Конспект коррекционного занятия "Дружба крепкая». | Василенко Елена Владимировна. Работа №308608
Цель:
Развитие эмоционально-нравственной основы личности в процессе формирования представления о дружбе.
Задачи:
Познавательные:
-- формировать у детей интерес к совместной деятельности;
-- обобщать и расширять знания понятий: друг, дружба, честность, справедливость.
Коррекционно-развивающие:
-- развивать мыслительную активность, воображение, внимание, память;
-- совершенствовать диалогическую и монологическую речь, зрительное и слуховое внимание, память, словесно-логическое мышление, чувство ритма, певческие навыки, умение выполнять движения в соответствии с темпом и ритмом музыки.
Воспитательные:
-- совершенствовать умение слушать взрослых и своих товарищей;
-- формировать навык сотрудничества детей и педагога;
-- воспитывать любовь, доброту, сочувствие, сопереживание к другим людям.
Конспект НОД
педагога-психолога МДОУ д/с № 20 Василенко Е.В.
с детьми логопедической группы старшего дошкольного возраста
«Дружба крепкая».
Цель:
Развитие эмоционально-нравственной основы личности в процессе формирования представления о дружбе.
Задачи:
Познавательные:
-- формировать у детей интерес к совместной деятельности;
-- обобщать и расширять знания понятий: друг, дружба, честность, справедливость.
Коррекционно-развивающие:
-- развивать мыслительную активность, воображение, внимание, память;
-- совершенствовать диалогическую и монологическую речь, зрительное и слуховое внимание, память, словесно-логическое мышление, чувство ритма, певческие навыки, умение выполнять движения в соответствии с темпом и ритмом музыки.
Воспитательные:
-- совершенствовать умение слушать взрослых и своих товарищей;
-- формировать навык сотрудничества детей и педагога;
-- воспитывать любовь, доброту, сочувствие, сопереживание к другим людям.
Предварительная работа:
Беседа «Что такое дружба?», рассматривание иллюстраций «Хорошо-плохо»; чтение стихотворений, пословиц и поговорок о дружбе; социоигры «Скажи соседу комплимент», «Волшебные очки», «Угадай, кто это»; чтение с последующим обсуждением (К. Д. Ушинский «Вместе тесно, а врозь скучно», Л. Н. Толстой «Два товарища»).
Материал:
Аудиозаписи (голосовые послания сказочных героев; музыкальное сопровождение), зеркало, волшебное письмо; цветные палочки, мешочки с цифрами; цветные мелки, предметные картинки, сенсорная тропа, сундуки, картонный ключ.
Ход занятия:
Дети входят в группу под музыку «Улыбка» из мультфильма «Енот» (муз.
В. Шаинского, сл. М. Пляцковского) и встают полкругом.
Психолог: - Ребята, я рада вас видеть! Давайте поздороваемся. (включается спок. музыка)
Здравствуй, солнце золотое! (Рисуем руками круг.)
Здравствуй, небо голубое! (Поднимаем руки вверх.)
Здравствуй, вольный ветерок! (Качаем вытянутыми руками.)
Здравствуй, маленький дубок! (Присесть, показать ладонью маленький дубок.)
Здравствуйте, мои друзья! (показывают друг на друга)
Здравствуй, ты и здравствуй, я! (показывают на соседа справа и на себя)
- Давайте крепко возьмемся за руки и почувствуем тепло рук друг друга.
- А теперь улыбнемся мы гостям и подарим радость вам! (улыбаются и «дарят улыбки» гостям).
- Как мы замечательно с вами поздоровались, посмотрите, как светло стало в зале от наших улыбок и хорошего настроения. Ребята, в такой прекрасный день с нами могут произойти разные чудеса, давайте наберемся терпения и скоро все узнаем.
А сейчас отгадайте: что это?
Есть у радости подруга
В виде полукруга.
На лице она живет,
То куда-то вдруг уйдет,
То внезапно возвратится.
Грусть-тоска ее боится.
Дети: Улыбка!
Психолог: Догадались, о чем мы с вами сегодня будем говорить?
Дети : О дружбе.
Психолог: Правильно. Ведь с улыбки начинается дружба. А что такое дружба?
Предполагаемые ответы детей. Быть добрым; без крика и ссор договариваться, вежливо обращаться с просьбой, делиться игрушками; быть заботливым к другу, сочувствовать другу и радоваться вместе с ним; не зазнаваться, не завидовать, если друг знает больше; если обидел-извиниться; стараться сделать что-то приятное и хорошее другу и т. п.
Психолог: Верно! Друзьям нужно помогать, не надо ссориться с ними, лучше сделать что-нибудь приятное. Очень важно уметь порадовать друга. Ребята, мы с вами все друзья. Мы ходим в одну группу, в один детский сад. Поэтому я очень хочу, чтобы вы всегда были дружными и помогали друг другу в беде.
Звучит аудиозапись «Крик о помощи сказочного героя по имени Гурд» : «Помогите, помогите!»
Психолог: Вы слышите? Кто-то просит помочь.
Психолог: Это голос из волшебного зеркала. Давайте подойдем поближе.
Включается аудиозапись «Голос волшебного зеркала» : «Это зовет о помощи добрый мальчик по имени Гурд. Злой волшебник околдовал всех жителей Страны доброты и превратил ее в Королевство кривых зеркал; все добрые стали злыми, послушные – непослушными. Все начали ссориться. Только на одного мальчика по имени Гурд чары злодея не смогли подействовать, и тогда он заточил мальчика в зеркальном замке. Скорее спешите, Гурду помогите! Спасите нашу страну! Путь нелегкий вам предстоит, задания нужно дружно выполнять. В помощь даю письмо. Оно подскажет, путь-дорогу укажет! Спешите, друзья! Вы наша надежда на спасение от злого колдовства!» Сзади зеркала лежит письмо с посланием.
Психолог забирает его.
Психолог. (выясняет, что дети поняли из сообщения зеркала).
Что же это за злодей такой? Что нам делать?
Дети: Нужно спасать Гурда, помочь Стране доброты и расколдовать ее жителей!
Психолог: Нам пора отправляться в путь! Откроем конверт и посмотрим, что написано в письме. Волшебное зеркало сказало, что это письмо нам поможет! (Открывает письмо). Ребята здесь задания, которые нужно выполнять. Но прежде чем начать выполнять задания нужно сказать каким должен быть друг! (Добрым, верным, честным, смелым, надежным, отзывчивым, внимательным и т. д.)
Да, вы знаете, что значит быть настоящим другом! Тогда мы сможем освободить Гурда!
Психолог: Пора в путь! Давайте скажем волшебные слова!
(Дети и психолог кладут ладонь правой руки на руки друг друга и произносят речовку, которая сплачивает детей, готовит их к предстоящей деятельности)
Все:
Все мы дружные ребята,
Мы ребята-дошколята.
Нельзя друг друга обижать,
Заботиться должны мы, уважать.
Будем крепко-накрепко дружить!
Будем дружбой нашей дорожить!
Дети расходятся и встают полукругом.
Психолог: Какие вы молодцы! Теперь мы действительно готовы! Итак
задание первое: с помощью сигналов – смайликов определить, где хорошие манеры, где плохие. Игра «Хорошо-плохо». Для начала скажем что такое хорошие манеры?
Дети: Хорошие манеры – это основы поведения воспитанного человека в обществе.
Психолог : А дети владеют хорошими манерами
Дети : Да!
Психолог. Сейчас мы это проверим. Садитесь все на стулья. Я буду перечислять различные манеры поведения, а вам нужно при помощи сигналов показать: это хорошо или плохо. Если хорошо, то вы поднимаете вверх сигнал с улыбающимся смайликом, если плохо – сигнал с грустным смайликом.
Предлагаемые детям манеры поведения:
-- Внимательное и вежливое обращение с людьми;
-- Неряшливость в одежде;
-- Прикрывание рта рукой, когда кашляешь, чихаешь или зеваешь.
-- Приветствие знакомых людей при встрече;
-- Оскорбление окружающих людей.
-- Открывание двери ногой;
-- Перебивание говорящего;
--Уступить место в общественном транспорте.
Психолог: Какие молодцы! Справились с первым заданием! Так, посмотрим…. Какое же второе задание? Задание называется «Добрые дела». Нужно сказать какие добрые дела можно совершить с помощью этих предметов.
( перед детьми лежат предметы : поломанная машинка, семечки, цветок, порванная книга, альбомный лист с фломастером, грязная чашка. Ребята отвечают, что чашку можно помыть, машинку починить и т. д.)
(Включается запись «звуки речки»)
Психолог : Ребята, вы слышите звук речки? Вот мы и подошли к мосту. Река быстрая, поэтому по мосту нужно пройти, крепко держась за руки. Мостик кое-где сломан, поэтому будьте внимательны.
Дети шагают по тропе здоровья под спокойную музыку.
Психолог: Непросто было идти по узкому мосту, но мы дружные, помогали друг другу и смогли перебраться на другой берег. Смотрите! Что это за сундук под деревом стоит. На стволе мешочки красивые висят? На мешочках есть номера, а вот и записка, прочтем ее.
Читает карточку с загадкой.
Психолог: Ребята, тут загадка. Слушайте внимательно!
Яблоки с ветки на землю упали,
Красная Шапочка их собрала,
В подарок друзьям своим принесла:
Три Сережке, одно Антошке,
Два Катерине и одно Марине.
Сколько яблок Красная Шапочка собрала?
Дети: Семь яблок.
Психолог : Молодцы, ребята! Теперь посмотрите внимательно на мешочки! На каком есть эта цифра? Обращает внимание детей на все мешочки и на цифры. Дети ищут мешочек с изображением цифры 7, находят нужный и достают из него ключ.
Психолог: Молодцы. Вы верно выполнили задание. Ключ один, а сундуков у нас три!
Психолог: А вы посмотрите, у ключа свой узор. Такой же узор есть и на сундуке.
Дети вглядываются внимательно в узоры, сравнивают их, находят одинаковые. Психолог открывает сундук. В нем лежат цветные мелки.
Психолог: Вот так подарки! Спасибо (хором с детьми).
Вы молодцы! Вот только думаю, что мелки здесь неспроста и нам они еще пригодятся.
Психолог: Ну что ж идем дальше. Посмотрите, какой перед вами прекрасный замок. (На проекторе появляется изображение темного замка). Только он заперт. Заколдован. Посмотрите, в какие цвета окрашен замок. Какие это цвета?
Дети: Холодные: голубой, синий, фиолетовый.
Психолог: Я знаю, что нам делать. С чего начинается дружба?
Дети: С улыбки!
Психолог: Правильно! Когда мы улыбаемся, мы дарим друг другу наше хорошее настроение, нашу душевную теплоту. Давайте нарисуем улыбающиеся солнышки! Они согреют всех и разрушат злые чары У нас и цветные мелки есть. Какие цвета нам нужны, чтобы нарисовать солнышко?
Дети: Желтый, оранжевый.
Психолог: Верно, это теплые цвета. Нарисуйте улыбающиеся солнышки! И тогда от теплых и добрых их лучей холодный замок расколется, и Гурд освободится.
Звучит музыка. Дети рисуют на листах бумаги, расположенных на мольберте рисуют солнышки. Когда дети закончат рисовать, запись «Разбивающееся стекло» (Это разрушается замок).
Гурд. (аудиозапись его голоса) Спасибо вам, друзья! Вы освободили меня, и я никогда этого не забуду. Вы спасли меня, а я должен помочь остальным жителям нашей страны, помирить их и научить настоящей дружбе. Вы знаете, почему только на меня одного не подействовали чары злодея? Внимательно прочитайте мое имя, в нем таится разгадка! Будьте всегда дружны, и тогда вы справитесь с любыми трудностями! Прощайте!
Психолог. Интересно какую тайну хранит имя Гурд? Я кажется поняла. Если прочитать имя наоборот, начиная с конца, то получится слово ДРУГ (Психолог показывает сначала надпись слова ГУРД, затем слова ДРУГ)
Психолог:. Вот и разгадка! Он был настоящим другом, ни с кем не ссорился. Ведь настоящие друзья не будут ссориться, правда? Вот и подошло к концу наше приключение. Какие вы дружные и веселые!
Психолог. Что ж ребята нам пора возвращаться в детский сад. Посмотрите какая красивая полянка. Давайте отдохнем на ней. (проведение релаксации под спокойную музыку)
Игра: «Алые цветы», поиграем?
Алые цветы, распускают лепестки
Ветерочек дышит, лепестки колышет,
Наши алые цветы, опускают лепестки
Головой качают, тихо засыпают, глазки закрывают.
Представьте себе тёплый летний вечер. Вы лежите на траве и смотрите на проплывающие в небе облака – такие белые, большие, пушистые облака в голубом небе. Вокруг всё тихо и спокойно, вам тепло и уютно. С каждым вздохом и выдохом вы начинаете медленно и плавно подниматься в воздух, всё выше и выше, к самым облакам. Ваши ручки лёгкие, лёгкие, ваши ножки лёгкие. все ваше тело становится лёгким, как облачко. Вот вы подплываете к самому большому и пушистому, к самому красивому облаку на небе. Ближе и ближе. И вот вы уже лежите на этом облаке, чувствуете, как оно нежно гладит вас, это пушистое и нежное облако … (пауза – поглаживание детей). Гладит, поглаживает … Вам хорошо и приятно. Вы расслаблены и спокойны. Но вот облачко опустило вас на полянку. Улыбнитесь своему облачку. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Вы хорошо отдохнули на облачке
Психолог: Вот снова мы в детском саду. Вам понравились наши приключения? Что понравилось больше? Почему? (Ответы детей).
Давайте попрощаемся с нашими гостями.
Психолог и дети прощаются с гостями под песню «Дружба крепкая» (муз. В. Шаинского, сл. М. Танича)