Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию "Зимний лес" | Семенова Дарья Валерьевна. Работа №264263
Автор: Семенова Дарья Валерьевна
Этот конспект подойдёт для старшей и для подготовительной группы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 87»
Конспект непосредственной образовательной деятельности
по познавательному развитию на тему:
«Зимний лес»
для детей старшего дошкольного возраста
Семенова Д. В.
воспитатель
первой категории
группа № 6
Златоуст
2021 год
Цель: закрепить у детей признаки зимы, сезонные изменения в природе, связанные с зимним периодом.
Задачи.
Уточнить и расширить представления детей о зиме, о снеге.
Побуждать детей анализировать, делать выводы, грамотно формулировать свой ответ.
Развивать логическое мышление, сообразительность, фантазию во время отгадывания загадок.
Вызвать у детей положительные эстетические чувства и эмоции во время прослушивания музыкальной композиции.
Способствовать активному и доброжелательному взаимодействию детей с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.
Предварительная работа: наблюдения в природе; заучивание стихотворений, загадок о зиме; составление описательных рассказов о зиме, чтение художественной литературы по теме.
Методы и приёмы: наглядный, показ иллюстраций, словесный, вопросы к детям, использование музыки зимнего леса.
Материалы и оборудование: картинки с признаками зимы; картинки: сугроб, метель, иней, узоры на стекле, снежинки, мяч, музыкальная композиция «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского.
Непосредственно образовательная деятельность
В: Ребята, какое у нас сейчас время года? (Зима). Послушайте стихотворение.
До марта скованы пруды,
Но как теплы дома!
В сугробы кутает сады
Заботливо зима. Снег осыпается с берез
В дремотной тишине.
Картины летние мороз
Рисует на окне.
Сегодня утром, когда я шла в детский сад, я увидела сороку. В клюве она держала письмо. (Показываю детям письмо). Прочтём его?
«Здравствуйте, ребята! Пишет письмо вам Зимушка-зима! Я очень хочу поиграть с вами. И приглашаю вас в зимний лес. Я, как и вы, люблю играть в прятки. Если вы согласны со мной поиграть и найти меня, вам придется выполнить ряд заданий».
В: Ребята, хотите отправиться в лес на прогулку и найти Зимушку-зиму? Давайте закроем глаза, и представим, что мы идём по зимнему, заснеженному, волшебному лесу. (звучит муз. композиция «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского)
Хорошо, открываем глазки, вот мы с вами и в лесу.
(На доске висят иллюстрации с зимними пейзажами)
И первое задание от зимы: назвать признаки зимы.
Давайте рассмотрим иллюстрации и поговорим о том, чем зима отличается от других времен года? (Дети называют признаки зимы)
- Небо серое, солнце светит мало. Если светит - то не греет.
- Все кругом покрыто белым покрывалом- снегом.
- Люди одели теплую одежду- на улице стало холодно.
- Звери в лесу сменили легкие шубки на теплые, зимние. Некоторые звери впали в спячку.
- Зимующим птицам холодно и голодно. Они прилетают ближе к жилью человека.
В: Всё правильно, молодцы! С первым заданием мы справились, а следующее задание: назвать зимние месяцы.
Сколько месяцев длится зима? Назовите зимние месяцы.
Ребята, а вы знаете, почему наступает зима?
Потому что Земля, наша планета, в это время года так наклонена к Солнцу, что на нее попадает меньше солнечных лучей, а следовательно, она получает меньше тепла и света. Поэтому понижается температура, дни становятся короче, а ночи длиннее.
В: Почему зимой идет снег? Откуда он берется?
Зимой, когда холодно, капельки воды в облаках замерзают и превращаются в снежинки. Поэтому зимой идет снег, а в теплое время года – дождь.
Молодцы, ребята, как много вы знаете о зиме. Следующее задание от Зимушки-зимы: отгадать загадки, готовы?
Мягкий он, а не подушка.
Белый он, а не пушок,
Он холодный, как лягушка,
А согреешь- ручеек. (снег)
Покружилась звездочка
В воздухе немножко.
Села и растаяла
На моей ладошке. (снежинка)
Кто, угадай, седая хозяйка:
Тряхнет перинки - над миром пушинки. (зима)
Кто мостит на реке мосток
Без топора, без гвоздей, без досок? (мороз)
И не снег, и не лед,
А серебром зимой деревья уберет. (иней)
В: Молодцы, а сейчас предлагаю немного прогуляться и отдохнуть.
Физминутка «Прогулка» (движения, соответствуют словам)
Раз, два, три, четыре, пять
Мы во двор пошли гулять.
Бабу снежную лепили,
Птичек крошками кормили,
На катке потом катались,
А ещё в снегу валялись,
Все в снегу домой пришли,
Съели суп и спать легли.
В. Хорошо, встаём в круг и слушаем следующее задание.
Дидактическая игра с мячом «Подбери нужное слово»
Какие слова можно сказать про зиму, какая она? - Снежная, вьюжная, морозная, холодная, суровая, мягкая, белая и т. д.
Какой бывает снег? (белый, пушистый, холодный, искристый, сверкающий, серебристый, хрустящий, мягкий и т. д.)
- Какая бывает снежинка? (легкая, воздушная, ажурная, прозрачная, резная, красивая, белая и т. д.)
Молодцы, присаживаемся, и мы переходим к последнему заданию.
Дидактическое упражнение «Назови родственные слова»
(хлопнуть в ладоши) :
Выделение родственных слов к слову снег из ряда слов близких по смыслу: зимушка, снежок, снегопад, холод, зимовье, снеговик, заснеженный, метель, Снегурочка, заморозки, Дед Мороз, морозец, морозилка, снежинка, зимовье, подснежник, зимующий, вьюга, зимовка, снегирь.
В. Какие мы с вами молодцы, выполнили все задания, а сейчас встречаем Зимушку. (входит девочка в костюме)
Зима: Ребята, я очень рада, что вы не скучали здесь и смогли выполнить все мои задания. Пока я пряталась от вас, пока за вами следила, то очень устала. Я предлагаю вам сделать со мной небольшую разминку. Давайте встанем все в круг. Вы внимательно слушайте и повторяйте за мной.
Зима: Здравствуй Зимушка-зима! Кланяемся
Что в подарок принесла? Разводим руки в стороны
Белый снег пушистый, Приседаем, проводим руками по воображаемому снегу
Иней серебристый Встаём, поднимаем руки вверх
Лыжи, санки и коньки, Имитируем движения лыжников и конькобежцев
И на ёлке огоньки! Поднимаем руки вверх, крутим «фонарики»
Зима: Молодцы, ребята, хорошо размялись, слушали внимательно слова и выполняли под них движения.
Зима: Я за вами наблюдала и заметила, что вы очень внимательные, сообразительные: вы назвали признаки зимы, зимние месяцы и отгадали все загадки.
Поделитесь своим секретом: какое моё задание было для вас самым трудным? А что вам больше всего понравилось и запомнилось из моих проделок? Ребята, я рада, что вам понравилось наше сегодняшнее путешествие, а чтобы вы не забыли о нашей с вами встрече, смогли о ней рассказать родителям, я подготовила для вас небольшие подарки, спрятанные в этой коробочке, которые вы возьмёте, когда вернётесь в свою группу. А сейчас нам пора прощаться. До свидания, ребята! (До свидания!)
Зима: А теперь закройте глаза. По моему волшебству вы снова окажетесь в своём детском саду. (Дети закрывают глаза)
Зима: Лес зимний, редкий голой веткой,
Молчит о чём-то о своём.
А на снегу лыжня отметкой,
Что побывали люди в нём.
Зимой высоко солнце ходит,
Не греет светом, слепит лишь.
Затишье белое в Природе,
В лесу пустом покоя тишь.
(звучит муз. композиция «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского).
Воспитатель: Открывайте глаза. Вот и очутились мы с вами в группе.
Ребята, о чем мы сегодня с вами говорили?
Что нового вы узнали? Что больше всего понравилось? (ответы детей)