Конспект Непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе по освоению образовательных областей «Познание + коммуникация + социализация» Тема: «Этот чудный мир воды». | Коньшина Наталья Владимировна. Работа №228871
Автор: Коньшина Наталья Владимировна
Образовательная область «Познание».
Задачи: Закреплять счёт в пределах 5; знание геометрических фигур, умение сравнивать их, выявлять признаки сходства и различия, выражать их в речи. Закреплять пространственные представления: выше, ниже, слева, справа. Дать детям общее представление о птице - сорока.
Образовательная область «Коммуникация».
Задачи: Выявить умение детей устанавливать общее свойство группы предметов и находить лишний предмет; упражнять в сравнении двух групп предметов. Развивать у детей логическое мышление, внимание, речь. Учить детей давать полные, распространённые ответы на вопросы воспитателя.
Образовательная область «Социализация».
Задачи: Приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в совместной двигательной деятельности. Стимулировать положительный отклик на предложение поиграть. Тренировать речевое дыхание.
Материал к занятию:
1.Коробка с бантиком.
2.Перья.
3. Картинка с изображением сороки.
4.Аудиозапись.
5.Ёлки-2 шт.; корзинки-2 шт.; большие шишки-4 шт., маленькие шишки-5 шт.
6.Картинка с изображением: берёзы, ёлки, сосны, норы лисы.
7.Видеозапись. Обучающая программа для детей от 2 до 7 лет. «Мультипликационная арифметика-малышка».
8.Картинка с изображением двух медвежат.
9.Игрушки: белка, лиса, сорока; костюм зайца.
10.Геометрические фигуры: красный квадрат, зелёный треугольник, жёлтый круг (на каждого ребёнка по 2 штуки).
11.Подарки (раскраски).
Содержание деятельности.
1. Организационный момент.
Воспитатель: - Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Я хочу вас пригласить в волшебную страну чудес. Но, чтобы попасть в неё, нам надо разгадать кроссворд и прочитать ключевое слово, которое откроет нам двери волшебной страны. Помогут нам в этом загадки.
С высоты большой срываясь
Грозно он ревёт
И о камни разбиваясь
Пеною встаёт.
(водопад)
Не вода и не суша –
На лодке не уплывёшь
И ногами не пройдёшь
(болото)
Без крыльев летают
Без ног бегают
Без паруса плывут.
(облака)
Меня ждали,
Меня звали,
Показался – убежали.
(дождь)
Воспитатель: - Какое слово у нас получилось?
Дети: - Вода.
2. Основная часть.
Воспитатель: - Да, ребята, сегодня мы с вами поговорим о воде. Когда первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин увидел из космоса землю, он назвал её «голубой планетой».
- Как вы думаете почему?
Дети: - Потому что большую часть земли занимает вода.
Воспитатель: - Где живёт вода в природе?
Дети: - В океане, в море, в реке, в озере, в болоте, в ручейках, в прудах…
Воспитатель: - Какая же она вода? Об этом мы сегодня с вами поговорим.
Игра – опыт «Свойства и признаки воды»
Воспитатель: - Приглашаю вас в свою лабораторию. Я предлагаю вам на время стать учёными, чтобы узнать о свойствах и признаках воды.
Для проведения опытов по исследованию воды нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Занимайте свои рабочие места.
(Дети рассаживаются за столы, надевают халаты).
Воспитатель: - Мы с вами проведём несколько опытов и узнаем, какими свойствами и признаками обладает вода. Но для того, чтобы у нас всё получилось, вы должны соблюдать следующие правила:
· не шуметь – этим вы мешаете другим;
· аккуратно обращаться с посудой;
· слушать воспитателя;
· внимательно следить за результатом опыта.
Закончив наблюдение, постарайтесь сделать вывод.
Опыт №1 «Вода - жидкость, может течь».
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, перед вами стоит 2 стакана, один с водой, второй пустой. Вам нужно перелить воду из одного стакана в другой аккуратно, чтобы не разлить.
- Вода льётся? (Да)
- Почему? (Потому что, она жидкая)
Воспитатель: - Молодцы! Совершенно верно, если бы она не была жидкой, то она не смогла бы течь в реках, ручейках, не текла бы из крана.
Вывод: вода – это жидкость, которая может течь.
(Воспитатель вешает на доску символ, обозначающий это свойство воды).
Опыт №2 «Вода прозрачная».
Воспитатель: - Посмотрите, ребята, перед вами стоит стакан с водой. Давайте опустим в стакан любой предмет: пуговицу, камешек.
- Виден ли предмет? (Да)
- Почему? (Вода просвечивается).
Вывод: вода прозрачная.
Опыт №3 «Вода не имеет запаха».
Воспитатель: - Ребята, возьмите стакан с водой и определите запах.
- Вода имеет запах? (Нет)
Вывод: вода не имеет запаха.
Опыт №4 «Вода отражает предметы».
Воспитатель: - А сейчас мы с вами убедимся, что вода, как зеркало может отражать предметы. (Воспитатель ставит на стол таз, кладёт на дно лист чёрной бумаги, наливает воду, предлагает детям посмотреться в воду).
- Что видите? (Своё отражение).
Вывод: вода отражает предметы.
Опыт №5 «Вода безвкусная»
Воспитатель: - Попробуйте воду на вкус
- Какая она? (Безвкусная)
Вывод: вода безвкусная.
Опыт №5 «Вода окрашивается».
Воспитатель: - А для того, чтобы провести следующий опыт, нам нужно побыть волшебниками.
- Хотите побыть волшебниками и сотворить чудо? (Да)
- Тогда возьмите баночки с прозрачной водой, закрытые крышкой и платочки. Накрываем свои баночки платочками и произносим волшебные слова: «чудо появись». Давайте все откроем платочки.
(У всех вода окрасилась: на крышке каждой банки была краска).
- Что произошло с водой? (Она окрасилась).
Вывод: вода окрашивается.
Опыт №6 «Лёд – твёрдая вода»
Воспитатель: - Какой лёд – тёплый или холодный? (Холодный)
- Из чего образовался лёд? (Из воды).
- А если взять лёд в руки, что с ним произойдёт? (Он начнёт таять).
- Почему? (Потому что, рука тёплая, а лёд холодный).
Вывод: лёд – тоже вода.
Дидактическая игра: «Какая бывает вода?»
Воспитатель: - Я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Какая бывает вода?» (Дети встают в круг, воспитатель в центре круга с мячом. Воспитатель задаёт вопрос «какая бывает вода?» и бросает мяч одному из детей. Тот ловит мяч, отвечает на вопрос и возвращает мяч воспитателю).
Воспитатель: - Без воды нет на Земле жизни. Она нужна, как воздух, как Солнце, как пища. А вот для некоторых живых существ вода – это среда обитания, это их «дом».
Дидактическая игра: «Каждую птицу – на своё место».
Воспитатель: - Птиц, жизнь которых связана с водой, делят на две группы: болотные и водоплавающие. (Воспитатель помещает картинки с изображением болота и озера по рядам наборного полотна).
- На столе перед вами лежат карточки с изображением птиц, определите их место обитания и разместите на наборном полотне в соответствующий ряд.
- Давайте проверим, правильно ли вы выполнили задание. Почему вы этих птиц поселили в болота, а этих в озеро?
Дети: - Журавль живёт на болотах. У него длинные ноги, клюв и шея. Бродя по мелководью, он ищет небольших водных обитателей. На озёрах, прудах и реках живут дикие гуси. У гусей на лапах перепонки. Гусь легко гребёт ими и быстро плавает. Опустив голову на длинной шее под воду, гусь добывает себе корм.
Мини – викторина «Животные – обитатели водоёмов».
Воспитатель вывешивает таблицу, которая разделена на 9 клеток. В каждой клетке – изображение животного: щука, пингвин, морж, дельфин, карась, окунь, пеликан, кит, сом. Карточка с вопросами.
Вопросы:
1. Почему этих животных объединили в одной таблице? (Они обитают в воде и около воды).
2. - Сколько здесь рыб? (4) Назовите их. ( Щука, карась, окунь, сом)
- Сколько птиц? (2) Назовите их. (Пингвин, пеликан)
- Сколько млекопитающих? (3) Назовите их. (Морж, дельфин, кит)
3. Кто из этих животных живёт в Антарктиде? (Пингвин)
4. Кто обитает на Севере? (Морж)
5. Кто приносит детёнышам корм в «сумке»? (Пеликан)
6. Назовите животное, которое спасает утопающих? (Дельфин)
7. Самое крупное животное на земле? (Кит)
8. Усатая речная рыба? (Сом)
Физкультминутка.
К речке быстро мы спустились
Наклонились и умылись,
Раз-два, три-четыре
Вот как славно освежились,
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно.
Вместе - раз, это-брасс, одной рукой - кроль.
Все как один, плыли как дельфин.
Выплыли на берег крутой и отправились домой.
Воспитатель: - Вода нужна не только животным, но и растениям. Одни растут на дне водоёмов. Их называют водоросли. Другие, хоть и обитают на суше, но требуют много влаги. Есть и такие, что обходятся без воды месяцами. Их называют суккулентами. Они произрастают в пустынях.
- Посмотрите, у меня на столе два комнатных растения. Это – талстянка. В народе её называют «обезьянье дерево», «дерево счастья». А это – колеус. Народное название – «крапивка». Потребности в воде у них разные. Как же определить, какое из них влаголюбивое, а какое засухоустойчивое?
- По характеру листьев: в мясистых листьях толстянки влага накапливается, поэтому растение долгое время может обходиться без воды, питаясь своими соками. А вот растение с тонкими листьями – колеус – быстро испаряет влагу и требует обильного и частого полива.
Воспитатель: - Сейчас я предлагаю посмотреть видеофильм «Берегите воду!» ведь без воды невозможно жить на Земле. Поэтому воду надо беречь и охранять.
Просмотр видеофильма «Берегите воду!»
3. Заключительная часть.
Воспитатель: - Потрудились мы с вами на славу, много интересного узнали. Я скажу вам ещё одну интересную новость. У воды, ребята, так же как у нас с вами есть день рождения. Может быть, кто-то назовёт этот день?
- День рождения Воды – 22 марта. Люди всех стран празднуют этот день. В этот день, все кто любит и ценит природу, выходят и очищают русла ручьёв, рек, убирают мусор, спасают попавших в беду обитателей водоёмов. Ведь, к сожалению, своей деятельности человек очень сильно загрязняет воду. 22 марта – это Чудо природы, без которого не будет жизни на земле, а, значит, её нужно беречь. Дома я вас попрошу нарисовать рисунки о том, что нового сегодня вы узнали о воде.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад
Комбинированного вида второй категории №316 Октябрьского района
Города Ростова – на - Дону
Конспект
Непосредственно-образовательной деятельности
в подготовительной группе
по освоению образовательных областей
«Познание + коммуникация + социализация»
Тема: «Этот чудный мир воды».
Выполнила: Коньшина Н. В.
воспитатель подготовительной группы №2
2014 год
Образовательная область «Познание».
Задачи: Закреплять счёт в пределах 5; знание геометрических фигур, умение сравнивать их, выявлять признаки сходства и различия, выражать их в речи. Закреплять пространственные представления: выше, ниже, слева, справа. Дать детям общее представление о птице - сорока.
Образовательная область «Коммуникация».
Задачи: Выявить умение детей устанавливать общее свойство группы предметов и находить лишний предмет; упражнять в сравнении двух групп предметов. Развивать у детей логическое мышление, внимание, речь. Учить детей давать полные, распространённые ответы на вопросы воспитателя.
Образовательная область «Социализация».
Задачи: Приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в совместной двигательной деятельности. Стимулировать положительный отклик на предложение поиграть. Тренировать речевое дыхание.
Материал к занятию:
1.Коробка с бантиком.
2.Перья.
3. Картинка с изображением сороки.
4.Аудиозапись.
5.Ёлки-2 шт.; корзинки-2 шт.; большие шишки-4 шт., маленькие шишки-5 шт.
6.Картинка с изображением: берёзы, ёлки, сосны, норы лисы.
7.Видеозапись. Обучающая программа для детей от 2 до 7 лет. «Мультипликационная арифметика-малышка».
8.Картинка с изображением двух медвежат.
9.Игрушки: белка, лиса, сорока; костюм зайца.
10.Геометрические фигуры: красный квадрат, зелёный треугольник, жёлтый круг (на каждого ребёнка по 2 штуки).
11.Подарки (раскраски).
Содержание деятельности.
1. Организационный момент.
Воспитатель: - Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Я хочу вас пригласить в волшебную страну чудес. Но, чтобы попасть в неё, нам надо разгадать кроссворд и прочитать ключевое слово, которое откроет нам двери волшебной страны. Помогут нам в этом загадки.
С высоты большой срываясь
Грозно он ревёт
И о камни разбиваясь
Пеною встаёт.
(водопад)
Не вода и не суша –
На лодке не уплывёшь
И ногами не пройдёшь
(болото)
Без крыльев летают
Без ног бегают
Без паруса плывут.
(облака)
Меня ждали,
Меня звали,
Показался – убежали.
(дождь)
Воспитатель: - Какое слово у нас получилось?
Дети: - Вода.
2. Основная часть.
Воспитатель: - Да, ребята, сегодня мы с вами поговорим о воде. Когда первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин увидел из космоса землю, он назвал её «голубой планетой».
- Как вы думаете почему?
Дети: - Потому что большую часть земли занимает вода.
Воспитатель: - Где живёт вода в природе?
Дети: - В океане, в море, в реке, в озере, в болоте, в ручейках, в прудах…
Воспитатель: - Какая же она вода? Об этом мы сегодня с вами поговорим.
Игра – опыт «Свойства и признаки воды»
Воспитатель: - Приглашаю вас в свою лабораторию. Я предлагаю вам на время стать учёными, чтобы узнать о свойствах и признаках воды.
Для проведения опытов по исследованию воды нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Занимайте свои рабочие места.
(Дети рассаживаются за столы, надевают халаты).
Воспитатель: - Мы с вами проведём несколько опытов и узнаем, какими свойствами и признаками обладает вода. Но для того, чтобы у нас всё получилось, вы должны соблюдать следующие правила:
не шуметь – этим вы мешаете другим;
аккуратно обращаться с посудой;
слушать воспитателя;
внимательно следить за результатом опыта.
Закончив наблюдение, постарайтесь сделать вывод.
Опыт №1 «Вода - жидкость, может течь».
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, перед вами стоит 2 стакана, один с водой, второй пустой. Вам нужно перелить воду из одного стакана в другой аккуратно, чтобы не разлить.
- Вода льётся? (Да)
- Почему? (Потому что, она жидкая)
Воспитатель: - Молодцы! Совершенно верно, если бы она не была жидкой, то она не смогла бы течь в реках, ручейках, не текла бы из крана.
Вывод: вода – это жидкость, которая может течь.
(Воспитатель вешает на доску символ, обозначающий это свойство воды).
Опыт №2 «Вода прозрачная».
Воспитатель: - Посмотрите, ребята, перед вами стоит стакан с водой. Давайте опустим в стакан любой предмет: пуговицу, камешек.
- Виден ли предмет? (Да)
- Почему? (Вода просвечивается).
Вывод: вода прозрачная.
Опыт №3 «Вода не имеет запаха».
Воспитатель: - Ребята, возьмите стакан с водой и определите запах.
- Вода имеет запах? (Нет)
Вывод: вода не имеет запаха.
Опыт №4 «Вода отражает предметы».
Воспитатель: - А сейчас мы с вами убедимся, что вода, как зеркало может отражать предметы. (Воспитатель ставит на стол таз, кладёт на дно лист чёрной бумаги, наливает воду, предлагает детям посмотреться в воду).
- Что видите? (Своё отражение).
Вывод: вода отражает предметы.
Опыт №5 «Вода безвкусная»
Воспитатель: - Попробуйте воду на вкус
- Какая она? (Безвкусная)
Вывод: вода безвкусная.
Опыт №5 «Вода окрашивается».
Воспитатель: - А для того, чтобы провести следующий опыт, нам нужно побыть волшебниками.
- Хотите побыть волшебниками и сотворить чудо? (Да)
- Тогда возьмите баночки с прозрачной водой, закрытые крышкой и платочки. Накрываем свои баночки платочками и произносим волшебные слова: «чудо появись». Давайте все откроем платочки.
(У всех вода окрасилась: на крышке каждой банки была краска).
- Что произошло с водой? (Она окрасилась).
Вывод: вода окрашивается.
Опыт №6 «Лёд – твёрдая вода»
Воспитатель: - Какой лёд – тёплый или холодный? (Холодный)
- Из чего образовался лёд? (Из воды).
- А если взять лёд в руки, что с ним произойдёт? (Он начнёт таять).
- Почему? (Потому что, рука тёплая, а лёд холодный).
Вывод: лёд – тоже вода.
Дидактическая игра: «Какая бывает вода?»
Воспитатель: - Я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Какая бывает вода?» (Дети встают в круг, воспитатель в центре круга с мячом. Воспитатель задаёт вопрос «какая бывает вода?» и бросает мяч одному из детей. Тот ловит мяч, отвечает на вопрос и возвращает мяч воспитателю).
Воспитатель: - Без воды нет на Земле жизни. Она нужна, как воздух, как Солнце, как пища. А вот для некоторых живых существ вода – это среда обитания, это их «дом».
Дидактическая игра: «Каждую птицу – на своё место».
Воспитатель: - Птиц, жизнь которых связана с водой, делят на две группы: болотные и водоплавающие. (Воспитатель помещает картинки с изображением болота и озера по рядам наборного полотна).
- На столе перед вами лежат карточки с изображением птиц, определите их место обитания и разместите на наборном полотне в соответствующий ряд.
- Давайте проверим, правильно ли вы выполнили задание. Почему вы этих птиц поселили в болота, а этих в озеро?
Дети: - Журавль живёт на болотах. У него длинные ноги, клюв и шея. Бродя по мелководью, он ищет небольших водных обитателей. На озёрах, прудах и реках живут дикие гуси. У гусей на лапах перепонки. Гусь легко гребёт ими и быстро плавает. Опустив голову на длинной шее под воду, гусь добывает себе корм.
Мини – викторина «Животные – обитатели водоёмов».
Воспитатель вывешивает таблицу, которая разделена на 9 клеток. В каждой клетке – изображение животного: щука, пингвин, морж, дельфин, карась, окунь, пеликан, кит, сом. Карточка с вопросами.
Вопросы:
Почему этих животных объединили в одной таблице? (Они обитают в воде и около воды).
2. - Сколько здесь рыб? (4) Назовите их. ( Щука, карась, окунь, сом)
- Сколько птиц? (2) Назовите их. (Пингвин, пеликан)
- Сколько млекопитающих? (3) Назовите их. (Морж, дельфин, кит)
3. Кто из этих животных живёт в Антарктиде? (Пингвин)
4. Кто обитает на Севере? (Морж)
5. Кто приносит детёнышам корм в «сумке»? (Пеликан)
6. Назовите животное, которое спасает утопающих? (Дельфин)
7. Самое крупное животное на земле? (Кит)
8. Усатая речная рыба? (Сом)
Физкультминутка.
К речке быстро мы спустились
Наклонились и умылись,
Раз-два, три-четыре
Вот как славно освежились,
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно.
Вместе - раз, это-брасс, одной рукой - кроль.
Все как один, плыли как дельфин.
Выплыли на берег крутой и отправились домой.
Воспитатель: - Вода нужна не только животным, но и растениям. Одни растут на дне водоёмов. Их называют водоросли. Другие, хоть и обитают на суше, но требуют много влаги. Есть и такие, что обходятся без воды месяцами. Их называют суккулентами. Они произрастают в пустынях.
- Посмотрите, у меня на столе два комнатных растения. Это – талстянка. В народе её называют «обезьянье дерево», «дерево счастья». А это – колеус. Народное название – «крапивка». Потребности в воде у них разные. Как же определить, какое из них влаголюбивое, а какое засухоустойчивое?
- По характеру листьев: в мясистых листьях толстянки влага накапливается, поэтому растение долгое время может обходиться без воды, питаясь своими соками. А вот растение с тонкими листьями – колеус – быстро испаряет влагу и требует обильного и частого полива.
Воспитатель: - Сейчас я предлагаю посмотреть видеофильм «Берегите воду!» ведь без воды невозможно жить на Земле. Поэтому воду надо беречь и охранять.
Просмотр видеофильма «Берегите воду!»
3. Заключительная часть.
Воспитатель: - Потрудились мы с вами на славу, много интересного узнали. Я скажу вам ещё одну интересную новость. У воды, ребята, так же как у нас с вами есть день рождения. Может быть, кто-то назовёт этот день?
- День рождения Воды – 22 марта. Люди всех стран празднуют этот день. В этот день, все кто любит и ценит природу, выходят и очищают русла ручьёв, рек, убирают мусор, спасают попавших в беду обитателей водоёмов. Ведь, к сожалению, своей деятельности человек очень сильно загрязняет воду. 22 марта – это Чудо природы, без которого не будет жизни на земле, а, значит, её нужно беречь. Дома я вас попрошу нарисовать рисунки о том, что нового сегодня вы узнали о воде.