Конспект НОД «Поможем лесным жителям». | Хитревская Татьяна Васильевна. Работа №290451
Автор: Хитревская Татьяна Васильевна
Конспект непосредственной образовательной деятельности
«Поможем лесным жителям».
Образовательная область: «Речевое развитие»
Цель: обучение составлению описательных рассказов.
Программные задачи:
Образовательные: учить составлять рассказ с опорой на мнемотаблицу, уточнить знания о признаках весны: тает снег, появляются лужи, просыпаются звери от зимней спячки, прилетают птицы, называть отличительные признаки диких животных, закреплять умение составлять рассказ связно, в логической последовательности, активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить сказку, например: жили – были, однажды, это было зимой;
Развивающие: продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно – логическое мышление; умение соотносить знаковые символы с образами.
Воспитательные:продолжать воспитывать любовь к сказкам, к природе; пробуждать эмоциональную отзывчивость детей
Демонстрационный материал: мнемотаблицы «Волк», «Заяц»; игрушка – ворона, запись музыки «В гостях у сказки»
Раздаточный материал: готовая аппликация «Рукавичка» (по количеству детей)
Ход совместной образовательной деятельности.
Введение в игровую ситуацию.
Дети сидят полукругом на ковре. У воспитателя на руке кукла – ворона.
Воспитатель. Ребятки, к нам пришла наша добрая знакомая ворона Каркуша. Давайте поздороваемся!
Дети.
Восп. : Здравствуй, Каркуша! Мы очень рады тебя видеть у нас в гостях.
Каркуша: Здравствуйте, ребята! Я давно не была у вас, очень соскучилась, наверное, много новостей накопилось за это время, вы узнали много нового и интересного. Новые сказки знаете?. (Да)
Давайте сделаем так: я вам загадки новые загадки, а вы мне сказку расскажете. Договорились?
Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает.
Когда это бывает?
Дети.
Каркуша. А что еще бывает только весной, вы знаете?
Ответы детей.
Фронтальная беседа.
Организовать беседу о признаках весны. Поощрять правильные ответы, задавать наводящие вопросы, если возникнут затруднения.
Каркуша. Какие вы молодцы: загадку мою отгадали, про весну мне рассказали, теперь очень хочется сказку послушать. Какую сказку вы мне расскажете?
Воспитатель. Ты, Каркуша, посиди, да послушай, ребята расскажут тебе сказку «Рукавичка», но мы не только сказку тебе расскажем, но и про героев этой сказки.
Давайте вспомним, ребята, кто жил в домике – рукавичке?
Ответы детей. Фронтальная беседа.
Воспитатель. Кто хочет рассказать Каркуше про зайчика все, что мы о нем знаем? Для того, чтобы рассказ получился интересным, и мы не пропустили что- то важное, нам поможет вот эта табличка.
Работа с мнемотаблицами
Воспитатель показывает мнемотаблицу «Заяц»
Алгоритм рассказа по таблице.
1. Заяц живет в лесу. Это дикое животное.
2. Его дом под кустиком.
3. Зимой заяц носит белую шубку, а летом - серую.
4. У него длинные уши, короткий хвост.
5. У зайца четыре лапы.
6. Своих детенышей зайчиха выкармливает молоком.
7. Когда заяц подрастет, он питается корой молодых деревьев, капусткой, морковкой.
8. В лесу у зайца много врагов, он сам может стать едой для лисы или волка.
9. Детеныша зайца называют - зайчик, зайчонок; мама- зайчиха, папа- заяц.
Рассказ ребенка по таблице)
Каркуша. Как много я узнала про зайчика. Интересно, кто же живет еще в этой сказке, про кого вы мне еще можете рассказать?
Воспитатель. Ребята, давайте расскажем Каркуше про волка, мы ведь много про него нового узнали, Каркуше будет тоже интересно.
Мнемотаблица «Волк».
Алгоритм рассказа по таблице
1. Волк живет в лесу. Он дикое животное.
2. У него есть нора. Может быть естественное углубление, его называют волчье логово.
3. Тело волка покрыто густой серой шерстью.
4. У него четыре лапы.
5. Волк питается мясом. Он - хищник.
6. У него крепкие сильные зубы.
7. Своих детенышей волк выкармливает молоком. Детеныши у волка появляются в конце зимы.
8. Детеныша волка называют – волчонок, мама - волчиха, папа - волк.
9. Волка называют санитаром леса, за то, что в первую очередь он уничтожает больных птиц, животных, чтобы болезнь, или зараза не распространилась по всему лесу.
Воспитатель. Ребята, как вы думаете волк, лиса, заяц, кабан, медведь - это какие животные? Как их можно назвать?
Дети. Дикие, потому что они живут в лесу, сами добывают себе еду.
Воспитатель. Каркуша, наши ребята тебе не только расскажут, кто живет в лесу и в сказке «Рукавичка», но и покажут.
Дети, кто первым нашел рукавичку в лесу? Покажите, а мы с Каркушей попробуем отгадать.
Динамическая пауза
(Включается запись музыки «В гостях у сказки».
Дети изображают всех персонажей сказки, воспитатель следит за действиями детей и отмечает вместе с Каркушей особенно выразительные образы.
Воспитатель. Пришло время для сказки. Ребята, а какими словами можно начать сказку?
Дети. Жили – были, однажды, это было зимой.
Воспитатель. А закончить?
Дети. Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец; или: вам сказа, а мне крынка масла.
Воспитатель. А сейчас слушай, Каркуша, нашу сказку.
(Дети рассказывают сказку «Рукавичка»)
Итог
Каркуша. Ребята, какая хорошая сказка, мне очень понравилась, только очень жалко, что звери остались без домика – рукавички.
Воспитатель. Нам тоже очень жалко зверей. Давайте подарим, ребята, им наши красивые рукавички. Тогда у каждого будет свой домик – рукавичка.
(Дети выбирают рукавички, разложенные на столе, и дарят Каркуше.)
Каркуша. Спасибо, ребята, рукавички очень красивые. Я скорее полечу в лес, отдам их зверям. Расскажу им обо всем, что вы мне рассказали. Сейчас мне пора, но я очень хочу, увидится с вами снова, чтобы узнать остальных зверей.
Воспитатель. Ребята, давайте попрощаемся с Каркушей и пригласим ее снова к нам в гости.
Вопросы для детей.
Вам понравилсь помагать Каркуше?
Что вам больше всего понравилось?
Что ты расскажешь дома о нашей встрече с Каркушей.
Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе «Поможем лесным жителям».
Образовательная область: «Речевое развитие»
Цель: обучение составлению описательных рассказов.
Программные задачи:
Образовательные: учить составлять рассказ с опорой на мнемотаблицу, уточнить знания о признаках весны: тает снег, появляются лужи, просыпаются звери от зимней спячки, прилетают птицы, называть отличительные признаки диких животных, закреплять умение составлять рассказ связно, в логической последовательности, активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить сказку, например: жили – были, однажды, это было зимой;
Развивающие: продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно – логическое мышление; умение соотносить знаковые символы с образами.
Воспитательные:продолжать воспитывать любовь к сказкам, к природе; пробуждать эмоциональную отзывчивость детей
Демонстрационный материал: мнемотаблицы «Волк», «Заяц»; игрушка – ворона, запись музыки «В гостях у сказки»
Раздаточный материал: готовая аппликация «Рукавичка» (по количеству детей)
Ход совместной образовательной деятельности.
Введение в игровую ситуацию.
Дети сидят полукругом на ковре. У воспитателя на руке кукла – ворона.
Воспитатель. Ребятки, к нам пришла наша добрая знакомая ворона Каркуша. Давайте поздороваемся!
Дети.
Восп. : Здравствуй, Каркуша! Мы очень рады тебя видеть у нас в гостях.
Каркуша: Здравствуйте, ребята! Я давно не была у вас, очень соскучилась, наверное, много новостей накопилось за это время, вы узнали много нового и интересного. Новые сказки знаете?. (Да)
Давайте сделаем так: я вам загадки новые загадки, а вы мне сказку расскажете. Договорились?
Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает.
Когда это бывает?
Дети.
Каркуша. А что еще бывает только весной, вы знаете?
Ответы детей.
Фронтальная беседа.
Организовать беседу о признаках весны. Поощрять правильные ответы, задавать наводящие вопросы, если возникнут затруднения.
Каркуша. Какие вы молодцы: загадку мою отгадали, про весну мне рассказали, теперь очень хочется сказку послушать. Какую сказку вы мне расскажете?
Воспитатель. Ты, Каркуша, посиди, да послушай, ребята расскажут тебе сказку «Рукавичка», но мы не только сказку тебе расскажем, но и про героев этой сказки.
Давайте вспомним, ребята, кто жил в домике – рукавичке?
Ответы детей. Фронтальная беседа.
Воспитатель. Кто хочет рассказать Каркуше про зайчика все, что мы о нем знаем? Для того, чтобы рассказ получился интересным, и мы не пропустили что- то важное, нам поможет вот эта табличка.
Работа с мнемотаблицами
Воспитатель показывает мнемотаблицу «Заяц»
Алгоритм рассказа по таблице.
1. Заяц живет в лесу. Это дикое животное.
2. Его дом под кустиком.
3. Зимой заяц носит белую шубку, а летом - серую.
4. У него длинные уши, короткий хвост.
5. У зайца четыре лапы.
6. Своих детенышей зайчиха выкармливает молоком.
7. Когда заяц подрастет, он питается корой молодых деревьев, капусткой, морковкой.
8. В лесу у зайца много врагов, он сам может стать едой для лисы или волка.
9. Детеныша зайца называют - зайчик, зайчонок; мама- зайчиха, папа- заяц.
Рассказ ребенка по таблице)
Каркуша. Как много я узнала про зайчика. Интересно, кто же живет еще в этой сказке, про кого вы мне еще можете рассказать?
Воспитатель. Ребята, давайте расскажем Каркуше про волка, мы ведь много про него нового узнали, Каркуше будет тоже интересно.
Мнемотаблица «Волк».
Алгоритм рассказа по таблице
1. Волк живет в лесу. Он дикое животное.
2. У него есть нора. Может быть естественное углубление, его называют волчье логово.
3. Тело волка покрыто густой серой шерстью.
4. У него четыре лапы.
5. Волк питается мясом. Он - хищник.
6. У него крепкие сильные зубы.
7. Своих детенышей волк выкармливает молоком. Детеныши у волка появляются в конце зимы.
8. Детеныша волка называют – волчонок, мама - волчиха, папа - волк.
9. Волка называют санитаром леса, за то, что в первую очередь он уничтожает больных птиц, животных, чтобы болезнь, или зараза не распространилась по всему лесу.
Воспитатель. Ребята, как вы думаете волк, лиса, заяц, кабан, медведь - это какие животные? Как их можно назвать?
Дети. Дикие, потому что они живут в лесу, сами добывают себе еду.
Воспитатель. Каркуша, наши ребята тебе не только расскажут, кто живет в лесу и в сказке «Рукавичка», но и покажут.
Дети, кто первым нашел рукавичку в лесу? Покажите, а мы с Каркушей попробуем отгадать.
Динамическая пауза
(Включается запись музыки «В гостях у сказки».
Дети изображают всех персонажей сказки, воспитатель следит за действиями детей и отмечает вместе с Каркушей особенно выразительные образы.
Воспитатель. Пришло время для сказки. Ребята, а какими словами можно начать сказку?
Дети. Жили – были, однажды, это было зимой.
Воспитатель. А закончить?
Дети. Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец; или: вам сказа, а мне крынка масла.
Воспитатель. А сейчас слушай, Каркуша, нашу сказку.
(Дети рассказывают сказку «Рукавичка»)
Итог
Каркуша. Ребята, какая хорошая сказка, мне очень понравилась, только очень жалко, что звери остались без домика – рукавички.
Воспитатель. Нам тоже очень жалко зверей. Давайте подарим, ребята, им наши красивые рукавички. Тогда у каждого будет свой домик – рукавичка.
(Дети выбирают рукавички, разложенные на столе, и дарят Каркуше.)
Каркуша. Спасибо, ребята, рукавички очень красивые. Я скорее полечу в лес, отдам их зверям. Расскажу им обо всем, что вы мне рассказали. Сейчас мне пора, но я очень хочу, увидится с вами снова, чтобы узнать остальных зверей.
Воспитатель. Ребята, давайте попрощаемся с Каркушей и пригласим ее снова к нам в гости.
Вопросы для детей.
Вам понравилсь помагать Каркуше?
Что вам больше всего понравилось?
Что ты расскажешь дома о нашей встрече с Каркушей.