Конспект индивидуального занятия по коррекции заикания | Постнова Алина Владимировна. Работа №301877
Конспект разрабатон для воспитаника подготовительный группы детского сада. по сюжету сказки "Цветик-семицветик". В конспекте прописаны, цели, задачи (образовательные, коррекционно-развивающие, воспитательные) описан используемые материл и сам ход работы. Конспект составлен в прямой речи. Так же в конпекте имеется деятельность учителя-логопеда. Конспект составлен с учётом возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка данного возраста. В конспект имеются примеры артикуляционной гимнастики и ряд упражнений направленные на корекцию заикания.
Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции заикания.
Тема занятия: коррекция заикания с использованием сюжета сказки В.П. Катаева «Цветик – семицветик».
Возраст: дошкольный возраст (подготовительная группа: 6-7 лет).
Цель: совершенствовать навык плавной, интонированной речи без заикания.
Задачи:
формировать умения вырабатывать необходимые движения для свободного владения и управления мышцами нижней челюсти, языка, губ;
использовать технику правильной речи (мягкая атака звука, замедленный темп речи, опора на ударный гласный звук, слитность голосоведения) при произнесении слова, последовательности слов;
о
своить технику диафрагмально-реберного дыхания, сознательно регулировать распределение выдоха
на определенные речевые отрезки;
развивать внимание, мышление, воображение;
способствовать расширению словарного запаса;
способствовать развитию фонематического слуха;
развивать координацию общую и мелкую моторику;
воспитывать сам
оконтроль за речью и поведением.
Оборудование: зеркало, сказка «Цветик-семецветик», презентация по сказке, цветик - семицветик, карточки для артикуляционной гимнастики, карточки с изображением игрушек, цветные карандаши, иллюстрации разных сказок, карточки с заданиями.
Ход Занятия
Структура занятия
Деятельность логопеда
Подготовительный этап (организационный момент)
Артикуляционная гимнастика
- Ваня, здравствуй! Я очень рада тебя сегодня видеть.
- Скажи, пожалуйста, ты любишь путешествовать?
- Я тоже очень люблю путешествовать, и я предлагаю, тебе отправится в сказку, которая называется «Цветик-семецветик».
- Но для того, что бы отправится в сказку, нам нужно размять речевой аппарат. Выполнять упражнения нужно правильно иначе мы не сможем отправиться в путешествие.
Работа над дыханием. Дуем на горячий чай. Вытянуть губы широкой «трубочкой» (вдох), подуть на горячий чай (выдох)
Мимические упражнения. Выразить сво
е состояние в ситуациях: видишь
червяка в яблоке, червяк грызет яблоко. Яблоко свалилось нам на голову.
Упражнения для
жевательно
-артикуляционных мышц. Жуем твердую морковь. Имитация жевания. Производить медленные и быстрые движения челюстями.
Упражнения для губ и щек. Щеки-яблоки.
Наши
щеки круглые как яблоки. Надуть обе щеки. Спрячет сливу за щеку. Надувать попеременно то правую, то левую щеку.
Упражнения для языка. «Змейка». Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать вглубь рта.
- Речевая зарядка. Пришли девочки в сад, увидели много-много фруктов и удивились: «О-о-о-о-о-о!» Вдруг, откуда ни возьмись, выбежала собачка и залаяла: «
Ав-ав-ав-ав
!» (На одном выдохе, сначала тихо, затем громко.)
- Мы справились со всеми упражнениями, и теперь может отправиться в наше путешествие по сказке.
Основной этап
- Закрой глаза, и мы окажемся в сказки. (Чтение небольшого отрывка из сказки).
- Девочке Жене нужна помощь. У нас есть цветик-семецветик, но чтобы исполнились желания, нужно выполнить задания. Ты готов?
- Отрывай первый лепесточек желтого цвета, и произносим слова:
Лети, лети лепесток
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся снова в круг.
Лишь коснёшься ты земли,
Быть, по-моему вели.
- Жёлтый лепесточек «Загадочный» и нужно отгадать загадки. Слушай внимательно.
Кругла, а не месяц, желта, а не масло, с хвостом, а не мышь.
(Репа)
Сам алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный.
(Арбуз)
Белая морковка зимой растет.
(Сосулька)
На лесной полянке красуется
Татьянка
–
алый сарафан, белые крапинки.
(Земляника)
Золотой он, словно мед, но нещадно ранку жжет.
(Йод)
Я –
черный, красный, желтый, синий, с начинкой твердой в древесине. Я с острым ножиком дружу.
(Карандаши)
Бело, да не снег, сладко, да не мед, от рогатого берут и детишкам дают.
(Молоко)
.
- Молодец, отгадал все загадки. И девочка Женя оказалась дома вместе с баранками.
- Женя захотела поставить свой цветочек в самую красивую вазу и случайно разбила её. Поможем девочке? Тогда скорее отрывай красный лепесточек, и проговаривай волшебные слова.
Лети, лети лепесток
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся снова в круг.
Лишь коснёшься ты земли,
Быть, по-моему вели.
Вели, чтобы мамина любимая вазочка сделалась целая!
- И вот следующее задание, нужно назвать все цвета радуги по порядку. У меня есть волшебные карандаши, расположи, пожалуйста, их по порядку, называй цвет карандаша.
- И снова справился, и только ты положил последний карандаш, как вазочка снова стала целой.
- Пошла Женя во двор. А там мальчишки играют: представляют, будто они на Северном полюсе находятся, на льдинках. Девочка попросилась, чтобы мальчишки взяли ее в игру, но они прогнали Женю. И Женя захотел сама отправиться на Северный полюс.
- Отрывай синий лепесток и проговаривай волшебные слова.
- Лепесточек не выполнит наше желание, если мы не выполним задание. Задание сложное, будь внимателен.
- Нужно расшифровать слова, пользуясь кодом, где нужно заменить цифру соответствующей буквой, чтобы получилось слово. Проговаривай каждое действие.
1 2 3 4 5 6 7 8
о у к а т м л с
8+1+3=___ (сок)
7+2+3=___ (лук)
6+4+3=___ (мак)
5+1+3=___ (ток)
- Молодец. И вот наша Женя оказалась на Северном полюсе, где очень холодно и страшно. И она оторвала ещё лепесточек для того, что бы попасть домой, но у неё ничего не получилось.
- Поможем вернуться домой?
- Отрывай зеленый лепесточек, и проговорим волшебные слова. И вот уже задание. Обведи карандашом контур по точкам, и узнаешь, кто изображен. Что получилось у тебя? (Цветок)
- И вот с нашей помощью Женя снова очутилась во дворе. Мальчишки не поверили. И Женя ушла в другой двор.
- Пришла, видит – у девочек разные игрушки. У кого коляска. У кого мячик. Тут Женя оторвала оранжевый лепесток и сказала (слова) вели, чтобы все игрушки, какие есть на свете, были мои!
- Отрывай оранжевый лепесток. И следующее задание.
- Нужно встать прямо, руки согнуть в локтях на уровне плеч, кистями друг к другу. В момент короткого шумного вдоха носом обнять себя за плечи (руки должны двигаться параллельно). На выдохе вернуться в исходное положение.
Один звук на выдохе:
а) шепотом;
б) тихим голосом;
в) голосом средней громкости;
г) громко.
Два звука на выдохе
аэ эа оа уа ыа иа яа
Три звука на выдохе:
аэо оаэ ыаэ яаэ еаэ
аоу оэу ыэо яэо еэо
Четыре звука на выдохе:
аэоу оаэу ыаэо еаэо оыия
аоуы оэуы ыэоу яэоу еоуы
Пять звуков на выдохе:
аэоуы эаоуы оэоуы уэоуы
- И вот у нашей Жени оказалось столько игрушек. Их оказалось так много. Довольно, довольно! И в ужасе закричала. Женя, хватаясь за голову. И тогда девочка оторвала фиолетовый лепесток. Кинула и быстро сказала…
Вели, чтобы все игрушки убрались обратно в магазины!
- Ваня, нужно помочь Жене, чтобы игрушки все вернулись на место, отрывай фиолетовый лепесток.
- Посмотри сколько разных карточек. Посмотри внимательно и запомни. Сейчас ты закроешь глазки, я уберу одну карточку, а ты должен посмотреть и сказать, какую карточку я спрятала.
- Потом я буду усложнять убирать две карточки. Хорошо. Я уберу карточку, а ты, когда откроешь глазки, должен будешь сказать, какие карточки остались.
- Ваня, ты правильно выполнил задание и все игрушки исчезли.
- Представляешь, Женя не заметила, как использовала, все лепесточки и у неё остался, только один лепесточек и одно желание.
- А на что бы ты потратил последний лепесточек?
- Наверно, и последний лепесток Женя потратила бы без пользы. Если бы не познакомилась с мальчиков Витей, у которого болела ножка. И Женя решила помочь Вите, оно оторвала последней лепесточек и по произнесла волшебные (слова) Вели чтобы Витя был здоров!
- Ты хочешь помочь мальчику Вите, тогда скорее отрывай последний голубой лепесток, произнесём волшебные слова и будем выполнять задание, чтобы мальчик Витя был здоров.
- Перед тобой карточки с разными сказками, тебе нужно назвать сказки, в названии которых встречается какой – либо цвет, и показать соответствующий карандаш». («Красная шапочка», «Серая шейка», Аленький цветочек», «Петушок – золотой гребешок», «Волшебник Изумрудного города».)
- Ты замечательно справился с заданием, и Витя снова стал здоров и они стали дружить с Женей.
Заключительный этап
- Ваня, ты справился со всеми заданиями, помог девочке Жене, мальчику Вите. Ты большой молодец. Наше путешествие подошло к концу и нам пора возвращаться.
- Скажи, тебе понравилось путешествие? А что тебе понравилось больше?
- Здорово, я предлагаю тебе дома рассказать своим родным, в какое сказочное путешествие ты отправлялся. И сделать домашнее задание, которое ты сегодня уже выполнял.
Домашнее задание
1 2 3 4 5 6 7 8
о у к а т м л с
8+1+3=___
7+2+3=___
6+4+3=___
5+1+3=___