конспект логопедического занятия "Зимушка-Зима" | Бонадысенко Елена Анатольевна. Работа №242427
Автор: Бонадысенко Елена Анатольевна
Конспект для использования в работе логопеда. Содержит основные понятия темы "Зима".
В конспекте используются стихотворения, пословицы. Отрабатываются понятия "снегопад", "гололед" и др.
Конспект логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ «Зимушка-зима»
Задачи:
- расширять словарь: «снегопад», «метель», «гололед», «вьюга»;
- упражнять в умении согласовывать имена существительные с именами прилагательными;
- формировать у детей правильное представление о зиме: зима - волшебница, зима - художница, зима - труженица;
- совершенствовать умение детей использовать в речи сложные предложения разных видов;
- продолжать работу над культурой речевого обращения;
- воспитывать чувство восхищения красотой зимнего пейзажа, обратить внимание на своеобразие облика зимы;
Ход занятия.
Учитель-логопед предлагает детям поздороваться с гостями.
На экране изображение зимнего пейзажа. Звучит музыка.
Учитель-логопед читает стихотворение А.С. Пушкина «Зима»
Идет волшебница-зима.
Пришла, рассыпалась;
Клоками повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки-зимы.
Учитель-логопед. Вот как поэт А.С. Пушкин рассказал нам о зиме. Вот какой он видел зиму. Представляете, ребята, поэт словами красивую картину нарисовал! Давайте посмотрим внимательно на картину и расскажем, какая зима? Зимушка – зима нам много заданий приготовила, справимся? На елке висят снежинки с заданиями.
1 снежинка. Постарайтесь назвать такой признак, о котором еще не говорили (будем передавать кубик и называть).
Зима (какая?) - холодная, суровая, снежная, вьюжная, долгая (нудная), морозная... Снег (какой?), лед (какой?). Продолжаем дальше говорить о зиме (рассматриваем опорные картинки (солнце, оконное стекло с морозными узорами, символы дня и ночи, снежинки).
2 снежинка. Повтори не ошибись игра: (декабрь, январь, февраль; февраль декабрь, январь…). Какие слова Вы повторяли? Месяца какого времени года Вы называли? Как сказать по-другому? Назовите зимние месяца по порядку. Сколько месяцев длится зима? Какой месяц перед январем?
Какой месяц после января? Какой месяц между февралем и декабрем?
(ответы детей).
3 снежинка. «Лабиринт». Снежная Красавица предложила Ване найти сундук с сокровищами. Помоги Ване. Рассмотри и запомни, как выглядит сундук. Найди дорожку, которая ведёт к нему.
4 снежинка. «Назови ласково». Упражнение на образование существительных с помощью суффиксов.
Например: Снег - снежок.
Лед - ... Зима - ... Мороз - ... Метель - ... Солнце - ... Санки - … Горка - …
Каток - … День - … Ветер - … Сосулька - …
5 снежинка. «Скажи наоборот». Упражнение на подбор антонимов (найди карточку и повесь на мольберт).
Например: Летом дни жаркие, а зимой - холодные.
Летом небо светлое, а зимой - ...
Летом день длинный, а зимой - ...
Летом солнце светит ярко, а зимой - ...
Весной лед на реке тонкий, а зимой - ...
Снег мягкий, а лед… - ...
Одни сосульки длинные, а другие - ...
6 снежинка: Пальчиковая гимнастика.
Раз, два, три, четыре,
загибать пальчики, начиная с большого пальца
Мы с тобой снежок слепили,
"лепят", меняя положение ладоней
Круглый, крепкий, очень гладкий
показать круг, сжимая ладони вместе,
гладить одной ладонью другую
И совсем, совсем не сладкий
грозить пальчиком
Раз - подбросим
Два - поймаем
Три - уроним
И... сломаем!
загибать пальчики, начиная с большого пальца
7 снежинка. «Измени по образцу».
Например: Ночи в январе – январские ночи.
Ночи в феврале - …, День в январе - … , Погода в феврале - …
8 снежинка. Физкультминутка. Имитация движений: дует ветер (машем руками), сугробы (дети показывают руками большие кучи снега), метель (быстро бегут).
9 снежинка. Дидактическая игра "Добавь слово"
- А давайте мы поиграем со словами. Я буду читать стихотворение, а вы заканчивайте строчки словами, похожими на слово снег.
Тихо, тихо, как во сне, падает на землю... (снег)
С неба все скользят пушинки - серебристые... (снежинки)
На деревья, на лужок тихо падает... (снежок)
Вот веселье для ребят - все сильнее... (снегопад)
Все бегут вперегонки, все хотят играть в... (снежки)
Словно в белый пуховик нарядился... (снеговик)
Рядом снежная фигурка - это девочка... (Снегурка)
На снегу-то, посмотри, с красной грудкой... (снегири)
Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил... (снег)
- Какие вы слова добавляли? На какое слово они похожи? (ответы детей). Да, ребята, это родственные слова.
10 снежинка: «Разложи картинки по порядку и составь рассказ».
Рефлексия. О чем мы сегодня говорили. Подведение итогов.