Конспект логопедического занятия по развитию связной речи | Сухотина Елена Валерьевна. Работа №303590
Материал содержит развернутый конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе на материале русской народной сказки "Три медведя". Задачи занятия:
Обучающие:
· активизировать словарь по лексическим темам: «Посуда», «Мебель», «Дикие животные»;
· отрабатывать грамматические категории (уменьшительно-ласкательные формы существительных);
· учить подбирать синонимические и антонимические ряды, однокоренные слова;
· обучать использованию предлогов на, над, в, от, за;
· обучать использованию в речи описательных рассказов.
Воспитательные:
· воспитывать доброту, отзывчивость, учить бережно относится ко всему;
· учить понимать свои чувства и чувства других людей;
· учить передаче заданного эмоционального состояния с использованием различных выразительных средств.
Коррекционные:
· развивать зрительное и слуховое внимание;
· совершенствовать звуковую сторону речи в сфере произношения, восприятия и выразительности;
· развивать общую и мелкую моторику;
· развивать мыслительные процессы.
Материал:
«Сказочный лес», картина из сказки «Три медведя», предметные картинки диких животных и их детенышей, разрезные картинки по сюжетам сказок, предметные картинки для загадок.
Предварительная работа:
Чтение русской народной сказки «Три медведя».
Конспект логопедического занятия по развитию связной речи на материале русской народной сказки "Три медведя" в подготовительной группе
ЗАДАЧИ:
Обучающие:
активизировать словарь по лексическим темам: «Посуда», «Мебель», «Дикие животные»;
отрабатывать грамматические категории (уменьшительно-ласкательные формы существительных);
учить подбирать синонимические и антонимические ряды, однокоренные слова;
обучать использованию предлогов на, над, в, от, за;
обучать использованию в речи описательных рассказов.
Воспитательные:
воспитывать доброту, отзывчивость, учить бережно относится ко всему;
учить понимать свои чувства и чувства других людей;
учить передаче заданного эмоционального состояния с использованием различных выразительных средств.
Коррекционные:
развивать зрительное и слуховое внимание;
совершенствовать звуковую сторону речи в сфере произношения, восприятия и выразительности;
развивать общую и мелкую моторику;
развивать мыслительные процессы.
Материал:
«Сказочный лес», картина из сказки «Три медведя», предметные картинки диких животных и их детенышей, разрезные картинки по сюжетам сказок, предметные картинки для загадок.
Предварительная работа:
Чтение русской народной сказки «Три медведя».
Ход занятия
Логопед: Ребята, у нас на занятии гости. Давайте подарим им свои улыбки и скажем: «Доброе утро».
Логопед: Не высоко, не низко, не далеко, не близко, а прямо перед вами – волшебный сказочный лес. Что бы в нем очутиться, нужно сказать волшебные слова. Какие волшебные слова вы знаете?
Ответы детей.
Логопед: А, чтобы волшебство произошло, как надо произнести эти слова?
Ответы детей: загадочно, ласково, тихо, таинственно.
Логопед: А я для вас приготовила новые волшебные слова, давайте их вместе произнесем, и посмотрим, что произойдет.
(Свет практически выключен)
Логопед: «Я на ножке покручусь
В сказочном лесу окажусь!»
Как вы думаете, какие сказочные герои могут жить в этом лесу?
Ответы детей.
Логопед: Дети, смотрите елочка, а под елочкой корзинка. А в корзинке что?
Достает из корзинки письмо.
«Дорогие ребята! Помогите нам. Злой волшебник проник в наш лес и перепутал все сказки и всех сказочных героев».
Как вы думаете, кто просит нас о помощи?
Ответы детей.
Логопед: Поможем сказочным героям?
Дети: Да!
Логопед: Злой волшебник перепутал добрых и злых героев.
(Детям предлагаются картинки сказочных героев, их надо разделить на две группы «злые», «добрые»).
Помогите разобраться.
Красная шапочка – добрая.
Волк – злой.
Змей Горыныч – злой.
Иван царевич – добрый.
Колобок – веселый.
Баба яга – злая
Логопед: Злой волшебник перепутал не только героев, но и сказки. Соберите правильно картинку и назовите сказку.
(Дети получают разрезные картинки к сказкам «Теремок», «Колобок», «Маша и медведь», собирают картинки).
Логопед: Отгадайте, о какой сказке идет речь загадке:
Возле леса на опушке
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кровати, три подушки.
Отгадайте без подсказки.
Кто герои этой сказки?
В какой сказке мы оказались?
(Выставляется картина по сказке «Три медведя»)
Логопед: Как бы вы назвали эту картину?
Ответы детей.
Логопед: А может, назовем «Изба медведей»?
В сказке изба – в наше время дом, в наше время комната – а в сказке горница, еда – похлебка, тарелка – миска, печка – плита.
Что находится в избе?
Ответы детей.
Логопед: подумайте, поразмышляйте. Чья это кровать? Как вы думаете?
Расскажите мне, как расположены предметы?
Где стоят миски?
Где находится окно?
Что висит над кроватью?
Как по-другому можно назвать картину?
Ответы детей: портрет, большая семейная фотография.
Логопед: Что изображено справа на портрете?
Кто сидит слева от Настасьи Петровны?
Кто сидит справа от Настасьи Петровны?
Что висит на гвозде?
Игра «Назови семейство»
(На елочке висят картинки животных).
Логопед: Ребята, в сказке «Три медведя» есть семья?
Назовите членов медвежьей семьи?
Ответы детей: медведь – медведица – медвежонок.
Логопед: в гости к медведям приходят лесные жители.
(Показывает картинки животных, дети называют.)
Волк – волчица – волчонок.
Лис – лиса – лисенок.
Заяц – зайчиха – зайчонок.
Еж – ежиха – ежонок.
Игра «Чей предмет?»
Логопед: На нашем пути еще одна необычная елочка, она украшена предметами.
Большая ложка в сказке чья?
А маленькая ложечка чья?
Большая ложка – медведя, маленькая ложечка – медвежонка.
Большая чашка – медведя, а маленькая чашечка – медвежонка.
Большой стул - медведя, а маленький стульчик – медвежонка.
Большая кровать – медведя, а маленькая кроватка медвежонка.
Игра «Скажи наоборот»
Логопед: поиграем в игру «Скажи наоборот»
Большой – маленький, высокий – низкий, голодный – сытый.
Открыть – закрыть, пустой – полный, громко – тихо.
Тонкий – толстый, сломанный – отремонтированный.
Физкультминутка
Мы, конечно, все устали
Быстро сели, быстро встали
Друг на друга посмотрели
Головою повертели
И похлопали руками
И потопали ногами
Все тихонько потянулись
Будто все сейчас проснулись
А сейчас развесив уши
Будем слушать.
Игра «Подбери слова-родственники».
Логопед: подберите слова-родственники к словам «Лес» и «Медведь».
.
Составление рассказов-описаний
Логопед: Ребята, вы устали, я предлагаю отдохнуть. Смотрите, какие чудные пенечки, присаживайтесь.
«Кто в берлогу спать ложится,
Волк, медведь или лисица?»
А что вы можете рассказать о медведе?
Ответы детей: Медведь – дикое животное. Он обитает в лесу, спит зимой в берлоге. У него есть голова, туловище, четыре лапы, хвост, на лапах когти. На голове есть уши, глаза, нос, пасть. Медведь любит малину, мед. Детеныша зовут медвежонок. Медведь рычит.
Логопед: «Днем спит на ней подушка, а по ночам Андрюшка».
Дети: кровать.
Логопед: А что вы можете рассказать о кровати?
Ответы детей: кровать – это мебель. Она стоит в спальне. У кровати есть место для лежания, спинки, ножки. Кровати делают из дерева. Кровать нужна, чтобы спать.
Логопед: И еще одна загадка: «Каким музыкальным инструментом можно щи хлебать?»
Дети: ложка.
Логопед: А что вы можете рассказать о ложке?
Ответы детей: ложка – это посуда. С ее помощью едят первые блюда. Ложки делают из металла. Они бывают столовые, десертные, чайные, кофейные.
Логопед: поиграем в игру «Поймай словечко».
Ложка – Сколько букв в этом слове? Сколько звуков в этом слове? Сколько гласных звуков в этом слове? Сколько согласных звуков?
Ответы детей.
Логопед: Стул -– Сколько букв в этом слове?
Сколько звуков в этом слове? Сколько гласных звуков в этом слове? Сколько согласных звуков?
Ответы детей.
Логопед: В сказке Маша присела на стульчик Мишутки и что случилось?
Как поступила Маша?
Что плохого сделала Маша?
Как вы считаете, можно так вести себя в незнакомом месте?
Как нужно вести себя в незнакомом месте?
Ответы детей.
Логопед: всегда и везде надо вести себя воспитанно, и тебе все будут рады. Об этом есть пословица «Доброму гостю и хозяин рад».
Ребята, а Мишутка то у нас остался расстроен. Почему? Что же делать?
Я для вас приготовила инструменты, расскажите Мишутке, чем можно починить стул?
(Дети выбирают нужные картинки с инструментами: молоток, зубная щетка, гвозди, нож, вилка, карандаш, ручка)
Логопед: Ну, вот ребята, сколько добрых дел мы сегодня сделали. Как вы думаете, все задания сказочных героев мы выполнили?
Дети: Да!
(Телефонный звонок: медведи благодарят детей за помощь и дарят бочонок мёда, который дети находят под самой высокой елкой).
Логопед: Пора возвращаться в детский сад. Давайте произнесем волшебные слова:
На одной ножке покрутись
В детский садик возвратись.