Название статьи:
Конспект НОД "Мир насекомых" | Смагина Татьяна Викторовна. Работа №243435
Дата публикации:
11.06.2020
Автор:
Смагина Татьяна Викторовна
Описание:
Автор: Смагина Татьяна Викторовна
Конспект по развитию речи для старшей группы по теме "Мир насекомых".
Тема Мир насекомых
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; физическое развитие.
Задачи:
Закрепить обобщающее понятие насекомые и их виды (Познавательное развитие)
Упражнять детей в умении составлять целое изображение из частей (Познавательное развитие);
Учить взаимодействовать друг с другом, достигать общего результата. (Социально-коммуникативное развитие)
Закрепить умение верно определять и называть насекомых (Речевое развитие);
Отработать умения четко и правильно произносить звуки Ж,З,Л,С, развивать артикуляционный аппарат (Речевое развитие);
Упражнять в подборе глаголов, означающих возможные действия насекомых (Речевое развитие);
Упражнять в составлении простых предложений (Речевое развитие);
Упражнять в умении находить первый звук в названиях насекомых (Речевое развитие)
Совершенствовать внятное произношение и четкую артикуляцию звука Ж (Речевое развитие)
Упражнять детей в делении слов на слоги (Речевое развитие)
Упражнять детей в согласовании числительных с существительными (Речевое развитие)
Развивать ловкость детей, крупную моторику (Физическое развитие)
Методы и приемы
- практические: дидактическая игра, дидактическое упражнение, подвижная игра, составление целой картины из частей.
- наглядные: метод наблюдения, рассматривание картинок с изображением насекомых;
- словесные: чтение скороговорок, чистоговорок, чтение стихотворения про насекомых.
Материалы и оборудование: аудиозапись со звуками насекомых, мяч, набор разрезных картинок с насекомыми, иллюстрации с изображением насекомых, набор игрушек Насекомые.
Детская деятельность
Формы и методы организации совместной деятельности
Двигательная
Физкультурная минутка, подвижная игра
Игровая
Игры с правилами (дидактические, подвижная)
Познавательно-исследовательская
Рассматривание иллюстраций с насекомыми, игрушечных насекомых.
Коммуникативная
Дидактическое упражнение, словесные игры, речевая разминка, беседа, вопросы.
Музыкальная
Слушание звуков насекомых.
Логика образовательной деятельности
Этап занятия
Задачи
( с обозначением обр.области)
Деятельность воспитателя
Деятельность воспитанников
Ожидаемые результаты
Мотивационно-организационный
Звучит аудиозапись со звуками насекомых
Воспитатель предлагает послушать какие звуки слышат ребята и ответить на вопрос : Кто их издает?
Для введения в тему воспитатель читает стихотворение В. Леонова
Их разновидностей не счесть,Размеры малые, но есть,Три пары ног, глаза и крылья,Вредят порой непоправимо.Животным могут досаждать,Растительность всю истреблять,Ну, вижу, дети их узнали,Стихами насекомых описали!
Дети слушают аудиозапись и отвечают на вопрос.
Деятельностный
Закрепить умение верно определять и называть насекомых. (Речевое развитие)
Закрепить обобщающее понятие насекомые и их виды (Познавательное развитие)
Дидактическая игра Назови насекомое, с использованием интерактивной технологии Хоровод.
Дети верно называют представителей насекомых, стараясь не повториться.
Воспитатель берет мяч, предлагает детям встать в круг и, кидает мяч конкретному ребенку К насекомым относится …
Дети стоят в кругу. Тот, кому кидает мяч воспитатель, называет разных представителей насекомых. Используя предложение: К насекомым относится …(муха).
Отработать умения четко и правильно произносить звуки Ж, З, Л, С, используя в речи чистоговорки и скороговорки, развивать артикуляционный аппарат. (Речевое развитие)
Речевая разминка
Воспитатель предлагает детям произнести чистоговорки и скороговорку, следя за правильным дыханием при произношении.
ЗА-ЗА-ЗА – прилетела стрекоза,
ЗУ-ЗУ-ЗУ- мы поймали стрекозу.
СА-СА-СА меня ужалила оса.
ОЛ-ОЛ-ОЛ – зеленый богомол.
Жутко жуку жить на суку.
Дети, стоя в кругу, хором произносят чистоговорки и скороговорку
на одном дыхании, четко выделяют звуки.
Внятно произносят и четко артикулируют
звуки Ж, З, Л, С, верно распределяют дыхание.
Дидактическая игра Кто что делает? с использованием интерактивной технологии Карусель
Упражнять в подборе глаголов, означающих возможные действия насекомых: ползать, таскать, опылять (цветы), летать, порхать, парить, прыгать, скакать, уничтожать, жужжать, жалить, стрекотать. Упражнять в составлении простых предложений (Речевое развитие)
Закреплять знания о насекомых. (Познавательное развитие)
Педагог предлагает детям поиграть в карусель. Просит выбрать пару для диалога и встать в два круга лицом друг к другу, дает задание: Дети во внутреннем круге будут называть насекомое, а дети во внешнем круге называть, что это насекомое делает. По звуковому сигналу дети из внешнего круга будут делать шаг, вправо, меняя партнера.
Дети выбирают себе пару, встают в два круга. Дети, стоящие во внутреннем круге задают вопрос Например, бабочка, что делает? , а дети, стоящие во внешнем круге, отвечают, составляя простые предложения, (например, бабочка порхает)
Называют глаголы, обозначающие возможные действия насекомых: ползает, порхает, прыгает, жалит, стрекочет, опыляет, скачет, парит, жужжит. Грамотно составляют простые предложения.
Деятельностный
Физкультурная минутка Кузнечики
Воспитатель предлагает детям встать врассыпную и сделать физминутку Кузнечики. Она читает стихотворение и показывает движения.
Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики!
Прыг-скок, прыг-скок.
Сели. Сели,
Травушку покушали,
Тишину послушали,
Выше, выше, высоко.
Прыгай на носках легко!
Дети, стоя врассыпную, выполняют движения за воспитателем.
Дидактическая игра Разрезные картинки. Насекомые с использованием интерактивной технологии Работа в малых группах
Упражнять в умении составлять целое изображение из частей; (Познавательное развитие).
Учить взаимодействовать друг с другом, достигать общего результата (Социально-коммуникативное развитие)
Воспитатель предлагает сесть за столы в группы по 4-5 человек. Каждой группе раздает набор разрезных картинок с насекомым: пчела, стрекоза, муравей, жук, бабочка.
Дети садятся за столы, разбиваясь на группы по 4-5 человек, собирают картинки с насекомыми из частей.
1 группа собирает пчелу;
2 группа собирает стрекозу;
3 группа собирает муравья;
4 группа собирает жука;
5 группа собирает бабочку.
Дети вместе собирают целую картинку из частей, взаимодействуют друг с другом, достигают общего результата.
Упражнять в умениях находить первый звук в названиях насекомых (Речевое развитие);
Учить взаимодействовать друг с другом, достигать общего результата (Социально-коммуникативное развитие)
Дидактическое упражнение Назови первый звук в названии насекомого с использованием интерактивной технологии Работа в малых группах
Воспитатель предлагает назвать первые звуки тех насекомых, которых дети собрали из разрезных картинок.
Дети сидят за столами в группах по 4-5 человек. Дети совещаются в своей группе, приходят к общему мнению и делают выбор, кто будет называть первый звук в названии своего насекомого.
Называют первый звук названия насекомого.
Взаимодействуют друг с другом, достигают общего результата.
Развивать ловкость при выбегании из круга (Физическое развитие)
Совершенствовать внятное произношение и четкую артикуляцию звука Ж (Речевое развитие).
Подвижная игра Мухи в паутине
Воспитатель предлагает детям поиграть в подвижную игру. Дети встают в круг, опускают руки. Они изображают паутину. Внутри круга 3-4 ребёнка, выбранные воспитателем. Они изображают мух, летают и жужжат. По сигналу логопеда мухи хотят вылететь из круга, паутина их не выпускает.
Дети встают в круг, опускают руки. Они изображают паутину. Внутри круга 3-4 ребёнка, выбранные воспитателем. Они изображают мух, летают и жужжат. По сигналу воспитателя мухи хотят вылететь из круга, паутина их не выпускает.
Дети внятно произно-сят и четко артику-лируют звук Ж.
Ловко выбегают из круга.
Дидактическое упражнение Раздели слова на слоги с использованием интерактивной технологии Работа в малых группах
Упражнять детей в делении слов на слоги (Речевое развитие)
Учить взаимодействовать друг с другом, достигать общего результата (Социально-коммуникативное развитие)
Воспитатель предлагает разделить на слоги названия насекомых, которых дети собрали из разрезных картинок.
Дети сидят за столами в группах по 4-5 человек. Дети совещаются в своей группе, приходят к общему мнению и делают выбор, кто будет называть количество слогов в названии своего насекомого.
Верно называют количество слогов в названии насекомого.
Взаимодействуют друг с другом, достигают общего результата.
Упражнять детей в согласовании числительных с существительными.
Дидактическая игра Сосчитай
Воспитатель предлагает сосчитать насекомых от 1 до 5, выбирая из каждой группы ребенка.
Дети сидят за столами в группах по 4-5 человек. По вызову воспитателя, ребенок из каждой группы встает и считает от 1 до 5, используя свое название насекомого.
Верно согласовывает существительные (названия насекомых: пчела, стрекоза, муравей, жук, бабочка) с числительными от 1 до 5.
Заключительный
Интерактивная технология Интервью
Воспитатель предлагает детям дать интервью, ответив на вопросы:
- Что вы сегодня делали?
- Что для каждого из вас показалось трудным?
- Что понравилось больше всего?
По вызову воспитателя отвечают на вопросы полным ответом.
Скачать работу
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; физическое развитие.
Задачи:
Закрепить обобщающее понятие насекомые и их виды (Познавательное развитие)
Упражнять детей в умении составлять целое изображение из частей (Познавательное развитие);
Учить взаимодействовать друг с другом, достигать общего результата. (Социально-коммуникативное развитие)
Закрепить умение верно определять и называть насекомых (Речевое развитие);
Отработать умения четко и правильно произносить звуки Ж,З,Л,С, развивать артикуляционный аппарат (Речевое развитие);
Упражнять в подборе глаголов, означающих возможные действия насекомых (Речевое развитие);
Упражнять в составлении простых предложений (Речевое развитие);
Упражнять в умении находить первый звук в названиях насекомых (Речевое развитие)
Совершенствовать внятное произношение и четкую артикуляцию звука Ж (Речевое развитие)
Упражнять детей в делении слов на слоги (Речевое развитие)
Упражнять детей в согласовании числительных с существительными (Речевое развитие)
Развивать ловкость детей, крупную моторику (Физическое развитие)
Методы и приемы
- практические: дидактическая игра, дидактическое упражнение, подвижная игра, составление целой картины из частей.
- наглядные: метод наблюдения, рассматривание картинок с изображением насекомых;
- словесные: чтение скороговорок, чистоговорок, чтение стихотворения про насекомых.
Материалы и оборудование: аудиозапись со звуками насекомых, мяч, набор разрезных картинок с насекомыми, иллюстрации с изображением насекомых, набор игрушек Насекомые.
Детская деятельность
Формы и методы организации совместной деятельности
Двигательная
Физкультурная минутка, подвижная игра
Игровая
Игры с правилами (дидактические, подвижная)
Познавательно-исследовательская
Рассматривание иллюстраций с насекомыми, игрушечных насекомых.
Коммуникативная
Дидактическое упражнение, словесные игры, речевая разминка, беседа, вопросы.
Музыкальная
Слушание звуков насекомых.
Логика образовательной деятельности
Этап занятия
Задачи
( с обозначением обр.области)
Деятельность воспитателя
Деятельность воспитанников
Ожидаемые результаты
Мотивационно-организационный
Звучит аудиозапись со звуками насекомых
Воспитатель предлагает послушать какие звуки слышат ребята и ответить на вопрос : Кто их издает?
Для введения в тему воспитатель читает стихотворение В. Леонова
Их разновидностей не счесть,Размеры малые, но есть,Три пары ног, глаза и крылья,Вредят порой непоправимо.Животным могут досаждать,Растительность всю истреблять,Ну, вижу, дети их узнали,Стихами насекомых описали!
Дети слушают аудиозапись и отвечают на вопрос.
Деятельностный
Закрепить умение верно определять и называть насекомых. (Речевое развитие)
Закрепить обобщающее понятие насекомые и их виды (Познавательное развитие)
Дидактическая игра Назови насекомое, с использованием интерактивной технологии Хоровод.
Дети верно называют представителей насекомых, стараясь не повториться.
Воспитатель берет мяч, предлагает детям встать в круг и, кидает мяч конкретному ребенку К насекомым относится …
Дети стоят в кругу. Тот, кому кидает мяч воспитатель, называет разных представителей насекомых. Используя предложение: К насекомым относится …(муха).
Отработать умения четко и правильно произносить звуки Ж, З, Л, С, используя в речи чистоговорки и скороговорки, развивать артикуляционный аппарат. (Речевое развитие)
Речевая разминка
Воспитатель предлагает детям произнести чистоговорки и скороговорку, следя за правильным дыханием при произношении.
ЗА-ЗА-ЗА – прилетела стрекоза,
ЗУ-ЗУ-ЗУ- мы поймали стрекозу.
СА-СА-СА меня ужалила оса.
ОЛ-ОЛ-ОЛ – зеленый богомол.
Жутко жуку жить на суку.
Дети, стоя в кругу, хором произносят чистоговорки и скороговорку
на одном дыхании, четко выделяют звуки.
Внятно произносят и четко артикулируют
звуки Ж, З, Л, С, верно распределяют дыхание.
Дидактическая игра Кто что делает? с использованием интерактивной технологии Карусель
Упражнять в подборе глаголов, означающих возможные действия насекомых: ползать, таскать, опылять (цветы), летать, порхать, парить, прыгать, скакать, уничтожать, жужжать, жалить, стрекотать. Упражнять в составлении простых предложений (Речевое развитие)
Закреплять знания о насекомых. (Познавательное развитие)
Педагог предлагает детям поиграть в карусель. Просит выбрать пару для диалога и встать в два круга лицом друг к другу, дает задание: Дети во внутреннем круге будут называть насекомое, а дети во внешнем круге называть, что это насекомое делает. По звуковому сигналу дети из внешнего круга будут делать шаг, вправо, меняя партнера.
Дети выбирают себе пару, встают в два круга. Дети, стоящие во внутреннем круге задают вопрос Например, бабочка, что делает? , а дети, стоящие во внешнем круге, отвечают, составляя простые предложения, (например, бабочка порхает)
Называют глаголы, обозначающие возможные действия насекомых: ползает, порхает, прыгает, жалит, стрекочет, опыляет, скачет, парит, жужжит. Грамотно составляют простые предложения.
Деятельностный
Физкультурная минутка Кузнечики
Воспитатель предлагает детям встать врассыпную и сделать физминутку Кузнечики. Она читает стихотворение и показывает движения.
Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики!
Прыг-скок, прыг-скок.
Сели. Сели,
Травушку покушали,
Тишину послушали,
Выше, выше, высоко.
Прыгай на носках легко!
Дети, стоя врассыпную, выполняют движения за воспитателем.
Дидактическая игра Разрезные картинки. Насекомые с использованием интерактивной технологии Работа в малых группах
Упражнять в умении составлять целое изображение из частей; (Познавательное развитие).
Учить взаимодействовать друг с другом, достигать общего результата (Социально-коммуникативное развитие)
Воспитатель предлагает сесть за столы в группы по 4-5 человек. Каждой группе раздает набор разрезных картинок с насекомым: пчела, стрекоза, муравей, жук, бабочка.
Дети садятся за столы, разбиваясь на группы по 4-5 человек, собирают картинки с насекомыми из частей.
1 группа собирает пчелу;
2 группа собирает стрекозу;
3 группа собирает муравья;
4 группа собирает жука;
5 группа собирает бабочку.
Дети вместе собирают целую картинку из частей, взаимодействуют друг с другом, достигают общего результата.
Упражнять в умениях находить первый звук в названиях насекомых (Речевое развитие);
Учить взаимодействовать друг с другом, достигать общего результата (Социально-коммуникативное развитие)
Дидактическое упражнение Назови первый звук в названии насекомого с использованием интерактивной технологии Работа в малых группах
Воспитатель предлагает назвать первые звуки тех насекомых, которых дети собрали из разрезных картинок.
Дети сидят за столами в группах по 4-5 человек. Дети совещаются в своей группе, приходят к общему мнению и делают выбор, кто будет называть первый звук в названии своего насекомого.
Называют первый звук названия насекомого.
Взаимодействуют друг с другом, достигают общего результата.
Развивать ловкость при выбегании из круга (Физическое развитие)
Совершенствовать внятное произношение и четкую артикуляцию звука Ж (Речевое развитие).
Подвижная игра Мухи в паутине
Воспитатель предлагает детям поиграть в подвижную игру. Дети встают в круг, опускают руки. Они изображают паутину. Внутри круга 3-4 ребёнка, выбранные воспитателем. Они изображают мух, летают и жужжат. По сигналу логопеда мухи хотят вылететь из круга, паутина их не выпускает.
Дети встают в круг, опускают руки. Они изображают паутину. Внутри круга 3-4 ребёнка, выбранные воспитателем. Они изображают мух, летают и жужжат. По сигналу воспитателя мухи хотят вылететь из круга, паутина их не выпускает.
Дети внятно произно-сят и четко артику-лируют звук Ж.
Ловко выбегают из круга.
Дидактическое упражнение Раздели слова на слоги с использованием интерактивной технологии Работа в малых группах
Упражнять детей в делении слов на слоги (Речевое развитие)
Учить взаимодействовать друг с другом, достигать общего результата (Социально-коммуникативное развитие)
Воспитатель предлагает разделить на слоги названия насекомых, которых дети собрали из разрезных картинок.
Дети сидят за столами в группах по 4-5 человек. Дети совещаются в своей группе, приходят к общему мнению и делают выбор, кто будет называть количество слогов в названии своего насекомого.
Верно называют количество слогов в названии насекомого.
Взаимодействуют друг с другом, достигают общего результата.
Упражнять детей в согласовании числительных с существительными.
Дидактическая игра Сосчитай
Воспитатель предлагает сосчитать насекомых от 1 до 5, выбирая из каждой группы ребенка.
Дети сидят за столами в группах по 4-5 человек. По вызову воспитателя, ребенок из каждой группы встает и считает от 1 до 5, используя свое название насекомого.
Верно согласовывает существительные (названия насекомых: пчела, стрекоза, муравей, жук, бабочка) с числительными от 1 до 5.
Заключительный
Интерактивная технология Интервью
Воспитатель предлагает детям дать интервью, ответив на вопросы:
- Что вы сегодня делали?
- Что для каждого из вас показалось трудным?
- Что понравилось больше всего?
По вызову воспитателя отвечают на вопросы полным ответом.