Конспект логопедического занятия "Рыбы-водные обитатели" | Павлова Галина Вячеславовна. Работа №311456
Цель занятия. Создание условий для совершенствования лексико-грамматического строя речи в процессе изучения познавательного материала по лексической теме «Рыбы-водные обитатели».
Коррекционно-образовательные задачи. Формировать представления о рыбах, их внешнем виде, образе жизни, повадках. Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Рыбы». Совершенствовать грамматический строй речи (образование родственных слов, притяжательных прилагательных, согласование числительных с существительными). Совершенствовать навыки звукового и слогового анализа слов.
Коррекционно-развивающие задачи. Развивать общие речевые навыки, зрительное восприятие и внимание, память, мышление, координацию речи с движением.
Коррекционно-воспитательные задачи. Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Лексическая тема «Рыбы – водные обитатели».
Конспект логопедического занятия
с детьми старшего дошкольного возраста 6-7 лет
в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
по совершенствованию
лексико-грамматического строя речи с элементами грамоты
Цель. Создание условий для совершенствования лексико-грамматического строя речи в процессе изучения познавательного материала по лексической теме «Рыбы-водные обитатели».
Коррекционно-образовательные задачи. Формировать представления о рыбах, их внешнем виде, образе жизни, повадках. Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Рыбы». Совершенствовать грамматический строй речи (образование родственных слов, притяжательных прилагательных, согласование числительных с существительными). Совершенствовать навыки звукового и слогового анализа слов.
Коррекционно-развивающие задачи. Развивать общие речевые навыки, зрительное восприятие и внимание, память, мышление, координацию речи с движением.
Коррекционно-воспитательные задачи. Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Оборудование. Магнитная доска; поделка «Аквариум» - бумажные камни с рисунком золотой рыбки и схемы маршрута-путешествия, конверты с карточками-заданиями; картинки водоемов (море, река, аквариум); игра «Магнитные рыбки» - удочка, предметные картинки с рыбами; пособие «Рыбы» - картинки рыбы с зеленым и синим кружочками, кружочки-чешуйки с предметными картинками со звуками [Д], [Дь]; пособие «Раздели на слоги - полоски-слова с прищепками.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением рыб, знакомство детей с видами рыб, с их названиями, местами обитания, со строением рыбы. Чтение сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
Разучивание упражнений на развитие координации речи с движением - «Рыбка», «Рыбки – большая и маленькая», упражнения на формирование навыка звукового и слогового анализа.
Словарная работа: проговаривание названий рыб (акула, скат, меченосец, гуппи, щука, скалярия, камбала, золотая рыбка гурами), названий частей тела рыб (туловище, голова, плавники, хвост, жабры, рот, икра, чешуя).
Индивидуальная работа на занятии: контроль проговаривания звуков в связной речи и свободной речи.
Ход занятия.
Организационный момент.
Дети входят в кабинет и становятся в круг.
Логопед.
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг,
Дружно за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
Развитие общих речевых навыков.
Повторим с вами правило речи:
Каждый день всегда, везде,
на занятиях, в игре.
Говорим все чётко, внятно,
чтобы было всем понятно.
Основная часть.
- Дети, послушайте загадку.
Есть у нас стеклянный дом,
Поселились рыбки в нем.
Даже рыбка золотая
В нем живет, забот не зная.
Логопед. Кто догадался что это? Почему.
Предполагаемый ответ детей. Я думаю, что это - аквариум. Дом стеклянный – это аквариум.
Логопед. Где же аквариум? Подойдем к нему. Что необычного вы в нем увидели сегодня?
Предполагаемый ответ детей. В аквариуме какие-то камни, их много.
Логопед. Возьмите по одному камню. Какие они на ощупь? Из чего они?
Предполагаемый ответ детей. Камни бумажные.
Логопед. Разверните. Что вы увидели?
Предполагаемый ответ детей. Внутри картинка с рыбкой. Я вижу на картинке золотую рыбку.
Логопед. Посмотрите внимательно на рыбку. Какое настроение у рыбки? Предполагаемый ответ детей. Грустное, печальное, озабоченное.
Логопед. А на моей картинке что-то другое нарисовано. Давайте посмотрим. Что это?
Предполагаемый ответ детей. Да тут какая - то схема.
Логопед. Как вы думаете, о чем сообщает нам схема?
Предполагаемый ответ детей. Наверно нам надо кому-то помочь.
А я думаю, что у золотой рыбки случилась беда.
Логопед. Золотая рыбка грустит, злая акула спрятала ее друзей в морской пещере, им грозит опасность. Золотая рыбка просит спасти друзей.
Логопед. Хотите ли вы помочь золотой рыбке отыскать друзей и спасти их?
Предполагаемый ответ детей. Конечно. С радостью.
Логопед. Как же мы будем спасать друзей? Посмотрите, может схема нам поможет? На схеме задания. Постараемся их выполнить последовательно и нам удастся спасти друзей рыбки. Дети, а вы знаете кто такие рыбы?
Предполагаемый ответ детей. Рыбы- это живые существа. Они живут в воде и умеют плавать под водой.
Логопед. Первое задание. Вспомним, из каких частей состоит рыба.
Поиграем в игру «Что у рыбы, чье, для чего»
Дидактическая игра «Что у рыбы, чье, для чего».
(передается рыбка игрушка, дети по очереди называют части рыбы)
У рыбы есть глаза – чтобы смотреть. Глаза у рыбы - рыбьи.
У рыбы есть жабры, жабры - рыбьи, жабры нужны, чтобы дышать.
Следующий ребёнок называет другую часть тела и т.д.
Логопед. Представим, что мы рыбки. Рыбы бывают большие и маленькие.
Дыхательное упражнение «Большой и маленький».
Исходное положение — стоя.
Глубоко вдохнём, а на выдохе встанем на носочки и поднимем руки. Тянемся всем телом вверх и произносим: «Какая я большая рыбка!». Медленно вдыхаем, а затем со звуком «ух» приседаем, обхватываем руками колени, опускаем голову и произносим: «Какая я маленькая рыбка!»
Упражнение «У кого что?»
Логопед.
- Дети, у большой рыбы большая голова, а у маленькой рыбки….(головка)
- У большой рыбы большие глаза, а у маленькой рыбки….(глазки)
- У большой рыбы большой хвост, а у маленькой рыбки…. (хвостик)
- У большой рыбы большая чешуя, а у маленькой рыбки….(чешуйки)
Логопед. Посмотрим, какое следующее задание.
Упражнение «Звуковые рыбы»
Логопед. Что нарисовано дальше на схеме?
Предполагаемый ответ детей. Синий и зеленый кружочки.
Логопед. Что обозначают эти кружочки?
Предполагаемый ответ детей. Они обозначают звуки:
синий – согласный твердый,
зеленый – согласный мягкий.
Логопед. Я скажу чистоговорку, а вы определите звук, который я выделяю голосом.
- Да, Да, Да – каша лучшая еДа
- Какой звук я выделяла голосом?
Предполагаемый ответ детей. Звук [Д].
Логопед. Что мы знает про этот звук? Кто расскажет про звук [Д]?
Предполагаемый ответ детей. Звук [Д] - согласный, твердый звонкий.
Логопед. Следующая чистоговорка: Де, де, де – будь вежливым везДе.
- Какой звук я выделяла голосом?
Предполагаемый ответ детей. Звук [Дь].
Логопед. Кто расскажет про звук [Дь]?
Предполагаемый ответ детей. Звук [Дь] - Согласный, мягкий, звонкий.
Логопед. Молодцы. Мы можем выполнить задание. Садитесь за стол. Возьмите картинку-чешуйку. Рассмотрите, определите звук в слове и его место.
Кто готов рассказать о своей картинке?
Предполагаемый ответ детей. У меня на картинке ДОМ. В этом слове есть звук Д, находится он в начале слова.
Логопед. Вы правильно все выполнили. А к нам приплыли рыбы, которые охраняют вход в морскую пещеру.
Отдайте картинки с твердым звуком [Д] рыбе с синим кружком во рту,
рыбе с зеленым кружком – картинки со звуком [Дь].
Упражнение «Раздели на слоги»
Логопед. Теперь нам надо разделить слова на слоги.
Садитесь за стол, возьмите полосочки- слова. Вспомните, какое слово вы отдали рыбе и разделите его на слоги.
Индивидуальная работа с раздаточным материалом. (Дети делят слова на слоги с помощью красных прищепок, и объясняют, как разделили).
Кто готов рассказать?
Предполагаемый ответ детей. У меня было слово ДОМ. Я прикрепил одну прищепку, потому что в этом слове один гласный звук, значит в этом слове один слог.
Логопед. Задание выполнили. Отдохнем. Собираемся в круг. Приготовьте пальчики.
Пальчиковая игра «Рыбка»
Рыбка плавает в водице.
Рыбке весело играть.
(Две ладошки вместе изображают плавательные движения)
Рыбка, рыбка, озорница,
Мы хотим тебя поймать.
(Ладони поочередно сжимаются в кулак)
Рыбка спинку изогнула,
Крошку хлебную взяла.
(Хватательные движения щепоткой)
Рыбка хвостиком вильнула,
Быстро-быстро уплыла.
(Помахать рукой)
М. Клокова
Логопед. Посмотрим, какое следующее задание. Что нарисовано на схеме?
Предполагаемый ответ детей. Рыба и стрелки.
Логопед. Образуем слова одной семейки к слову рыба.
Игра «Семейка слов» (с мячом).
Логопед. Как можно назвать маленькую рыбу? Рыбка. Рыбешка.
Логопед. Как можно назвать большую рыбу?
Рыбина. Рыбище.
Логопед. Как называют человека, который ловит рыбу?
Рыболов. Рыбак.
Логопед. Что делает рыбак?
Рыбачит.
Логопед. Куда ходит рыбак?
На рыбалку.
Логопед. Какой суп варят из рыбы?
Рыбный.
Логопед. Кто повторит все слова? (по картинкам). Отлично!
Логопед. Смотрим следующее задание. Что изображено?
Предполагаемый ответ детей. Сундук
Логопед. Где же находится сундук? Рассмотрите схему.
Предполагаемый ответ детей.
Мы увидели схемы предлогов ПОД и ИЗ-ПОД и картинку стол.
Значит сундук под столом и его нужно достать из-под стола!
Логопед. Молодцы! Посмотрим, что или кто в сундуке.
Предполагаемый ответ детей. Водоемы и рыбы.
Логопед. Акула разрешает нам освободить рыб из сундука и отправить в свои водоемы.
Логопед. С помощью чего можно вытащить рыб?
Предполагаемый ответ детей. С помощью удочки.
Логопед. Да. Поможет нам удочка.
(дети с помощью магнитной удочки вытаскивают картинки с рыбами.
Упражнение «Рыбалка»
Логопед. Мы освободили много рыб. Скажите сколько и каких рыб вы освободили?
Предполагаемый ответ детей. Я освободил 4 окуня. И т.д.
Упражнение «Где живет рыба?»
Логопед. Теперь нам надо отправить рыб по домам. Скажите, где живут ваши рыбы.
Предполагаемый ответ детей. Окунь живет в реке. И т.д.
Логопед. На доске расположены водоемы. Поместите рыб в свои водоемы.
(дети расселяют рыб в водоемы)
Вот мы и вернули друзей Золотой рыбки домой. Какое дело мы сделали для золотой рыбки?
Предполагаемый ответ детей. Доброе дело.
Логопед. Кто знает, из какой сказки золотая рыбка?
Предполагаемый ответ детей. Из сказки «О рыбаке и рыбке».
Логопед. Кто написал сказку?
Предполагаемый ответ детей. Дети. Александр Сергеевич Пушкин.
Окончание занятия. Как вы думаете, какое настроение теперь у золотой рыбки? А у вас? Объясните, почему у вас такое настроение? Какие задания вас порадовали и почему? Чтобы вы рассказали друзьям о нашем путешествии?