Конспект интегрированного занятия на тему « Пейзаж за моим окном». | Шалимова Елена Ивановна. Работа №222617
Автор: Шалимова Елена Ивановна
Дидактическая цель: продолжать учить детей различать выразительные средства при восприятие живописи пейзажа, использовать нетрадиционную технику рисования, разнообразные материалы, подбирать слова, которые лучше всего определяют мысль, стимулировать и активизировать словарь детей. Развивать психические процессы, тембровый слух, выразительность интонации, музыкальный ритм, музыкальную память, ассоциативное мышление, слуховое внимание, творческие способности в театрализованном творчестве, умение фантазировать и передавать красоту природы, рисовать пейзаж. Закрепить умение выбирать цвета нужны для передачи городского, сельского пейзажа, пейзажа настроения, использовать цвет как средство передачи настроения, знания, умения, навыки в ознакомлении с природой, окружающим миром. Воспитывать художественно эстетические способности, эстетический вкус.
Государственное учреждение Луганской Народной Республики «Луганское дошкольное образовательное учреждение ясли-сад комбинированного вида № 129 «Березка»
Конспект интегрированного, комплексного занятия в старшей группе № 10 «Замок искусств» на тему
« Пейзаж за моим окном»
Выполнил: воспитатель «специалист
высшей категории»
Шалимова Е.И.
К творческой личности через эстетическое восприятие и познание окружающего мира.
Дидактическая цель: продолжать учить детей различать выразительные средства при восприятие живописи пейзажа, использовать нетрадиционную технику рисования, разнообразные материалы, подбирать слова, которые лучше всего определяют мысль, стимулировать и активизировать словарь детей. Развивать психические процессы, тембровый слух, выразительность интонации, музыкальный ритм, музыкальную память, ассоциативное мышление, слуховое внимание, творческие способности в театрализованном творчестве, умение фантазировать и передавать красоту природы, рисовать пейзаж. Закрепить умение выбирать цвета нужны для передачи городского, сельского пейзажа, пейзажа настроения, использовать цвет как средство передачи настроения, знания, умения, навыки в ознакомлении с природой, окружающим миром. Воспитывать художественно эстетические способности, эстетический вкус.
Предварительная работа: наблюдение на прогулке за сезонными явлениями природы, рассматривание иллюстраций с различными пейзажами, разучивание стихов о городе Луганске, загадок о насекомых, песен. Закрепление у детей представлений о свете и его свойствах, рисование пейзажа в нетрадиционной технике граттаж по манке, опилкам, соли, печатанием готовыми формами по мокрой и мятой бумаги, рисование по клею.
Оборудование: материал по изодеятельности, макеты, стенды, дидактические игры, оформление музыкального зала.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята! Отгадайте загадку:
Чистотой оно блестит,
Солнышко в него глядит
Стало в комнате ясней
и уютней и светлей (окно)
Воспитатель: А для чего нам нужна?
( Для того чтобы в комнату попадал свет и воздух. Через окна мы можем видеть, что происходит во дворе)
Воспитатель: Представьте себе, что все окна вдруг исчезли. Как бы тогда стало в квартире мрачно и темно. А вот когда через стекло в комнату заглядывает солнце, в комнате становится светлее, а на душе радостнее. Ребята, давайте подойдем к окну: что мы за ним видим? ( ответы детей)
Воспитатель: Да, удивительно, как много всего можно увидеть, глядя в одно и то же окно. Это происходит от того, что каждый видит мир по-своему. А теперь посмотрите на это окно. Оно пустое, в этом окне ничего нет. Может ли такое быть? (Нет!) тогда давайте заполним его разными картинами.
Воспитатель: Ребята посмотрите на нашу выставку. К какому жанру живописи относятся эти картины? (пейзаж).
Дети: (небо, равнины, горы, реки и долины, леса, города, села, дороги, море).
Ребёнок: Если видишь на картине
нарисована река
Или ель и белый иней
или сад и облака
или Снежная равнина
или поле и шалаш
то подобная картина
называется пейзаж.
Воспитатель: действительно, пейзаж - это картины о природе в разных ее проявлениях: природа в разное время года, изображение разной погоды; разного времени суток; изображение местности с домами; изображение гор , море и даже полета ракеты.
( рассматривают репродукции в папке)
Воспитатель: Ребята посмотрите на эти репродукции картин. Помогите мне выбрать из них пейзажи. ( разбирают и называют виды пейзажей)
Воспитатель: Как вы уже сказали, пейзажи бывают нескольких видов. Какие? ( морской, горный, сельский, космический, городской, пейзаж настроения, исторические, сказочный)
Воспитатель: Дети, есть ли на нашей выставке городской пейзаж? (Нет). Давайте сейчас сами его соберем.
( собирают на магнитной доске)
Воспитатель: Ребята! Как называется город, в котором мы живем? ( город Луганск), Значит мы с вами…. ( луганчане). А знаете ли вы, какое самое высокое здание в нашем городе? ( гостиница Луганск, её рост 64м).
Где находится самое длинное здание города? ( на улице Коцюбинского, от памятника Ворошилова до трамвайной остановке. Его длина 400 м).
Сколько лет самому старому дому нашего города? ( это здание водолечебницы, ему 200 лет) Какой самый красивый дом в городе? ( эта гостиница Октябрь, которую построили сразу после войны).
Воспитатель: Кто знает стихи о нашем городе?
Ребёнок 1: Луганск… Как красиво
Наш город назвали
Откуда название
Знают едва ли
Возможно, волшебник здесь сказочный жил
И городу имя
Луганск подарил
Луганск свою тайну хранит много лет
Название краше для города нет
Ребёнок 2: Смотрите все воздушный шар
Над городом парит
В корзине шара детвора
На город глядит
Вот речка здесь, трамвай идет
А вот тенистый парк
Струя фонтана в небо бьет и отдохнуть зовет
Чуть дальше Острая могила на дней Орел парит
А в бронзе память здесь застыла
Негаснущий огонь горит
Здесь Ворошилов на коне
A там, универмаг Россия
Рабочий с факелом в руке
В нём мужество и сила
В гостинице Октябрь и Луганск
Встречают радостно гостей
А наш любимый детский сад
Открыт для всех детей
Как на ладони мы Луганск
Увиделись с тобой
Но каждый день и каждый час
Всё краше город мой.
( по мере прочтения выкладывается панорама города)
Песня « Город Луганск»
Д
ля нас Луганск красивей и милей
,
В Луганске - родничок судьбы твоей.
Здесь верные друзья, твой город, где живешь.
В краю родном, в краю где ты растешь!
Припев: Луганск это наш общий дом,
Пусть всем будет радостно в нём,
В Луганске живём мы с тобой,
Пусть правят здесь мир и покой.
Ж
елаем мы
Луганску к
репких стен
,
На улицах хороших перемен,
Чтоб расцветали здесь и парки и сады,
Чтобы улыбались солнцу я и ты.
Припев: Луганск это наш общий дом,
Пусть всем будет радостно в нём,
Пусть город Луганск, пусть город Луганск,
Всегда будет в сердце с тобой.
Воспитатель: Давайте каждый из вас сейчас закроют глаза и вспомнит: Какие звуки можно услышать стоя у открытого окна?
Дети: шум трамвая; автомобильные гудки; хлопанья подъездными дверьми; котельной; шум в двигателе машин; взрыв петард; мяуканье кошек; скрип колеса машины, когда она тормозит. Воспитатель: Кто из вас рисовала свой пейзаж, выглядывая из городского окошка?
(Дети заполняют окно городскими пейзажами, звучит звукозапись звуков в деревне).
Как вы думаете о каком виде пейзажа мы сейчас говорим? ( о сельском)
Музыкальный руководитель: Ребята вы очень внимательны и вы определили все звуки, которые можно услышать в деревне. А я предлагаю вам поиграть в игру в которой нужно будет отгадать голоса своих товарищей, вы знаете такую игру?
Дидактическая игра: « Спор гуся и утенка»
Музыкальный руководитель: Ребята вы знаете, что нас окружает множество звуков. Мы учимся их слышать. Все ребята это знают, звуки разные бывают.
- Ребята какие бывают звуки? ( шумовые и музыкальные)
- Какие звуки называют шумовыми? ( это звуки которые нас окружают)
- Назовите примеры шумовых звуков? ( звуки природы, крики животных, птиц, стук молотка, скрип двери и так далее).
- Давайте озвучим картинки.
Дидактическая игра «Озвучивание»
( дети озвучивают картинки с изображением домашних животных птиц явление природы и так далее)
Музыкальный руководитель: Дети какие звуки у нас получились? ( шумовые)
- Ребята скажите если человек поёт, какой он звук создаёт? ( музыкальный, мелодический). Давайте превратим шумовые звуки в музыкальные. Что нужно сделать? ( шумовые звуки нужно спеть)
Творческое задание «Забавная песенка»
(Дети сочиняют мелодию и озвучивают предложенные картинки)
Музыкальный руководитель: Молодцы, ребята, песенки получились веселые, интересные.
Песня «День чудес»
Синенькая речка, зелененький лужок
Бродит по лужайке славный пастушок
Птички на деревьях весело поют
А вокруг овечки травушку жуют
Утром над деревней солнышко встает
Рядом на заборе петушок поёт
Желтые утята плавают в пруду
А вокруг коровки замычали «Му»
Воспитатель: А сейчас, тот кто рисовал сельские пейзажи, разместите их в нашем окошке. (размещают сельские пейзажи)
Воспитатель: художник очень внимательный человек, он видит и запоминает, что-то его удивляет и радует, вызывает восторг или печалит, доставляет удовольствие или напоминает о том, что он когда-то пережил. Поэтому и настроение у картины бывает разное. Как по-вашему: какие картины написал весёлый художник? ( показывает)
Почему вы так думаете?
Дети: эти картины написал он и яркими, нарядными красками - это тёплые краски желтый, зеленый, оранжевый, красный.
Воспитатель: Действительно это теплые краски, которые ассоциируются с огнём, они создают у нас радостное, праздничное настроение. Передают нам восторг перед красотой природы.
- А теперь найдите пейзажи нарисованные грустным художником. (показывают)
Дети: На этих картинах очень много холодного цвета - серый, коричневый фиолетовый, синий, голубой, бордовый.
Воспитатель: Правильно, эти холодные цвета ассоциируются с водой, льдом. Музыкальный руководитель: У каждого человека может быть то или иное настроение: весёлое или грустное, спокойное или встревоженное. Музыка также как и краски обладает волшебным свойством, она может передавать любое настроение человека. Давайте послушаем музыкальные фрагменты и в цвете покажем настроение музыки.
Творческое задание «Настроение в музыке и цвете» ( мгновенная живопись) Воспитатель: Давайте сейчас с вами соберем свой пейзаж настроение.
( собирают макет картинку)
Воспитатель: Представьте на минуту, что наша картина ожила. Давайте попробуем с вами оживить обычные листы бумаги.
( моделирование из бумаги по парам: уж, гусеница, бабочка, птица, цветок). Воспитатель: Что еще можно услышать и увидеть?
Дети: Я услышал шум листвы.
А я пение птиц и гудение пчел.
А я слышу кваканье лягушек на болоте.
А я чувствую, как дует легкий ветерок.
А я вижу красивые цветы и порхающие над ними бабочек и стрекоз.
А я вижу как по траве ползают жуки , муравьи и гусеницы.
Воспитатель: А сейчас попробуйте отгадать мои загадки:
У
неё четыре крыла
, т
ело тонкое
, словно с
трела
И большие, большие глаза, называют её……( стрекоза)
С
ок цветов душистых пьёт
,
дарит нам и воск и мед
.
Людям всем она мила.
А зовут ее….( пчела)
Э
тот маленький скрипач
,
вдруг надел зелёный плащ
.
Он и в спорте чемпион, ловко прыгать может он. ( кузнечик )
Он работник настоящий
,
очень
,
очень работящий
.
Под сосной в лесу густом, из хвоинок строит дом. ( муравей)
Она ярка,
красива
,
изящна
, легкокрыла.
Сама похожа на цветок, и любит пить цветочный сок. ( бабочка)
Инсценировка песни «Лесной хоровод»
Кузнечики
,
Кузнечики
,
веселый вы народ
В своих зелёных френчиках, пришли на хоровод
Жик, жик, жик, тра-ля-ля ля-ля-ля
В
тени под колокольчиком
,
играет контрабас
.
И юные стрекозочки, пошли в веселый пляс.
Динь-динь-динь, тра- ля –ля- ля –ля
А
парни
–
муравьишки
,
стоят
разинув рот
,
Расправили усишки, они не знают нот.
Бу-бу-бу- бу-бу-бу, тра-ля-ля ля-ля
Полянка здесь р
аздольная
,
гуляет детвора
.
И вся природа вольная, ликует и поет.
Жик- жик –жик, динь-динь-динь, бу-бу-бу, тра-ля-ля ля-ля.
Воспитатель: Ребята, а какое настроение у нашего ожившего пейзажа? (радостное, веселое, игривое, звонкое, восторженное).
А сейчас давайте закончим с вами оформление нашего окошка.
Воспитатель: Дети, давайте повторим, какие виды пейзажей появились в нашем окне? Посмотрите, какое яркое, красочное получилось у вас окошко. Каждый из вас видит мир по-своему, поэтому рисунки получились такими разными.
( «Песня волшебных красок» )
1.Мы откроем вам секрет, вам секрет
Как раскрасить белый свет, белый свет
Желтыми, зелеными, голубыми, красными,
Синими, оранжевыми красками прекрасными.
2. Пусть сияет все вокруг, всё вокруг
Речка, поле, лес и луг, лес и луг
Желтыми, зелеными, голубыми, красными,
Синими, оранжевыми красками прекрасными
3.Ты рисуй, да не ленись, не ленись
С ними крепко подружись, подружись
Желтыми, зелеными, голубыми, красными,
Синими, оранжевыми красками прекрасными.
(Выпуск воздушных шаров).