Конспект НОД по конструированию «Сказочный теремок» средняя группа | Яхновец Валентина Антоновна. Работа №242937
Автор: Яхновец Валентина Антоновна
Это создание игрового макета "Сказочный теремок". Процесс совместной творческой деятельности детей и воспитателя. Приобщение детей к техническому творчеству посредством формирования умений конструирования из конструктора "Лего". Закрепить умение детей работать по схемам в создании макета, а также строить в правильной последовательности и делать несложные перекрытия.
Конспект НОД по конструированию «Сказочный теремок» средняя группа
Цель:
-
создание игрового макета «Сказочный теремок» в процессе совместной творческой деятельности детей и воспитателя
-приобщение детей к техническому творчеству посредством формирования умений конструирования из конструктора «
Лего
».
Задачи:
уточнить знания детей о строении дома и его назначении;
познакомить детей с современной архитектурой города;
учить детей создавать игровой макет в процессе совместной деятельности;
закреплять умение детей работать по схемам в создании макета. Развивать у детей элементарные умения отражать в постройке свои представления о доме (стены, крыша, окна, двери)
Учить детей строить в правильной последовательности, делать несложные перекрытия.
Формировать эстетический вкус детей.
Активизировать в речи слова, обозначающие расположение частей постройки: «сзади», «спереди», «сбоку», «сверху» и т.д.
Образовательные области: познание, коммуникация, социализация.
Направление: «Познавательно- речевое развитие».
Доминирующая образовательная область «Коммуникация».
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Чтение художественной литературы», «Худ. творчеств», «Социализация».
Организованная образовательная деятельность в режимных моментах(предварительная работа): наблюдения за домами, беседа, рассматривание картин с изображением домов, дидактические игры: «Заюшкина избушка», чтение худ литер. «Спящая красавица», «Принцесса Несмеяна», «Сказка про Умную принцессу»,беседы о прочитанном с детьми; рассматривание картин, иллюстраций; дидактические упражнения «Доскажи словечко», «Назови ласково», разучивание музыкально - ритмических движений.
Методы и приёмы: сюрпризный момент, рассказ, объяснение, обследование образца, анализ образца, , моделирование, проблемный вопрос, постановка системы перспектив, предположение (гипотеза), мотивация деятельности, прогнозирование.
- Наглядный: рассматривание дидактических и сюжетных картинок с изображением города, домов, строителей.
- Словесный: художественное слово, чтение, беседа, вопросы, поощрения;
- Практический: элементы поисковой деятельности, динамическая пауза, артикуляционная и дыхательная гимнастики; практические действия («конструирование» музыкально – ритмические упражнения) .
- Игровой: игровая мотивация, дидактические игры и упражнения, сюрпризный момент, игровой персонаж, использование воображаемой ситуации (различные превращения, путешествие) .
Словарная работа: многоэтажный дом, конструкция, постройка, названия деталей: кирпичик, кубик, треугольник, прямоугольник; способы соединений: пазы, выступы, соединяем между собой боковые стороны с помощью пазов и узких выступов, получается плоская конструкция; накладываем детали друг на друга, как кирпичики, получается объемная постройка, строитель, рабочий, высокий, низкий, широкий, узкий,
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций домов и зданий с архитектурой нашего города. Выставка рисунков на тему «Дом, в котором я живу». Беседы с детьми о родном городе и о профессиях их родителей. Чтение детских художественных произведений «Чем пахнут ремёсла», разучивание стихов, отгадывание загадок.
Оборудование и материалы
Демонстрационные: фотографии; макет улицы (дома, автомобильная дорога, деревья, машины, пешеходный переход, светофор); слайды с иллюстрациями детского сада, школы, магазина, парикмахерской, больницы, кафе, полиции, почты; аудиозапись песен «Всем на свете нужен дом», «Я хочу построить дом»; музыкальный центр.
Раздаточные: наборы строительного материала, конструктор типа «Лего», конструктор готовых форм, бросовой материал, схемы построек, мелкие игрушки, машинки.
Место проведения: группа.
Возраст: 4-6 лет.
Ход совместной деятельности
1 часть. Организационно-мотивационная: Встают в круг, держась за руки.
Воспитатель
Здравствуйте, ребята!
Собрались сейчас мы в круг.
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнемся.
Влево -вправо повернемся
И еще раз улыбнемся.
Я приветствую всех вас -
Всё получится у нас!!!-
Мы подарили друг другу улыбку
и вместе с улыбкой
-хорошее настроение.
Теперь
рассаживайтесь по местам, мне нужно сообщить вам нечто очень интересное (дети рассаживаются по местам).
Ребята, я предлагаю вам сегодня побыть строителями.
А кто такие строители? (строят дома)
Какие бывают дома?
- Дети говорят: высокие, низкие, многоэтажные.
В нашем городе тоже много домов.
Какие? Идёт беседа с детьми. (Картинки домов 1-но этаж., 3-х этаж., многоэтажные.)
Ребята, а вы не заметили, что к нам пришли гости?
Как вы думаете, из какой они сказки?
« Из сказки про Умную принцессу».
А что случилось с героем сказки? Беседа с детьми
- В сказке говорится о том, что деревенский парень –Боржек увидел принцессу и влюбился.
Ребята, а Боржек -то сидит и горюет. Дом у него бедный . А что нужно сделать? ( Дети: построить ему красивый тере .)
Ребята, из чего можно построить крепкий терем?
Беседа с детьми высказывание, предложения
Ребята, Боржек просит Вас. Построим ему терем? Ребята, давайте построим прочный, крепкий, чтобы солнышко проникало в окошки ,и был светлым наш теремок. Чтобы у нас всё получилось, нам нужно сделать
Воспитатель предлагает детям разгадать загадку:
Желтоглазый великан вдаль глядит по сторонам,
Никого нет краше, никого нет выше,
Облака ночуют на огромной крыше.
Желтоглазый великан вдаль глядит по сторонам,
А к полночи стих и замер, смотрит тёмными глазами.
Городские великаны прячут жителей в карманы.
Воспитатель: Что же это?
Дети: дом.
Воспитатель: Какой дом одноэтажный или многоэтажный?
Дети :двухэтажный.
2 часть. Моделирование и разрешение проблемной ситуации
Сюрпризный момент. Появление Зайки-Всезнайки, раздаётся стук в дверь.
Зайка-Всезнайка: Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуйте!
Зайка-Всезнайка: Ребята, я много знаю. Хочу вас познакомить с архитектурой нашего города. Вы согласны?
Дети: Да.
Дети садятся за столы.
Зайка-Всезнайка предлагает детям рассмотреть слайды с изображением зданий города. Проводится беседа о городе.
Зайка-Всезнайка: Какие здания вы видите на фотографии?
Дети: жилые дома, магазин, аптека, кинотеатр. Есть высокие, многоэтажные дома, с колоннами, детский сад – двухэтажное здание.
Зайка-Всезнайка: Как расположены здания и сооружения?
Дети: между зданиями есть проходы, чтобы могли пройти люди, проехать машины.
Зайка-Всезнайка: Какие должны быть здания в городе, чтобы жителям там комфортно жилось?
Дети: магазин, аптека, почта, дома, детский сад.
Зайка-Всезнайка: Все здания, сооружения, парки, скверы называются архитектурой. Кто проектирует и строит дома?
Дети: архитектор проектирует дома, а строители их строят.
Зайка-Всезнайка: Архитектор придумывает и чертит схемы построек. А воплощать в жизнь свои задумки ему помогают строители. Какие должны быть архитектурные сооружения?
Дети: красивые, прочные, устойчивые.
Зайка-Всезнайка: Давайте и мы сегодня станем строителями и построим наш город, красивые здания по чертежу из деталей строительного материала. Строить здания вы будете вдвоём, объединитесь в пары.
Воспитатель: Но прежде чем приступить к строительству, давайте немного отдохнём.
Физкультминутка
Динь-дон, динь-дон,
Постукивание кулачок об кулачок
Гномы строят новый дом.
Красят стену, крышу, пол.
Плавные движения руками, имитирующие покраску кистью
Прибирают всё кругом.
Имитированные движения подметание пола
Мы к ним в гости придём
Шаг на месте
И подарки принесём.
Имитация вручения подарков
На пол мягкую дорожку,
Как-будто расстилают дорожку
Расстелив её к порожку.
Две подушки на диван,
Руки прислонить к щеке, как-будто спят
Мёду липового жбан.
Погладить живот
3 часть. Самостоятельная творческая деятельность
Воспитатель: Чтобы построить дом, строителям нужна схема или план, я предлагаю вам схемы (Зайка-Всезнайка помогает раздать детям схемы).
Рассмотрите и расскажите о своей постройке, что лежит в основании постройки, сколько деталей и каких?
Дети рассматривают схемы, называют, какой материал им понадобится, в какой последовательности они будут выполнять постройку, обговаривают в паре, кто, что будет строить.
Воспитатель: Строить мы будем из нашего любимого конструктора
LEGO
. Давайте вспомним, как называются детали конструктора? (кирпичики) При помощи чего скрепляются
кирпичики? (при помощи кнопочек)
Строить теремок мы будем по схеме. Посмотрите на схему. Назовите части нашего теремка (стены, окошко, крыша). У нашего теремка сколько этажей? Теремок низкий или
высокий?
А теперь подберите строительный материал к этому чертежу и начинайте постройку.
Теперь давайте выполним волшебные движения, чтобы мы могли построить самый лучший теремок для наших сказочных героев.
Физминутка «Теремок»
Стоит в поле теремок, (ладони обеих рук соединены под углом)
На двери висит замок, (пальцы сжаты в замок)
Открывает его волк: дерг-дерг, дерг-дерг. (руки, сжатые в замок, движутся вперед -назад, влево -вправо)Пришел Петя-петушок
И ключом открыл замок, (пальцы разжимаются и соединяются друг с другом, образуя «теремок»)
В ходе строительства воспитатель и Зайка-Всезнайка оказывают помощь, советуют, наблюдают за деятельностью детей.
Пальчиковая гимнастика
Строим, строим, строим дом (стучим по кулачкам рук)
Будет домик с крышей в нем (руки над головой)
Повторяем 2 раза.
Вот теперь, ребята, будем строить
Беседа с детьми (закрепление)
Дети, из каких деталей состоят ваши дома?
Ответы детей.
(Фундамент, стены, окна, крыша, двери и. т. д.),
Молодцы! Ребята, построили крепкий, стойкий, прочный терем.
Теперь берите сказочных героев и заселите их в терем.
Ребята, теперь и у них есть свой терем- тёплый, светлый.
Звучит песня «Всем на свете нужен дом» из мультфильма «Три поросёнка».
4 часть. Итог совместной деятельности
Воспитатель: Ну, вот и готов ваш терем. Давайте еще посадим деревья.
Расстановка готовых изделий для игры.
Воспитатель: Расскажите мне, какое здание вы построили?
Ответы детей: терем,для Умной принцессы
Воспитатель: А что вам сегодня больше всего понравилось? (Спросить каждого ребёнка, называя по имени).
Воспитатель: Вам понравилось быть строителями?
Дети: да.
Воспитатель: Вы молодцы, ребята, хорошо потрудились. А сейчас вам, что больше всего хочется?
Дети: поиграть.
Воспитатель: А можно мне и Зайке-Всезнайке с вами поиграть?
Дети: да.
Дети берут игрушки и машинки, разворачивают игру «Мой городок».
Итоговая часть:
Собачка: - Давайте ходить друг к другу в гости! А теперь нам пора возвращаться домой!
Собачка и кошка: До свидания, ребята! (прощаются с кошкой и собачкой)
Анализирует ответы детей, хвалит за умение отвечать на вопросы. Обобщает знания детей полученные на занятии. Воспитатель поощряет детей за старание от имени игрушек, предлагает поиграть с постройками.
Список использованной литературы
Н.Тарловская
Планирование и методика проведения занятий по конструированию и ручному труду в игре.// Журнал «Дошкольное воспитание» № 1, 1990.
Филькова В.Ю., «Конспекты занятий по обучению детей пересказу использованием опорных схем. Средняя группа. Учебно-методическое пособие»
2015.
Конспект по конструированию
Тема «Сказочный теремок»
средняя группа
Подготовила
Воспитатель: Яхновец В.А.
Медведева Е.В.
Балашиха 2019г.
Цель:
-
создание игрового макета «Сказочный теремок» в процессе совместной творческой деятельности детей и воспитателя
-приобщение детей к техническому творчеству посредством формирования умений конструирования из конструктора «
Лего
».
Задачи:
уточнить знания детей о строении дома и его назначении;
познакомить детей с современной архитектурой города;
учить детей создавать игровой макет в процессе совместной деятельности;
закреплять умение детей работать по схемам в создании макета. Развивать у детей элементарные умения отражать в постройке свои представления о доме (стены, крыша, окна, двери)
Учить детей строить в правильной последовательности, делать несложные перекрытия.
Формировать эстетический вкус детей.
Активизировать в речи слова, обозначающие расположение частей постройки: «сзади», «спереди», «сбоку», «сверху» и т.д.
Образовательные области: познание, коммуникация, социализация.
Направление: «Познавательно- речевое развитие».
Доминирующая образовательная область «Коммуникация».
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Чтение художественной литературы», «Худ. творчеств», «Социализация».
Организованная образовательная деятельность в режимных моментах(предварительная работа): наблюдения за домами, беседа, рассматривание картин с изображением домов, дидактические игры: «Заюшкина избушка», чтение худ литер. «Спящая красавица», «Принцесса Несмеяна», «Сказка про Умную принцессу»,беседы о прочитанном с детьми; рассматривание картин, иллюстраций; дидактические упражнения «Доскажи словечко», «Назови ласково», разучивание музыкально - ритмических движений.
Методы и приёмы: сюрпризный момент, рассказ, объяснение, обследование образца, анализ образца, , моделирование, проблемный вопрос, постановка системы перспектив, предположение (гипотеза), мотивация деятельности, прогнозирование.
- Наглядный: рассматривание дидактических и сюжетных картинок с изображением города, домов, строителей.
- Словесный: художественное слово, чтение, беседа, вопросы, поощрения;
- Практический: элементы поисковой деятельности, динамическая пауза, артикуляционная и дыхательная гимнастики; практические действия («конструирование» музыкально – ритмические упражнения) .
- Игровой: игровая мотивация, дидактические игры и упражнения, сюрпризный момент, игровой персонаж, использование воображаемой ситуации (различные превращения, путешествие) .
Словарная работа: многоэтажный дом, конструкция, постройка, названия деталей: кирпичик, кубик, треугольник, прямоугольник; способы соединений: пазы, выступы, соединяем между собой боковые стороны с помощью пазов и узких выступов, получается плоская конструкция; накладываем детали друг на друга, как кирпичики, получается объемная постройка, строитель, рабочий, высокий, низкий, широкий, узкий,
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций домов и зданий с архитектурой нашего города. Выставка рисунков на тему «Дом, в котором я живу». Беседы с детьми о родном городе и о профессиях их родителей. Чтение детских художественных произведений «Чем пахнут ремёсла», разучивание стихов, отгадывание загадок.
Оборудование и материалы
Демонстрационные: фотографии; макет улицы (дома, автомобильная дорога, деревья, машины, пешеходный переход, светофор); слайды с иллюстрациями детского сада, школы, магазина, парикмахерской, больницы, кафе, полиции, почты; аудиозапись песен «Всем на свете нужен дом», «Я хочу построить дом»; музыкальный центр.
Раздаточные: наборы строительного материала, конструктор типа «Лего», конструктор готовых форм, бросовой материал, схемы построек, мелкие игрушки, машинки.
Место проведения: группа.
Возраст: 4-6 лет.
Ход совместной деятельности
1 часть. Организационно-мотивационная: Встают в круг, держась за руки.
Воспитатель
Здравствуйте, ребята!
Собрались сейчас мы в круг.
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнемся.
Влево -вправо повернемся
И еще раз улыбнемся.
Я приветствую всех вас -
Всё получится у нас!!!-
Мы подарили друг другу улыбку
и вместе с улыбкой
-хорошее настроение.
Теперь
рассаживайтесь по местам, мне нужно сообщить вам нечто очень интересное (дети рассаживаются по местам).
Ребята, я предлагаю вам сегодня побыть строителями.
А кто такие строители? (строят дома)
Какие бывают дома?
- Дети говорят: высокие, низкие, многоэтажные.
В нашем городе тоже много домов.
Какие? Идёт беседа с детьми. (Картинки домов 1-но этаж., 3-х этаж., многоэтажные.)
Ребята, а вы не заметили, что к нам пришли гости?
Как вы думаете, из какой они сказки?
« Из сказки про Умную принцессу».
А что случилось с героем сказки? Беседа с детьми
- В сказке говорится о том, что деревенский парень –Боржек увидел принцессу и влюбился.
Ребята, а Боржек -то сидит и горюет. Дом у него бедный . А что нужно сделать? ( Дети: построить ему красивый тере .)
Ребята, из чего можно построить крепкий терем?
Беседа с детьми высказывание, предложения
Ребята, Боржек просит Вас. Построим ему терем? Ребята, давайте построим прочный, крепкий, чтобы солнышко проникало в окошки ,и был светлым наш теремок. Чтобы у нас всё получилось, нам нужно сделать
Воспитатель предлагает детям разгадать загадку:
Желтоглазый великан вдаль глядит по сторонам,
Никого нет краше, никого нет выше,
Облака ночуют на огромной крыше.
Желтоглазый великан вдаль глядит по сторонам,
А к полночи стих и замер, смотрит тёмными глазами.
Городские великаны прячут жителей в карманы.
Воспитатель: Что же это?
Дети: дом.
Воспитатель: Какой дом одноэтажный или многоэтажный?
Дети :двухэтажный.
2 часть. Моделирование и разрешение проблемной ситуации
Сюрпризный момент. Появление Зайки-Всезнайки, раздаётся стук в дверь.
Зайка-Всезнайка: Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуйте!
Зайка-Всезнайка: Ребята, я много знаю. Хочу вас познакомить с архитектурой нашего города. Вы согласны?
Дети: Да.
Дети садятся за столы.
Зайка-Всезнайка предлагает детям рассмотреть слайды с изображением зданий города. Проводится беседа о городе.
Зайка-Всезнайка: Какие здания вы видите на фотографии?
Дети: жилые дома, магазин, аптека, кинотеатр. Есть высокие, многоэтажные дома, с колоннами, детский сад – двухэтажное здание.
Зайка-Всезнайка: Как расположены здания и сооружения?
Дети: между зданиями есть проходы, чтобы могли пройти люди, проехать машины.
Зайка-Всезнайка: Какие должны быть здания в городе, чтобы жителям там комфортно жилось?
Дети: магазин, аптека, почта, дома, детский сад.
Зайка-Всезнайка: Все здания, сооружения, парки, скверы называются архитектурой. Кто проектирует и строит дома?
Дети: архитектор проектирует дома, а строители их строят.
Зайка-Всезнайка: Архитектор придумывает и чертит схемы построек. А воплощать в жизнь свои задумки ему помогают строители. Какие должны быть архитектурные сооружения?
Дети: красивые, прочные, устойчивые.
Зайка-Всезнайка: Давайте и мы сегодня станем строителями и построим наш город, красивые здания по чертежу из деталей строительного материала. Строить здания вы будете вдвоём, объединитесь в пары.
Воспитатель: Но прежде чем приступить к строительству, давайте немного отдохнём.
Физкультминутка
Динь-дон, динь-дон,
Постукивание кулачок об кулачок
Гномы строят новый дом.
Красят стену, крышу, пол.
Плавные движения руками, имитирующие покраску кистью
Прибирают всё кругом.
Имитированные движения подметание пола
Мы к ним в гости придём
Шаг на месте
И подарки принесём.
Имитация вручения подарков
На пол мягкую дорожку,
Как-будто расстелают дорожку
Расстелив её к порожку.
Две подушки на диван,
Руки прислонить к щеке, как-будто спят
Мёду липового жбан.
Погладить живот
3 часть. Самостоятельная творческая деятельность
Воспитатель: Чтобы построить дом, строителям нужна схема или план, я предлагаю вам схемы (Зайка-Всезнайка помогает раздать детям схемы).
Рассмотрите и расскажите о своей постройке, что лежит в основании постройки, сколько деталей и каких?
Дети рассматривают схемы, называют, какой материал им понадобится, в какой последовательности они будут выполнять постройку, обговаривают в паре, кто, что будет строить.
Воспитатель: Строить мы будем из нашего любимого конструктора
LEGO
. Давайте вспомним, как называются детали конструктора? (кирпичики) При помощи чего скрепляются
кирпичики? (при помощи кнопочек)
Строить теремок мы будем по схеме. Посмотрите на схему. Назовите части нашего теремка (стены, окошко, крыша). У нашего теремка сколько этажей? Теремок низкий или
высокий?
А теперь подберите строительный материал к этому чертежу и начинайте постройку.
Теперь давайте выполним волшебные движения, чтобы мы могли построить самый лучший теремок для наших сказочных героев.
Физминутка «Теремок»
Стоит в поле теремок, (ладони обеих рук соединены под углом)
На двери висит замок, (пальцы сжаты в замок)
Открывает его волк: дерг-дерг, дерг-дерг. (руки, сжатые в замок, движутся вперед -назад, влево -вправо)Пришел Петя-петушок
И ключом открыл замок, (пальцы разжимаются и соединяются друг с другом, образуя «теремок»)
В ходе строительства воспитатель и Зайка-Всезнайка оказывают помощь, советуют, наблюдают за деятельностью детей.
Пальчиковая гимнастика
Строим, строим, строим дом (стучим по кулачкам рук)
Будет домик с крышей в нем (руки над головой)
Повторяем 2 раза.
Вот теперь, ребята, будем строить
Беседа с детьми (закрепление)
Дети, из каких деталей состоят ваши дома?
Ответы детей.
(Фундамент, стены, окна, крыша, двери и. т. д.),
Молодцы! Ребята, построили крепкий, стойкий, прочный терем.
Теперь берите сказочных героев и заселите их в терем.
Ребята, теперь и у них есть свой терем- тёплый, светлый.
Звучит песня «Всем на свете нужен дом» из мультфильма «Три поросёнка».
4 часть. Итог совместной деятельности
Воспитатель: Ну, вот и готов ваш терем. Давайте еще посадим деревья.
Расстановка готовых изделий для игры.
Воспитатель: Расскажите мне, какое здание вы построили?
Ответы детей: терем ,для Умной принцессы
Воспитатель: А что вам сегодня больше всего понравилось? (Спросить каждого ребёнка, называя по имени).
Воспитатель: Вам понравилось быть строителями?
Дети: да.
Воспитатель: Вы молодцы, ребята, хорошо потрудились. А сейчас вам, что больше всего хочется?
Дети: поиграть.
Воспитатель: А можно мне и Зайке-Всезнайке с вами поиграть?
Дети: да.
Дети берут игрушки и машинки, разворачивают игру «Мой городок».
Итоговая часть:
Собачка: - Давайте ходить друг к другу в гости! А теперь нам пора возвращаться домой!
Собачка и кошка: До свидания, ребята! (прощаются с кошкой и собачкой)
Анализирует ответы детей, хвалит за умение отвечать на вопросы. Обобщает знания детей полученные на занятии. Воспитатель поощряет детей за старание от имени игрушек, предлагает поиграть с постройками.
Список использованной литературы
Н.Тарловская
Планирование и методика проведения занятий по конструированию и ручному труду в игре.// Журнал «Дошкольное воспитание» № 1, 1990.
Филькова В.Ю., «Конспекты занятий по обучению детей пересказу использованием опорных схем. Средняя группа. Учебно-методическое пособие»
2015.