Конспект интегрированного музыкального занятия в старшей группе ДО "СКАЗКА В МУЗЫКЕ" | Кертиева Сакинат Муратовна. Работа №343727
Цель занятия:
-учить различать характер музыки, понимать содержание пьес, вызвать эмоциональную реакцию на музыку П. И. Чайковского;
-познакомить детей с жанром "балет";
— закрепить знания детей о русском композиторе П. И. Чайковского;
-развивать музыкальный слух, чувство ритма, творческую фантазию, воображение;
-воспитывать любовь и интерес к классической музыке, желание слушать ее в повседневной жизни.
Конспект интегрированного музыкального занятия
"Сказка в музыке"
(Для детей старшего дошкольного возраста)
Музыкальный руководитель МКОУ СОШ №1 с.п.Жемтала Черекского района КБР ДО «Налмэс»
Цель занятия:
1.Познавательные:
- закрепить знания детей о русском композиторе П.И.Чайковском;
познакомить с новым музыкальным произведением П.И.Чайковского «Танец Феи Драже» из балета «Щелкунчик» ;
- учить различать характер музыки, понимать содержание пьес; побуждать детей к активному восприятию музыки; вызвать эмоциональную реакцию на музыку П.И. Чайковского;
- познакомить детей с жанром «балет»; закрепить знания детей о составе симфонического оркестра;
- ознакомить детей с ударным инструментом симфонического оркестра «челеста»;
- учить передавать на импровизированных музыкальных инструментах характер музыки, развивать чувства ансамбля.
2. Развивающие:
- развивать музыкальный слух, чувство ритма, творческую фантазию, воображение.
- способствовать формированию чувства эстетического сопереживания к произведениям искусства, развитию умения проникать в художественный образ музыкального произведения.
3. Воспитывающие:
- воспитывать любовь и интерес к классической музыке, желание слушать ее в повседневной жизни.
Материал:
запись пьесы «Танец Феи Драже» из балета «Щелкунчик»;
музыкальные инструменты: колокольчики, треугольник, пианино;
видеозапись фрагмента балета «Щелкунчик»;
фотографии композиторов;
иллюстрации артистов балета, хора, оркестра.
Предварительная работа:
Беседа о творчестве русского композитора П.И.Чайковского;
просмотр мультфильма «Щелкунчик»;
слушание сказки «Щелкунчик в записи, беседа о театральном искусстве;
знакомство с составом симфонического оркестра;
слушание и анализ классической музыки.
Словарная работа: жанр, балет, дирижер, артист оркестра.
Оборудование:
1. Доска
2. Музыкальные инструменты
3. ТСО: музыкальный центр
4. Компьютер
ХОД ЗАНЯТИЯ
Дети заходят в музыкальный зал и становятся полукругом.
Музыкальный руководитель:
Утром встали малыши,
В детский сад свой пришли.
Гости здесь у нас с утра,
Поздороваемся, друзья!
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю-
Всех я вас приветствую!
Я рада приветствовать вас на занятии музыки. Какое у вас настроение? Готовы ли вы совершить со мной путешествие в страну Ее Величества Музыки.
Ответы детей.
1 слайд- Балет
Музыкальный руководитель: Тогда в путь. А как вы думаете, что такое балет? Что делают артисты балета, поют или танцуют? А можно их кем-нибудь заменить? (Певцами, дирижером.)
– Как мы с вами выяснили, балет – это праздник, где артисты с помощью танца, без слов передают сюжет сказки, рассказа. Балет – это дружба музыки и танца. А как можно без слов передать образ персонажа?
Дети. При помощи мимики, жестов, пантомимы.
Музыкальный руководитель. Давайте с вами при помощи жестов, мимики, пантомимы покажем образные упражнения.
Музыкальный руководитель.
Образные упражнения под музыку.(«Лебедь», «Деревянные солдатики», «Баба Яга», «Цветок»)
Музыкальный руководитель:
Молодцы, ребята! Сегодня вы все артисты балета. На наших занятиях мы уже слушали с вами музыку П.И. Чайковского. Посмотрите на портреты, – на каком из них изображен П.И.Чайковский?
Дети. Это портрет выдающегося русского композитора П.И.Чайковского.
Музыкальный руководитель: Петр Ильич жил в далекие времена. А в какой стране?
Дети. В России.
Музыкальный руководитель: Чайковский сочинил множество пьес, песен, балетов. Какие произведения мы с вами уже слушали?
Дети. «Детский альбом», «Времена года», «Лебединое озеро», «Щелкунчик».
Музыкальный руководитель. У нас в городе Нальчике на проспекте Ленина есть Кабардино- Балкарский Музыкальный театр, где проходят концерты, театры, спектакли. А вы хотите побывать в театре?
Дети. Да, хотим.
Музыкальный руководитель. И я хочу, а поможет в этом волшебная музыкальная шкатулка.
Звучит волшебная мелодия.
Дети садятся на стульчики.
Музыкальный руководитель. Закройте глаза и мы у Музыкального театра. 2 слайд- Кабардино- Балкарский Музыкальный театр
Музыкальный руководитель: Посмотрите, какое красивое здание. Вокруг стеклянные окна. Как будто мы оказались в ледяном царстве.
3 слайд-Фойе
Музыкальный руководитель: Театр начинается с фойе, здесь люди встречаются, раздеваются, общаются. Видите, как все красиво? По периметру стоят колонны, а на потолке висят огромные люстры, которые освещают фойе театра.
Музыкальный руководитель: - Дети, вы догадались, почему я вас попросила одеться нарядно?
Дети. Потому что мы пришли в театр.
4 лайд- Лестница
Музыкальный руководитель. Правильно, потому что мы с вами пришли в театр, а в театр приходят люди в красивой одежде. Дети, посмотрите какая высокая лестница, и по ней мы поднимаемся в зрительный зал. Здесь мы будем сидеть на мягких удобных сиденьях.
5 слайд- Зрительный зал
6 слайд- Сцена
Музыкальный руководитель: Самое главное место артиста - это сцена. На сцене артисты выступают, они исполняют разные роли.
7 слайд - Афиша балета «Щелкунчик»
Музыкальный руководитель: Сегодня в Музыкальном театре идет великолепная постановка балета «Щелкунчик» на музыку П.И.Чайковского.
Вы, помните, мы с вами смотрели мультфильм, слушали в записи сказку «Щелкунчик», рисовали сказочных героев.
Каких героев вы помните?
Дети. Щелкунчика, Машу, Фею Драже, Мышиного короля.
Музыкальный руководитель. Хотите в них превратиться?
Музыкальный руководитель. А поможет нам в этом музыка П.И.Чайковского к балету «Щелкунчик». Становитесь в круг. Я буду рассказывать сказку, а вы при помощи мимики, жестов, движений будете показывать сказку «Щелкунчик». И так, сказка начинается.
(Звучит волшебная музыка П.И.Чайковского «Щелкунчи к»)
Музыкальный руководитель: За окном кружатся снежинки. В зале вокруг елки танцуют дети. Вдруг появляется Волшебник. Он принес Маше игрушку, которая может щелкать орешки. Маша обрадовалась, взяла игрушку и начала кружиться, веселиться, радоваться. Но вдруг подошел младший брат Маши и сломал игрушку. Маша расстроилась, всплакнула. Наступил вечер. Гости разошлись по спальням и легли спать. Но только Маше не спится. Она вернулась назад, тихонечко в зал и увидела, как на елке оживают игрушки. Они спрыгнули с нее и стали расти. Маша удивилась этому и стала с игрушками танцевать, кружиться, веселиться. И вдруг появился мышиный король вместе со своим мышиным войском, и начали наступать на Машу. Маша испугалась, присела, закрыла глаза. Но тут появился Щелкунчик. Он достал свою саблю и начал наступать на мышиное войско и войско отступило. Щелкунчик подошел к Маше, взял ее за ручку, посадил ее в башмачок и они полетели. Прилетели они в сказочную страну Конфетенбург. Там их встретила фея Драже, и начался карнавал сладостей – шоколад, кофе, чай, леденцы, цветы – все танцуют. И тут произошло чудо- Щелкунчик превратился в Принца-юношу. Вот и закончилась добром наша сказка.
(по ходу рассказа дети с помощью мимики и жестов передают образы героев).
Музыкальный руководитель: Мне очень понравилось, как вы эмоционально показали главных героев сказки «Щелкунчик». Сейчас вы были великолепными артистами балета.
Музыкальный руководитель: А теперь я хочу вас пригласить в зрительный зал, где вы послушаете волшебную, сказочную музыку.
– Напомните мне, как нужно вести себя в зале?
Дети. Тихо, громко не разговаривать.
Музыкальный руководитель: Ребята сядьте ровно красиво, не разговаривайте, не отвлекайтесь, будьте внимательны.
8 слайд - Танец феи Драже
Один из героев сказки – это Фея Драже- Королева сказочного царства, куда прибывает Маша и Щелкунчик. И ее танец самый удивительный, самый волшебный и сказочный! Кажется, что Фея не ходит по земле, а порхает в облаках…
Послушайте, пожалуйста, музыкальное произведение П.И.Чайковского к балету «Щелкунчик» «Танец Феи Драже»
Слушание музыки «Танец феи Драже» .
- Дети вам понравилось произведение?
– Какая музыка по характеру?
- Что она вам напомнила?
– Какие чувства вызвала у вас эта музыка?
– Какие инструменты вы услышали в произведении?
Дети. Колокольчики, треугольники.
Музыкальный руководитель показывает колокольчик и треугольник, их звучание.
Музыкальный руководитель: Нет, ребята, я тоже думала, что это звучат колокольчики, но потом прочитала, что этот звук издает инструмент который называется челеста. Хотите с ним познакомиться?
9 слайд – Челеста
П. И. Чайковский много путешествовал и за год до первого исполнения балета "Щелкунчик" он побывал в Париже и там случайно наткнулся на необыкновенный инструмент. Что это? Какие странные звуки! Как будто хрустальные горошинки падают на серебряное блюдо. Падают, подскакивают и исчезают. Поистине волшебная музыка! Этот инструмент изобрёл французский мастер Огюст Виктор Мюстель и придумал красивое название - челеста, что значит "небесная".
Давайте, повторим это чудесное название – челеста.
- Луна, как называется этот инструмент?
- Альберт, как называется этот инструмент?
– А скажите, на какой инструмент похожа челеста?
Дети. На пианино.
Музыкальный руководитель: У челесты такие же, как у пианино, клавиши, но внутри вместо струн — металлические пластинки (иногда эти пластинки бывают стеклянными); молоточки ударяют по ним, и пластинки звенят прозрачно и тоненько. Челеста клавишный ударный инструмент входит в состав симфонического оркестра.
Со многими музыкальными инструментами мы знакомы. И, сейчас мы проведем с вами игру «Узнай музыкальный инструмент».
10 слайд – Музыкальные инструменты.
Какие музыкальные инструменты вы узнали?
( дети называют музыкальные инструменты)
Есть инструменты, у которых звук извлекается с помощью удара. О какой группе инструментов я говорю? (Ударные)
- Назовите инструменты этой группы.
(треугольник, бубен, барабан, металофон, ксилофон, колокольчики).
-А теперь клавишные инструменты?( пианино, гармонь, рояль)
-А в группу духовых инструментов какие входят?
(флейта, труба, саксофон)
11 слайд - Челеста
Музыкальный руководитель. Ребята, а этот инструмент вам знаком?
Молодцы, да – это челеста и относится к группе клавишных ударных инструментов.
А теперь я приглашаю вас стать участниками оркестра.
Давайте еще раз послушаем это замечательное произведение и поможем мелодии звучать еще краше, звонче, и милее.
Я буду вашим управляющим, а в симфоническим оркестром кто управляет?
Дети. Дирижер.
Музыкальный руководитель: Будьте внимательными и следите за движением моей дирижерской палочки.
Итак, звучит музыкальное произведение П.И.Чайковского «Танец Феи Драже» в исполнении симфонического оркестра и детей старшей группы «Сказка» д/с «Налмэс».
Музыкальный руководитель взмахивает палочкой и превращает детей в артистов оркестра. Еще раз звучит музыка «Танца», дети музицируют.
Звучит музыкальное произведение «Танец Феи Драже»
Музыкальный руководитель: Дети, как красиво звучал наш необычный оркестр. Молодцы, благодаря вашему исполнению, пьеса прозвучала еще звонче и краше.
А сейчас вас ждет сюрприз от феи Драже. Фея Драже – это повелительница сладостей - конфет, напитков, сахара. Она приготовила для вас настоящие сладости.
(музыкальный руководитель достает коробочку, где лежат разноцветные конфеты Драже).
На секундочку закройте глазки и вспомните, как звучала музыка. Пусть каждый из вас возьмет конфету того цвета, которая, по вашему мнению, соответствует цвету танца Феи Драже.
- Самира, ты взяла конфету какого цвета?
- Дамир, а у тебя конфета какого цвета?
Положите конфету на язычок и почувствуйте вкус сладкой музыки.
Бой курантов
Музыкальный руководитель: Вы слышите, бой курантов. Нам пора возвращаться домой. Сила музыкальной шкатулки заканчивается с последним ударом часов.
– Вот и пришло время нам прощаться, вам понравилось путешествие в страну Ее Величества Музыки?
- А что вам больше всего понравилось ? Ответы детей.
Музыкальный руководитель: А спросите, что больше всего понравилось мне? Мне очень понравилось, как вы входили в образы лебедя, цветов, сказочных героев из сказки Щелкунчик, высказывали свои впечатления о музыке, рассказали о том, с какими музыкальными инструментами вы знакомы.
В ваших глазах я увидела огромный интерес к балету. Фея Драже тоже оценила ваше мастерство и отправила вам сладости.
Раздача сладостей.
Музыкальный руководитель: А мы подарим нашим гостям песню из мультфильма «Щелкунчик» «На краю земли»
Исполнение песни «На краю земли» из Мультфильма «Щелкунчик»
12- Мультфильм «Щелкунчик»
Музыкальный руководитель: Спасибо всем за внимание!