Конспект НОД Тема: «Дикие животные зимой». | Носова Ольга Владимировна. Работа №305255
Конспект непосредственной организованной деятельности. Образовательная область «Познавательное развитие». Тема: «Дикие животные зимой».
Цель: выяснить вместе с детьми условия жизни диких животных в природе зимой.
Задачи.
Образовательные:
- обогащать представления детей о сезонных изменениях в природе.
- расширять представления детей о жизни диких животных в лесу зимой;
- формировать умение выделять и охарактеризовать особенности внешнего облика животных, образа их жизни, устанавливать связь между особенностями внешнего вида, поведения диких животных в условиях зимнего сезона;
- конкретизировать и углублять знания детей о жизни обитателей зимнего леса;
Развивающие:
- развивать активную речь детей;
- развивать зрительное внимание, память;
- совершенствовать словарно-логическое мышление;
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты, любовь к животным, стремление помочь им в трудных условиях;
- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Материалы и оборудование: мяч для игры «Кто, где живёт?»; снежок; презентация на тему «Животные зимой»; сюжетные картины с изображением животных – заяц, лиса, лось, белка; силуэтные картинки - хвосты животных для дидактической игры «Угадай, чей хвост».
Методы и приемы:
Наглядные: моделирование игровой ситуации «Путешествие в лес» с целью постановки проблем и создания мотивации, поиска ответов на вопросы.
Словесные: вопросы, речевые упражнения (физкультминутка), рассказ, художественное слово (загадки, стихотворения о животных), беседа.
Практические: дидактические игры «Кто, где живёт?», «Угадай, чей хвост», «О ком я говорю?»,»Угадай четвертого лишнего».
Конспект непосредственной организованной деятельности.
Образовательная область «Познавательное развитие». Ознакомление с природой. Подготовительная к школе группа.
Тема: «Дикие животные зимой».
Цель: выяснить вместе с детьми условия жизни диких животных в природе зимой.
Задачи.
Образовательные:
- обогащать представления детей о сезонных изменениях в природе.
- расширять представления детей о жизни диких животных в лесу зимой;
- формировать умение выделять и охарактеризовать особенности внешнего облика животных, образа их жизни, устанавливать связь между особенностями внешнего вида, поведения диких животных в условиях зимнего сезона;
- конкретизировать и углублять знания детей о жизни обитателей зимнего леса;
Развивающие:
- развивать активную речь детей;
- развивать зрительное внимание, память;
- совершенствовать словарно-логическое мышление;
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты, любовь к животным, стремление помочь им в трудных условиях;
- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Материалы и оборудование: мяч для игры «Кто, где живёт?»; проектор, экран, презентация на тему «Животные зимой»; сюжетные картины с изображением животных – заяц, лиса, лось, белка; силуэтные картинки - хвосты животных для дидактической игры «Угадай, чей хвост».
Методы и приемы:
Наглядные: моделирование игровой ситуации «Путешествие в лес» с целью постановки проблем и создания мотивации, поиска ответов на вопросы.
Словесные: вопросы, речевые упражнения (физкультминутка), рассказ, художественное слово (загадки, стихотворения о животных), беседа.
Практические: дидактические игры «Кто, где живёт?», «Угадай, чей хвост», «О ком я говорю?».
Ход НОД
I. Постановка проблемы. Воспитатель: Дети, сейчас я загадаю загадку, слушайте внимательно.
Наступили холода,
Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь,
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает:
Когда это бывает? (зимой)
-Назовите, пожалуйста, зимние месяцы. (Декабрь, январь, февраль).
Игра «Назови ласково»
- Хоть зима всё заморозила и замела, но мы любим её и ласково называем как? (Зимушка).
1. Мороз – (морозец).
2. Лёд – (ледок).
1. Холод – (холодок).
2. Метель – (метелица).
- Скажите, какие изменения с приходом зимы происходят в растительном мире? В мире насекомых? В мире птиц? В мире животных? На какие две группы делятся животные? (Домашние и дикие). - Какие животные относятся к домашним? Кто заботится о них? Как? (Ответы детей).- А кто же беспокоится о диких животных? (Они сами).
- Вы догадались, о ком пойдёт речь сегодня на занятии? Обобщить ответы детей: «Да, сегодня мы поговорим о том, как живётся диким животным зимой».
II. Организационно-поисковый этап.
- Предлагаю отправиться в зимний лес. (Обращаю внимание на презентацию –изображение зимнего леса). Представьте, что мы в лесу. Сейчас мы с вами узнаем о жизни диких животных в лесу в зимнее время.
- Послушайте загадку, о ком она:
1-й ребёнок:
«Быстрый, маленький зверёк,
по деревьям скок да скок?» (Белка).
Показ иллюстрации.
- А какого цвета у белочки шубка? А знаете ли вы, что происходит с шёрсткой белки зимой? (Ответы детей). Белка меняет цвет своей шубки. Летом она рыженькая, а зимой серая, как вы думаете, почему?
(Чтобы быть зимой незаметной, её шубка серого цвета похожа на цвет коры деревьев, и она становится неприметной среди веток).
-Хвост у белки пушистый. Он служит белочке рулём, ведь она прыгает с ветки на ветку, а хвост ей в этом помогает.
- Чем белочка питается зимой? (Тем, что она запасла летом и осенью: ягоды, грибы, жёлуди, орехи.)
- Где белки живут?
- В дупле у белки сухо, тепло, все дырочки она законопатила мхом. Белочка – очень хорошая хозяйка, аккуратная и запасливая. Недаром её в народе называют «хлопотуньей». Когда сильный мороз, белка забирается в дупло, сворачивается клубочком и закрывает хвостом носик.
- Как белка спасается от врагов? (Она быстро передвигается по деревьям, прыгает с дерева на дерево, питается на стволах деревьев).
- Но бывает так, что зима долгая, у белочки запасы заканчиваются, и тогда она приходит за помощью к людям. Ребята, как вы думаете, кто заботится в лесу о животных? (Лесники).
- Отгадайте, кто же это: 2-й ребёнок:
«Летом - серый, а зимой - белый?» (Заяц).
(Показ иллюстрации)
- А почему зайчик меняет шубку? (Ответы детей).
- Вот как рассказывает о себе заяц:
«К зиме , ребята, побелел, шубку новую надел
Под кусточком присяду, спрячусь под сосной,
Не увидит, не узнает, зверь меня лесной.
И хотя я не трус, но всего-всего боюсь».
-Дети, как вы думаете, что помогает зайцу заметить опасность? (Его большие чуткие уши). Короткий хвостик не мешает ему быстро бегать. Задние ноги длинные и сильные, ими заяц отталкивается от земли и делает большие прыжки. заяц быстро бегает, петляет, запутывает свои следы. Но уж если его настигает враг, заяц будет защищаться, отбиваться лапами, кусаться, а зубы у зайца очень острые.
- Чем заяц питается зимой? (Корой деревьев, замёрзшей ягодой) . А где заяц живёт? Норки у него нет, спит в снежной ямке. Бывает такое, что зайчику совсем нечего есть и он приходит поближе к людям. Чем могут помочь зверьку люди? (Подкормить морковью, капустой, сеном).
-А, отгадайте, кто это?
3-й ребёнок:
«Рыжая, с пушистым хвостом,
живёт в лесу и под кустом». (Лиса).
(Показ иллюстрации)
Лисица - животное очень осторожное и хитрое, живёт лисица в глубокой норе , которая имеет два выхода- в случае опасности. Может занять и чужую нору. - Меняет ли окраску лиса? (Нет, но мех лисы становится гуще и теплее, как и у всех зверей).
Воспитатель: Ребята, а почему так говорят? «Рыжая хозяйка по лесу прошла,
стёжки-дорожки хвостом подмела».
- Как вы думаете, зачем лисе такой пушистый хвост? (Заметает следы. Кончик хвоста у лисицы белый, чтобы в темноте лисята не потеряли мать, когда бегут за ней). Лисица – проворный и осторожный зверёк.- Как вы думаете, кого лиса под снегом вынюхивает? Зимой жизнь в лесу замирает и главным лисьим кормом становятся мыши-полёвки. Лисица мышкует – это значит, охотится на мышей. Бродит она по полю и прислушивается, где пищат мыши в своих норках под снегом , а как услышит, спасайтесь, мыши, у лисицы зубы острые. Что помогает лисе выискивать добычу?(хороший слух и нюх)
Физкультминутка
4. Физкультминутка
Вот студеною зимой. Дети машут руками
Ветер дует ледяной
И вздымает снега тучу. Дети выполняют круговые
Он суровый и могучий. Движения руками.
Зайцы прячутся в кустах. Дети садятся в глубокий присед
Даже хитрая лиса на несколько секунд,
Притаилась и сидит, потом встают.
Ну а снег летит, летит. Дети машут руками.
Но утихла злая вьюга,
Солнце светит в небесах. Потягивания — руки в стороны.
Скачет по полю лиса. Прыжки.
Ну а мы чуть-чуть пройдемся Ходьба.
И домой к себе вернемся. Дети садятся за столы.
- Отгадайте ещё одну загадку.
5-й ребёнок:
«Он живет лишь только в стае,
как собака, но не лает,
и зубами: щёлк да щёлк.
Кто же это, дети.....?»
(Показ иллюстрации)
- Что согревает волка зимой? (Тёплая, густая шерсть). Меняет ли волк цвет шерсти на зиму? (Она остаётся серебристо- серой).
- На кого охотятся волки? (На крупных животных - оленей, лосей).Вы знаете, ребята, волки – это санитары леса. А почему их так называют? (Дело в том, что когда волки охотятся, то в основном выбирают себе в жертву самого слабого и больного животного, тем самым избавляют природу от заражённых болезнями животных).
- Как вы думаете, что помогает охотиться волкам? Длинные, сильные ноги, они долго могут бежать за добычей. Недаром говорят, что волка ноги кормят. Волки охотятся стаей, они окружают добычу и нападают на неё. Спят волки на снегу, укрывая нос и лапы своим пышным хвостом. В волчьей стае всегда есть вожак – это самый сильный, умный и опытный волк .Волки с помощью голоса могут передавать другим волкам сообщения об опасности или о появлении зверя во время охоты. Они могут лаять, тявкать, выть.
Загадка
6-й ребёнок: «Он хозяин леса строгий,
а поспать любит в берлоге,
страшно может он реветь,
кто скажите он?»
(Показ иллюстрации)
Припасов медведь на зиму не делает, потому что он всю зиму спит в берлоге. Осенью и летом медведь ест досыта, чтобы накопился жир. А зимой у медведя одна забота - крепко спать и весны ждать.
Загадка
7-й ребёнок:
«Чуть копытами касаясь,
ходит по лесу красавец, Ходит смело и легко,
рога раскинув широко».(Лось).
(Показ иллюстрации)
Лось - большое животное, высокое, имеет длинные ноги, сильные копыта, рога. Лоси умеют быстро бегать по глубокому снегу. Защищаются копытами и рогами.
- А чем же питаются лоси в зимнее время? (Ветками деревьев, корой).Но после сильного снегопада трудно кормиться животным. Кустарники и низкие деревья оказываются под снегом и лоси не могут достать их. И тут приходят на помощь животным люди - лесники. Как они помогают? Делают специальные кормушки и раскладывают сено, берёзовые веники.
- Вы узнали много нового и интересного, а сейчас мы немного поиграем.
(Дети встают в круг на ковре).
Дидактическая игра «О ком я говорю?».
Цель: учить детей подмечать характерные признаки животных, узнавать их по описанию. Развивать речь, воображение.
Трусливый, длинноухий, серый или белый. (Заяц).
Бурый, косолапый, голодный. неуклюжий. (Медведь).
Серый, злой, голодный. (Волк).
Хитрая, рыжая, ловкая. (Лиса).
Пушистая, прыгучая, рыжая. (Белка).
Игра «Кто, где живет?» (с мячом)
У зайчат дом……. Под кустом
У лисят дом……..Нора под пеньком.
У волчат дом…….Логово.
У медвежат дом…..Берлога.
У бельчат дом…….Дупло.
У ежат дом…….Гнездо в норке.
У лосят дом….. В рыхлом снегу.
Игра «Найди лишнее слово».
- Послушайте и найдите лишнее слово. (Дети находят лишнее слово и объясняют свой выбор).
Лиса, лисий, лесной, лисонька.
Заяц, медведь, лошадь, лось
Снегирь, синица, свиристель, суслик
- Теперь поиграем с моим снежком. И я посмотрю, как вы знаете зимние явления.
Упражнение «Назови действие» (со снежком)
Зимой метель
(метёт)
Из снеговой тучи снежинки
(падают, летят, кружатся)
.
В лесу зимой голодный волк
(воет)
На зиму медведь в берлоге
(засыпает)
Мороз щёки и нос
(щиплет)
Зимой вода в реке
(замерзает)
Зимой снег всё вокруг
(накрывает)
Деревья зимой
(спят)
Под снегом травка зимой
(греется)
Зимой насекомые
(прячутся)
-Молодцы! Хорошо знаете зимние явления.
Дети подходят к столам
Дидактическая игра «Чей это хвост».
Цель: учить детей узнавать животных по форме и окрасу хвоста, развивать память, образное мышление.
Предлагаю детям встать вокруг стола, на котором разложены картинки изображениями вниз. Каждый ребёнок берёт картинку с изображением хвоста (волчьего, лисьего, заячьего и т.д.) и животного. Хвосты и изображения животных могут повторяться.
В.: - Однажды утром лесные звери проснулись и видят, что у всех хвосты перепутаны: у зайца – хвост волка, у волка - хвост лисы, у лисы – хвост медведя. Загрустили звери, как же быть? Разве подходит зайцу хвост волка? Помогите зверям найти свои хвосты.
- Это кто? ( Медведь). У медведя, какой хвост? (Медвежий хвост - маленький, короткий, округлый). А почему у медведя именно такой хвост, что было бы, если бы у него был хвост, как у лисицы? (Мысли, аргументы детей).
- Это кто? (Лиса). У лисы, какой хвост? (Ответы детей). Игра продолжается, пока не распределят все хвосты.
(Ответы детей с объяснением.)
III. Подведение итогов. Рефлексия.
- Ребята, посмотрите внимательно презентацию (автоматическая смена слайдов с музыкальным сопровождением, можно заменить презентацию видеофильмом о жизни диких животных).
- Итак, ребята, скажите, легко ли животным приходится зимой? Как мы, люди, должны относиться к животным? Если вы вдруг попали бы в зимний лес, как бы вы себя вели?
Дети: В лесу нельзя шуметь, чтобы не пугать зверей и птиц, не обижать животных, а по возможности помогать им, подкармливать.
Вывод:
- К окружающей нас природе мы должны относиться бережно, любить её, заботиться об обитателях природы нашей родины. Понравилось вам в зимнем лесу? Но нам пора возвращаться!