто же это? (Зайка)
- Да, – это зайка-Зазнайка. Он знает, где Лиза и Мурзик, но просто так не скажет, пока мы не выполним задание.
Игра «Подружи слова»
- Нужно навести порядок: «подружить» слова и правильно произнести предложения.
У, зайка, заболеть, зубы.
Зоя, знать, много, загадки.
Зина, земляника, любить.
Зина, купить, резиновая, в, магазин.
- Молодцы, быстро справились с таким трудным заданием.
VII. Дифференциация звуков [З] - [Зь] на уровне связной речи.
- Ребята, но зайка-Зазнайка не хочет говорить, где Лиза и Мурзик, пока мы не выполним последнее, самое сложное задание.
Игра «Повтори скороговорку»
- Нужно правильно повторить скороговорку, чтобы зайка - Зазнайка сказал, где Лиза и Мурзиком. Будьте внимательны.
У зайки Бубы заболели зубы.
У маленькой Зины бузина в корзине.
Звенит звонок, звонок зовет, и Зоя в класс к себе идет.
Все с базара, а Назар на базар.
- Молодцы! Скорее бежим выручать Лизу и Мурзика.
Дети вместе с логопедом опять перебегают через «зеркало», возвращаются с Лизой и Мурзиком.
- Ребята, посмотрите мы дома.
Слова Лизы: «Ребята, вы так хорошо выполняли задания, что смогли пробраться в страну Зазеркалье, спасти меня и Мурзика. Жаль, что я не попала на занятие, но обязательно приду в следующий раз. Спасибо вам большое».
VIII. Итог занятия
- Какие же звуки помогли нам спасти Лизу и Мурзика? (твёрдый звук [З] и мягкий звук [Зь]). Чем они похожи и чем отличаются?
- А как вы думаете какой любимый звук Лизы? (твёрдый звук [З]). А Мурзика? (мягкий звук [Зь])».
Лиза: «Да, такой же мягкий, как Мурзик. До свидания, ребята».
- Ребята, вы сегодня хорошо работали, старались и выполнили все задания зайки-Зазнайки, спасли Лизу и Мурзика. Наше занятие подошло к концу, вы свободны.