Конспект НОД для старшей группы "Гжель" | Шевченко Наталия Анатольевна. Работа №277572
Автор: Шевченко Наталия Анатольевна
Данный конспект позволяет уточнить знания детей об искусстве гжельских мастеров, сформировать практические умения и навыки в составлении узоров по мотивам гжельской росписи: рисовании бордюров и цветочных узоров, используя тонкие линии и элемент «капелька», а также совершенствовать навыки работы с красками (набирать нужное количество краски, лишнюю снимать о край баночки, промывать кисть перед набором другого цвета), закреплять технику рисования концом кисти и всем ворсом, упражнять в смешивании цветов на палитре для получения нужного оттенка.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №67»
Энгельсского муниципального района Саратовской области
Конспект НОД
по художественно-эстетическому развитию
Тема: «Голубое чудо Гжели».
Старшая группа
Подготовила воспитатель:
Шевченко Н.А.
Цель: формировать интерес детей к декоративно-прикладному искусству Гжели.
Задачи:
Образовательные: уточнить знания детей об искусстве гжельских мастеров.
Формировать практические умения и навыки в составлении узоров по мотивам гжельской росписи.
Упражнять в рисовании бордюров и цветочных узоров, используя тонкие линии и элемент «капелька». Совершенствовать навыки работы с красками (набирать нужное количество краски, лишнюю снимать о край баночки, промывать кисть перед набором другого цвета), закреплять технику рисования концом кисти и всем ворсом. Упражнять в смешивании цветов на палитре для получения нужного оттенка.
Развивающие: развивать эстетический вкус и фантазию, творческую самостоятельность.
Воспитательные: воспитывать патриотические чувства и интерес к искусству народных мастеров.
Материал и оборудование:
гжельская керамика, иллюстрации с гжельскими скульптурами, образцы элементов гжельской росписи. Гуашь синяя, белая, палитра, кисти, вода, салфетка, силуэтные заготовки посуды из белой бумаги.
Предварительная работа: Знакомство с промыслом Гжели, рассматривание открыток, альбома, книг, посуды, игрушек, небольших скульптур с гжельской росписью.
Ход НОД:
Воспитатель: давайте встанем в круг и возьмемся за руки.
Встанем с вами вместе в круг
Ты мой друг и я твой друг
Крепче за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
-Сегодня утром я обнаружила в нашей группе вот такой сундук. Посмотрите, какой он необычный. (на посылке наклеены предметы разных промыслов).
-Кто же нам его принёс и что в нем? (дети высказывают свои предположения)
-Откроем сундук?
-Сколько, здесь много разных предметов. Давайте их достанем и рассмотрим.
-Здесь игрушки и различные предметы. Какие они яркие и расписные.
Как хороша эта девица-душа:
Щёчки алые горят, удивительный наряд!
- Это игрушка каких умельцев? (дымковская игрушка)
-Вот ложки расписные, деревянные.
Как называется эта роспись? (хохломская роспись)
Коль на досточке девица
Иль удалый молодец,
Чудо-конь и чудо-птица
Что за роспись? (Городец)
-А кто же изготавливает всю эту красоту? (народные умельцы или мастера декоративно-прикладного искусства)
-Сравните творчество мастеров и их изделия. Чем они отличаются между собой? (изготовлены из разных материалов: из глины, дерева, цветосочетанием)
-Есть ли среди всех этих предметов разных промыслов, изделия, которые на ваш взгляд не похожи на остальные? И чем отличается? (предметы из белого голубого и синего цвета)
Снежно- белая посуда
Расскажи-ка ты откуда?
Видно, с Севера пришла
И цветами расцвела:
Голубыми синими,
Нежными, красивыми.
- Полюбуйтесь этими красивыми изделиями.
-Они вам нравятся? (Да)
-Чем нравятся? (Они красивые, необыкновенные, неповторимые)
- Ребята, а у вас дома есть изделия с такими узорами? (ответы детей).
–Как же называются эти изделия? (Гжель, гжельскими)
-Знаете, почему? (все эти изделия называют гжельскими по названию подмосковной деревушки Гжель)
– Какую посуду вы видите назовите. (Чайник, чашка, тарелка, бокал и т.д.).
– Какие сувениры вы видите назовите. (Фигурки птиц и животных: котика, свинки, коровки, бычка, тигренка).
– А как вы думаете, из какого материала они сделаны? (из глины)
-Почему вы так думаете?
-А если по нему тихонечко постучать, какой звук? (Легонько постучать по изделию, дети отгадывают, какой звук: звонкий, легкий. Подвести к выводу, что это фарфор).
– Гжельские изделия сделаны из фарфора – белой глины высокого качества.
(Предложить обследовать – потрогать и посмотреть поближе один из предметов).
Какие они? (Гладкие, расписные, твердые).
– Какого цвета фон на этих изделиях? (Белый.)
- А что же на них изображено, что вы видите? (розы,капельки, кружочки, точки, линии: волнистые, прямые, толстые, тонкие, длинные, короткие, цветы).
-А какого цвета узоры? (Синего.)
– А знаете, почему гжельские мастера украшают свои изделия именно голубым, синим цветом? (Нет)
– Потому что говорят, что такого синего неба, как над крышами домов деревушки Гжель, нет нигде. Вот и задумали мастера, художники эту синеву перенести на белый фарфор, чтобы светились изделия небесным цветом и напоминали о безоблачной голубизне, о ласковом лете.
–Как вы думаете, как нужно обращаться с изделиями Гжели? (Аккуратно, бережно, чтобы не уронить, не разбить; следить за их чистотой).
Физкультминутка «Цветок»
Говорит цветку цветок:
Подними-ка свой листок (дети поднимают и опускают руки)
Выйди на дорожку, да притопни ножкой (дети шагают на месте высоко поднимая колени)
Да головкой покачай, утром солнышко встречай (вращение головой)
Стебель наклони слегка-вот зарядка для цветка (наклоны)
А теперь росой умойся, отряхнись и успокойся (встряхивания кистями рук)
Наконец готовы все день встречать во всей красе
- А сейчас я хочу пригласить вас в нашу мастерскую и почувствовать себя настоящими гжельскими мастерами.
На столах лежат бумажные силуэты гжельских изделий, но только они белые, не расписанные. Поможете их расписать? (проходят и садятся за столы).
- Давайте посмотрим на основные элементы гжельской росписи.
-Это бордюры (показывает таблицу с изображением бордюров).
-Ими украшают края изделий (показывает бордюры на изделиях). Они могут быть простыми и сложными. Рисуют их тонкими линиями и дугами, украшают точками и капельками. А теперь напомните мне, как можно нарисовать тонкие линии?
Дети -Тонкие линии нужно рисовать концом кисти.
- Один из основных элементов – «капелька» (показывает таблицу с изображением цветов и листьев, выполненных из капелек), такая простая, но сколько разных цветов и листиков можно нарисовать с её помощью (показывает на изделиях цветы и листья). Каким способом можно нарисовать «капельку»?
Дети: - Капелька рисуется способом примакивания ворса кисти к бумаге.
-И конечно же Агашка-гжельская роза (показывает таблицу с изображением мазковой росписи. Цветка), наиболее интересный и сложный прием, при котором на кисть набираются сразу два цвета или один, но со стягиванием по ворсу и элементы выполняются неотрывно всем ворсом кисти.
Сначала на силуэте тарелочке рисуем круг голубого цвета, затем круговыми движениями сам цветок. Это будет центральный узор. Закрашиваем сам цветок внутри голубой краской, прорисовываем листья и «оживку», затем сам цветок и листья внутри. Всё рисуется синей краской. Получается контраст цветов и оттенков. По краям тарелочки рисуем окантовку круговыми движениями, как радуга ватными палочками рисуем «оживку» по краю тарелочки и в цветке.
-Как располагается узор?
(по центру, по краям, по углам, вокруг основного элемента)
-Совершенно верно.
Объясняю последовательность росписи тарелочки
Сначала на силуэте тарелочке рисуем круг голубого цвета, затем круговыми движениями сам цветок. Это будет центральный узор. Закрашиваем сам цветок внутри голубой краской, прорисовываем листья и «оживку», затем сам цветок и листья внутри. Всё рисуется синей краской. Получается контраст цветов и оттенков. По краям тарелочки рисуем окантовку круговыми движениями, как радуга ватными палочками рисуем «оживку» по краю тарелочки и в
- Посмотрите на краски, которые я вам приготовила. Все ли необходимые цвета у вас есть? (нет голубой)
- Верно, не хватает голубой краски.
-А что нужно сделать что бы получить голубую краску? (смешаем синюю и белую)
- Правильно, смешаем на палитре белую краску и немного синей.
- Ну, раз вы так хорошо всё знаете, можно приступать к росписи нашей посуды.
(подумайте, где будет располагаться бордюр, а где самый большой и красивый цветок, напомнить, что начинать лучше с самых больших элементов узора. Во время самостоятельной работы помогать затрудняющимся детям в расписывании макетов посуды, следить за осанкой, за техникой исполнения)
(Самостоятельное творчество детей под музыкальное сопровождение)
Итог занятия:
– Дети, у нас получился необыкновенно красивой набор. Полюбуйтесь красотой нашей работы!
- Какие узоры в росписи вы использовали? (дети –розочки, кружочки, точки, линии - волнистые, прямые, толстые, тонкие, длинные, короткие, листья, цветы.)
- А какие мастера используют эти узоры, напомните, пожалуйста? (Гжельские мастера)
- В каком селе они живут? (Дети - Гжели)
- Спасибо, мастера, за вашу работу дружную, за старание ваше.