Конспект логопедического занятия для детей подготовительной группы «Прогулка в осенний лес» | Мой кабинет. Работа №350012
Шодик Нина Ивановна,
Учитель- логопед,
ГБУ «Детский дом «Доверие»,
г. Кемерово
Конспект логопедического занятия для детей подготовительной группы
«Прогулка в осенний лес»
Программное содержание:
- Уточнение, расширение, обогащение и активизация словаря детей по теме «Весна»;
- Упражнение детей в подборе определений к существительным и образование определений, согласовании определений с заданным словом в роде лице и падеже в словообразовании и в словоизменении:
- Упражнение в употреблении слов – антонимов;
- Упражнение в составлении предложений, употреблении однокоренных слов;
- Выявление знания у детей: о диких животных и птицах, названии их детенышей, умение классифицировать их по группам, в зависимости от среды обитания, и характерным особенностям и поведению;
- Закрепление знаний о деревьях, умение узнавать их по характерным признакам, и называть их;
- Совершенствование умения детей выразительно читать стихи, отгадывать загадки, проговаривать пословицы и поговорки;
- Выявление у детей знаний о временах года и их последовательной смене;
- Развитие общих речевых навыков, логического мышления и умение высказывать свою точку зрения;
- Воспитание любви и бережного отношения к природе, доброжелательного отношения к сверстникам и взрослым;
Цели занятия:
Коррекционно-образовательные цели:
Продолжать расширять, уточнять, обогащать и активизировать словарный запас детей по теме «Осень»;
Совершенствовать грамматический строй речи - образовывать слова прилагательных от существительных, с уменьшительно-ласкательными суффиксами, упражнять детей в подборе определений к существительным и образовании согласований определений с заданным словом в роде, лице и падеже; выявлять у детей знания о царстве животных и птиц, умение классифицировать их на группы, в зависимости от среды их обитания, характерных особенностей поведения; закрепление знаний о деревьях, умения узнавать их по характерным признакам и называть; выявление у детей знаний времен года и их последовательность.
Коррекционно-развивающие цели:
Развивать: общие речевые навыки, фонематический слух, логическое мышление, память, координации речи с движениями, умения высказывать свою точку зрения.
Воспитательные цели:
Воспитывать у детей отношение к природе, доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым.
Оборудование и материалы:
- ПК, телевизор, слайды с изображением осени, деревьев, птиц, диких животных, презентации атрибуты для леса (лиственные и хвойные деревья, пенек, изображение избушки Бабы -Яги, корзинка с листьями березы, дуба, осины, шишки еловые, сосновые и веточки сосны и ели, съедобные грибы, конверт с письмом, костюмы сказочных героев: Лесовичка, Осень, Бабы- Яги, ковровые дорожки, колокольчик. Музыкальный зал оформлен как смешанный лес.
Художественное слово: загадки о лесе, об осени, о диких животных (зайце, лисе, волке, белке, еже, медведе), пословицы, поговорки, народные приметы об осени, словесные и дидактические игры, и игровые упражнения.
Ход занятия
(Дети сидят на стульчиках)
1. Организационный момент
Воспитатель: Сегодня у нас ребята необычное занятие. Мы отправимся на очень интересную прогулку. А куда мы пойдем, вы узнаете отгадав загадки:
1 слайд
Есть у ребят веселый друг,
Зеленый друг хороший.
Он им протянет сотни рук,
И тысячу ладошек. (лес)
Дети: это лес.
Воспитатель: Правильно конечно же это лес. Молодцы.
А вот и еще одна загадка.
(2 слайд)
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и елочек.
Я — … (Ответ: Осень)
Дети: Эта волшебница осень.
Воспитатель: Совершенно верно это осень. Значит на прогулку мы пойдем в осенний лес.
Ветерок осенний крутит вертит,
В форточку влетел конвертик!
Воспитатель: берет конверт. Ребята, это письмо для нас, давайте его прочитаем!
Читает письмо.
«Здравствуйте дорогие ребята! Пишет вам Осень.
Я попала в беду: Баба- Яга заколдовала лес, а меня заперла в своей избушке.
Нагнала на небо серые тучи, напустила слякоть да холод на осенний лес. Стало в лесу мрачно и неуютно зверям да птицам. Чтобы выручить меня вернуть теплые, солнечные денёчки приходите в заколдованный лес, но будьте внимательны! По дороге вас ждут нелегкие препятствия, а преодолеть вы их сможете лишь в том случае, если сумеете выполнить все задания правильно и говорить выразительно, четко и ясно. Прошу вас поторопиться. Жду вас. Очень надеюсь на вашу помощь!»
Воспитатель: Ребята пора отправляться в лес к Осени на помощь, а чтоб нам поскорей до леса добраться мы проговорим чистоговорку и трудный «Р» звук станет наш друг.
Дети идут по кругу, проговаривая:
Ра- ра- ра- ра- ра- ра – дружно в лес идем с утра,
Ре- ре- ре- ре- ре - ре - вот лиса сидит в норе,
Ру - ру- ру- ру- ру -ру - роет крот себе нору.
Воспитатель: Вот мы и подошли к лесу. Посмотрите, действительно лес заколдованный не светит солнышко, не слышно птиц и зверей, не шумят деревья своей листвой.
А как, же нам отправляться в лес Осень выручать, не зная дороги, так можно и заблудиться. Как вы думаете, кто же нам поможет?
Воспитатель: Как зовут сказочного человечка, который живет в лесу и следит за порядком?
Дети: Сказочного человечка зовут Лесовичок, его нужно позвать, позвонив колокольчиком (звонят колокольчиком).
Из леса выходит лесовичок.
- Здравствуйте ребята, я все слышал и рад буду вам помочь, но многое зависит от вас самих. Этот лес непростой и тропинка ведущая в него состоит из заданий. Если вы правильно выполните все задания, доберетесь до избушки и освободите Весну. Ну что ребята постараемся?
Дети: постараемся. Лесовичок: Присаживайтесь на скамейку.
Лесовичок: Сначала разберемся с погодой в этом лесу. Слушайте внимательно, отвечайте правильно.
· Если идет дождь, то погода какая -(дождливая)
· дует ветер - ветреная;
· холодно - холодная;
· если пасмурно - пасмурная;
· если хмуро - хмурая;
· если сыро- сырая;
· если солнечно - солнечная;
· если ясно - ясная;
· если меняется - изменчивая;
· если жарко - жаркая;
· А сейчас месяц какой? - весенний.
Лесовичок: Поиграем в игру?
Д.И. «Скажи со словом осенний»
* Небо какое? -осеннее;
* Ветер какой? - осенний:
* Песенка какая?- осенняя:
* Солнце какое? - осеннее:
* Тучка какая?- осенняя:
* Дождь какой?- осенний; *Облака какие?- осенние:
* Лес какой? - осенний:
*Погода какая? - осенняя:
* Утро какое? - осеннее:
* Настроение какое? - осеннее.
Лесовичок: замечательно, все ответили правильно, никто не ошибся. Вот и сняли злые чары с леса.
Снова засияло солнышко, лес ожил,
Звучит мелодия «Голоса весеннего леса»
Лесовичок: а теперь с веселой, песенкой пойдем по тропинки в лес дальше.
(Дети идут с Лесовичком по кругу, поют 3-й куплет «Осенняя песенка»)
Легкий ветерок травку приласкал
Маленький цветочек солнышку сказал:
«Динь - дон - ла - ла
Динь - дон - ла - ла
Ты, солнышко, скорей
Динь - дон - ла - ла
Динь - дон - ла - ла
Скорей, меня согрей!»
Лесовичок: Вот мы и пришли на лесную полянку, присядьте, отдохните (дети садятся на коврик).
Лесовичок: В моем лесу много разных деревьев, а вы какие знаете деревья назовите. (На экране телевизора слайды с изображением деревьев и кустарников.)
Дети называют деревья и кустарники.
Лесовичок: Чем отличается кустарник от дерева?
Дети: у дерева один толстый ствол, а у кустарника много тонких стволов.
Дерево – высокое, а кустарник - низкий.
Лесовичок: Как можно назвать одним словом назвать такие деревья:
Сосна, ель, пихта, кедр, можжевельник? (обобщающее слово хвойные)
Дети: эти деревья и кустарник – хвойные у них вместо листьев иголки -хвоинки.
Лесовичок: А береза, дуб, осина, тополь, клен, рябина, калина, черемуха? - (лиственные)
Дети: эти деревья кустарники называются – лиственные, у них листики.
Лесовичок: Молодцы ребята, очень хорошо справились с этим заданием.
- вот вам корзинки в них соберите листики которые лежат под деревьями.
(Дети складывают в корзинки листья, веточки хвои шишки.)
Лесовичок: - берет из корзинок содержимое и спрашивает, дети отвечают
· Лист дуба - дубовый;
· Лист березы -березовый;
· Лист клена - кленовый;
· Шишка сосны - сосновая;
· Шишка ели - еловая;
· Ветка пихты - пихтовая;
· Лист осины - осиновый.
Лесовичок: И с этим заданием тоже справились. Так незаметно мы и пришли на звериную поляну.
(На поляне лежат картинки с изображением звериных следов.)
Лесовичок: Кто здесь бегал мы узнаем, коль загадки отгадаем.
Д.И. «Загадки о диких животных»
Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая - для лета,
Для зимы - другого цвета (Заяц)
Хожу в пушистой шубке,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу… (Белка)
Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки ни одной. (Еж)
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый - краса!
А зовут ее … (Лиса)
Кто зимой холодной
Бродит злой голодный… (Волк)
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой... (Медведь)
Лесовичок: Все загадки отгадали, кто здесь бегал вы узнали.
А теперь игра с мячом, мы их деток назовем.
Все вместе:
Человеческие дети знают всех зверят на свете.
(на экране показ презентации слайд - 3)
Игра с мячом « Назови детенышей»
Лесовичок: Хорошо с мячом играли, всех детенышей назвали.
Дальше надо нам идти. Чтобы птичек навестить.
(Дети с воспитателем и Лесовичком идут по тропинке и поют 1-й куплет «Весенняя песенка» машут руками имитируя полет птиц).
Воспитатель: Разводит руки в стороны, поворачивается кругом: - ребята, посмотрите какая солнечная веселая полянка.
Лесовичок: А это и есть птичья поляна самая веселая во всем лесу. Ну и шумно сегодня здесь.
Воспитатель: Ребята, посмотрите сколько разных птиц прилетело на поляну, и лесные птицы, и даже те птицы которые в лесу не живут. Чтобы в лесу не было такого переполоха, нам надо выполнить следующее задание:
Поселить птиц по месту их обитания.
Воспитатель выкладывает три картинки с изображениями - птичьего двора, леса и водоема. Картинки с изображением лесных, домашних и водоплавающих птиц дает каждому ребенку. Дети должны положить каждый свою картинку в соответствии с местом обитания птицы. (Помогает с помощью наводящих вопросов детям, которые затрудняются в выполнении задания).
Дети: Выполняют задание правильно.
Лесовичок: Какие птицы собрались на поляне?
Дети: - На поляне собрались дикие, домашние птицы и водоплавающие птицы.
Лесовичок: Какие умные дети так легко и быстро справились с заданиями. А скажите, почему перелетных птиц так называют.
Дети: Птиц называют перелетными, потому что они осенью улетают в теплые края, а весной прилетают к нам снова.
Лесовичок: А почему птиц называют зимующими?
Дети: Потому что зимующие птицы никуда не улетают, а живут здесь круглый год
Лесовичок: Молодцы ребята, хорошо справились с этим заданием.
Так незаметно мы вышли на опушку леса, к избушке Бабы -Яги.
Б.Я: Выходит на встречу: - « Явились не запылились? Давно вас здесь поджидаю.
Дети вместе с Б.Я. выполняют логоритмическую физминутку.
Б.Я: ну что отдохнули с дороги. А теперь вам надо открыть замок, которым заперта избушка. Расскажите мне старушке: Какие времена года вы знаете, и как по порядку они друг за другом идут?
Дети: - называют времена года и их последовательность. (Б.Я. их путает)
Какое время года сейчас?
Дети: - Сейчас время года – осень
А какие осенние месяцы вы знаете?
Дети: - Весенние месяцы – сентябрь, октябрь, ноябрь.
Какой месяц сейчас?
Дети: - Сейчас идет месяц сентябрь.
А вы знаете народные приметы, пословицы, поговорки, стихи об осени, об осенних месяцах?
На экране идет показ презентации «В гости к осени»
Дети: - рассказывают народные приметы, пословицы, поговорки, читают стихотворения об осени.
Б.Я: Ай да молодцы ребятишки просветили меня старую. Так тому и быть, отпущу я Осень.
Осень.
Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Весёлой, пёстрою стеной Стоит над светлою поляной.
Берёзы жёлтою резьбой Блестят в лазури голубой, Как вышки, ёлочки темнеют, А между клёнами синеют То там, то здесь в листве сквозной Просветы в небо, что оконца. Лес пахнет дубом и сосной, За лето высох он от солнца, И Осень тихою вдовой Вступает в пёстрый терем свой…
Осень подходит к детям и благодарит их за помощь.
Осень: - Спасибо вам ребята вы прошли не легкий путь, чтоб освободить меня из заточения Бабы - Яги. Много дел у меня еще осталось. Надо все успеть, завершить до прихода Зимы.
Дети: А мы-то как тебе рады!
Осень: За вашу доброту, отзывчивость, желание прийти на помощь, я поведу вас в места где много грибов.
(Осень ведет детей на грибную поляну, на поляне разбросаны грибы).
Осень: Ой ребята посмотрите, сколько много разных грибов. Давайте из их соберем, и тогда мы узнаем их названия.
(Дети собирают грибы: лисички, подберёзовики, подосиновики, белый гриб, груздь)
Осень: молодцы ребята, хорошо справились с этим заданием! А сейчас я предлагаю вам послушать концерт «Лесные перезвоны».
(Дети играют на народных инструментах: колокольчики, бубны, ложки).
Осень: Ребята вам понравилось прогулка по осенниму лесу?!
Дети: Да понравилось, было очень увлекательно и интересно!
Воспитатель: Спасибо вам жители лесные, нам очень понравилась прогулка в ваш лес, ребята хорошо закрепили свои знания, узнали много нового и интересного, а сейчас нам надо возвращаться домой.
Лесовечок: Ну тогда, идите за нами, мы выведем вас из леса самой короткой тропинкой.
Лесовичок, Осень и Баба – Яга, провожают детей из леса.
До свидания мы всегда будем рады новой встрече с вами.
Дети с воспитателем выходят из музыкального зала, за ними выходят все остальные участники занятия.
Список литературы:
1. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников.// Просвещение.-2012.
2. Сазонова С.Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи.// Москв. -2000.
3. Кузнецова Е.В. Ступеньки к школе.//Москва.- 2000.
4. Исаева Т.И. Особенности формирования словаря у детей.//Школьный логопед.-2006-№4.
Шодик Нина Ивановна,
Учитель- логопед,
ГБУ «Детский дом «Доверие»,
г. Кемерово
Конспект открытого, комплексного логопедического занятия для детей подготовительной группы
«Прогулка в осенний лес»
Программное содержание:
- Уточнение, расширение, обогащение и активизация словаря детей по теме «Весна»;
- Упражнение детей в подборе определений к существительным и образование определений, согласовании определений с заданным словом в роде лице и падеже в словообразовании и в словоизменении:
- Упражнение в употреблении слов – антонимов;
- Упражнение в составлении предложений, употреблении однокоренных слов;
- Выявление знания у детей: о диких животных и птицах, названии их детенышей, умение классифицировать их по группам, в зависимости от среды обитания, и характерным особенностям и поведению;
- Закрепление знаний о деревьях, умение узнавать их по характерным признакам, и называть их;
- Совершенствование умения детей выразительно читать стихи, отгадывать загадки, проговаривать пословицы и поговорки;
- Выявление у детей знаний о временах года и их последовательной смене;
- Развитие общих речевых навыков, логического мышления и умение высказывать свою точку зрения;
- Воспитание любви и бережного отношения к природе, доброжелательного отношения к сверстникам и взрослым;
Цели занятия:
Коррекционно-образовательные цели:
Продолжать расширять, уточнять, обогащать и активизировать словарный запас детей по теме «Осень»;
Совершенствовать грамматический строй речи - образовывать слова прилагательных от существительных, с уменьшительно-ласкательными суффиксами, упражнять детей в подборе определений к существительным и образовании согласований определений с заданным словом в роде, лице и падеже; выявлять у детей знания о царстве животных и птиц, умение классифицировать их на группы, в зависимости от среды их обитания, характерных особенностей поведения; закрепление знаний о деревьях, умения узнавать их по характерным признакам и называть; выявление у детей знаний времен года и их последовательность.
Коррекционно-развивающие цели:
Развивать: общие речевые навыки, фонематический слух, логическое мышление, память, координации речи с движениями, умения высказывать свою точку зрения.
Воспитательные цели:
Воспитывать у детей отношение к природе, доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым.
Оборудование и материалы:
- ПК, телевизор, слайды с изображением осени, деревьев, птиц, диких животных, презентации атрибуты для леса (лиственные и хвойные деревья, пенек, изображение избушки Бабы -Яги, корзинка с листьями березы, дуба, осины, шишки еловые, сосновые и веточки сосны и ели, съедобные грибы, конверт с письмом, костюмы сказочных героев: Лесовичка, Осень, Бабы- Яги, ковровые дорожки, колокольчик. Музыкальный зал оформлен как смешанный лес.
Художественное слово: загадки о лесе, об осени, о диких животных (зайце, лисе, волке, белке, еже, медведе), пословицы, поговорки, народные приметы об осени, словесные и дидактические игры, и игровые упражнения.
Ход занятия
(Дети сидят на стульчиках)
Организационный момент
Воспитатель: Сегодня у нас ребята необычное занятие. Мы отправимся на очень интересную прогулку. А куда мы пойдем, вы узнаете отгадав загадки:
1 слайд
Есть у ребят веселый друг,
Зеленый друг хороший.
Он им протянет сотни рук,
И тысячу ладошек. (лес)
Дети: это лес.
Воспитатель: Правильно конечно же это лес. Молодцы.
А вот и еще одна загадка.
(2 слайд)
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и елочек.
Я — … (Ответ: Осень)
Дети: Эта волшебница осень.
Воспитатель: Совершенно верно это осень. Значит на прогулку мы пойдем в осенний лес.
Ветерок осенний крутит вертит,
В форточку влетел конвертик!
Воспитатель: берет конверт. Ребята, это письмо для нас, давайте его прочитаем!
Читает письмо.
«Здравствуйте дорогие ребята! Пишет вам Осень.
Я попала в беду: Баба- Яга заколдовала лес, а меня заперла в своей избушке.
Нагнала на небо серые тучи, напустила слякоть да холод на осенний лес. Стало в лесу мрачно и неуютно зверям да птицам. Чтобы выручить меня вернуть теплые, солнечные денёчки приходите в заколдованный лес, но будьте внимательны! По дороге вас ждут нелегкие препятствия, а преодолеть вы их сможете лишь в том случае, если сумеете выполнить все задания правильно и говорить выразительно, четко и ясно. Прошу вас поторопиться. Жду вас. Очень надеюсь на вашу помощь!»
Воспитатель: Ребята пора отправляться в лес к Осени на помощь, а чтоб нам поскорей до леса добраться мы проговорим чистоговорку и трудный «Р» звук станет наш друг.
Дети идут по кругу, проговаривая:
Ра- ра- ра- ра- ра- ра – дружно в лес идем с утра,
Ре- ре- ре- ре- ре - ре - вот лиса сидит в норе,
Ру - ру- ру- ру- ру -ру - роет крот себе нору.
Воспитатель: Вот мы и подошли к лесу. Посмотрите, действительно лес заколдованный не светит солнышко, не слышно птиц и зверей, не шумят деревья своей листвой.
А как, же нам отправляться в лес Осень выручать, не зная дороги, так можно и заблудиться. Как вы думаете, кто же нам поможет?
Воспитатель: Как зовут сказочного человечка, который живет в лесу и следит за порядком?
Дети: Сказочного человечка зовут Лесовичок, его нужно позвать, позвонив колокольчиком (звонят колокольчиком).
Из леса выходит лесовичок.
- Здравствуйте ребята, я все слышал и рад буду вам помочь, но многое зависит от вас самих. Этот лес непростой и тропинка ведущая в него состоит из заданий. Если вы правильно выполните все задания, доберетесь до избушки и освободите Весну. Ну что ребята постараемся?
Дети: постараемся. Лесовичок: Присаживайтесь на скамейку.
Лесовичок: Сначала разберемся с погодой в этом лесу.
Слушайте внимательно, отвечайте правильно.
Если идет дождь, то погода какая
-(
дождливая)
дует ветер -
ветреная
;
холодно - холодная;
если
пасмурно - пасмурная;
если хмуро - хмурая;
если сыр
о-
сырая;
если солнечно - солнечная;
если ясно - ясная;
если меняется - изменчивая;
если жарко - жаркая;
А сейчас
месяц
какой? - весенний.
Лесовичок: Поиграем в игру?
Д.И. «Скажи со словом осенний»
* Небо какое? -осеннее;
* Ветер какой? - осенний:
* Песенка какая?- осенняя:
* Солнце какое? - осеннее:
* Тучка какая?- осенняя:
* Дождь какой?- осенний;
*Облака какие?- осенние:
* Лес какой? - осенний:
*Погода какая? - осенняя:
* Утро какое? - осеннее:
* Настроение какое? - осеннее.
Лесовичок: замечательно, все ответили правильно, никто не ошибся. Вот и сняли злые чары с леса.
Снова засияло солнышко, лес ожил,
Звучит мелодия «Голоса весеннего леса»
Лесовичок: а теперь с веселой, песенкой пойдем по тропинки в лес дальше.
(Дети идут с Лесовичком по кругу, поют 3-й куплет «Осенняя песенка»)
Легкий ветерок травку приласкал
Маленький цветочек солнышку сказал:
«Динь - дон - ла - ла
Динь - дон - ла - ла
Ты, солнышко, скорей
Динь - дон - ла - ла
Динь - дон - ла - ла
Скорей, меня согрей!»
Лесовичок: Вот мы и пришли на лесную полянку, присядьте, отдохните
(дети садятся на коврик).
Лесовичок: В моем лесу много разных деревьев, а вы какие знаете деревья назовите. (На экране телевизора слайды с изображением деревьев и кустарников.)
Дети называют деревья и кустарники.
Лесовичок: Чем отличается кустарник от дерева?
Дети: у дерева один толстый ствол, а у кустарника много тонких стволов.
Дерево – высокое, а кустарник - низкий.
Лесовичок: Как можно назвать одним словом назвать такие деревья:
Сосна, ель, пихта, кедр, можжевельник? (обобщающее слово хвойные)
Дети: эти деревья и кустарник – хвойные у них вместо листьев иголки -хвоинки.
Лесовичок: А береза, дуб, осина, тополь, клен, рябина, калина, черемуха? - (лиственные)
Дети: эти деревья кустарники называются – лиственные, у них листики.
Лесовичок: Молодцы ребята, очень хорошо справились с этим заданием.
- вот вам корзинки в них соберите листики которые лежат под деревьями.
(Дети складывают в корзинки листья, веточки хвои шишки.)
Лесовичок: - берет из корзинок содержимое и спрашивает, дети отвечают
Лист дуба - дубовый;
Лист березы
-б
ерезовый;
Лист клена - кленовый;
Шишка сосны - сосновая;
Шишка ели - еловая;
Ветка пихты - пихтовая;
Лист осины - осиновый.
Лесовичок: И с этим заданием тоже справились. Так незаметно мы и пришли на звериную поляну.
(На поляне лежат картинки с изображением звериных следов.)
Лесовичок: Кто здесь бегал мы узнаем, коль загадки отгадаем.
Д.И. «Загадки о диких животных»
Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая - для лета,
Для зимы - другого цвета (Заяц)
Хожу в пушистой шубке,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу… (Белка)
Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки ни одной. (Еж)
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый - краса!
А зовут ее … (Лиса)
Кто зимой холодной
Бродит злой голодный… (Волк)
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой... (Медведь)
Лесовичок: Все загадки отгадали, кто здесь бегал вы узнали.
А теперь игра с мячом, мы их деток назовем.
Все вместе:
Человеческие дети знают всех зверят на свете.
(на экране показ презентации слайд - 3)
Игра с мячом « Назови детенышей»
Лесовичок: Хорошо с мячом играли, всех детенышей назвали.
Дальше надо нам идти. Чтобы птичек навестить.
(Дети с воспитателем и Лесовичком идут по тропинке и поют 1-й куплет «Весенняя песенка» машут руками имитируя полет птиц).
Воспитатель: Разводит руки в стороны, поворачивается кругом: - ребята, посмотрите какая солнечная веселая полянка.
Лесовичок: А это и есть птичья поляна самая веселая во всем лесу. Ну и шумно сегодня здесь.
Воспитатель: Ребята, посмотрите сколько разных птиц прилетело на поляну, и лесные птицы, и даже те птицы которые в лесу не живут. Чтобы в лесу не было такого переполоха, нам надо выполнить следующее задание:
Поселить птиц по месту их обитания.
Воспитатель выкладывает три картинки с изображениями - птичьего двора, леса и водоема. Картинки с изображением лесных, домашних и водоплавающих птиц дает каждому ребенку. Дети должны положить каждый свою картинку в соответствии с местом обитания птицы. (Помогает с помощью наводящих вопросов детям, которые затрудняются в выполнении задания).
Дети: Выполняют задание правильно.
Лесовичок: Какие птицы собрались на поляне?
Дети: - На поляне собрались дикие, домашние птицы и водоплавающие птицы.
Лесовичок: Какие умные дети так легко и быстро справились с заданиями. А скажите, почему перелетных птиц так называют.
Дети: Птиц называют перелетными, потому что они осенью улетают в теплые края, а весной прилетают к нам снова.
Лесовичок: А почему птиц называют зимующими?
Дети: Потому что зимующие птицы никуда не улетают, а живут здесь круглый год
Лесовичок: Молодцы ребята, хорошо справились с этим заданием.
Так незаметно мы вышли на опушку леса, к избушке Бабы -Яги.
Б.Я: Выходит на встречу: - « Явились не запылились? Давно вас здесь поджидаю.
Дети вместе с Б.Я. выполняют логоритмическую физминутку.
Б.Я: ну что отдохнули с дороги. А теперь вам надо открыть замок, которым заперта избушка. Расскажите мне старушке: Какие времена года вы знаете, и как по порядку они друг за другом идут?
Дети: - называют времена года и их последовательность. (Б.Я. их путает)
Какое время года сейчас?
Дети: - Сейчас время года – осень
А какие осенние месяцы вы знаете?
Дети: - Весенние месяцы – сентябрь, октябрь, ноябрь.
Какой месяц сейчас?
Дети: - Сейчас идет месяц сентябрь.
А вы знаете народные приметы, пословицы, поговорки, стихи об осени, об осенних месяцах?
На экране идет показ презентации «В гости к осени»
Дети: - рассказывают народные приметы, пословицы, поговорки, читают стихотворения об осени.
Б.Я: Ай да молодцы ребятишки просветили меня старую. Так тому и быть, отпущу я Осень.
Осень.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Берёзы жёлтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, ёлочки темнеют,
А между клёнами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пёстрый терем свой…
Осень подходит к детям и благодарит их за помощь.
Осень: - Спасибо вам ребята вы прошли не легкий путь, чтоб освободить меня из заточения Бабы - Яги. Много дел у меня еще осталось. Надо все успеть, завершить до прихода Зимы.
Дети: А мы-то как тебе рады!
Осень: За вашу доброту, отзывчивость, желание прийти на помощь, я поведу вас в места где много грибов.
(Осень ведет детей на грибную поляну, на поляне разбросаны грибы).
Осень: Ой ребята посмотрите, сколько много разных грибов. Давайте из их соберем, и тогда мы узнаем их названия.
(Дети собирают грибы: лисички, подберёзовики, подосиновики, белый гриб, груздь)
Осень: молодцы ребята, хорошо справились с этим заданием! А сейчас я предлагаю вам послушать концерт «Лесные перезвоны».
(Дети играют на народных инструментах: колокольчики, бубны, ложки).
Осень: Ребята вам понравилось прогулка по осенниму лесу?!
Дети: Да понравилось, было очень увлекательно и интересно!
Воспитатель: Спасибо вам жители лесные, нам очень понравилась прогулка в ваш лес, ребята хорошо закрепили свои знания, узнали много нового и интересного, а сейчас нам надо возвращаться домой.
Лесовечок: Ну тогда, идите за нами, мы выведем вас из леса самой короткой тропинкой.
Лесовичок, Осень и Баба – Яга, провожают детей из леса.
До свидания мы всегда будем рады новой встрече с вами.
Дети с воспитателем выходят из музыкального зала, за ними выходят все остальные участники занятия.
Список литературы:
Ефименкова
Л.Н. Формирование речи у дошкольников.// Просвещение.-2012.
Сазонова С.Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи.
//
М
оскв
. -2000.
Кузнецова Е.В. Ступеньки к школе./
/Москва.-
2000.
Исаева Т.И. Особенности формирования словаря у детей./
/Школьный логопед.-
2006-№4.