Конспект интегрированного занятия в старшей группе «В поисках волшебной книги». | Чернышева Елена Викторовна. Работа №340154
Конспект занятия по организации непрерывной образовательной деятельности предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Занятие направлено на обобщение и систематизацию знаний у детей по ФЭМП, ознакомлению с окружающим. Проводится в игровой форме - путешествуя в сказку, с целью найти страницы из волшебной книги, дети приходят на помощь героям. В ходе выполнения заданий у детей закрепляются знания об испарении и конденсации, теплопередачи, нагревании и охлаждении. Дошкольники учатся делать умозаключения, расширяются представления о растениях и животных, их зависимости от условий жизни, а также у детей развиваются коммуникативные умения, умения выражать свои действия в речи, развиваются способности к преобразованию, развитию познавательной инициативы.
Конспект интегрированного занятия в старшей группе
«В поисках волшебной книги».
Составитель: воспитательЧернышева Елена Викторовна
Тема: познавательная деятельность (ФЭМП, ознакомление с окружающим)
Форма организации: подгрупповая
Группа: старшая
Задачи:
Воспитательные:
1.Воспитывать желание делать добрые поступки, прийти на помощь.
2.Воспитывать желание участвовать в совместной деятельности.
3. Продолжать воспитывать культуру поведения.
Развивающие:
1.Развивать внимание, память, воображение, логическое мышление, зрительно-слуховое восприятие.
2. Развивать интеллектуальную инициативу.
3. Продолжать развивать коммуникативные умения, выражать свои действия в речи.
4. Развивать способности к преобразованию, развитию познавательной инициативы.
Обучающие:1. Закреплять знания об испарении и конденсации, теплопередачи, нагревании и охлаждении.
2. Совершенствовать навыки счета в пределах 10, умение обозначать число цифрами; умение различать и называть геометрические фигуры. 3.Упражнять в решении логических задач, направленных на развитие слухового внимания, восприятия ребенка.
4. Совершенствовать умение графически отображать классификационные отношения между понятиями, используя условные обозначения, сравнивать понятия по объему и содержанию, делать умозаключения.
5.Расширять представления о растениях и животных, их зависимости от условий жизни.
Методы воспитания: объяснение, поощрение, создание ситуации успеха, контроль и самоконтроль.
Методы обучения: упражнение, моделирование, дидактическая игра, беседа.
Педагогические технологии: здоровьесберегающие, игровая технология, наглядное моделирование Л .А.Венгера, информационно-коммуникативная (ИКТ).
Дидактические средства: карточки с условные обозначениями, цифры, геометрические фигуры, термометр, металлические ложки, емкости с водой, картинки с изображением животных и растений, карандаши.
Технические средства: телевизор, ноутбук.
Предварительная работа: чтение сказки «Царевна-лягушка»;
Д/игры: «Составь узор из геометрических фигур», «Цифры», «Математическое лото», «Покажи твердое или жидкое», «Наоборот», «Найди лишнее», «Угадай число», «Угадай где кто живет», «Животные рядом с нами», Кому нужна вода, а кому полянка».
Проведение опытов с водой.
Планируемый результат:
Знают цифры от 0 до 10, умеют сравнивать рядом стоящие числа.
Знают геометрические формы.
Умеют решать логические задачи.
Умеют моделировать понятийные отношения с помощью кругов Эйлера, делать умозаключения.
Умеют классифицировать понятие «животные» по разным основаниям: дикие и домашние животные, животные травоядные и хищники
Умеют строить модель зависимости строения растения от условий жизни. Умеют выражать свои действия в речи. Проявляют речевую активность. Умеют работать коллективно, в парах, помогать друг другу.
Учебно-методический комплект:
1. Методическое пособие: «Формирование элементарных математических представлений» И. А. Порамонова, В. А. Позина
(старшая группа).
2. Программа «Развитие» под редакцией Л. А. Венгера.
3.Программа «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Г. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
4. Методическое пособие «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников» Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов.
5. «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром» Л. Ю. Павлова.
Ход:
Ребята хотите поиграть?
Все мы за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся,
Закройте глазки 1,2, 3-
Волшебство скорей приди.
Дети, посмотрите, к нам прилетела птица. Но она совсем необычная – она сделана из бумаги (оригами). Что – то на ней написано. Да это письмо Василисы Прекрасной. Ей нужна помощь. Кощей Бессмертный разорвал волшебную книгу Василисы, да разбросал странички по сказочной стране. Ребята поможем Василисе собрать странички из книги?
Но на пути нас ждут преграды, которые смогут преодолеть только смелые и дружные ребята. Вы готовы? Как мы сможем попасть в сказку? (Дети предлагают).
-Давайте скажем волшебные слова: « 1,2, 3 покружись, в сказке очутись!»
-Вот мы попали в сказочный лес! Кто здесь живет?
Дети: «Баба Яга» (изображение Бабы Яги)
У Бабы Яги есть несколько страничек из книги Василисы, но она их нам отдаст, если мы выполним ее задания.
1 задание. Нам нужно отгадать загадку Бабы Яги.
Есть озеро кишащее, шипящее, бурлящее.
В озере вода кипит, пар из озера летит.
Как из озера напиться, ведь кипящая водица?
-В: Ребята, как можно напиться из такого озера? (Надо подставить что – нибудь холодное, например, стекло, зеркальце, и тогда пар превратится в капельки воды, которые можно будет собрать в стакан и напиться).
-Ребята, давайте проверим. Проходите за мной к столам.
Опыт с горячей водой (кружка с горячей водой).
-Видите, пар превращается в капельки воды. Пар горячий - зеркало холодное. Пар охлаждается и превращается в воду.
2 задание
Следующая загадка Бабы Яги
У Б.Яги есть « мертвая и живая» вода. Нам нужно отгадать, где какая вода. Живая вода – теплая, мертвая - холодная. Воду трогать руками нельзя, потому что она волшебная..
-Как можно узнать, где теплая, а где холодная вода?
(Дети предлагают, что можно узнать с помощью термометра).
- Правильно, нужно опустить термометр в воду. Если столбик будет опускаться, значит это холодная «мертвая» вода, а если будет подниматься – то это теплая «живая» вода.
-Давайте проверим, где какая вода.
Что происходит со столбиком термометра?
Значит это какая вода? А теперь? Это значит какая вода?
- Как можно еще определить, где вода теплая, где живая? Например, с помощью ложки из металла.
- Правильно, в холодной воде ложка станет какой? (холодной)
- А если опустим ложку в теплую воду – то она станет ….?(теплой)
Давайте и так попробуем. ( Дети экспериментируют с ложкой из нержавеющей стали и водой).
- Молодцы, отгадали где у Б.Яги «живая», а где «мертвая» вода.
Ребята проходите ко мне.
3 задание. Баба Яга приготовила для вас математические задачки. (Дети отвечают на вопросы, за правильный ответ получают карточку с цифрой на обратной стороне).
- Назовите дни недели.
- Сколько спинок у трех свинок?
- Сколько хвостов у двух котов?
- Сколько ушей у двух мышей?(4)
- Сколько животиков у 5 бегемотиков ?
- Над рекой летели птицы: голубь, щука, две синицы? Сколько всего летело птиц?
- Назови числа меньше трех.
- Назови число больше 6 на один.
- Назови соседей числа 5.
- Угадайте, какое число загадала Баба Яга – оно больше 8, но меньше 10.
- Сколько раз в году бывает у Б.Яги день рождения? А у вас?
4 задание. Ребята. Посмотрите, у вас на карточках написаны цифры. Постройте числовой ряд от 1 до 10. (Дети строят числовой ряд, встают в соответствии с цифрой, написанной на карточке).
5 задание.У Бабы Яги живет много животных. Они перед вами (на экране животные). Посмотрите на них внимательно. Удобно им жить вместе у Бабы Яги?
-На какие две группы мы можем разделить этих животных?(дикие и домашние)
Дикие животные по способу питания какими могу быть?(хищники и травоядные)
-А домашние животные по способу питания какими могу быть?(хищники и травоядные)
Я с вами согласна.
Давайте ребята изобразим это с помощью волшебных кругов. Для этого вам нужно сесть за столы. (Дети выполняют практическое задание - работают с моделью в виде кругов Эйлера: делят животных на группы (дикие и домашние, хищники и травоядные).
- Обозначьте круги значками.
- Большой круг кого будет обозначать?(всех животных)
-Средние круги кого обозначают? (домашние и дикие животные)
- Маленькие круги – это какие животные?(хищники и травоядные)
- Как вы думаете, каких животных больше, всех животных или диких животных? (Ребенок: «Я думаю что больше всех животных»)
- Как ты думаешь, о каких животных можно меньше рассказать - о домашних травоядных или всех домашних животных? (Ребенок: «Я думаю, что о всех домашних животных можно рассказать меньше»)
- О каких животных можно больше рассказать – о диких животных хищниках или о всех животных? («Я думаю, что можно больше рассказать о диких животных хищниках»)
Молодцы все задания Бабы Яги выполнили правильно. За это Баба Яга отдала нам странички из книги, которые у нее были.
Физминутка.
-Идем дальше искать странички? (Дети выполняют движения по тексту)
- Мы колени поднимаем, в густой траве шагаем,
Под кустами проползем, перепрыгнем бурелом,
Впереди течет река, широка и глубока.
Речку мы переплывем и поляну там найдем.
На поляне дуб стоит, на дубу сундук висит.
6 задание
- Ребята на дороге к царству Кощея Бессмертного лежат разноцветные драгоценные камни. Они разного размера, разной формы. Чтобы пройти дальше нам нужно собрать драгоценные камни, посчитать их, обозначить цифрой их количество, сложить в сундучки. Нам нужно разделиться.
-Корней и Варя, вы будете собирать круглые камни. Миша и Аня вы будете собирать овальные камни, а вам нужно будет собрать треугольные камни. Лиза и Ксюша соберут ромбовидные камни, а Женя и Ева – прямоугольные. (Дети выполняют задания совместно с другими детьми- парами.
-Сколько вы собрали круглых драгоценных камней?
Сколько у вас овальных драгоценных камней?
Сколько у вас треугольных камней?
Сколько у вас ромбовидных камней?
Сколько собрали прямоугольных драгоценных камней?
Каких драгоценных камней больше всего?
Каких камней меньше на один, чем круглых?
Каких камней меньше всего?
- Молодцы. Все драгоценные камни собрали и сосчитали, разложили по сундучкам.
7 задание
-А вот и Кощей Бессмертный.
Есть у него для нас загадка (на экране картинка)
-У меня в саду под дубом растет цветок. Сколько я за ним наблюдал - он не цветет. Почему? (Дети отвечают на вопросы: «Потому что цветку не хватает света, ветки с листьями закрывают солнце»).
- У Кощея есть еще цветы. Как называются они? Они тоже плохо растут. Давайте поможем ему посадить их правильно.
Какие условия необходимы растениям для жизни? (Дети отвечают: «Растениям необходимы вода, свет, тепло, воздух, минеральные вещества»).
Я с вами согласна!
Чтобы выполнить задание Кощея нам нужно пройти за столы. На подносиках у вас лежат карточки с условными обозначениями.
Давайте разделимся на 2 команды. Вам ребята нужно будет подобрать условия необходимые для кактуса, а вам – для колокольчика. Какая корневая система у кактуса. А у колокольчика? Выложите нужные условия для жизни этих цветов. (Дети выполняют задание за столами: строят модель зависимости строения растения от условий жизни, выкладывают карточки условий жизни для конкретного растения).
Молодцы, все справились с заданием. Теперь Кощей сможет вырастить цветы.
Ребята, Кощей понял, почему Василиса Прекрасная берегла свою волшебную книгу. Из книг можно многому научиться. Он решил нам отдать оставшиеся у него странички.
Вы, молодцы! Нашли все странички. Но нам нужно возвращаться в детский сад. Давайте скажем волшебные слова:
Дети: «1,2, 3 покружись, в детском садике очутись».
Мы вернулись с вами в детский сад.
- Где мы с вами побывали?
- Кого встретили?
Василиса Прекрасная благодарна вам за помощь. Она приготовила для вас цветочки.
Если вы справились со всеми заданиями, то возьмите красный цветочек. Если не получилось одно задание – возьмите желтый.
А если у вас не получилось несколько заданий, то возьмите - голубой.
- Какой цветочек вы выбрали и почему?
- Какие задания показались для вас сложными?
- Что было интересным и вам понравилось?
- Кому вы еще можете помочь в трудных ситуациях?
- Кому бы вы хотели рассказать как помогали Василисе Прекрасной и какие задания выполняли, преодолевая препятствия? Мне понравилось как вы выполняли задания. Молодцы!
А сейчас ребята, сложите странички книги по порядку, можете рассмотреть их. Немного позже мы прочитаем книгу, а потом отдадим ее Василисе Прекрасной.