Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 19.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Конспект НОД ПО ЭКОЛОГИИ "Что мы знаем о воде?" | Инна Николаевна Дашковская. Работа №338472

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Белоярского района

«Средняя общеобразовательная школа п. Лыхма»

 

 

 

 

 

 

Конспект занятия по экологии с использованием элементов ТРИЗ 

 

«Что мы знаем о воде»

 

(старшая группа)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель: Дашковская И.Н.

 

Цель занятия: Создать комплекс условий, способствующих развитию интеллектуальных способностей и творчества дошкольников. Задачи: Образовательные:  1.Познакомить со свойствами воды и связанными с ней природными явлениями. 2.Обобщить и дополнить знания детей о разных агрегатных состояниях воды в природе. 3.Формировать умение разрешать противоречия.

4.Применять « моделирование маленькими человечками» при решении задач. Воспитательные: 1.Прививать вкус к творческой работе. 2. Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, инициативности. 3. Воспитывать бережное отношение к природе. Развивающие: 1.Развивать интерес к занятиям, через моделирование и экспериментирование. 2.Развивать психические процессы – память, мышление, внимание, воображение. Предварительная работа: Опыты с водой, воздухом; «моделирование маленькими человечками», загадывание загадок, чтение художественной литературы, игры «Хорошо - плохо».  Развивающая среда: Иллюстрации: Капелька воды; снежинка, кувшин с водой, стакан со льдом, роса на цветке, иней на ветке, морозные узоры на окне. Модели с изображениями «маленьких человечков»; карточки для «моделирования маленькими человечками», карточки с изображением этапов исследования. Стаканы с водой и молоком, ложки, картинки, сосуды разной формы, вода.  Словарная работа: испарение, таяние

 

 

 

 

Ход занятия: 1. Организационный момент, объявление темы. Воспитатель:  - Ребята, сегодня к нам пришел Незнайка. Он рассказал, что в школе ему дали задание - сочинить сказку о воде. Но Незнайка на уроке в кукольной школе был невнимателен, и теперь не знает, что написать. - Мы с вами читали сказку о приключениях капельки, проводили много опытов. Как вы думаете, сможем ли мы помочь Незнайке узнать о свойствах воды? А вы готовы помочь Незнайке? - Тогда я предлагаю вам превратиться в ученых – исследователей, провести опыты, познакомиться с новыми свойствами воды, выполнить интересные, но трудные задания. И тогда, наверняка Незнайка сможет выполнить задание, которое ему задали в школе.  - Закрывайте глаза. Я скажу волшебные слова, и мы с вами превратимся в юных ученых-исследователей: Раз, два, три, покрутись В ученого – исследователя превратись. - Ребята, давайте вспомним, что нужно сделать, для того, чтобы получить новые знания? ( Дети рассматривают карточки - символы) Педагог : Ребята, скажите, что обозначают эти символы? (Ответы детей: «Подумать самостоятельно», «Понаблюдать», «Провести эксперимент», «Спросить у другого человека», «Посмотреть телевизор», «Прочитать в книге»)  Я предлагаю, вам пройти в нашу лабораторию. Задание1: Игра «Что общего?» ( На столе разложены иллюстрации с изображением: кувшина с водой, морозных узоров на окне, стакана со льдом, облака, росы на ветке). Вопросы к детям: - Ребята, подойдите к столу, скажите, что изображено на картинках? (На картинках изображены – иней, вода, морозные узоры, лед, облака, роса)  - Почему, эти картинки, я объединила вместе? (Это все – вода.)  - Правильно, на картинках изображены разные состояния воды - жидкое, твердое, газообразное.  - Вы были внимательны и правильно выполнили задание.  Проходите, занимайте места на стульчиках.  Задание 2: Опыты. Воспитатель:  - Ребята, сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Назовите свойства воды» Мы вспомним те свойства воды, с которыми познакомились на предыдущих занятиях. Я буду выставлять схемы- карточки с изображением свойств воды, а вы рассказывать, какое свойство изображено.  (Выставляю карточки: вода течет, вода разливается; вода отражает предметы, не имеет вкуса) - Вы правильно назвали свойства воды. Сегодня мы с вами познакомимся, еще с двумя свойствами воды и для этого я предлагаю вам провести небольшое исследование. Опыт «Вода не имеет формы» - Ребята, как вы думаете, имеет ли вода форму? ( Ответы детей). А теперь проверим наши предположения. - Давайте возьмем лед, какой формы кусочек льда? (Напоминает по форме кубик, кубической формы). Лед это жидкое вещество или твердое? (Воспитатель изменяет расположение кусочка льда). -Где находится лед? (На тарелке, в банке, в стакане)  - Изменилась ли форма кусочка льда? (Форма не изменилась) - Посмотрите, почему кусочек льда катается по тарелке? (Потому, что в группе тепло и лед начинает таять). -А теперь проверим, имеет ли форму вода. (Наливаем воду в емкость) Посмотрите на этот сосуд, какую форму, приняла вода в этом сосуде? (Шарообразную форму) Теперь перельем воду в другую емкость. Изменилась ли форма воды? Вывод: Вода не имеет формы. Она принимает форму того сосуда, в котором, находится. ( Выставляю карточку – схему: вода не имеет формы) - Ребята, я хочу предложить провести еще одно исследование. Подойдите к столам. Посмотрите, что у нас находится на столе (Стаканы с водой, стаканы с молоком, картинка, ложки). Как вы думаете, как с помощью этих предметов можно доказать, что вода прозрачная?  Опыт «Вода прозрачная» Можно в сосуд с водой опустить, какой – либо, предмет. Этот предмет хорошо виден в стакане с водой, а в стакане с молоком нет. Можно поставить рядом со стаканом картинку. Вода прозрачная, мы видим изображение на картинке.  -Какое свойство воды мы исследовали? Вывод: Вода - прозрачная.  - Вы справились с заданием, садитесь на стульчики. (Выставляю карточку – схему: вода прозрачная)  Педагог: Вы уже знаете, что вода состоит из мельчайших частиц – молекул, в разном состоянии они ведут себя по – разному : могут быть жидкими, твердыми, газообразными. Это зависит от того – тепло или холодно, т. е. от температуры окружающей среды. - Ребята, скажите, можно ли увидеть жидких, твердых, газообразных человечков? (Примеры детей) Игра малой подвижности «Маленькие человечки» - Встаньте в кружок, вы все превращаетесь в «маленьких человечков». Скажите, как ведут себя твердые человечки?  - Правильно, крепко держатся за руки, через них трудно пройти.  - Как стоят жидкие человечки? (Они стоят рядом друг с другом, слегка касаясь друг друга).  -Как ведут себя газообразные человечки? (Они неусидчивы – бегают, летают). Покажите: жидких, твердых, газообразных человечков.  Садитесь на стульчики. Задание 3: Игра «Моделирование маленькими человечками».  - Рассмотрите схему и скажите, что же на ней изображено?  (Твердые человечки стоят внизу, а газообразные расположены вверху – что это может быть: лужа на асфальте или вода растеклась по столу). - Что изображено на этой схеме? (Снаружи расположены твердые человечки, а внутри жидкие – это может быть: банка с водой, бассейн с водой)  - Ребята, а если мы изменим схему и добавим газообразных человечков, что мы изобразим? (В чайнике кипит вода, может быть это газированная вода и из нее выходят пузырьки воздуха).  Задание 4: Практическая работа детей за столами:  Ребята, я хочу предложить вам, практическое задание. Подойдите к столам, что вы видите на столах? (Карточки – схемы с изображениями разных состояний воды, карточки – модели «маленьких человечков»). На столах лежат карточки - чайник с водой, тающий снеговик, сосулька, дождь. - Возьмите карточку, и с помощью «маленьких человечков» изобразите разные состояния воды. А теперь поменяйтесь местами с соседом, и проверьте, правильно ли выполнено задание. - Вы были внимательны, и задание выполнили правильно. Я очень рада. Незнайка много нового узнал о воде. Садитесь на стульчики. Задание 5: Проблемные ситуации 1.Скажите, ребята, если мы постираем белье и вывесим сушиться на улицу, когда оно высохнет быстрее: в солнечную или пасмурную погоду? (Если на улице, солнечная погода, белье высохнет быстрее.) Солнышко притягивает капельки, капельки нагреваются и превращаются в пар(испаряются).  - Вывод: Вода испаряется быстрее там, где теплее. Ситуация 2. Незнайка был в гостях у Снежной королевы, она сделала Незнайке подарок – красивую, прозрачную, чашечку, упаковала в красивую коробку. Когда Незнайка приехал домой, и открыл коробку, в ней ничего не было, только мокрое пятно. Почему Незнайка не нашел подарка? Вопросы к детям: - Скажите, нужна ли человеку вода? Для чего нужна вода? ( Вода нужна, для того, чтобы умываться, готовить пищу, поливать цветы) - Правильно, вода нужна и человеку, и растениям и животным. Воды на земном шаре действительно много, но не вся вода пригодна для питья, полива растений, т. к. в океанах и морях вода соленая, а в некоторых водоемах вода просто загрязнена. Что мы с вами можем сделать, чтобы сберечь воду? (Закрывать кран с водой, когда вымыли руки, не загрязнять водоемы – если отдохнули у реки, мусор за собой нужно убирать).(Выставляю карточки – бережем воду) Итог - Ребята, как вы думаете? Мы помогли Незнайке, или нет? (Да смогли помочь).  - Понравилось ли вам выступать в роли исследователей? - Что сегодня показалось самым трудным? - С какими заданиями мы успешно справились?

(Проводили опыты с водой, составляли с помощью «м м ч» схемы разных состояний воды, узнали свойства воды, помогли Незнайке.)  Ребята, Незнайка, очень рад, что вы ему помогли, и приготовил для вас интересный опыт с волшебным стаканом, который видел в школе, на уроке. Хотите посмотреть? Посмотрите, на тарелке лежит в воде монетка. Скажите, как достать монетку, не замочив рук? Тарелку переворачивать нельзя, воду выливать нельзя. (Варианты детей). Смотрите, у меня есть волшебный стакан, который поможет нам достать монету, не замочив рук. Я ставлю стакан вверх дном в тарелку с водой. Сморите внимательно. Что происходит? (Вода из тарелки исчезла и оказалась в стакане) А почему это произошло? Как вы думаете? Мы узнаем во время следующего исследования  Оценка работы детей на занятии. – Сегодня я хочу поблагодарить вас и наградить медалями «Юный исследователь» за то, что вы были внимательными и сообразительными, как настоящие исследователи, умеете рассказывать о свойствах воды, проводить опыты. Вы выполнили все задания. Молодцы! Спасибо!

 

 

 

 

 

 

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Белоярского района

«Средняя общеобразовательная школа п. Лыхма»

 

 

 

 

 

 

Конспект занятия по экологии с использованием элементов ТРИЗ 

 

«Что мы знаем о воде»

 

(старшая группа)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель: Дашковская И.Н.

 

Цель занятия: Создать комплекс условий, способствующих развитию интеллектуальных способностей и творчества дошкольников.

Задачи:

Образовательные: 
1.Познакомить со свойствами воды и связанными с ней природными явлениями.
2.Обобщить и дополнить знания детей о разных агрегатных состояниях воды в природе.
3.Формировать умение разрешать противоречия.

4.Применять « моделирование маленькими человечками» при решении задач.
Воспитательные:
1.Прививать вкус к творческой работе.
2. Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, инициативности.
3. Воспитывать бережное отношение к природе.
Развивающие:
1.Развивать интерес к занятиям, через моделирование и экспериментирование.
2.Развивать психические процессы – память, мышление, внимание, воображение.

Предварительная работа: Опыты с водой, воздухом; «моделирование маленькими человечками», загадывание загадок, чтение художественной литературы, игры «Хорошо - плохо».
 Развивающая среда: Иллюстрации: Капелька воды; снежинка, кувшин с водой, стакан со льдом, роса на цветке, иней на ветке, морозные узоры на окне. Модели с изображениями «маленьких человечков»; карточки для «моделирования маленькими человечками», карточки с изображением этапов исследования. Стаканы с водой и молоком, ложки, картинки, сосуды разной формы, вода.
 Словарная работа: испарение, таяние

 

 

 

 

Ход занятия:

1. Организационный момент, объявление темы.

Воспитатель: 

- Ребята, сегодня к нам пришел Незнайка. Он рассказал, что в школе ему дали задание - сочинить сказку о воде. Но Незнайка на уроке в кукольной школе был невнимателен, и теперь не знает, что написать.

- Мы с вами читали сказку о приключениях капельки, проводили много опытов. Как вы думаете, сможем ли мы помочь Незнайке узнать о свойствах воды? А вы готовы помочь Незнайке?

- Тогда я предлагаю вам превратиться в ученых – исследователей, провести опыты, познакомиться с новыми свойствами воды, выполнить интересные, но трудные задания. И тогда, наверняка Незнайка сможет выполнить задание, которое ему задали в школе. 

- Закрывайте глаза. Я скажу волшебные слова, и мы с вами превратимся в юных ученых-исследователей:

Раз, два, три, покрутись

В ученого – исследователя превратись.

- Ребята, давайте вспомним, что нужно сделать, для того, чтобы получить новые знания?

( Дети рассматривают карточки - символы)

Педагог : Ребята, скажите, что обозначают эти символы? (Ответы детей: «Подумать самостоятельно», «Понаблюдать», «Провести эксперимент», «Спросить у другого человека», «Посмотреть телевизор», «Прочитать в книге») 

Я предлагаю, вам пройти в нашу лабораторию.

Задание1:

Игра «Что общего?»

( На столе разложены иллюстрации с изображением: кувшина с водой, морозных узоров на окне, стакана со льдом, облака, росы на ветке).

Вопросы к детям:

- Ребята, подойдите к столу, скажите, что изображено на картинках? (На картинках изображены – иней, вода, морозные узоры, лед, облака, роса) 

- Почему, эти картинки, я объединила вместе? (Это все – вода.) 

- Правильно, на картинках изображены разные состояния воды - жидкое, твердое, газообразное. 

- Вы были внимательны и правильно выполнили задание. 

Проходите, занимайте места на стульчиках. 

Задание 2: Опыты.

Воспитатель: 

- Ребята, сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Назовите свойства воды»

Мы вспомним те свойства воды, с которыми познакомились на предыдущих занятиях. Я буду выставлять схемы- карточки с изображением свойств воды, а вы рассказывать, какое свойство изображено. 

(Выставляю карточки: вода течет, вода разливается; вода отражает предметы, не имеет вкуса)

- Вы правильно назвали свойства воды. Сегодня мы с вами познакомимся, еще с двумя свойствами воды и для этого я предлагаю вам провести небольшое исследование.

Опыт «Вода не имеет формы»

- Ребята, как вы думаете, имеет ли вода форму? ( Ответы детей). А теперь проверим наши предположения.

- Давайте возьмем лед, какой формы кусочек льда? (Напоминает по форме кубик, кубической формы). Лед это жидкое вещество или твердое?

(Воспитатель изменяет расположение кусочка льда).

-Где находится лед? (На тарелке, в банке, в стакане

- Изменилась ли форма кусочка льда? (Форма не изменилась)

- Посмотрите, почему кусочек льда катается по тарелке? (Потому, что в группе тепло и лед начинает таять).

-А теперь проверим, имеет ли форму вода. (Наливаем воду в емкость) Посмотрите на этот сосуд, какую форму, приняла вода в этом сосуде? (Шарообразную форму)

Теперь перельем воду в другую емкость. Изменилась ли форма воды?

Вывод: Вода не имеет формы. Она принимает форму того сосуда, в котором, находится. ( Выставляю карточку – схему: вода не имеет формы)

- Ребята, я хочу предложить провести еще одно исследование. Подойдите к столам. Посмотрите, что у нас находится на столе (Стаканы с водой, стаканы с молоком, картинка, ложки). Как вы думаете, как с помощью этих предметов можно доказать, что вода прозрачная? 

Опыт «Вода прозрачная»

Можно в сосуд с водой опустить, какой – либо, предмет. Этот предмет хорошо виден в стакане с водой, а в стакане с молоком нет. Можно поставить рядом со стаканом картинку. Вода прозрачная, мы видим изображение на картинке. 

-Какое свойство воды мы исследовали?

Вывод: Вода - прозрачная. 

- Вы справились с заданием, садитесь на стульчики.

(Выставляю карточку – схему: вода прозрачная) 

Педагог: Вы уже знаете, что вода состоит из мельчайших частиц – молекул, в разном состоянии они ведут себя по – разному : могут быть жидкими, твердыми, газообразными. Это зависит от того – тепло или холодно, т. е. от температуры окружающей среды.

- Ребята, скажите, можно ли увидеть жидких, твердых, газообразных человечков? (Примеры детей)

Игра малой подвижности «Маленькие человечки»

- Встаньте в кружок, вы все превращаетесь в «маленьких человечков». Скажите, как ведут себя твердые человечки? 

- Правильно, крепко держатся за руки, через них трудно пройти. 

- Как стоят жидкие человечки? (Они стоят рядом друг с другом, слегка касаясь друг друга). 

-Как ведут себя газообразные человечки? (Они неусидчивы – бегают, летают). Покажите: жидких, твердых, газообразных человечков. 

Садитесь на стульчики.

Задание 3: Игра «Моделирование маленькими человечками». 

- Рассмотрите схему и скажите, что же на ней изображено? 

(Твердые человечки стоят внизу, а газообразные расположены вверху – что это может быть: лужа на асфальте или вода растеклась по столу).

- Что изображено на этой схеме? (Снаружи расположены твердые человечки, а внутри жидкие – это может быть: банка с водой, бассейн с водой) 

- Ребята, а если мы изменим схему и добавим газообразных человечков, что мы изобразим? (В чайнике кипит вода, может быть это газированная вода и из нее выходят пузырьки воздуха). 

Задание 4: Практическая работа детей за столами

Ребята, я хочу предложить вам, практическое задание. Подойдите к столам, что вы видите на столах? (Карточки – схемы с изображениями разных состояний воды, карточки – модели «маленьких человечков»). На столах лежат карточки - чайник с водой, тающий снеговик, сосулька, дождь.

- Возьмите карточку, и с помощью «маленьких человечков» изобразите разные состояния воды. А теперь поменяйтесь местами с соседом, и проверьте, правильно ли выполнено задание.

- Вы были внимательны, и задание выполнили правильно. Я очень рада. Незнайка много нового узнал о воде. Садитесь на стульчики.

Задание 5: Проблемные ситуации
1.Скажите, ребята, если мы постираем белье и вывесим сушиться на улицу, когда оно высохнет быстрее: в солнечную или пасмурную погоду? (Если на улице, солнечная погода, белье высохнет быстрее.) Солнышко притягивает капельки, капельки нагреваются и превращаются в пар(испаряются). 

- Вывод: Вода испаряется быстрее там, где теплее.

Ситуация 2.

Незнайка был в гостях у Снежной королевы, она сделала Незнайке подарок – красивую, прозрачную, чашечку, упаковала в красивую коробку. Когда Незнайка приехал домой, и открыл коробку, в ней ничего не было, только мокрое пятно. Почему Незнайка не нашел подарка?

Вопросы к детям:

- Скажите, нужна ли человеку вода? Для чего нужна вода? ( Вода нужна, для того, чтобы умываться, готовить пищу, поливать цветы)

- Правильно, вода нужна и человеку, и растениям и животным. Воды на земном шаре действительно много, но не вся вода пригодна для питья, полива растений, т. к. в океанах и морях вода соленая, а в некоторых водоемах вода просто загрязнена. Что мы с вами можем сделать, чтобы сберечь воду? (Закрывать кран с водой, когда вымыли руки, не загрязнять водоемы – если отдохнули у реки, мусор за собой нужно убирать).(Выставляю карточки – бережем воду)

Итог

- Ребята, как вы думаете? Мы помогли Незнайке, или нет? (Да смогли помочь). 
- Понравилось ли вам выступать в роли исследователей?
- Что сегодня показалось самым трудным?
- С какими заданиями мы успешно справились?

(Проводили опыты с водой, составляли с помощью «м м ч» схемы разных состояний воды, узнали свойства воды, помогли Незнайке.) 

Ребята, Незнайка, очень рад, что вы ему помогли, и приготовил для вас интересный опыт с волшебным стаканом, который видел в школе, на уроке. Хотите посмотреть? Посмотрите, на тарелке лежит в воде монетка. Скажите, как достать монетку, не замочив рук? Тарелку переворачивать нельзя, воду выливать нельзя. (Варианты детей). Смотрите, у меня есть волшебный стакан, который поможет нам достать монету, не замочив рук. Я ставлю стакан вверх дном в тарелку с водой. Сморите внимательно. Что происходит? (Вода из тарелки исчезла и оказалась в стакане) А почему это произошло? Как вы думаете? Мы узнаем во время следующего исследования

 Оценка работы детей на занятии.

– Сегодня я хочу поблагодарить вас и наградить медалями «Юный исследователь» за то, что вы были внимательными и сообразительными, как настоящие исследователи, умеете рассказывать о свойствах воды, проводить опыты. Вы выполнили все задания. Молодцы! Спасибо!

 

ИСПОЛЬУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×