Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Конспект игры-викторины для детей старшего дошкольного возраста «Знатоки природы» | Мой кабинет. Работа №345649

Дата публикации:
Автор:
Описание:

викторина разработана с целью обощения знаний детей об окружающеи мире. главной воспитательной задачей викторины является воспитание познавательного интереса, чувства товарищества, уважение к партнерам и соперникам по игре; воспитание любви и бережного отношения к природе.

                   Был, говорят, где-то случай такой:

                    Ехали люди с работы домой.

                    Только доехали, вдруг – чудеса

                    Все позабыли свои адреса.

                    Ищут, волнуются, смотрят кругом:

                    Где эта улица? Где этот дом?

                    Ищут водители: «Где наш гараж?»

                    Мечутся жители: «Где наш этаж?»

                    Всё перепуталось, всё заблудилось!

                    К счастью, такое лишь в сказке случилось.

                    Я рассказала про это нарочно,

                    Чтобы проверить, знаешь ли точно,

                    Где ты живёшь? Где построен твой дом?

                    И хорошо ли ты с домом знаком?

Конспект игры-викторины

для детей старшего дошкольного возраста

«Знатоки природы»


Цель: обобщить знания детей об окружающем мире, в форме проведения экологической викторины.

Задачи:

Образовательные:

- продолжать уточнять и обобщать знания детей о растительном и животном мире;

- закреплять правила поведения в природе.

Развивающие:

- развивать память, быстроту реакции, сообразительность, логическое мышление.

Воспитательные:

- воспитывать познавательный интерес, чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам по игре;

- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Материалы и оборудование: эмблемы участников команд, музыкальное сопровождение, задания для конкурсов, карточки за правильные ответы, раздаточный материал, удостоверения юного эколога.


Ход мероприятия:

Воспитатель: 

Был, говорят, где-то случай такой:

                    Ехали люди с работы домой.

                    Только доехали, вдруг – чудеса

                    Все позабыли свои адреса.

                    Ищут, волнуются, смотрят кругом:

                    Где эта улица? Где этот дом?

                    Ищут водители: «Где наш гараж?»

                    Мечутся жители: «Где наш этаж?»

                    Всё перепуталось, всё заблудилось!

                    К счастью, такое лишь в сказке случилось.

                    Я рассказала про это нарочно,

                    Чтобы проверить, знаешь ли точно,

                    Где ты живёшь? Где построен твой дом?

                    И хорошо ли ты с домом знаком?

- Ребята, а вы знаете, где вы живёте? А на какой планете?

Мы живём на планете Земля, это и есть наш общий дом.

У нас над головой общая крыша – голубое небо.

У нас под ногами общий пол – земная поверхность.

У нас одна  на всех лампа и печка – солнышко.

У нас общий водопровод – это дождевые и снежные тучи.

Нам кажется, что Земля огромная, но если взглянуть на Землю из космоса (показать детям глобус)- она не такая уж и большая. Так что, нам надо действительно хорошо знать и беречь дом, в котором мы живём.

 И этому посвящена сегодня игра, которая называется «Знатоки природы». Для её проведения нам понадобится справедливое жюри, которое мы выберем из числа гостей.

 А сейчас я вам напомню правила игры:

-В процессе игры нельзя подсказывать друг другу и перебивать своих товарищей;

-Если команда, отвечающая на вопрос затрудняется или даёт неверный ответ, то отвечает другая команда, т. е. соперники;

-За каждый правильный ответ даётся жетон;

-Задания выполняются двумя командами поочерёдно;

-Нужно быть внимательным и терпеливым.

Давайте встанем, возьмёмся за руки и почувствуем тепло наших рук, передадим его своим товарищам и пожелаем друг другу успеха.

Итак, в викторине примут участие две команды. Это команды «Лесной патруль» и «Друзья природы». Давайте выберем капитана от каждой команды.

В нашей игре-викторине 8 туров, задания будут даваться командам. За каждый правильный ответ команда будет получать карточки (показывает). В конце игры мы их посчитаем, и определим победителя. Желаю всем удачи!

1 тур - «Представление команд» (название, девиз команды).

Воспитатель: А теперь - представления команд. Приветствуем команду «Лесной патруль» (капитан)

Девиз: Давайте будем беречь планету, другой такой на свете нету!

Воспитатель: Приветствуйте, команда «Друзья природы» (капитан)

Девиз: Знает каждый, ты и я, природу обижать нельзя!

2 тур - «Разминка» (блиц-опрос).

Воспитатель: Вопросы задаются каждому участнику команды, важно быстро и правильно ответить на вопрос. Каждой команде нужно ответить на как можно большее число вопросов. Слушаем внимательно!

1. У какого насекомого уши на ногах? (у кузнечика)

2. Что делает еж зимой? (спит)

3. Какие птицы прилетают к нам первыми? (грачи)

4. Сколько ног у паука? (восемь)

5. Кто был летом рыжий, а зимой становиться серый? (белка)

6. Кто носит свой дом на спине? (улитка)

7. Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (кукушка)

8. Какую птицу называют «лесное радио»? (сорока)

9. Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (скворечник)

10. Как называют человека, который охраняет лес, следит за порядком? (лесник)

12. Какой гриб носит название лесного хищника? (лисичка)

13. Какой зверь похож на ежа? (дикобраз)

14. Что такое зеленый покров земли? (трава)

15. Кувшинка растет в лесу? (нет)

16. Какого зверя можно назвать длинноухим? (заяц)

17. Если это растение приложить к ранке, она быстрее заживет. (подорожник)

18. В этой ягоде много витамина С, а куст, на котором она растет, колючий. (шиповник)

19. Как называются цветы, которые растут в лесу? (лесные)

20. Лекарственное растение, которое используется при заболеваниях, а еще на его цветках можно гадать. (ромашка)

21. Камень относится к живой природе? (нет)

22. Из-под снега расцветает, раньше всех весну встречает? (подснежник)

23. У каких деревьев осенью листья красные? (рябина, клен)

24. У какой птицы самый длинный язык? (у дятла)

25. Что ест зимой жаба? (ничего не ест, она спит)

26. Какая нить в природе самая тонкая? (паутина)

27. Как называется самая маленькая птица? (колибри)

28. Как называется самый музыкальный цветок? (колокольчик)

29. Ворона, скворец, воробей, ласточка – это? (птицы)

30. У какого дерева белый ствол? (береза)

Воспитатель: С заданием справились, молодцы! Дети, чтобы быть настоящими знатоками природы, нужно знать правила поведения в природе. Следующий конкурс называется…

3 тур - «Как вести себя в природе» (ситуации для каждой команды).

1-я ситуация для команды «Лесной патруль».

Гуляли девочки в лесу ранним весенним утром.

- Ой, посмотри, что я нашла. Гнездышко!

- А в нем яичко.

- Может, возьмем его домой, и у нас будет птенчик.

- Мы будем заботиться о нем!

Девочки взяли яичко с собой.

Воспитатель: Правильно ли девочки поступили? (Нет неправильно: птенец погибнет, так как ему нужно материнское тепло).

1-я ситуация для команды «Друзья природы».

Две сестренки гуляли по лесу.

- Какой красивый цветок! Интересно, как он называется?

- Я знаю, это ландыш. Он так хорошо пахнет!

- Давай сорвем его и отнесем маме.

Девочки сорвали цветок, и пошли домой.

Воспитатель: Правильно ли поступили девочки? (Ландыши занесены в Красную книгу, их рвать нельзя, иначе они исчезнут).

2-я ситуация для команды «Лесной патруль».

Мальчик шел по лесной тропинке, увидел ежика и решил взять его домой.

Воспитатель: Правильно поступил мальчик? (Диких животных нельзя забирать домой, в неволе они могу погибнуть).

2-я ситуация для команды Друзья природы».

После дождя дети пошли гулять во двор.

- Посмотри, сколько червяков!

- Давай соберем их и девчонок испугаем!

- Пойдем посмотрим, где девчонки!

Оставляют банку с червями закрытой.

Воспитатель: Правильно ли поступили дети? (Червей собирать нельзя, у них своя роль в природе: они рыхлят землю, чтобы дышали корни растений, ими питаются некоторые животные).

Воспитатель: А сейчас переходим к следующему конкурсу, я вам буду говорить слова, а вы мне должны будете подобрать противоположные слова.

4 тур - «Подбери слово».

1. Лес может быть густым, а может быть и … (редким)

2. Волк – зверь большой, а ежик … (маленький)

3. Лось могучий, т.е. какой? (большой, огромный, крупный, великий)

4. Весна бывает ранняя, а бывает и … (поздняя)

5. Ягоды малины сладкие, а ягоды рябины … (горькие)

6. Январь год начинает, а декабрь … (его заканчивает)

7. Декабрь год заканчивает, а зиму … (начинает)

8. Морозная зима, а лето … (жаркое)

9. Окунь – это рыба, а жаворонок это … (птица)

Воспитатель: Прекрасно сыграла команда «Лесной патруль». Надеюсь, что их соперники так же сильны.

1. Зима – холодная, а лето … (жаркое)

2. Заяц – дикое животное, а кролик ... (домашнее)

3. Береза лиственное дерево, а сосна … (хвойное)

4 Опенок – съедобный гриб, а мухомор … (ядовитый)

5. Море – соленое, а река … (пресная)

6. Клубника крупная, а малина ... (мелкая)

7. У волка хвост длинный, а у медведя … (маленький)

8. Заяц травоядное животное, а лиса … (хищное)

9. Длинный день, а ночь … (короткая)

Воспитатель: Команда «Друзья природы» тоже справилась отлично!

Музыкальная пауза.

5 тур - «Найди родственников среди животных».

Каждой команде выдается конверт с изображениями животных диких и домашних. Игрокам нужно разложить картинки по парам: «дикое - домашнее» и объяснить свой выбор.

кабан – свинья;

корова – бизон;

кролик – заяц;

собака – волк;

кошка – лев;

коза – горный козел;

овца – дикий баран;

лошадь – зебра;

и т.п.

(Среди диких животных можно найти сородичей домашних, потому что когда – то они произошли от одного вида).

Воспитатель: Вот мы и добрались до следующего конкурса. Дети, вам предстоит угадать животных по описанию, изображения которых спрятаны в этой коробочке. Если вы дадите правильный ответ, коробочка откроется.

6 тур - «Угадайте по описанию».

1. Это удивительный зверек. Слух у него более тонкий, чем у кошек и собак. Обоняние необыкновенное – зверек чувствует жука или личинку в земле на глубине нескольких метров. А вот зрение у него слабое. Ест все: ягоды, семена растений, червей, мышей, насекомых и даже змей.

Подсказка: Он хоть и маленький, но не боится хищников, у него есть защита от них.

(Ответ: еж).

2. У этого зверя два основных способа защиты от врагов: маскировка и ноги. Прыгает и бегает он очень быстро и легко – так легко, что даже в сугробы не проваливается. Он не просто убегает от опасности, он выбирает самый короткий путь к спасению. Но случается, что не помогают, ни хитрость, ни быстрота, тогда он падает на спину и обороняется сильными задними ногами.

Подсказка: Его считают большим трусишкой.

(Ответ: заяц).

3. Это самый хитрый и осторожный зверь. Он умеет прекрасно маскироваться, у него острые зрение, слух, обоняние. А как он танцует! Поднимается на задние лапы и ходит в таком положении мелкими шажками. У людей этот танец получил название «фокстрот». Питается зверь насекомыми, грызунами, птицами, иногда и животными: ежами, зайцами.

Подсказка: Убегать от преследователей помогает рыжий, пушистый хвост (заметает следы).

(Ответ: лиса).

4. У этого животного много имен, прозвищ, даже по имени отчеству его величают. И все потому, что его все боятся. Этот зверь, несмотря на то, что очень большой, как все маленькие, любит сладенькое. Летом пугает людей, которые приходят за малиной, потому что сам ее очень любит. Кто это?

Подсказка: Он живет в лесу, неуклюжий, косолапый.

(Ответ: медведь).

7 тур - «Угадай от кого объявление».

Воспитатель: Дети, нам передали лесную газету - сорока принесла. Но почему-то животные забыли под ней подписаться, ваша задача догадаться от кого объявление.

1. Тому, кто найдёт мой хвост,

Оставьте его себе на память.

Я успешно выращу новый. (ящерица)

 

2. Прошу разбудить меня весной.

Приходить лучше с мёдом. (медведь)


3. Из птенцов за короткое время

Сделаю птиц высокого полёта.

Прошу учесть, что занятия

Провожу ночью. (сова)


4. Добрым, но одиноким птицам помогу обрести семейное счастье.

Высиживайте моих птенцов.

Материнских чувств не испытывала и испытывать не буду.

Желаю счастья в личной жизни. (кукушка).

8 тур - «Путешествие по планете Земля» (глобус).

Воспитатель: А теперь предлагаю командам отправиться в путешествие по нашей планете Земля.

Какие цвета преобладают на нашей планете? (голубой, зелёный, жёлтый, коричневый)

Больше всего на планете голубого цвета – так изображена Вода.

А еще на планете есть коричневый, зелёный, жёлтый цвета – это Суша (пустыни, леса, горы).

Многие животные приспособились к водной среде и населили моря, реки, озера, а другие привыкли обходиться почти без воды и стали жителями суши.

На столе приготовлены карточки с изображением животных.

Участнику команды необходимо определить, какие животные живут в воде, какие на суше. Каждый участник берёт одну карточку и несёт на своё поле. Команда «Лесной патруль» – расселяет животных на суше, а команда «Друзья природы» – на воде.

Подведение итогов.

-Давайте будем помнить, что наша планета – это общий дом.

-Давайте бережно относиться ко всему, что нас окружает, будь то травинка, букашка или зверь.

Будьте добры друг другу и не причиняйте зла ни природе, ни людям!

Дорогие дети, наша викторина подошла к концу

Вы показали хорошие знания в викторине «Знатоки природы». Сегодня мы принимаем вас в юные экологи, а это защитники природы, дети, которые любят природу, охраняют ее, берегут и следят, чтобы другие не нарушали правила поведения в природе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 24 муниципального образования Тимашевский район

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект игры-викторины

для детей старшего дошкольного возраста

«Знатоки природы»

 

 

 

 

Подготовила: воспитатель Т.А. Голополосова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Март, 2024 уч. год

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×