Конспект НОД по ознакомлению дошкольников с изобразительным искусством | Ионова Оксана Владимировна. Работа №283567
Автор: Ионова Оксана Владимировна
Конспект НОД
по ознакомлению дошкольников с изобразительным искусством (Художник - пейзажист И. И Шишкин)
Известно, что основы художественного воспитания закладывается в дошкольном детстве. Большое место в этом процессе занимает природа, которую В. Г. Белинский назвал первым воспитателем детей.
Каждая встреча с природой впечатляет нас комплексом ощущений пространства, тепла, прохлады, запахов, звуков, цветовых отношений, освещения. В природе все пребывает в бесконечном движении: облака плывут, река течет, деревья качаются или шелестят листьями. Можно долго, не уставая, смотреть на однообразно-неповторимую искристую рябь воды под лучами низкого солнца. И хоть никакое изображение не в состоянии передать и сотой доли всего комплекса таких ощущений, человеку-творцу всегда хотелось запечатлеть на бумаге, холсте красоту, силу и мощь природы. Так в живописи появился жанр пейзажа.
Художественный пейзаж помогает развивать у дошкольников эстетический вкус, образное и ассоциативное мышление, воображение, самосозерцание. Пейзажная живопись не только доставляет радость детям, но и вдохновляет их на творчество, способствует эмоциональному и эстетическому развитию детей, воспитывает доброе и бережное отношение к природе, ее красоте, побуждает искреннее чувство любви к своему родному краю.
Конспект НОД по ознакомлению дошкольников
с изобразительным искусством в старшей группе
(Художник - пейзажист И. И Шишкин)
Цель:
Познакомить детей с таким жанром живописи, как – пейзаж.
Задачи:
1)Учить воспринимать содержание пейзажной картины, понимать красоту природы, которую изобразил художник.
2)Развивать воображение, фантазию; вызывать у детей желание рассматривать картины о природе.
3)Расширять знание детей о творчестве художника - пейзажиста И.И Шишкина.
4)Воспитывать у детей художественный вкус, умение выделять оттенки цветов, как средство выразительности.
Словарная работа:
Обогащение словаря: сосновый бор, дремучий, мрачный.
Активизация словаря: темный, непроходимый, глухой, неуклюжие, забавные, симпатичные, косолапые мишки, редкая, лапчатая, ажурная крона.
Методические приемы:
Показ, объяснение, беседа, напоминание, повторение, игровой прием, художественное слово, физминутка, поощрение, нетрадиционное рисование, оценка действий.
Оборудование:
Экран, проектор, компьютер, слайды: репродукция картины И.И Шишкина «Утро в сосновом бору», портрет - репродукция И.И Шишкина, аудиозапись (музыкальное сопровождение во время творческой работы).
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций, картин о природе, экскурсия в рощу, парк, чтение р. н. сказок «Царевна лягушка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Три медведя», «Маша и медведь», организация выставки картин-репродукций И. И Шишкина: «Рожь», «Сосновый бор», «Корабельная роща», «Перед грозой».
Заготовки в технике монотипии. Подбор бумаги нужного цвета, формы и размера для рисования красками. Надписывание ее. Подбор красок и приготовление цветов и оттенков, необходимых для данного занятия. Проверка наличия и состояния кистей, тряпочек, банок для воды, наполнение баночек водой. (Дежурные дети помогают воспитателю).
Ход НОД:
1.Организационный момент:
Воспитатель:
Представьте, дети, что мы сейчас в лесу. Вокруг себя повернитесь и в деревья превратитесь. Покажите, какие в лесу высокие деревья (дети поднимают вверх руки).
Подул теплый ветерок, зашелестели листья (дети быстро шевелят пальцами рук).
Подул холодный ветер, закачались сосны (дети покачивают и машут руками).
Ветер затих - не шевелятся больше ни листочки ни ветки (дети расслабляются).
Снова подул ветер (дети вновь напрягаются и машут руками, затем опять расслабляются).
Ребята, какой же удивительный мир окружает нас, это мир природы. Уметь видеть её красоту помогают нам художники. Вы уже знакомы с художниками, которые иллюстрировали сказки, а есть и другие, которые помогают нам увидеть красоту природы на картине. Картины, которые они пишут называются - пейзажами, а художников - пейзажистами.
Так как называют художника, который пишет пейзажи?
Дети: Художник - пейзажист.
Воспитатель:
А картины которые он пишет?
Дети: Пейзажи.
Воспитатель:
У нас в России жил замечательный художник Иван Иванович Шишкин. Он любил рисовать лес.
Слайд №1
Воспитатель:
Посмотрите на его портрет. Крепкий, широкоплечий мужчина с бородой, чем-то напоминает могучее дерево. В народе его так и называли: «Лесной богатырь», «Царь леса».
Слайд №2
Воспитатель:
Есть у И. И Шишкина картина, которую знают многие. Она называется «Утро в сосновом бору».
Посмотрите ребята внимательно, как называются деревья, которые нарисовал художник?
Дети: Сосны.
Воспитатель:
А как называется лес, в котором растут только сосны?
Дети: Сосновый бор.
Воспитатель:
Верно, сосновый бор. Посмотрите на деревья. Как вы можете охарактеризовать их? Какие они?
Дети: Деревья на картине высокие, могучие, стройные, толстые и. т. д..
Воспитатель:
Какая крона у сосны?
Дети: Крона у сосны редкая, лапчатая, ажурная.
Воспитатель:
Как вы думаете, какой главный цвет в лесу?
Дети: В лесу главный цвет зеленый.
Воспитатель:
Одинаковый ли зеленый цвет использует художник, когда рисует лес?
Дети: Нет. Художник использует разные оттенки зеленого цвета.
Воспитатель:
Ребята, как вы думаете, какое время суток изображено на картине?
Дети: День, утро…
Воспитатель:
Конечно же утро, так как солнце только взошло и осветило верхушки деревьев.
А кого вы видите в центре картины?
Дети: Медведицу с медвежатами.
Воспитатель:
Посмотрите и скажите, что делают медвежата?
Дети: Рассказывают о том, что делают медвежата.
Воспитатель:
Мы не видим художника, не слышим его голоса, но как он рассказал нам о красоте леса? С помощью чего?
Дети: С помощью кисточек и красок.
Воспитатель:
Верно. Так с каким художником мы с вами сегодня познакомились?
Дети: Иван Ивановичем Шишкиным.
Воспитатель:
А как называется картина, которую мы сегодня рассмотрели?
Дети: Картина называется «Утро в сосновом бору».
Воспитатель:
Ребята, как можно назвать одним словом то, что изображено на картине?
Дети: Пейзаж.
Воспитатель:
Да ребята, теперь мы знаем, что картина на которой изображена природа, называется - пейзажем, а художника, который нарисовал его - пейзажистом.
Физкультминутка:
Руки подняли и покачали
Это деревья в лесу,
Локти согнули, кисти встряхнули,
Ветер сбивает росу.
В стороны руки,
Плавно помашем-
Это к нам птицы летят.
Как они сядут - тоже покажем
Крылья сложили назад.
2.Руководство процессом выполнения работы:
Воспитатель:
А сейчас ребята, каждый из вас станет художником - пейзажистом.
Дети проходят к рабочим местам и выполняют задание в нетрадиционной технике - монотипия. (Нетрадиционные способы рисования способствует не только развитию воображения, но и приобщению к миру искусства).
Воспитатель:
Ребята какое сейчас время года?
Дети: Золотая осень.
Воспитатель:
Так давайте изобразим на своих картинах - золотую осень.
3. Заключительная часть:
По окончании деятельности детей, дети делятся впечатлениями, выбирают понравившиеся им работы.
Воспитатель обращает внимание детей на эстетические качества работы – красоту цветосочетания, приятное для глаза расположение на листе бумаги, иногда на чистоту и аккуратность выполнения.
После высказывания детей, заключительные слова говорит воспитатель. Он дает общую оценку занятию, выделяя в отдельных работах то, что он считает в данный момент важным. Этим подводит итог занятию.
Воспитатель:
Ребята, вы все сегодня оказались замечательными художниками -пейзажистами! Все работы мы вывесим на выставку. Чтобы ими могли полюбоваться еще родители и сотрудники детского сада.