конспект НОД в подготовительной группе "Библиотека" | Бахматова Елена Викторовна. Работа №290305
Автор: Бахматова Елена Викторовна
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению
с окружающим миром по теме «Библиотека»
(подготовительная к школе группа)
Цель: Сформировать у детей представление о библиотеке.
Задачи:
1. Дать знание того, что такое библиотека.
2. Познакомить с историей создания библиотеки.
3. Познакомить с работой библиотекаря.
4.Воспитывать любовь и бережное отношение к книге.
Слово библиотека состоит из двух слов: «Библио» – книга, а «тека» - хранилище, то есть место, где хранятся книги. Это собрание книг, которые один человек или много людей собрали и хранят.
МБДОО Кизнерский детский сад №6 «Италмас»
Конспект непосредственной образовательной деятельности
Образовательная область: «Познание»
Тема: «Библиотека».
Группа: подготовительная
Подготовил: воспитатель Бахматова Е.В.
2021 г.
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению
с окружающим миром по теме «Библиотека»
(подготовительная к школе группа)
Цель: Сформировать у детей представление о библиотеке.
Задачи:
1. Дать знание того, что такое библиотека.
2. Познакомить с историей создания библиотеки.
3. Познакомить с работой библиотекаря.
4.Воспитывать любовь и бережное отношение к книге.
Ход занятия.
Организационный момент. Сегодня день у нас особый!
Я познакомлю вас, друзья,
С предметом, без которого
Прожить на свете нам нельзя!
Загадываю загадку.
Кто на свете всех умнее,
Кто всё может и умеет?
И в любой свободный час,
Кто всему научит нас? (Книга)
В: Правильно, ребята. Сегодня, когда я пришла в детский сад, внизу нашла вот эту книгу. Интересно, кто её хозяин? Беру книгу и обращаю внимание детей на внутренний кармашек на переплёте книги. Предлагаю ребятам отгадать, что это за кармашек. (варианты детей). Дети могут затрудниться ответить и тогда я читаю на формуляре: «Библиотека школы №1»
Так значит кто -то взял книгу в библиотеке и потерял её!
В: Без хорошей книги не обойтись. А где её взять? (варианты детей) Можно выбрать книгу дома, можно попросить у товарища, а можно пойти в библиотеку.
В: Ребята, давайте вспомним, что такое библиотека? Что означает это слово? (ответы детей).
В: Слово библиотека состоит из двух слов: «Библио» – книга, а «тека» - хранилище, то есть место, где хранятся книги. Это собрание книг, которые один человек или много людей собрали и хранят. Говорят : «Собрали с любовью, хранят с заботой».
Библиотеки появились на Руси очень давно, ещё при царе Иване Грозном. Его бабушка, греческая царевна Софья, оставила ему в наследство большую библиотеку греческих и латинских, книг: Иван Грозный не только сберёг её, но и приумножил.
Все книги библиотеки этого царя были рукописными. — Что означает это слово?
Если бы не старинные книги-летописи, мы бы никогда не узнали подробностей о давних временах. В старину словом «лето» называли год. Значит, «летописи» — это годовые записи.
В: Позже волею царя в Москве открыться Печатный двор. — Как вы думаете, что делали на Печатном дворе.
Первые книги печатал здесь мастер Иван Фёдоров.
В: Как вы думаете, как правильно назвать человека, который является «хранителем книг»? (библиотекарь). А как он их хранит? (ответы детей)
В: Да, это очень ответственная и кропотливая работа.
В: Зачем нужна библиотека? (предположения детей).
В: Правильно, потому что из книг мы узнаём много нового и интересного.
В: Вы знаете, библиотеки существуют уже очень давно. Даже когда не была изобретена бумага, а библиотеки уже были. Какие книги там хранились?
В: Сейчас существует и работает много библиотек.
В: Если они находятся в школе, они называются - школьные; а если для детей? - детские, если для взрослых - взрослые. Есть – районные библиотеки, для всего района. Есть библиотеки для людей определённых профессий, то есть научные.
В: У нас в России огромное количество библиотек. Но самая большая библиотека в Москве - Российская библиотека. Чтобы обойти все помещения этой библиотеки, понадобится много-много часов. Надо будет подниматься на лифтах, спускаться по лестницам, идти по длинным коридорам. И везде-бесконечные ряды полок с книгами. Чтобы нужные книги доставить в читальный зал, используют специальные поезда!
Эта библиотека такая большая потому, что попадают сюда все книги, журналы, газеты, напечатанные в нашей стране. Книги, газеты, журналы приходят сюда и из других стран. Здесь миллионы книг! Их там так много, что прочитать все просто невозможно. Даже, путешествие просто по этажам библиотеки займёт очень много времени.
В: Мы немного устали, давайте сделаем небольшую разминку.
Физкультминутка.
Мы на плечи руки ставим,
Начинаем их вращать.
Так осанку мы исправим.
Раз-два-три-четыре-пять! (Руки к плечам, вращение плечами вперёд и назад.)
Руки ставим перед грудью,
В стороны разводим.
Мы разминку делать будем
При любой погоде. (Руки перед грудью, рывки руками в стороны.)
Руку правую поднимем,
А другую вниз опустим.
Мы меняем их местами,
Плавно двигаем руками. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, плавным
движением одна рука опускается, а другая одновременно — поднимается.)
А теперь давайте вместе
Пошагаем все на месте. (Ходьба на месте.)
В: А у вас дома есть книги?
В: Вы знаете, что у вас дома тоже есть библиотека? Как вы думаете, почему и эта огромная библиотека и полка с книгами в вашем доме называются одним словом-библиотека? (варианты ответов детей). В самом начале беседы мы узнали, что такое библиотека. (собрание книг, сделанное одним человеком или несколькими людьми). Скажите, а у нас в группе есть библиотека? Конечно. Вот она. Книг в ней не мало, правда?
В: В библиотеках так много книг, что среди них трудно найти нужную. На помощь приходят указатели-каталоги. В длинных ящиках стоят карточки. На каждой - название книги и фамилия автора. А в углу знак - цифры буквы. По этому знаку библиотекарь сразу определяет, на какой полке и в каком месте находится книга.
В: Как узнать кто взял книгу из библиотеки?(дети отвечают). Обращаю внимание детей на информацию на карточке в кармашке книги, на ней указана фамилия, адрес и телефон, взявшего книгу.
В: В библиотеке можно узнать кто брал книгу, из формуляра, который есть у каждой книги, а в библиотеке на каждого читателя заводят читательскую книжку, где записывают книги и срок на который они выданы.
В: А как вы думаете, какое главное условие пользования книгами? - это возвращать их вовремя в библиотеку и обращаться с ними бережно.
В: Из вас кто-нибудь записан в библиотеке? Хорошо!
В: Кто знает, ребята, как называют людей, которые приходят в библиотеку? (читатели). Читатели библиотеки должны выполнять определённые правила. Как вы думаете какие? (Соблюдать тишину, бережно относиться к книгам, возвращать их вовремя в библиотеку). И, конечно, говорить вежливые слова.
В: С книгой, взятой из библиотеки, надо обращаться очень аккуратно. Почему?
Давайте вспомним, что нельзя делать с книгами:
-нельзя рисовать в книге;
-нельзя перегибать книгу;
-нельзя заворачивать страницы;
-нельзя брать книги грязными руками;
-нельзя мочить книги;
-нельзя вырывать страницы.
В: Некоторые книги из библиотеки можно брать домой, некоторые читать только там, в специальном месте, которое называется читальным залом. Как вы думаете, какие книги не дают на дом? (Наиболее ценные или старые книги). В читальном зале сидит много людей, все углубились в чтение. - Как надо вести себя в этом месте?
В: Давайте с вами поиграем в игру «Можно и нельзя». Я буду читать вам стихотворение, вы внимательно слушаете и хлопаете в ладоши и говорите «ДА» если это можно делать, топаете ногой, говорите «Нет», если вы считаете, что так нельзя поступать.
Книга-самый лучший друг,
Это знают все вокруг.
Книгу можно прочитать,
Руками грязными листать.
Если нравится картинка-
Рви её из серединки.
Книгу бережно держи,
В неё закладку положи.
Книгу в воду не бросай,
Береги и уважай!
В: Молодцы, ребята, а теперь подскажите мне, что нужно сделать с этой книгой? (отнести её в библиотеку) Правильно.
Итог:
- Чем вам запомнилась наша сегодняшняя беседа?
- Что нового или интересного вы сегодня узнали?
- Напомните мне, пожалуйста, что же такое библиотека? (в ней хранят книги)
- Какие бывают библиотеки? (детские, школьные, взрослые, научные).
- Кто мне скажет, что такое рукопись, летопись? ( руками писаная книга, годовые записи лето- год)
- Как нужно обращаться с книгами? (нельзя рисовать в книге, перегибать её, заворачивать страницы, нельзя брать её грязными руками, мочить книги, нельзя вырывать страницы).
- Как называются люди, которые приходят в библиотеку? (читатели).
- Кто из вас хочет записаться в детскую библиотеку и стать читателем?
Молодцы ребята, мне очень понравилось с вами беседовать. Обложки нарядных детских книг радуют маленьких читателей, прививая им любовь к ее величеству Книге. Ведь открывая книгу, мы с вами открываем мир. Вы скоро пойдёте в школу, научитесь читать, и обязательно запишитесь в библиотеку, чтобы книга стала для вас хорошим другом.