Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Конспект литературного чтения на родном языке "Ночь исцеления" Борис Екимов | Екатерина Анатольевна Копылова. Работа №355305

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Урок литературного чтения на родном языке

по рассказу Б.Екимова «Ночь исцеления»

Цели: 

1. поразмышлять о милосердии и сострадании;

2. усовершенствовать навыки сопоставительного анализа;

3. научиться соизмерять прочитанное с миром собственной души, обобщать, делать выводы;

4. обогатить словарный запас обучающихся; 

5. закрепить знания по теории литературы: тема, идея, проблема, элементы сюжета рассказа;  показать выразительные свойства языка;

6. узнать страницу истории России в годы ВОв; 

7. повысить коммуникативную культуру. 

Задачи: 

образовательные:

• обеспечение в ходе урока повторение, закрепление полученных знаний;

• формирование приёмов умственной деятельности (исследовательская работа, анализ, сравнение);

         развивающие: 

• развитие творческих способностей, воображения;

• развитие речи: умение обосновывать свои суждения, строить простейшие умозаключения;

воспитательные:

• преподнести образец чуткости, отзывчивости по отношению к близким людям.

• содействовать развитию коммуникативных умений;

• воспитывать интерес к чтению и любовь к слову.

Ход урока

Вводно-мотивационный этап урока.

Диалог.

– Один мудрый психолог придумал необычную карту – карту человеческих отношений. На ней нанесены два больших острова – остров Детства и остров Старости. На острове Детства живут озорные, весёлые, шаловливые дети.  Остров Старости населяют мудрые, рассудительные пожилые люди. У каждого из них за плечами груз прожитых лет, сбывшихся и несбывшихся надежд, светлых и печальных воспоминаний, непосильных, но завершённых дел…. «У жизни два слабых, нуждающихся в поддержке отрезка: её начало и её конец». Это детство и старость.

– Скажите, а что может соединить эти острова?

– Мост.

– Пожалуй, мост. мост человеческих отношений. Как вы думаете, легко ли выстраивать отношения между детьми и пожилыми людьми?

Актуализация знаний

– Приходилось ли вам слышать такую народную мудрость «Старый что малый»? Как вы её понимаете?

– Пожилые люди бывают подчас наивны, доверчивы, как дети, а иногда упрямы, капризны и неуступчивы (тоже как дети!). Дети же в своих рассуждениях часто похожи на мудрых стариков.

– Легко ли вы строите отношения со своими бабушками и дедушками?

Взаимоотношения детей, подростков с людьми старшего поколения – это одна из проблем человеческого общения в современном мире. Что станет с детьми, когда их захлестнёт волна взрослой жизни? Будут ли они помнить о чистом детстве, как об идеале? Близки ли будут с теми, кто уже вымерил свой жизненный путь страданием, падением, безрассудством и возрождением?

Посмотрите на картины современного художника А. Шилова серии «Дорогие мои старики» (см. презентацию). Какие чувства вызывают у вас герои этих картин?

Ученики: Доброе, сердечное отношение. Это одновременно уважение и жалость. А жалость у русских ассоциируется со словом любовь. Это уважение к старости, чувство благодарности за заботу, любовь, непосильный труд в годы войны.

Учитель: А давайте посмотрим, как проблема взаимоотношений детей и людей старшего поколения решена в рассказе Бориса Екимова «Ночь исцеления».

Знакомство с автором

Перед нами портрет писателя. Что можете рассказать о его биографии?

Сегодня на уроке мы будем анализировать рассказ «Ночь исцеления». Что вы можете сказать о  заглавии? Какое слово заставляет нас задуматься?

- Какое впечатление произвёл на вас рассказ? Какие чувства вы испытывали во время и после чтения рассказа?

Определите, какова тема рассказа? То есть ответьте на вопрос, о чём этот рассказ (Этот рассказ о том, как Гриша нашёл способ исцелить бабушку от ужасных снов, из-за которых она очень страдала)

Определение проблемы

Какие можно выделить проблемы в рассказе? То есть то, что особенно волнует автора. (Проблема последствия войны,  проблема  гуманного отношения к пожилым людям, самовоспитания человека в жизни, проблема нравственного выбора)

Какова идея рассказа? То есть чему учит произведение?

(Рассказ учит чуткости, милосердию, отзывчивости по отношению к близким людям. Автор заставляет нас оглянуться на тех, кто рядом с нами, кому нужна наша помощь)

-Что такое Милосердие? (на доске появляется кластер, к слову милосердие). отзывчивость, чуткость, доброта, гуманность;  жалость, сочувствие, понимание, 

Беседа по содержанию рассказа.

-Расскажите о чем произведение?  Что происходит, кто главные герои? 

Автор использует приём сна, с помощью которого мы переносимся в тяжёлые годы ВОв.

- Что же снится бабе Дуни? Что же такое произошло с ней во время войны? 

Перескажите, пожалуйста.

Слайд - продовольственные карточки во время ВО войны. Просмотр видеоролика о голоде в блокадном Ленинграде.

Послушайте  небольшое сообщение о том, что такое продовольственные карточки. 

     - Карточка – это бланк с отрывными талонами, дающий право на получение продуктов. Обычно их не восстанавливали в случае утери. Потеря карточек в военное время смерти подобна. Надо ли говорить, какие мучения испытывает мать, не зная, чем накормить детей.

Пересказ жизни бабы Дуни во время ВО войны.

Итак, с помощью приёма сна автор хочет показать, что память о войне неразрывно связана с сознанием людей, переживших ВО.  Война даже во сне не оставляет в покое стариков, заставляет не забывать те страшные годы. Тяжёлое время, горе, пережитое во время войны не отпускает бабу Дуню, оно крепко осело в её памяти, в душе.

Работа по тексту произведения.

- Почему баба Дуня никогда не оставалась ночевать в гостях? (кричала по ночам)

-  Чем занимался внук бабы Дуни, когда приезжал на каникулы? (рыбачил, гулял, катался на лыжах)

- Что удивило Гришу, когда он вторично разбудил бабушку? (она плачет по-настоящему)

- Ответьте на вопрос Гриши: «Бабаня, тебе это снится или это было?» («и снится, и было»)

- Что виделось мальчику в глазах бабы Дуни? (что-то нездешнее) 

Характеристика героев

Баба Дуня

Описание персонажа: Баба Дуня рядом с ним казалась совсем старой: согбенное, оплывающее тело, седая голова тряслась, и в глазах уже виделось что-то нездешнее.

Пережила тяжелое время войны и голода, сумела спасти своих детей не только от голодной смерти, но и от тягостных воспоминаний. Она всегда прятала болезненные воспоминания в душе и продолжает поступать так в старости, больше всего боясь потревожить близких. Травмирующие воспоминания прошлого продолжают тревожить ее во снах.

Гриша

Описание персонажа: А когда надел лыжный костюм, то стал еще выше. И красив он был, в лыжной шапочке, такое милое лицо, мальчишечье, смуглое, с румянцем.

Подросток, чаще всех в семье навещает бабушку. Как и большинство сверстников, он радуется зимним развлечениям, рыбалке и времени, проведённому с друзьями. Гриша остается добрым, заботливым и уважительным мальчиком, который относится к старшему поколению с почтением. 

Работа с подготовленными иллюстрациями

-Перед нами выставка ваших рисунков, расскажите какие эпизоды вы изобразили?

Сопоставительный анализ.

- Какой совет дала мама мальчику при телефонном разговоре? (крикнуть, когда закричит)

Дети бабы Дуни Внук

1.Поддерживают ли они бабу Дуню? Как это отражается на жизни б.Дуни?

Дети отдалились не только

от родных мест, но и от матери. 

Ей очень не хватает детей. Она их вырастила с такой любовью, всю душу вложила в них, боролась за них, спасла их в трудные военные и послевоенные годы. Внука тянет к родным истокам, к родному человеку.

С приездом внука она преображалась, молодела душой. Было с кем поговорить, для кого готовить, о ком заботиться.

2. Как они переносят тревожной сон бабы Дуни? В чём проявляется их забота?

Приезд матери им в тягость.

 

Не вникают в ее состояние. Ограничиваются обращением к врачу, к лекарствам. Ему не в тягость просыпаться ночью от тревожных криков бабушки. Он думает не о себе, а о бабушке

Жалеет, любит бабушку. Понимает ее сердцем

-Мы сказали, главное в рассказе — это чувство сострадания, милосердия к старшему поколению.

- Давайте посмотрим отрывок из произведения, который приготовили для нас ребята.

3. Как успокаивали бабу Дуню? (Инсценировка)

Они действовали в духе того жестокого военного времени. Своим криком – приказом они лишь усиливали ее страх, горечь, душевную боль.

Гриша не кричит, а действует с помощью внушения. Он как бы переносится в тревожный мир бабушки, вживается в образ. Он действительно любит и хочет освободить родного человека от тягостного душевного состояния.

- Что заставило Гришу не кричать и топать, когда ночью забормотала бабушка? (Тяжкая мука, слёзы бабушки, «сердце облилось жалостью и болью»)

- Как поступил мальчик? (опустился на колени и вошёл в её сон)

- Почему «ясной стала голова и ушла из тела дрожь», когда бабушка заговорила снова? (Он понял, что нужно уверенно её убеждать)

- Что произошло с мальчиком в эту ночь? (Он повзрослел, потому что понял, что в ответе за бабушкино спокойствие)

Итог

- Почему такое название у рассказа? (Исцеление души в высоком смысле этого слова происходит в душе мальчика. Он становится взрослым, умеющим отвечать за свои поступки)

7. Домашнее задание: 

письмо Грише.

 

Урок литературного чтения на родном языке

по рассказу Б.Екимова «Ночь исцеления»

Цели:

поразмышлять о милосердии и сострадании;

усовершенствовать навыки сопоставительного анализа;

научиться соизмерять прочитанное с миром собственной души, обобщать, делать выводы;

обогатить словарный запас обучающихся;

закрепить знания по теории литературы: тема, идея, проблема, элементы сюжета

рассказа; показать

выразительные свойства языка;

узнать страницу истории России в годы

ВОв

;

повысить коммуникативную культуру.

Задачи:

образовательные:

обеспечение в ходе урока повторение, закрепление полученных знаний;

формирование приёмов умственной деятельности (исследовательская работа, анализ, сравнение);

развивающие:

развитие творческих способностей, воображения;

развитие речи: умение обосновывать свои суждения, строить простейшие умозаключения;

воспитательные:

преподнести образец чуткости, отзывчивости по отношению к близким людям.

содействовать развитию коммуникативных умений;

воспитывать интерес к чтению и любовь к слову.

Ход урока

Вводно-мотивационный этап урока.

Диалог.

– Один мудрый психолог придумал необычную карту – карту человеческих отношений. На ней нанесены два больших острова – остров Детства и остров Старости. На острове Детства живут озорные, весёлые, шаловливые дети.  Остров Старости населяют мудрые, рассудительные пожилые люди. У каждого из них за плечами груз прожитых лет, сбывшихся и несбывшихся надежд, светлых и печальных воспоминаний, непосильных, но завершённых дел…. «У жизни два слабых, нуждающихся в поддержке отрезка: её начало и её конец». Это детство и старость.

– Скажите, а что может соединить эти острова?

– Мост.

– Пожалуй, мост. мост человеческих отношений. Как вы думаете, легко ли выстраивать отношения между детьми и пожилыми людьми?

Актуализация знаний

– Приходилось ли вам слышать такую народную мудрость «Старый что малый»? Как вы её понимаете?

– Пожилые люди бывают подчас наивны, доверчивы, как дети, а иногда упрямы, капризны и неуступчивы (тоже как дети!). Дети же в своих рассуждениях часто похожи на мудрых стариков.

– Легко ли вы строите отношения со своими бабушками и дедушками?

Взаимоотношения детей, подростков с людьми старшего поколения – это одна из проблем человеческого общения в современном мире. Что станет с детьми, когда их захлестнёт волна взрослой жизни? Будут ли они помнить о чистом детстве, как об идеале? Близки ли будут с теми, кто уже вымерил свой жизненный путь страданием, падением, безрассудством и возрождением?

Посмотрите на картины современного художника А. Шилова серии «Дорогие мои старики» (см. презентацию). Какие чувства вызывают у вас герои этих картин?

Ученики: Доброе, сердечное отношение. Это одновременно уважение и жалость. А жалость у русских ассоциируется со словом любовь. Это уважение к старости, чувство благодарности за заботу, любовь, непосильный труд в годы войны.

Учитель: А давайте посмотрим, как проблема взаимоотношений детей и людей старшего поколения решена в рассказе Бориса Екимова «Ночь исцеления».

Знакомство с автором

Перед нами портрет писателя. Что можете рассказать о его биографии?

Сегодня на уроке мы будем анализировать рассказ «Ночь исцеления». Что вы можете сказать о  заглавии? Какое слово заставляет нас задуматься?

- Какое впечатление произвёл на вас рассказ? Какие чувства вы испытывали во время и после чтения рассказа?

Определите, какова тема рассказа? То есть ответьте на вопрос, о чём этот рассказ (Этот рассказ о том, как Гриша нашёл способ исцелить бабушку от ужасных снов, из-за которых она очень страдала)

Определение проблемы

Какие можно выделить проблемы в рассказе? То есть то, что особенно волнует автора. (Проблема последствия войны, проблема гуманного отношения к пожилым людям, самовоспитания человека в жизни, проблема нравственного выбора)

Какова идея рассказа? То есть чему учит произведение?

(Рассказ учит чуткости, милосердию, отзывчивости по отношению к близким людям. Автор заставляет нас оглянуться на тех, кто рядом с нами, кому нужна наша помощь)

-Что такое Милосердие? (на доске появляется кластер, к слову милосердие). отзывчивость, чуткость, доброта, гуманность; жалость, сочувствие, понимание,

Беседа по содержанию рассказа.

-Расскажите о чем произведение? Что происходит, кто главные герои?

Автор использует приём сна, с помощью которого мы переносимся в тяжёлые годы ВОв.

- Что же снится бабе Дуни? Что же такое произошло с ней во время войны?

Перескажите, пожалуйста.

Слайд - продовольственные карточки во время ВО войны. Просмотр видеоролика о голоде в блокадном Ленинграде.

Послушайте небольшое сообщение о том, что такое продовольственные карточки.

- Карточка – это бланк с отрывными талонами, дающий право на получение продуктов. Обычно их не восстанавливали в случае утери. Потеря карточек в военное время смерти подобна. Надо ли говорить, какие мучения испытывает мать, не зная, чем накормить детей.

Пересказ жизни бабы Дуни во время ВО войны.

Итак, с помощью приёма сна автор хочет показать, что память о войне неразрывно связана с сознанием людей, переживших ВО. Война даже во сне не оставляет в покое стариков, заставляет не забывать те страшные годы. Тяжёлое время, горе, пережитое во время войны не отпускает бабу Дуню, оно крепко осело в её памяти, в душе.

Работа по тексту произведения.

- Почему баба Дуня никогда не оставалась ночевать в гостях? (кричала по ночам)

- Чем занимался внук бабы Дуни, когда приезжал на каникулы? (рыбачил, гулял, катался на лыжах)

- Что удивило Гришу, когда он вторично разбудил бабушку? (она плачет по-настоящему)

- Ответьте на вопрос Гриши: «Бабаня, тебе это снится или это было?» («и снится, и было»)

- Что виделось мальчику в глазах бабы Дуни? (что-то нездешнее)

Характеристика героев

Баба Дуня

Описание персонажа: Баба Дуня рядом с ним казалась совсем старой: согбенное, оплывающее тело, седая голова тряслась, и в глазах уже виделось что-то нездешнее.

Пережила тяжелое время войны и голода, сумела спасти своих детей не только от голодной смерти, но и от тягостных воспоминаний. Она всегда прятала болезненные воспоминания в душе и продолжает поступать так в старости, больше всего боясь потревожить близких. Травмирующие воспоминания прошлого продолжают тревожить ее во снах.

Гриша

Описание персонажа: А когда надел лыжный костюм, то стал еще выше. И красив он был, в лыжной шапочке, такое милое лицо, мальчишечье, смуглое, с румянцем.

Подросток, чаще всех в семье навещает бабушку. Как и большинство сверстников, он радуется зимним развлечениям, рыбалке и времени, проведённому с друзьями. Гриша остается добрым, заботливым и уважительным мальчиком, который относится к старшему поколению с почтением.

Работа с подготовленными иллюстрациями

-Перед нами выставка ваших рисунков, расскажите какие эпизоды вы изобразили?

Сопоставительный анализ.

- Какой совет дала мама мальчику при телефонном разговоре? (крикнуть, когда закричит)

Дети бабы Дуни

Внук

1.Поддерживают ли они бабу Дуню? Как это отражается на жизни б.Дуни?

Дети отдалились не только

от родных мест, но и от матери.

Ей очень не хватает детей. Она их вырастила с такой любовью, всю душу вложила в них, боролась за них, спасла их в трудные военные и послевоенные годы.

Внука тянет к родным истокам, к родному человеку.

С приездом внука она преображалась, молодела душой. Было с кем поговорить, для кого готовить, о ком заботиться.

2. Как они переносят тревожной сон бабы Дуни? В чём проявляется их забота?

Приезд матери им в тягость.

 

Не вникают в ее состояние. Ограничиваются обращением к врачу, к лекарствам.

Ему не в тягость просыпаться ночью от тревожных криков бабушки. Он думает не о себе, а о бабушке

Жалеет, любит бабушку. Понимает ее сердцем

-Мы сказали, главное в рассказе — это чувство сострадания, милосердия к старшему поколению.

- Давайте посмотрим отрывок из произведения, который приготовили для нас ребята.

3. Как успокаивали бабу Дуню? (Инсценировка)

Они действовали в духе того жестокого военного времени. Своим криком – приказом они лишь усиливали ее страх, горечь, душевную боль.

 

Гриша не кричит, а действует с помощью внушения. Он как бы переносится в тревожный мир бабушки, вживается в образ. Он действительно любит и хочет освободить родного человека от тягостного душевного состояния.

- Что заставило Гришу не кричать и топать, когда ночью забормотала бабушка? (Тяжкая мука, слёзы бабушки, «сердце облилось жалостью и болью»)

- Как поступил мальчик? (опустился на колени и вошёл в её сон)

- Почему «ясной стала голова и ушла из тела дрожь», когда бабушка заговорила снова? (Он понял, что нужно уверенно её убеждать)

- Что произошло с мальчиком в эту ночь? (Он повзрослел, потому что понял, что в ответе за бабушкино спокойствие)

Итог

- Почему такое название у рассказа? (Исцеление души в высоком смысле этого слова происходит в душе мальчика. Он становится взрослым, умеющим отвечать за свои поступки)

7. Домашнее задание: 

письмо Грише.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×