Конспект НОД по развитию речи в старшей группе | Светлана Александровна Семенова. Работа №305114. Номер работы: №305114
Конспект итоговой непосредственно – образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе
Задачи:
Коррекционные:
-уточнить и активизировать словарный запас;
-совершенствовать грамматический строй речи:
согласование существительных с прилагательными, с глаголами;
развивать связную речь - диалогической и монологической форм;
– совершенствовать навык составления описательного рассказа по опорным картинкам с последовательно развивающимся действием.
- формировать умение образовывать сложные слова
- формировать умение образовывать притяжательные прилагательные.
Развивающие:
-закреплять представления о весне и её приметах;
-развивать творческое воображение, мышление, внимание, помогать логично и содержательно строить высказывания.
Воспитательные:
-воспитывать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности;
-воспитывать любовь и бережное отношение к природе.Тема: «Здравствуй, весна!»
Конспект итоговой непосредственно – образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе
Тема: «Здравствуй, весна!»
Задачи:
Коррекционные:
-уточнить и активизировать словарный запас;
-совершенствовать грамматический строй речи:
согласование существительных с прилагательными, с глаголами;
развивать связную речь - диалогической и монологической форм;
– совершенствовать навык составления описательного рассказа по опорным картинкам с последовательно развивающимся действием.
- формировать умение образовывать сложные слова
- формировать умение образовывать притяжательные прилагательные.
Развивающие:
-закреплять представления о весне и её приметах;
-развивать творческое воображение, мышление, внимание, помогать логично и содержательно строить высказывания.
Воспитательные:
-воспитывать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности;
-воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Ход занятия:
Организация.
-Ребята, я хочу вас сегодня пригласить в очень интересное путешествие: увлекательное и познавательное.
-Скажите мне пожалуйста, какое сейчас время года? Весна.
-Значит наше путешествие будет весеннее.
Но к каждому путешествию нужно подготовиться, настроиться.
– Давайте сейчас встанем посвободнее и настроимся на наше путешествие.
НА – НА – НА - наступила вновь весна
НЕ – НЕ – НЕ - очень рады мы весне
ЛО – ЛО – ЛО - на улице тепло
НУ – НУ – НУ - очень ждали мы весну
Мотивация.
-Ребята, начать наше путешествие о весне я хотела по картинкам-символам.
Приготовила их, положила, но они куда-то исчезли. Вместо них появилось вот это интересное цветущее деревце, да ещё с конвертиками и какое-то письмо. Написано – детский сад № 1, группа «Радуга» Почитаем? Может, поймём, что случилось с нашими картинками. Слушайте.
Дорогие ребята! Весна скоро закончится. Осталось ещё немного дней. И на прощание я хочу с вами очень поиграть и сделать вам сюрприз. Цветы на деревце не простые, а с конвертиками, в них картинки- символы. Чтобы конвертики раскрыть, необходимо выполнить мои задания.
И подпись: Весна-красна.
-Ну и ну! Весна хочет с нами на прощание поиграть и пошутить. Вы согласны?
Все задания выполняем, конвертики раскрываем, рассказ о весне составляем.
Присаживайтесь на стульчики.
– Сейчас мы посмотрим, какой нам конвертик первый снять. Вот с этого начнём.
Основная часть.
Предложение: Наступила долгожданная весна.
1 задание такое: «Назовите месяцы».
Сколько месяцев весны вы знаете? (Три). Перечислите весенние месяцы по порядку. (Март, апрель, май).
Игра « Весенние чудеса в корзинке»
После зимнего однообразия каждый весенний день, кажется, просто переполнен чудесными событиями. Давайте соберем весенние чудеса в волшебную корзинку. Я положу в корзинку слово - тепло.
Дети поочередно берут в руки корзинку, называют приметы весны..(Тает снег, бегут ручьи, капель, набухшие почки т.д.)
-Молодцы, ребята! Весенние месяцы и приметы мы назвали. Выполнили задание, раскрываем конверт. (Показ картинки и повторение предложения вместе с детьми). Повесь (имя) картиночку на доску. Первая картиночка у нас готова.
-Следующий конвертик снимаем.
Предложение: Весной пригревает яркое солнышко.
2 задание такое: Игра «Подбирай, называй
Нужно к словам подобрать признак предмета. На какой вопрос отвечает признак предмета? (Какой? Какая? Какое? Какие?)
Весна (какая?) … Долгожданная, красивая, цветущая.
Солнышко (какое?) … Яркое, ласковое, лучистое.
Небо (какое?) …. Голубое, чистое, высокое.
Ветерок(какой?) … Тёплый, сильный, весёлый.
Облака(какие?) … Белые, пушистые, лёгкие.
Листочки(какие?) … Зелёные, клейкие, молодые.
-Какие сообразительные, молодцы! Справились с заданием, раскрываем конверт. (Показ картинки и повторение предложения вместе с детьми).
-Иди (имя) , повесь картиночку на доску. Вторая картиночка у нас готова.
А мы возьмём следующий конвертик.
Предложение: На земле выросли первые цветы и травка.
3 задание: Д/И «А как наоборот?»
– Давайте ребята поиграем в слова – противоположности, встаньте полукругом. Я называю слово, а вы называете наоборот, передавая друг другу мячик.
Высокий – низкий, холодный- жаркий, твёрдый- мягкий, тяжёлый- лёгкий, громкий – тихий, большой- маленький, добрый-злой, день- ночь, потолок- пол, чистота- грязь, сахар- соль, зима- лето, смеётся – плачет, закрыть – открыть, взлетает- садится, надевает – снимает, подниматься-спускаться.
-Вот какие вы умные, поиграли в игру, присаживайтесь на стульчики. Раскрываем конверт. (Показ картинки и повторение предложения вместе с детьми). Повесь (имя) картиночку на доску, возьмём следующий конвертик.
Предложение: На деревьях набухли почки и появились листочки.
Дыхательная гимнастика
Ребята, на улице прекрасная погода, весна! Как здорово отправиться сейчас в весенний лес. Для этого нужно просто закрыть глаза. В лесу распускаются первые цветы и воздух пропитан таким ароматом. Давайте насладимся лесной свежестью. Закрыть правую ноздрю пальцем, глубокий вдох, закрыть левую ноздрю пальцем, длительный выдох (2-3 раза), затем вдох через правую ноздрю, выдох через левую.
4 задание: «Назови правильно».
Ребята, если мы с вами идём гулять в лес, где растут одни берёзы, значит это лес какой? Берёзовый.
– Если одни ели? Еловый. Сосны? Сосновый. Дубы? Дубовый. Каштаны? Каштановый. Клёны? Кленовый. Осины? Осиновый. Липы? Липовый. Ясени? Ясеневый. Ивы? Ивовый.
– Молодцы! Раскрываем конверт. (Показ картинки и повторение предложения вместе с детьми). Повесь (имя) картиночку на доску.
А сейчас, ребята, давайте немного отдохнём.
Нас ждёт физминутка! «Дерево»
Возьмём следующий конвертик.
Предложение: Перелётные птицы стаями возвращаются из тёплых стран, они вьют гнёзда и выводят птенцов
5 задание: Д/и «Назови одним словом»
У аиста ноги длинные, поэтому его называют длинноногим.
У соловья звонкий голос, поэтому его называют … (звонкоголосым).
У кукушки хвост длинный, поэтому её называют …. (длиннохвостой).
У журавля длинный клюв, поэтому его называют … (длинноклювый).
У аиста острый клюв, поэтому его называют… (остроклювым).
У цапли узкая голова, поэтому ее называют … (узкоголовая).
У скворца прямой хвост, поэтому его называют … (прямохвостым).
У жаворонка короткий клюв, поэтому его называют … (короткоклювым).
У дикого гуся красный клюв, поэтому его называют … (красноклювый).
У ласточки длинный хвост, она … длиннохвостая.
Ласточка любит тепло, она … теплолюбивая.
У ласточки острые крылья, она … острокрылая.
-Замечательно. Выполнили задание. Раскрываем конверт. (Показ картинки и повторение предложения вместе с детьми). Повесь (имя) картиночку на доску, возьмём следующий конвертик.
Предложение: Животные пробудились от зимней спячки.
6.задание: Д/и « Чей это хвост?»
- Жили разные животные в лесу. Однажды сорока разнесла по лесу весть, что на поляне хвосты зверям раздают. Угадайте, какой хвост выбрало себе каждое животное? Возьмите свои картинки с изображениями диких животных и найдите тот хвост, который подходит вашему животному, и назовите, чей это хвост.
У лисы – (лисий хвост); у волка – (волчий хвост);
У зайца – (заячий хвост); у медведя – (медвежий хвост);
У белки – (беличий хвост); у оленя – (олений хвост);
У рыси – (рысий хвост); у лося – (лосиный хвост).
У барсука- (барсучий хвост); у бобра –бобриный хвост
У кабана-кабаний хвост у соболя – соболиный хвост
– Прекрасно. Очень хорошо всё рассказали про животных.
Раскрываем конверт. (Показ картинки и повторение предложения вместе с детьми). Повесь (имя) картиночку на доску, возьмём следующий конвертик.
Предложение: Появились первые насекомые.
7 задание:Игровое упражнение «Есть-нет».
Возьмите по одной картинке
1-й ребенок. У меня есть пять комаров.
2-й ребенок. У меня нет пяти комаров, но есть шесть божьих коровок.
3-й ребенок. У меня нет шести божьих коровок, но у меня есть четыре кузнечика.
4-й ребенок. У меня нет четырех кузнечиков, но у меня есть девять стрекоз.
5-й ребенок. У меня нет девяти стрекоз, но у меня есть семь мух.
6-й ребенок. У меня нет семи мух, но у меня есть три пчелы.
7-й ребенок. У меня нет трех пчел, но у меня есть пять комаров.
Ребята, а сейчас я хочу чтобы ваши глазки отдохнули.
Зрительная гимнастика Жук
На лужайке по ромашкам
Жук летал в цветной рубашке.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
На ромашки погляжу.
Я на тучке покачаюсь
И на землю опускаюсь.( Движения глазами влево-вправо Движения глазами вверх-вниз Круговые движения глазами Прикрыть веки)
– Вот какие умные вы, опять выполнили задание.
Раскрываем конверт. (Показ картинки и повторение предложения вместе с детьми). Повесь (имя) картиночку на доску, возьмём последний конвертик.
Предложение: Весной у людей много работы.
8 задание: Игра « Скажи правильно » (накапливаем словарь глаголов)
• Распускаются листочки или веточки? А что делают веточки?
• Порхают птички или жучки? А что делают жучки?
• Тает снежинка или дождинка? А что делают дождинка?
• Журчат ручьи или грачи? А что делают грачи? (Кричат)
• Набухают почки или листочки? А что делают листочки?
• Возвращаются с тёплых стран насекомые или птицы? А что делают насекомые? • Трещит лёд или ручей? А что делает ручей?
• В лесу появляются сосульки или подснежники? А что делают сосульки?
– Молодцы, ребята! Все мы с вами задания выполнили, схемы наши готовы. И мы сейчас с вами попробуем рассказать о весне. Послушайте ребята, я вам сначала расскажу.
Наступила долгожданная весна. Ярче светит солнышко. На земле выросли первые цветы и травка. На деревьях набухли почки и появились листочки. Перелётные птицы стаями возвращаются из тёплых стран, они вьют гнёзда и выводят птенцов. Животные пробудились от зимней спячки. Появились первые насекомые. Весной у людей много работы.
– Кто хочет попробовать рассказать? Иди…. (Рассказ девочки).
Молодец! – Кто ещё хочет? Иди…. (Рассказ мальчика).
Заключение.
-Ребята, Всё что нам весна задала, мы с вами справились.
-Давайте сейчас вспомним, что же интересного было в нашем путешествии. (Ответы детей). Весна очень благодарит вас за ваше умение и старание.