Конспект НОД по речевому развитию с элементами театрализации в подготовительной к школе группе с нарушением речи "Приключения Буратино" | Терновская Светлана Александровна, Шумилина Татьяна Викторовна. Работа №354520
В методической разработке представлены логопедические пособия "Логопоезд", "Собери первоклассника в школу", словесные игры "Прочитай по первым буквам", "Скажи наоборот", "Чей?Чья?Чьи?", "Подбери слово к схеме", словесное упражнение "Игра в рифмы", пальчиковая игра "Скоро в школу". Игры и упражнения помогают сформировать такие понятия, как "звук", "буква", "слог", "слово", "предложение".
Конспект образовательной деятельности
по речевому развитию с элементами театрализации
в подготовительной к школе группе с нарушением речи
«Приключения Буратино»
Разработала учитель-логопед: Терновская С.А.
воспитатель: Шумилина Т.В.
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»
Цель: Развитие речевых и творческих способностей детей средствами театрализации.
Задачи:
Образовательная область «Познавательное развитие»
Обобщать представлений о школе и школьных принадлежностях;
Развивать мышление,
умение рассуждать, делать выводы;
Развивать память;
Развивать речевой слух, все виды восприятия.
Образовательная область «Речевое развитие»
Активизировать словарь: «школа»,
«школьные принадлежности»,
«учитель», «урок», «знания», «учеба», «первоклассник», «задание», «звонок», «парта», «учебник», «тетрадь», «пенал», «дневник», «ручка», «
букварь», «книга», «карандаш», «фломастер», «альбом», «ластик», «ножницы», «клей», «линейка», «краски», «кисть», «портфель», «папка», «ранец», «мел», «учиться», «читать», «писать», «рисовать», «дружить», «первый», «дружный»;
Совершенствовать фонематические представления, навыки звукобуквенного и слогового анализа слов, навыки составления и чтения слов, предложений;
Совершенствовать грамматический строй речи, умение образовывать притяжательные прилагательные;
Совершенствовать синтаксическую сторону речи, умение составлять сложноподчиненные предложения;
Автоматизировать правильное произношение и дифференцировать сонорные звуки (Р,
Р’, Л,
Л
’)
в игровой деятельности;
Закреплять умение выделять первую букву в слове и составлять новое слово из них;
Упражнять в умении делить слова на слоги;
Упражнять в подборе слова по схеме;
Упражнять в умении подбирать слова антонимы;
Развивать диалогическую речь;
Развивать связную речь.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Воспитывать чувство доброжелательности, ответственности;
Воспитывать навыки сотрудничества, взаимодействия, активности, инициативности, самостоятельности, бережного отношения к предметам;
Формировать навыки самоконтроля за речью и самооценки;
Развивать умение вести диалог и высказывать свое мнение;
Формировать положительное отношение к школе.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Развивать целостное восприятие животного, умение узнавать животного по отдельным частям;
Совершенствовать умение импровизировать, создавать выразительные образы сказочных героев;
Развивать мелкую моторику;
Формировать положительные эмоции от прослушивания веселый музыки;
Развивать воображение, творческие способности.
Образовательная область «Физическое развитие»
Развивать общую моторику;
Формировать потребность в двигательной активности, развивать двигательные умения и навыки;
Развивать умение согласовывать слова стихотворения с действиями;
Стимулировать образные двигательные представления;
Формировать положительные эмоции от выполнения движений под музыку.
Методы и приемы:
Наглядные: герои сказки Буратино, Мальвина, Пьеро, черепаха Тортилла, Карабас Барабас, лиса Алиса, кот Базилио, атрибуты для сцен (болото с кувшинками, игрушечная гитара, портфель), логопоезд, «сказочный сундук» с предметными картинками, изображение 4 портфелей (синий, зелёный, красный, коричневый), школьные принадлежности, сундучок, ключик, предметные картинки с изображением предметного и животного мира, магнитные доски, наборы букв, звуковые символы, карточки со звуковыми схемами слов, листы с заданием.
Словесные: обсуждение проблемной ситуации, которая произошла с героем сказки, вопросно-ответный метод беседы, ситуативные беседы о правильности действий сказочных персонажей, беседа о слогах, звуках, предложениях, деление слов на слоги, придумывание предложения с заданным словом, словесные игры «Скажи наоборот», «Чей? Чья? Чьи?», «Собери первоклассника в школу», словесное упражнение «Игра в рифмы», чтение чистоговорок, пословиц, стихов, отгадывание загадок, речевая пальчиковая игра «Скоро в школу», поощрение.
Практические: выполнение звукового анализа слова, деление слов на слоги, конструирование предложений, словесные игры «Скажи наоборот», «Чей? Чья? Чьи?», «Собери первоклассника в школу», придумывание предложения с заданным словом, словесное упражнение «Игра в рифмы», логоритмика «Лягушки», пальчиковая игра «Скоро в школу», выполнение задания на листе.
Материалы и оборудование: Демонстрационный материал:
костюмы героев сказки, атрибуты для сцен (болото с кувшинками, игрушечная гитара, портфель), логопоезд-«слоговой паровозик», «сказочный сундук» с предметными картинками, изображение 4 портфелей (синий, зелёный, красный, коричневый), школьные принадлежности (букварь, ручка, книга, карандаш, фломастер, альбом, ластик, ножницы, клей, линейка, тетрадь, пенал, краски, кисть, мел, пластилин, портфель), карточки-подсказки, сундучок, ключик, ноутбук, проектор, экран.
Раздаточный материал:
предметные картинки с изображением предметного и животного мира, предметные картинки для логопоезда, магнитные доски, наборы букв, звуковые символы, карточки со звуковыми схемами слов, листы с заданием, фломастеры.
Предварительная работа: чтение сказки А. Толстого «Приключение Буратино» и ее обсуждение, рассматривание иллюстраций к этой сказке; предварительное распределение ролей и разучивание их; разучивание чистоговорок, скороговорок, пословиц об учении, разучивание пальчиковой гимнастики и физкультминутки, отгадывание сказок, загадок, автоматизация сонорных звуков (Р, Р’, Л, Л’) в слогах, словах, предложениях.
Формы организации совместной деятельности
Виды детской деятельности
Формы и методы организации совместной деятельности
Познавательно-исследовательская
Решение проблемной ситуации: Лиса Алиса и кот Базилио отняли у Буратино золотой ключик. А без него не откроешь волшебную дверь в каморке папы Карло. Помогите Буратино найти золотой ключик.
Чтение слов по первым буквам
Деление слов на слоги
Нахождение слов- антонимов
Распознавание животных по отдельным частям.
Придумывание предложения с заданным словом
Определение школьных принадлежностей по портфелям с сонорными звуками (Р, Р’, Л, Л’)
Автоматизация сонорных звуков (Р, Р’, Л, Л’) в словах, предложениях
Выполнение звукового анализа слова.
Оценивание поступков детей и сказочных персонажей.
Отгадывание загадок о героях сказки.
Чтение чистоговорок, пословиц об учении
Коммуникативная
Разыгрывание сценок из сказки.
Вопросы педагога к детям по проблемным ситуациям в сказке.
Ситуативные беседы о правильности действий сказочных персонажей.
Беседа о слогах, звуках, предложениях, деление слов на слоги.
Придумывание предложения с заданным словом.
Словесные игры «Скажи наоборот», «Чей? Чья? Чьи?», «Собери первоклассника в школу».
Словесное упражнение «Игра в рифмы». Чтение чистоговорок, пословиц, стихов, отгадывание загадок.
Речевая пальчиковая игра «Скоро в школу».
Игровая
Игровая ситуация, развитие игрового сюжета.
Появление героев сказки «Приключение Буратино» Буратино, Мальвина, Пьеро, черепаха Тортилла, Карабас Барабас, лиса Алиса, кот Базилио.
Разыгрывание сценок из сказки. Логопедические игры «Раздели на слоги», «Собери первоклассника в школу», «Подбери слово к схеме».
Словесные игры «Прочитай по первым буквам», «Скажи наоборот», «Чей? Чья? Чьи?», «Составь предложение».
Речевая пальчиковая игра «Скоро в школу».
Двигательная
Логоритмика «Лягушки»
Танцевальная минутка под песню «Чему учат в школе» (слова М. Пляцковского).
Музыкальная
Появление героев сказки под музыкальное сопровождение.
Логоритмика «Лягушки»
Слушание песни «Чему учат в школе» (слова М. Пляцковского).
Логика образовательной деятельности
Этап
занятия
Задачи
Деятельность педагога
Деятельность воспитанников
Ожидаемые результаты
Мотивационно-организационный
Развивать мышление,
внимание, память, речевой слух
Игровая ситуация «Мальвина просит о помощи»
Мотивированы на предстоящую деятельность.
Сосредоточены внимание, память, мышление
Свободное общение со сверстниками и взрослыми.
Развита речевая активность.
Логопед создает игровую ситуацию
-Я очень рада видеть вас!
-Отгадайте загадку:
Эту девочку мы знаем,
От всех кукол отличаем,
С голубыми волосами
И красивыми глазами.
Она вежлива была,
В домике лесном жила
И учила Буратино
А зовут её……..
Логопед: Поможем Буратино выполнить задания, отыскать ключик и вернуть его Буратино?
-Тогда отправляемся в сказку.
Логопед: Чтобы ключик раздобыть
Нужно героев сказки навестить
Они нам будут помогать
И подсказки нам давать!
Здороваются.
Отгадывают загадку
Появление Мальвины
-Здравствуйте, ребята.
-Отгадайте загадку:
У отца был мальчик странный
Необычный, деревянный.
На земле и под водой
Искал ключик золотой.
Всюду нос совал он длинный,
Кто же это?
-Лиса Алиса и кот Базилио отняли у Буратино золотой ключик.
-А без него не откроешь волшебную дверь в каморке папы Карло. Для того, чтобы вернуть ключик, необходимо выполнить задания.
-Как вы помните, Буратино не любил учиться, поэтому без вас ему не справиться.
-Прошу вас о помощи.
Отгадывают загадку, отвечают на вопросы.
Слушают интересную историю.
Отзываются на просьбу Мальвины помочь Буратино найти золотой ключик.
Принимают и осознают цель.
Отправляются в путешествие по сказке
Появление Буратино
-Где же ключик мне достать?
И о счастье всё узнать?
Эй! Девчонки и мальчишки,
Вы поможете, друзья?
Ведь один не справлюсь я!
Деятельностный
Развивать диалогическую речь, умение вести диалог.
Совершенствовать умение импровизировать, создавать выразительные образы сказочных героев.
Развивать воображение, творческие способности.
Активизировать словарь: «ученик», «урок», «задание», «тетрадь», «учиться», «читать».
Игровая ситуация «Мальвина учит Буратино»
Умеют вести диалог.
Умеют импровизировать, создают выразительные образы сказочных героев.
Развито воображение, творческие способности.
Используют в речи
«ученик», «урок», «задание», «тетрадь», «учиться», «читать».
Логопед: Сядьте за столы. Помогите Буратино выполнить задание.
Мальвина: Сядь ровно, не сутулься,
Смотри перед собой.
Не ёрзай, не балуйся!
Буратино: Да что ж я не живой!
Мальвина: Бери тетрадь, перо, пиши….
«Ученик учил уроки.
У него в чернилах щёки»
Буратино: Всё! Надоело! Хватит!
Устал! Нет больше сил!
Мальвина: Смотри, ты на всю скатерть чернильницу пролил!
Науку надо постигать!
Буратино: А я люблю читать!
Мальвина: Хорошо! Вот задание, смотри!
Совершенствовать фонематические представления, навыки звукобуквенного анализа слов, навыки составления и чтения слов.
Закреплять умение выделять первую букву в слове и составлять новое слово из них.
Активизировать словарь
«школа», «звонок», «знания», «учитель», «книга», «ручка», «альбом», «кисть», «ножницы», «карандаш».
Словесная игра «Прочитай по первым буквам»
Развита речевая активность.
Освоен навык звукобуквенного анализа слов.
Умеют выделять первую букву в слове и составлять новое слово, «читать» его.
Используют в речи
«школа», «звонок», «знания», «учитель», «книга», ««ручка», «альбом», «кисть», «ножницы», «карандаш».
Логопед: Внимательно посмотрите на картинки.
-Отгадайте слово по первым буквам на картинках, которые лежат на столе.
-Прочитайте, какое слово у вас получилось?
Рассматривают внимательно предметные картинки, на которых изображены различные предметы.
Выполнение познавательных действий.
Дети читают слова, которые получились по первым буквам на картинках.
Совершенствовать фонематические представления, навыки слогового анализа слов.
Упражнять в умении делить слова на слоги.
Логопедическая игра «Раздели на слоги»
Развита речевая активность.
Освоен навык слогового анализа слов.
Умеют делить слова на слоги
Умеют рассуждать, объяснять и делать выводы.
Логопед: Дальше мы будем путешествовать на этом поезде.
-Это поезд непростой, на вагонах нарисованы цифры.
Внимательно посмотрите на предметные картинки.
-Определите сколько слогов в слове.
-Разложите картинки по вагонам в соответствии с цифрой, указывающей сколько слогов в слове.
-В первом вагоне едут картинки, в словах которых один слог.
-Во втором вагоне едут картинки, в словах которых два слога.
-В третьем вагоне –трехслоговые слова.
-В четвертом вагоне –четырехслоговые слова.
Мальвина: Молодцы, справились с заданием.
А теперь задание потруднее.
Внимательно рассматривают предметные картинки.
Выполнение познавательных действий.
Делят слова на слоги и раскладывают по вагонам.
Активно взаимодействуют. Рассуждают, объясняют и делают выводы.
Мальвина: Молодцы, выполнили мои задания. Вот вам подсказка,
Отправляйтесь дальше в сказку!
Развивать диалогическую речь, умение вести диалог.
Совершенствовать умение импровизировать, создавать выразительные образы сказочных героев.
Развивать воображение, творческие способности.
Игровая ситуация «Встреча с Тортиллой»
Умеют вести диалог.
Умеют импровизировать, создают выразительные образы сказочных героев.
Развито воображение, творческие способности.
Тортилла: Здравствуйте, ребята!
-Что привело вас к моему пруду?
Тортилла: Может быть, он на дне..
-Где же вы, лягушки, квакушки-попрыгушки?
Вы на дно нырните, ключик поищите!
Отвечают на вопросы. Активно взаимодействуют.
-Мы ищем вместе с Буратино золотой ключик. -Вы его не видели?
Лягушки: Мы нырнём, ква-ква-ква!
-Ключ найдём, ква-ква-ква!
Имитируют движения нырнувших на дно.
-Мы ныряли, мы искали
Только вот что мы достали…
Показывают сундук с картинками.
Закреплять знания о сказках
Развивать мышление, умение рассуждать, делать выводы;
Развивать память;
Развивать речевой слух
Словесная игра «Сказочный сундучок»
Имеют представления
о сказках, исправляют ошибки в именах героев сказок
Развита речевая активность.
Сосредоточены внимание, память, мышление
Тортилла заглядывает в сундук
-Ребята в сундучке хитрые сказки, имена героев сказок написаны неверно, только вы сможете помочь исправить все ошибки.
-«Царевна –индюшка»
-«Иван-царевич и зелёный волк»
-«Сестрица-Алёнушка и братец Никитушка»
-«Мальчик-с-кулачок»
-«Курочка в полосочку»
-«Петушок –золотой пастушок»
-«Заюшкина сумочка»
-«По-собачьему велению»
-«Сивка-будка»
-«Лапша из топора»
Выполняют задание
Активно взаимодействуют.
Рассуждают, объясняют и делают выводы.
Совершенствовать грамматический строй речи.
Упражнять в умении подбирать слова антонимы
Активизировать словарь: «друг», «дружить», «учиться», «портфель», «тяжелый», «легкий», «весёлый», «грустный», «чистый», «грязный», «новый», «старый»
Словесная игра «Скажи наоборот»
Развита речевая активность.
Сравнивают предметные картинки.
Умеют подбирать слова антонимы
Используют в речи
«друг», «дружить», «учиться», «портфель», «тяжелый», «легкий», «весёлый», «грустный», «чистый», «грязный», «новый», «старый»
Тортилла: А еще у меня в сундучке есть интересные картинки.
Поиграем в игру «Скажи наоборот».
-Назовите, что изображено на ваших картинках.
-Подберите к своим картинкам слова наоборот и найдите эти слова на картинках.
-Друг –враг, учиться –лениться, тяжелый портфель –лёгкий портфель.
Логопед: Ой! Довольная Тортилла! Очень нравится ей здесь!
Отвечают на вопросы.
Активно взаимодействуют.
Выполняют задание, находят картинки, называют слова антонимы
Формировать потребность в двигательной активности.
Развивать двигательные умения и навыки.
Развивать умение согласовывать слова стихотворения с действиями.
Развивать общую моторику.
Логоритмика «Лягушки»
Созданы условия для развития двигательных умений и навыков.
Снято утомление
Логопед:
-Лягушки предлагают выполнить гимнастику
«Лягушки»
Логопед показывает и выполняет вместе с детьми.
Активизирует внимание, двигательную активность детей.
-Две зелёные лягушки
Две весёлые подружки
Рано утром просыпались,
Водичкой умывались,
Полотенцем вытирались,
Ручками хлопали,
Ножками топали,
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Тортилла: Жаль, что ключик не нашли?
Дам, ребята, вам подсказку,
Отправляйтесь дальше в сказку.
Выполняют движения в соответствии с текстом под руководством педагога.
Прыгают на месте.
Шагают на месте.
Потягиваются.
Умываются.
Вытираются.
Руками хлопают.
Ногами топают
Вправо наклоняются
Влево наклоняются.
Прыгают на месте.
Развивать диалогическую речь, умение вести диалог.
Совершенствовать умение импровизировать, создавать выразительные образы сказочных героев.
Развивать воображение, творческие способности.
Развивать связную речь.
Развивать мышление, память.
Игровая ситуация «Встреча с Пьеро»
Словесное упражнение «Игра в рифмы»
Развита речевая активность.
Умеют вести диалог.
Умеют импровизировать, создают выразительные образы сказочных героев.
Развито воображение, творческие способности.
Имеют представления
о рифме.
Умеют рифмовать слова.
Знают чистоговорки
Логопед: -Правильно, ли это?
Логопед: -Правильно, ли это?
Логопед: -Правильно, ли это?
Логопед: -Правильно, ли это?
Логопед: Пьеро, так ты видел ключик?
Логопед: Ребята, пойдёмте к Карабасу!
Буратино: Здравствуй, Пьеро!
-Мы ищем золотой ключик, ты его случайно не видел?
Пьеро: Здравствуйте, ребята.
-Ключик –лучик….
Видел –не видел..
О! Давайте поиграем в рифмы!
1.Тает снег, течёт ручей. На ветвях полно врачей.
2.Тащит мышонок в норку
огромную хлебную горку.
3.На поляне весной вырос
зуб молодой.
4.Поэт закончил строчку,
в конце поставил бочку.
Отвечают на вопросы.
Пьеро: Вы отличные поэты, вот подсказка вам за это.
-А вы знаете чистоговорки?
Дети называют чистоговорки:
Ать-ать-ать –буду я читать
Иги-иги-иги –мы читаем книги
Аш-аш-аш –длинный карандаш
Оле-оле-оле –учительница в школе
Ок-ок-ок –на урок звенит звонок
Нал-нал-нал –положу пенал
Олу-олу-олу –мы приходим в школу
Ши-ши-ши –подточу карандаши
Ади-ади-ади –тонкие тетради.
Пьеро: Молодцы, как много вы знаете чистоговорок.
-Дам ребята, вам подсказку.
Подслушал в театре как-то раз,
Про ключ вещал разбойник Карабас!
Кукла: Он ходит с длинной бородой,
Он очень жадный, хитрый, злой.
Но всё ж, не испугает нас,
Разбойник этот Карабас!
Развивать диалогическую речь, умение вести диалог.
Совершенствовать умение импровизировать, создавать выразительные образы сказочных героев.
Развивать воображение, творческие способности.
Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Игровая ситуация «Встреча с Карабасом»
Пальчиковая гимнастика «Скоро в школу»
Созданы условия для развития мелкой моторики.
Умеют вести диалог.
Умеют импровизировать, создают выразительные образы сказочных героев.
Развито воображение, творческие способности.
Логопед: Уважаемый Карабас!
-Нет ли у Вас золотого ключика?
Логопед:
-Карабас Барабас предлагает выполнить пальчиковую гимнастику «Скоро в школу»
Логопед показывает и выполняет вместе с детьми.
Скоро в школу мы пойдем
И портфель с собой возьмем
Книжки, ручку, карандаш
Мы в портфель положим наш
Будем мы читать, писать,
И учиться все на «пять»!
Карабас: Я на свете всех страшнее!
Я на свете всех сильнее!
От меня вам не уйти!
Вам меня не провести!
Карабас: Конечно, есть!
Моих ключей вам и не счесть!
-Получите ключ тогда, когда выполните моё задание.
Выполняют движения пальцами обеих рук в соответствии с текстом под руководством педагога.
«Шагают» пальцами по столу.
Загибают по одному пальцу на обеих руках на каждое название предмета
Пальцы обеих рук сжаты «в замок».
Хлопают в ладоши, стучат кулачками по столу.
Потирают ладони, показывают пять пальцев
Совершенствовать грамматический строй речи, умение образовывать притяжательные прилагательные
Развивать целостное восприятие животного, умение узнавать животного по отдельным частям и воспроизводить по памяти изображение
Развивать мелкую моторику.
Словесная игра «Чей? Чья? Чьи?»
Развита речевая активность.
Умеют образовывать притяжательные прилагательные
Зрительно анализируют изображение животного, распознают животного по отдельным частям, соединяют животного с его частями тела и правильно отвечают на вопросы чей? чья? чьи?
Логопед: Посмотрите внимательно на картинку, отгадайте животного по отдельным частям.
Соедините одной линией животного и его части тела.
-Ответьте на вопросы:
-Чей хвост?
-Чья морда?
-Чьи уши?
-Чьи лапы?
Логопед: Молодцы! Это было довольно сложное задание.
Но вы справились.
Карабас предлагает выполнить задание на листах
Выполняют задание на листах.
Отвечают на вопросы
Зрительно анализируют изображение животного, распознают и называют его части тела, отвечая на вопросы чей? чья? чьи?
Самостоятельно соединяют животного с его частями тела.
Карабас: Ищите вы ключ простой,
Вовсе он не золотой!
Хоть и злой я в этой сказке,
Всё же, дам я вам подсказку!
Развивать диалогическую речь, умение вести диалог.
Совершенствовать умение импровизировать, создавать выразительные образы сказочных героев.
Развивать воображение, творческие способности.
Игровая ситуация «Кот Базилио и лиса Алиса»
Умеют вести диалог.
Умеют импровизировать, создают выразительные образы сказочных героев.
Развито воображение, творческие способности.
Логопед: Как называются эти предметы?
-Правильно. Это школьные принадлежности, они вам пригодятся в школе.
Появление лисы Алисы с портфелем и кота Базилио
Алиса: Как мне повезло! Я такую вещицу полезную раздобыла!
Базилио хочет отнять и посмотреть.
Базилио: Алиса, ты меня знаешь, давай по-хорошему!
Алиса: Зачем тебе это надо, ты что, в школу собрался?
Базилио: А где ты это раздобыла?
Алиса: Один очень умненький, благоразумненький ученик обменял свой портфель на наш пистолет!
Базилио: Дай хоть одним глазком взглянуть, что там находится.
Алиса: Ой! Базилио, ты только посмотри, сколько здесь умненьких!
(обращает внимание на детей)
-А вы хотите ходить в школу? Зачем же туда ходить, вы что, хотите как Базилио стать слепыми, или как я хромать на двух лапах?
-А что ученики носят в портфелях? Я думаю, что там сметанка!
Базилио: Интересно, а рыбка там есть?
Достают по одному предмету из портфеля и раскладывают на столе. Дети называют эти предметы: краски, линейка, пенал, альбом, букварь, тетрадь, книга, карандаши, ручка, точилка, ластик, фломастеры, клей, пластилин, картон цветной, мел, палочки счетные, ножницы, кисть)
Алиса: Ну-у! Это не интересно!
Обобщать представлений о школе и школьных принадлежностях.
Автоматизировать правильное произношение и дифференцировать сонорные звуки (Р, Р’, Л, Л’)
Воспитывать навыки взаимодействия, активности, инициативности, самостоятельности
Формировать навыки самоконтроля за речью.
Формировать положительное отношение к школе.
Активизировать словарь:
«школьные принадлежности», «краски», «фломастеры», «картон», «букварь», «пенал», «точилка», «ластик», «пластилин», «мел», «палочки», «линейка», «клей».
Логопедическая игра «Собери первоклассника в школу»
Развита речевая активность.
Имеют представления о школе и школьных принадлежностях.
Освоен навык автоматизации и дифференциации сонорных звуков.
Используют полученные знания.
Свободно общаются со сверстниками и взрослыми.
Используют в речи
«школьные принадлежности», «краски», «фломастеры», «картон», «букварь», «пенал», «точилка», «ластик», «пластилин», «мел», «палочки», «линейка», «клей».
Логопед: Перед вами 4 портфеля. В синий портфель вам нужно положить предметы, в названиях которых есть звук Р. (краски, тетрадь, карандаши, фломастеры, ручка, картон).
-В зеленый портфель вам нужно положить предметы, в названиях которых есть звук Р’. (букварь).
-В красный портфель вам нужно положить предметы, в названиях которых есть звук Л, (пенал, точилка, ластик, пластилин, мел, палочки)
-А в коричневый портфель положите предметы, в названиях которых есть звук Л’. (линейка, альбом, клей).
Логопед: Молодцы. Вы справились с заданием.
-Только почему-то ножницы, кисть и книгу ни в один портфель не положили?
Дети выполняют задание, раскладывают школьные
принадлежности по четырем портфелям.
Отвечают на вопросы.
Активно взаимодействуют, участвуют в коллективных разговорах и совместной деятельности.
Обобщать представлений о школе и школьных принадлежностях.
Совершенствовать синтаксическую сторону речи, умение составлять сложноподчиненные предложения.
Формировать положительное отношение к школе.
Словесная игра «Составь предложение»
Развита речевая активность.
Имеют представления о школе и школьных принадлежностях.
Умеют составлять сложноподчиненные предложения с союзом «чтобы».
Логопед: Теперь возьмите любой предмет для школы и придумайте с ним предложение, для чего он нужен, используя в предложении союз ЧТОБЫ.
-Букварь нужен для того, чтобы учиться читать сказки, стихи, рассказы.
Дети выполняют задание. Составляют предложения с союзом ЧТОБЫ.
Совершенствовать фонематические представления, навыки звукобуквенного анализа слов.
Упражнять в подборе слова по схеме.
Звуковой анализ слова «КНИГА»
Развита речевая активность.
Освоен навык звукобуквенного анализа слов.
Имеют представления о слоге, звуке, букве, о гласных и согласных звуках, мягких и твёрдых, звонких и глухих звуках.
Умеют подбирать к схеме слова, различать «слог», «звук», «буква», различать гласный и согласный звук, мягкий и твёрдый, звонкий и глухой.
Логопед: Ребята, да это же наши звуковые символы!
-Сейчас мы вам покажем!
-Подберите к схеме слово из школьных принадлежностей.
-Выложите это слово из набора букв на магнитной доске.
-Какое слово у вас получилось?
-Разберите это слово с помощью звуковых символов.
-Сколько слогов в слове «КНИГА».
-Сколько звуков в слове «КНИГА»?
-Сколько гласных звуков в этом слове?
-Это какие? «И», «А»
-Сколько согласных звуков в слове?
-Это какие? Какой первый звук?
-«К»- это согласный, глухой, твердый.
-«Н»- это согласный, звонкий, мягкий.
-«Г»-это согласный, звонкий, твердый.
Базилио: Смотри, Алиса, золотые! Пошли в Харчевню!
Алиса: Что это ещё?
Дети выбирают из школьных принадлежностей на столе подходящее слово к схеме
Выполняют звукобуквенный анализ слова.
Заключительный
Составление пословицы
Развивать диалогическую речь.
Совершенствовать навык составления и чтения слов и предложений.
Формировать навыки самоконтроля за речью и самооценки.
Развивать умение вести диалог и высказывать свое мнение.
Развивать воображение, творческие способности.
Логопед: Так это же наши подсказки, нам их как раз и не хватало!
-Ребята, на подсказках написаны слова, давайте составим из них предложение и прочитаем его.
Логопед: Прочитайте, что у нас получилось? (пословица)
«КТО МНОГО ЧИТАЕТ – ТОТ МНОГО ЗНАЕТ»
-А что она означает?
-Какие пословицы о знаниях вы знаете?
Логопед: А теперь нам нужно произнести волшебные слова: РЕКС, ФЕКС, ПЕКС!
-Базилио, Алиса, помогите перевернуть карточки.
-На карточках со словами из пословицы, с другой стороны написаны буквы.
- Если перевернуть карточки, то получается слово.
-Ребята, прочитайте слово!
-Правильно. Это слово «сундук».
- Это значит, что золотой ключик находится….(в сундуке).
Логопед: Этот ключик
золотой
-Маленький, но не простой!
Он поможет всем друзьям
Дверь открыть к знаниям!
Итог занятия.
Логопед: Вот и закончилось наше путешествие в сказку.
-Буратино помогли, ключ мы ему нашли.
-Буратино хочет вас отблагодарить
-Что вам понравилось в нашем путешествии?
-Что вам было интересно?
-Что было самое трудное?
-Какие слова сегодня составляли?
Базилио: Ой, тут ещё один предмет.
Обращается к Алисе:
-Он тебе знакомый?
Алиса: Нет! Ты на зуб его попробуй!
Базилио: Фу! Невкусный, несъедобный!
-Тут ещё такая есть!
-Столько точно мне не съесть!
Алиса: Прочитать бы буквы надо,
-Может это схема клада?
Базилио: Нам всё равно не прочитать,
-А может детям это дать.
Дети переворачивают карточки-подсказки и читают предложение (пословицу)
«КТО МНОГО ЧИТАЕТ – ТОТ МНОГО ЗНАЕТ»
Объясняют, что она означает.
Дети называют пословицы о знаниях.
Переворачивают карточки с пословицей и читают слово «сундук».
Дети замечают сундук и открывают его, достают ключик.
Активно взаимодействуют. Отвечают на вопросы.
Буратино благодарит детей.
Рассказывают, что интересного они увидели, кого видели, что понравилось, порадовало, что было самое трудное, какие слова сегодня составляли.
Развита речевая активность.
Умеют вести диалог.
Свободно общаются со сверстниками и взрослыми.
Умеют импровизировать, создают выразительные образы сказочных героев.
Развито воображение, творческие способности.
Освоен навык составления предложения (пословицы).
Знают пословицы о знаниях.