Конспект НОД по ФЭМП “Лесная школа” | Васякова Ольга Евгеньевна. Работа №273702
Автор: Васякова Ольга Евгеньевна
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности разработан учителем-дефектологом Васяковой Ольгой Евгеньевной для занятий по формированию элементарных математических представлений у детей с задержкой психического развития. Тема материала: “Лесная школа” в рамках тематической недели “Осень в лесу”. Проведя занятие по данному конспекту, Вы сможете решить следующие задачи:
Образовательные;
1. Закрепить представления детей о диких животных;
2. Упражнять в образовании относительных прилагательных, закреплять умение составлять слово, развивать графические навыки;
3. Способствовать формированию и развтию элементарных математических представлений;
4. Закрепить количественный и порядковый счет.
Коррекционно-развивающие задачи:
1. Развивать слуховое и зрительное внимание, мыслительные операции, воображение;
2. Развивать зрительную, слуховую и образную память;
3. Корректировать общую двигательную сферу, мелкую моторику и чувство ритма.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать эмоциональную адекватность, положительную установку на участие в занятии;
2. Воспитывать уважительное отношение друг к другу, умение взаимодействовать в коллективе сверстников.
Данный конспект будет полезен коррекционным педагогам и воспитатеям дошкольных образовательных учреждений.
Муниципальная бюджетная дошкольная образовательная организация детский сад № 1 “Светлячок” г. Камешково
Конспект
Непосредственно-образовательной деятельности
в старшей группе компенсирующей направленности
Тема: “Лесная школа”
В рамках тематической недели “Осень в лесу”
Ёжик ходит по тропинке, он несет грибы на спинке.
Белка целый день в труде, прячет желуди в дупле.
Автор:
учитель-дефектолог
Васякова О. Е.
Цель: актуализировать у детей с задержкой психического развития представления, умения и навыки в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями согласно требованиям ФГОС.
Задачи:
Образовательные
Закреплять представления детей о диких животных
;
Упражнять в образовании относительных прилагательных, закреплять умение составлять слово, развивать графические навыки
;
Приобщить детей к русской культуре через знакомство с предметами
народно–прикладного
исскуства
– матрёшкой;
Способствовать формированию и развитию элементарных математических представлений детей;
Закрепить количественный и порядковый счет.
Коррекционно-развивающие задачи:
Развивать слуховое и зрительное внимание, мыслительные операции, воображение
;
Развивать зрительную, слуховую и образную память
;
Корректировать общую двигательную сферу, мелкую моторику и чувство ритма
.
Воспитательные задачи:
Воспитывать эмоциональную адекватность, положительную
установку на участие в занятии;
Воспитывать уважительное отношение друг к другу, умение взаимодействовать в коллективе сверстников.
Наглядные пособия и оборудование: красны
й
воздушный шарик, конверты для заданий,
плотная лента, разложенная в виде извилистой дорожки, большие
пазлы
с цифрами («островки»), дерево с закрепленной на нем
мнемотаблицей
по стихотворению С.
Погорел
ов
ского
«Здравствуй, лес», елка, фигурки 6 диких животных,
мнемотаблица
для подбора притяжательных прилагательных,
аудиозапись «шелест листвы»;
с
емь разноформатных фетровых планшетов в виде матрешек
,
пять
разноцветных геометрических фигур
из фетра
,
фигурки
зеленых яблок с петелькой
-
три штуки
,
фигурки
красных яблок с петелькой
-
две штуки
,
д
ве фигурки гриба двух форматов (
большой-маленький
),
д
ве фигурки дубовых листа двух форматов (большой-маленький)
.
Предварительная работа:
Чтение русских народных сказок и разгадывание загадок о диких животных.
Работа с мнемотаблицей (описательными алгоритмами решения примеров и задач).
Организация и ход занятия:
Этапы НОД
Содержание деятельности
Время
Процесс вовлечения
Дефектолог входит в группу, в руках у неё воздушный шар, к которому прикреплено письмо.
Это привлекает внимание детей, что способствует началу беседы. (это воздушный шар, он красного цвета, его я увидела на лестничной площадке, когда шла к вам в группу, на конверте указан адрес: Владимирская обл., г. Камешково, ул. Совхозная д.23, детский сад «Светлячок», гр. «Гномы»).
Дефектолог читает содержание письма: «Дорогие ребята, жители сказочного леса приглашают вас посетить лесную школу».
Процесс целеполагания
- Ребята, как вы думаете, кто учится в лесной школе? (ответы детей)
- Чему учатся в лесной школе? (ответы детей)
- Правильно ли я вас поняла, что нам надо побывать в лесной школе и узнать, чему там учатся?
Процесс планирования
- Но как же мы доберемся до лесной школы? (Поедем на машине, на поезде, на велосипеде, на воздушном шаре, который принес письмо)
- Что мы будем делать в лесной школе? (познакомиться с учениками лесной школы и побывать на уроках)
Процесс осуществления действий
- Тогда готовимся к путешествию в лесную школу
Игра на координацию речи с движением «Я в лесок пойду гулять»
- По волшебному пути в сказку можем мы пойти! Дети вместе с педагогом «на воздушном шаре» перемещаются из группы в кабинет дефектолога.
- Воздушный шарик привел нас в сказочный лес.
-Предлагаю вам поздороваться с лесом. А поможет нам в этом волшебная табличка.
Дети располагаются на ковре возле дерева, на котором закреплена мнемотаблица по стихотворению «Здравствуй, лес».
Дети с помощью мнемотаблицы рассказывают стихотворение С. Погореловского.
Здравствуй, лес,
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес.
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что нам шепчешь на заре,
Вес в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи,
Ты же видишь: мы свои.
Включается аудиозапись “Шелест листвы”. Дефектолог сообщает детям, что лес предлагает им отгадать загадки и узнать, кто является учениками в его школе.
Загадки:
Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке беленькой зимой,
А в шкурке серой – летом.
(Заяц)
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый – краса,
А зовут ее …
(Лиса)
Ходит летом косолапо,
А зимой сосет он лапу
(Медведь)
Кто зимой холодной
Бродит злой, голодный?
(Волк)
Хвост пушистою дугой.
Вам знаком зверек такой?
Острозубый, темноглазый,
По деревьям любит лазать.
Строит он свой дом в дупле,
Чтобы зверю жить в тепле.
(Белка)
Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки ни одной.
(Ёжик)
В процессе отгадывания загадок животные появляются на лесной полянке.
- Ребята! Кто живет в лесу? (белка, еж и т. д)
- Как их всех можно назвать одним словом? (животные)
Дефектолог предлагает детям взять по одному животному и подобрать к нему слова-признаки, ответить на вопрос “какой”, “какая”?
Например, это медведь. Он бурый, лохматый, косолапый, большой и т.д.
- Ребята, наши животные отправились в лесную школу, первым шел медведь (ребенок выставляет медведя), за ним шла лиса (выставляется лиса), за лисой шел ёж (выставляется ёж) и т.д.
- Сколько животных отправилось на урок в лесную школу? (на урок в лесную школу отправилось...)
- Пока животные шли до школы, они несколько раз менялись местами. Сможете ли вы угадать кто из них поменялся местами?
Проводится игра «Что изменилось». (Дефектолог меняет местами, переставляет или убирает игрушки. Дети на это время отворачиваются, затем поворачиваются и говорят, что изменилось.)
- Вместе с нашими учениками мы пришли в лесную школу. Сегодня в школе день математики. На первом уроке, который мы с вами посетим, животные будут изучать геометрические фигуры.
Что такое треугольник
Должен знать любой дошкольник.
Это клоунский колпак,
А еще дорожный знак.
На столе лежит матрешка оранжевого цвета. Дефектолог предлагает открыть ее, открепив липучку. На внутренних сторонах створок матрешки на липучках прикреплены геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг, овал, прямоугольник, Ребенку необходимо переместить каждую фигуру от створок и прикрепить каждую из фигур на специально подготовленное поле. Поле представляет собой контур каждой из геометрических фигур.
- На следующем уроке мы поможем ежику посчитать сколько у него осталось яблок в зимних запасах.
У меня матрешка есть,
Яркая игрушка!
В желтом сарафанчике
Славная девчушка.
На столе лежит матрешка желтого цвета. Дефектолог предлагает открыть ее, отстегнув пуговицу-кнопку. На внутренней стороне правой створки матрешки на пуговицах прикреплены два красных яблока и три зеленых яблока. Ребенку предлагается переместить яблоки в корзинку, отвечая на вопросы дефектолга о количестве яблок. Таким образом можно закрепить понятия один, много, мало, по одному, ни одного; количественный счет (всего два красных яблока, всего три зеленых яблока, всего пять яблок), порядковый счет.
На последнем уроке животные в лесной школе познакомятся с такими понятиями как “величина”, “большой”, “маленький”. А вы ребята знаете, как сравнить предметы по величине?
Гриб и листок
Притаились в матрешке.
Что же окажется
В нашем лукошке?
Гриб есть большой,
Здесь же - малый грибок.
Какой подберешь
По размеру листок?
На столе лежит матрешка синего цвета. На внутренних сторонах створок матрешки, на липучках, прикреплены две детали, изображающие грибы разной величины. В центральной части матрешки расположена корзина, где находится следующая пара деталей – дубовые листья. Предложить ребенку открепить пару деталей и сравнить их по величине.
Дефектолог. Ребята, на сегодня занятие в лесной школе закончено и нам пора возвращаться в группу.
Рефлексия
Тем же путем, что и попали в лесную школу, дети во главе с педагогом возвращаются в группу.
Дефектолог: Наталья Викторовна, вы нас не потеряли?
Воспитатель: Где же вы были?
Дефектолог: Ребята, давайте расскажем, куда мы сегодня путешествовали. Что запомнилось больше всего?