Название статьи:
Конспект НОД по развитию речи "Осенний лес" | Федина Людмила Вячеславовна. Работа №295584
Дата публикации:
25.04.2022
Автор:
Федина Людмила Вячеславовна
Описание:
Автор: Федина Людмила Вячеславовна
Конспект предназначен для детей старших групп. Целью данного конспекта по развитию связной речи, является обогащение и активизация словаря по теме «Осенний лес»,. Данный конспек поможет обогатить и активизировать словарь по лексической теме «Осенний лес»; закрепить навыки словообразования и словоизменения: согласование существительных в родительном падеже множественного числа; образование относительных прилагательных от названия деревьев; также поможет закрепить навыки в правильном употреблении предлогов "на", "под".
Цель:обогащение и активизация словаря по теме Осенний лес, развитие связной речи.
Коррекционно-образовательные задачи:
обогащать и активизировать словарь по лексической теме Осенний лес;
закрепить навыки словообразования и словоизменения: согласование существительных в родительном падеже множественного числа; образование относительных прилагательных от названия деревьев;
закрепить навыки в правильном употреблении предлогов “на”, “под”.
Коррекционно-развивающие задачи:
развивать познавательные процессы: внимание, восприятие, память и мышление;
развивать умение сравнивать, находить сходство и различие;
развивать сенсорномоторную координацию, подготовка руки к письму;
развивать навык самоконтроля;
развивать эмоциональную отзывчивость, подражательность, творческое воображение, умение перевоплощаться.
Коррекционно-воспитательные задачи:
воспитывать бережное отношение к окружающей природе.
Оборудование: письмо, клубок, аудиозапись Шум ветра, Шум леса, набор картинок Чего много в лесу, картинки листьев, картинки с изображением леса (лиственный и хвойный); шаблоны ежей, мелки восковые, фломастеры, карандаши, игрушка ежа, печенье Грибочки.
Предварительная работа:
экскурсия в осенний лес;
чтение рассказов И. Соколова-Микитова Осина, Осень;
загадывание и отгадывание загадок по теме Осень и Лес осенью;
разучивание игры Лесной хоровод;
прослушивание аудиозаписей Шум ветра и Шум леса.
Ход НОД.
I. Организационный момент.
Логопед: Ребята, сегодня утром я получила посылку, в которой лежало письмо от ежа. Он приглашает нас в гости, потому что собрал в этом году много припасов на зиму и хочет ими с нами поделиться. Но живет он далеко – в лесу и путь к его норке долгий и трудный. Поэтому он послал в посылке волшебный клубок, который будет нам подсказывать дорогу и предупредит об опасности.
Логопед:Пойдем в гости?
(Включается аудиозапись Шум леса)
Логопед:Прежде чем мы отправимся в путешествие по лесу, давайте вспомним, что и кого мы видели на экскурсии в осеннем лесу?
Послушайте мое предложение: В лесу я увидела осенние деревья
(Ответы детей по образцу логопеда)
Логопед: Составим другое предложение: В лесу растут деревья
(Ответы детей по образцу логопеда)
Логопед: Давайте вспомним, а кто живет в лесу?
Ответы детей.
(Выключается аудиозапись)
Логопед:Все отлично справились с заданием, и теперь мы можем отправиться в путь.
II. Основная часть.
Логопед: Клубок катится и ведет нас по тропинке, идти нужно медленно, спокойно и очень аккуратно, чтобы не повредить муравейник и не потревожить животных.Клубок остановился и говорит, что прежде чем мы сможем пойти дальше, давайте посмотрим, и скажем, чего много в лесу.
Дидактическая игра Чего много в лесу
Логопед: В лесу не одно дерево(на доске появляется одно дерево), а много чего?(на доске появляется много деревьев). Ответ ребенка.
Логопед:В лесу не одна шишка(на доске появляется одна шишка), а много чего?(на доске появляется много шишек). Ответ ребенка.
Логопед: В лесу не один лист(на доске появляется один лист), а много чего?(на доске появляется много листьев). Ответ ребенка.
Логопед: В лесу не один гриб(на доске появляется один гриб), а много чего?(на доске появляется много грибов). Ответ ребенка.
Логопед: В лесу не одна ягода(на доске появляется одна ягода), а много чего?(на доске появляется много ягод). Ответ ребенка.
Логопед: Молодцы ребята, хорошо справились с заданием. Нашклубокпокатился дальше и остановился на полянке, где разбросаны листья. Клубок предупреждает, что мы обязательно должны взять эти листья, они нам в пути пригодятся. Но, чтобы поднять лист с земли, вам нужно сказать с какого дерева лист и как он называется(каждый ребенок выбирает себе лист дерева, и, взяв его в руки, отвечает).
Дидактическая игра Угадай лист дерева
Ответы детей:
- Этот лист с березы, он березовый.
- Этот лист с липы, он липовый.
- Этот лист с рябины, он рябиновый.
- Этот лист с ивы, он ивовый.
- Этот лист с клена, он кленовый.
- Этот лист с дуба, он дубовый.
Логопед: (звучит аудиозапись Шум ветра)Молодцы, справились с заданием и можно двигаться дальше, но клубок трясется, боится и предупреждает нас о том, что злая и вредная Баба Яга узнала, что мы идем в гости к ежу и задумала нас погубить, а угощенье себе забрать. Клубок подсказывает, что нам нужно срочно превратиться в деревья и замереть (дети изображают деревья с ветками, на которых висит по одному листу).
Логопед: Летит Баба Яга в ступе, дует сильный ветер, деревья качаются, гнутся(дети качаются и гнутся, изображая деревья).
Не заметила она, что это не деревья, а дети, пролетела мимо (выключается аудиозапись).
Логопед:Клубок говорит, что нужно обратно превращаться в детей, но для этого необходимо сказать, где висел лист и куда упал.
- Послушайте: Лист висел НА дереве и упал ПОД дерево.
Дидактическая игра Скажи правильно предлог
Ответы детей(отвечает каждый ребенок по образцу логопеда для закрепления предлогов).
Логопед:Теперь мы можем двигаться дальше. Дети, мне кажется, что я слышу чей – то шепот, наверное, это деревья. Они хотят с нами поговорить(дети и воспитатель смотрят на картинки деревьев и логопед задает им вопросы)
Логопед:Ребята, скажите, это какие деревья, лиственные или хвойные? (Ответы детей)
Логопед:А мы с вами в хвойные или лиственные деревья превращались? (Ответы детей)
Логопед: Как вы догадались? (Ответы детей)
Логопед: Деревья осенью, какие? (Ответы детей)
Логопед: А вы знаете, кто ухаживает за лесом? (Ответы детей)
Логопед:Катится клубок дальше и говорит нам, что еж живет в норке один. Скучно ему одному. Просит клубок нас найти друзей для ежа. А чтобы нам было легче их найти, отправил портреты (на столе лежат готовые силуэты ежей).Вам нужно взять ежа и нарисовать ему иголки.
Логопед:Выберите любой материал для работы, которым вы бы хотели нарисовать иголки своему ежу(на столе лежат цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки).
Дети выбирают материал, выполняют задание (логопед работает индивидуально с детьми).
Логопед:Молодцы, мы выполнили задание и теперь отправимся дальше. Вот и норка ежа, он ждет нас. Ежик, мы пришли к тебе в гости и привели тебе друзей(ребята выставляют своих ежей под елку). Ребята, ежик спрашивает: Тяжелый ли был путь?
Ответы детей.
Логопед:Понравилось ли вам путешествовать?
Ответы детей.
Логопед:А еще еж, мои дети хотят тебе показать, как они умеют играть.
Игра Лесной хоровод
Логопед:В круг ребята становитесь
(Дети берутся за руки и идут по кругу.)
И друг дружке поклонитесь.
(Кланяются друг другу.)
Топни каблучками,
(Ставят руки на пояс и топают каблучком.)
Потанцуй-ка с нами.
(Выставляют ножки.)
С нами волк и зайцы пляшут
(Дети превращаются в волков, а затем в зайцев.)
Лисы в хороводе нашем.
(Дети идут по кругу как лисы.)
Заплясали утки.
(Дети поворачиваются лицом в круг и виляют хвостиками как утки.)
Вышел конь ретивый,
(Выходит конь в круг и бьет копытом.)
Вьется его грива.
Приходи, честной народ,
(Дети хлопают в ладоши.)
В наш веселый хоровод!
III. Итог занятия.
Логопед:Дети, ежик приготовил для нас угощенье – волшебные грибочки. Угощайтесь. Как только вы их съедите, сразу окажетесь у себя в группе.
Ребята,но прежде чемсъедим грибочки, давайте попрощаемся с ежом(дети прощаются и едят грибочки).
Логопед: Ну что, понравилось вам путешествие?
Ответы детей.
Логопед: Ребята, что вы расскажите дома своим мамам и папам о сегодняшнем путешествии?
Ответы детей.
Логопед:Ребята, какие вы все молодцы. Прекрасно справились со всеми заданиями и трудностями, даже Баба Яги не испугались. Вы все такие смелые. Мне так понравилось с вами путешествовать. Я думаю, что мы обязательно с вами будем путешествовать по зимнему лесу.
Скачать работу
Коррекционно-образовательные задачи:
обогащать и активизировать словарь по лексической теме Осенний лес;
закрепить навыки словообразования и словоизменения: согласование существительных в родительном падеже множественного числа; образование относительных прилагательных от названия деревьев;
закрепить навыки в правильном употреблении предлогов “на”, “под”.
Коррекционно-развивающие задачи:
развивать познавательные процессы: внимание, восприятие, память и мышление;
развивать умение сравнивать, находить сходство и различие;
развивать сенсорномоторную координацию, подготовка руки к письму;
развивать навык самоконтроля;
развивать эмоциональную отзывчивость, подражательность, творческое воображение, умение перевоплощаться.
Коррекционно-воспитательные задачи:
воспитывать бережное отношение к окружающей природе.
Оборудование: письмо, клубок, аудиозапись Шум ветра, Шум леса, набор картинок Чего много в лесу, картинки листьев, картинки с изображением леса (лиственный и хвойный); шаблоны ежей, мелки восковые, фломастеры, карандаши, игрушка ежа, печенье Грибочки.
Предварительная работа:
экскурсия в осенний лес;
чтение рассказов И. Соколова-Микитова Осина, Осень;
загадывание и отгадывание загадок по теме Осень и Лес осенью;
разучивание игры Лесной хоровод;
прослушивание аудиозаписей Шум ветра и Шум леса.
Ход НОД.
I. Организационный момент.
Логопед: Ребята, сегодня утром я получила посылку, в которой лежало письмо от ежа. Он приглашает нас в гости, потому что собрал в этом году много припасов на зиму и хочет ими с нами поделиться. Но живет он далеко – в лесу и путь к его норке долгий и трудный. Поэтому он послал в посылке волшебный клубок, который будет нам подсказывать дорогу и предупредит об опасности.
Логопед:Пойдем в гости?
(Включается аудиозапись Шум леса)
Логопед:Прежде чем мы отправимся в путешествие по лесу, давайте вспомним, что и кого мы видели на экскурсии в осеннем лесу?
Послушайте мое предложение: В лесу я увидела осенние деревья
(Ответы детей по образцу логопеда)
Логопед: Составим другое предложение: В лесу растут деревья
(Ответы детей по образцу логопеда)
Логопед: Давайте вспомним, а кто живет в лесу?
Ответы детей.
(Выключается аудиозапись)
Логопед:Все отлично справились с заданием, и теперь мы можем отправиться в путь.
II. Основная часть.
Логопед: Клубок катится и ведет нас по тропинке, идти нужно медленно, спокойно и очень аккуратно, чтобы не повредить муравейник и не потревожить животных.Клубок остановился и говорит, что прежде чем мы сможем пойти дальше, давайте посмотрим, и скажем, чего много в лесу.
Дидактическая игра Чего много в лесу
Логопед: В лесу не одно дерево(на доске появляется одно дерево), а много чего?(на доске появляется много деревьев). Ответ ребенка.
Логопед:В лесу не одна шишка(на доске появляется одна шишка), а много чего?(на доске появляется много шишек). Ответ ребенка.
Логопед: В лесу не один лист(на доске появляется один лист), а много чего?(на доске появляется много листьев). Ответ ребенка.
Логопед: В лесу не один гриб(на доске появляется один гриб), а много чего?(на доске появляется много грибов). Ответ ребенка.
Логопед: В лесу не одна ягода(на доске появляется одна ягода), а много чего?(на доске появляется много ягод). Ответ ребенка.
Логопед: Молодцы ребята, хорошо справились с заданием. Нашклубокпокатился дальше и остановился на полянке, где разбросаны листья. Клубок предупреждает, что мы обязательно должны взять эти листья, они нам в пути пригодятся. Но, чтобы поднять лист с земли, вам нужно сказать с какого дерева лист и как он называется(каждый ребенок выбирает себе лист дерева, и, взяв его в руки, отвечает).
Дидактическая игра Угадай лист дерева
Ответы детей:
- Этот лист с березы, он березовый.
- Этот лист с липы, он липовый.
- Этот лист с рябины, он рябиновый.
- Этот лист с ивы, он ивовый.
- Этот лист с клена, он кленовый.
- Этот лист с дуба, он дубовый.
Логопед: (звучит аудиозапись Шум ветра)Молодцы, справились с заданием и можно двигаться дальше, но клубок трясется, боится и предупреждает нас о том, что злая и вредная Баба Яга узнала, что мы идем в гости к ежу и задумала нас погубить, а угощенье себе забрать. Клубок подсказывает, что нам нужно срочно превратиться в деревья и замереть (дети изображают деревья с ветками, на которых висит по одному листу).
Логопед: Летит Баба Яга в ступе, дует сильный ветер, деревья качаются, гнутся(дети качаются и гнутся, изображая деревья).
Не заметила она, что это не деревья, а дети, пролетела мимо (выключается аудиозапись).
Логопед:Клубок говорит, что нужно обратно превращаться в детей, но для этого необходимо сказать, где висел лист и куда упал.
- Послушайте: Лист висел НА дереве и упал ПОД дерево.
Дидактическая игра Скажи правильно предлог
Ответы детей(отвечает каждый ребенок по образцу логопеда для закрепления предлогов).
Логопед:Теперь мы можем двигаться дальше. Дети, мне кажется, что я слышу чей – то шепот, наверное, это деревья. Они хотят с нами поговорить(дети и воспитатель смотрят на картинки деревьев и логопед задает им вопросы)
Логопед:Ребята, скажите, это какие деревья, лиственные или хвойные? (Ответы детей)
Логопед:А мы с вами в хвойные или лиственные деревья превращались? (Ответы детей)
Логопед: Как вы догадались? (Ответы детей)
Логопед: Деревья осенью, какие? (Ответы детей)
Логопед: А вы знаете, кто ухаживает за лесом? (Ответы детей)
Логопед:Катится клубок дальше и говорит нам, что еж живет в норке один. Скучно ему одному. Просит клубок нас найти друзей для ежа. А чтобы нам было легче их найти, отправил портреты (на столе лежат готовые силуэты ежей).Вам нужно взять ежа и нарисовать ему иголки.
Логопед:Выберите любой материал для работы, которым вы бы хотели нарисовать иголки своему ежу(на столе лежат цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки).
Дети выбирают материал, выполняют задание (логопед работает индивидуально с детьми).
Логопед:Молодцы, мы выполнили задание и теперь отправимся дальше. Вот и норка ежа, он ждет нас. Ежик, мы пришли к тебе в гости и привели тебе друзей(ребята выставляют своих ежей под елку). Ребята, ежик спрашивает: Тяжелый ли был путь?
Ответы детей.
Логопед:Понравилось ли вам путешествовать?
Ответы детей.
Логопед:А еще еж, мои дети хотят тебе показать, как они умеют играть.
Игра Лесной хоровод
Логопед:В круг ребята становитесь
(Дети берутся за руки и идут по кругу.)
И друг дружке поклонитесь.
(Кланяются друг другу.)
Топни каблучками,
(Ставят руки на пояс и топают каблучком.)
Потанцуй-ка с нами.
(Выставляют ножки.)
С нами волк и зайцы пляшут
(Дети превращаются в волков, а затем в зайцев.)
Лисы в хороводе нашем.
(Дети идут по кругу как лисы.)
Заплясали утки.
(Дети поворачиваются лицом в круг и виляют хвостиками как утки.)
Вышел конь ретивый,
(Выходит конь в круг и бьет копытом.)
Вьется его грива.
Приходи, честной народ,
(Дети хлопают в ладоши.)
В наш веселый хоровод!
III. Итог занятия.
Логопед:Дети, ежик приготовил для нас угощенье – волшебные грибочки. Угощайтесь. Как только вы их съедите, сразу окажетесь у себя в группе.
Ребята,но прежде чемсъедим грибочки, давайте попрощаемся с ежом(дети прощаются и едят грибочки).
Логопед: Ну что, понравилось вам путешествие?
Ответы детей.
Логопед: Ребята, что вы расскажите дома своим мамам и папам о сегодняшнем путешествии?
Ответы детей.
Логопед:Ребята, какие вы все молодцы. Прекрасно справились со всеми заданиями и трудностями, даже Баба Яги не испугались. Вы все такие смелые. Мне так понравилось с вами путешествовать. Я думаю, что мы обязательно с вами будем путешествовать по зимнему лесу.