Конспект НОД занятия по развитию речи «Обучение рассказыванию по картине Мы для милой мамочки…» | Кочеткова Ольга Евгеньевна. Работа №353968
Образовательная область: Познание
Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, познание, музыкальное развитие.
Тема занятия: Обучение рассказыванию по картине «Мы для милой мамочки…»
Возрастная группа: Старшая
Цель: Помогать детям составлять рассказы по картинкам с последовательно развивающимся действием. Способствовать совершенствованию диалогической речи.
Задачи:
I. Обучающие задачи:
• продолжать учить детей составлять связный рассказ по серии сюжетных картинок;
• обогащение словаря, активизировать в речи детей названия различных предметов;
• совершенствование грамматического строя речи (согласование существительных с прилагательными);
• формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого.
II. Развивающие задачи:
• развивать зрительное восприятие, логическое мышление, внимание, воображение.
III. Воспитательные задачи:
• воспитывать у дошкольников чувство: любви, тепла и заботы, доброжелательности,
• формировать уважительное отношение к мамам.
Конспект НОД занятия по развитию речи «Обучение рассказыванию по картине Мы для милой мамочки…»
Образовательная область: Познание
Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, познание, музыкальное развитие.
Тема занятия: Обучение рассказыванию по картине «Мы для милой мамочки…»
Возрастная группа: Старшая
Цель: Помогать детям составлять рассказы по картинкам с последовательно развивающимся действием. Способствовать совершенствованию диалогической речи.
Задачи:
I. Обучающие задачи:
продолжать учить детей составлять связный рассказ по серии сюжетных картинок;
обогащение словаря, активизировать в речи детей названия различных предметов;
совершенствование грамматического строя речи (согласование существительных с прилагательными);
формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого.
II. Развивающие задачи:
развивать зрительное восприятие, логическое мышление, внимание, воображение.
III. Воспитательные задачи:
воспитывать у дошкольников чувство: любви, тепла и заботы, доброжелательности,
формировать уважительное отношение к мамам.
Коррекционные задачи:
продолжать тренировать навык самоконтроля за звукопроизношением;
автоматизировать поставленные звуки в речи.
Словарная работа: подбор ласкового эквивалента к словам со звуком [ч], разбор значения слова забота; подбор прилагательных к слову мама; формирование умение у детей строить сложные предложения предлагая закончить фразу.
Планируемые результаты занятия: Самостоятельно составлять связанный рассказ о событиях по набору картинок соблюдая последовательность, сочинять концовку. Умеют пользоваться интонацией, мимикой, жестами. Правильно произносят слова и словосочетания. Умеют работать в группе, слушать друг друга не перебивая.
Предварительная работа: разучивание песен и стихов о маме; проведение беседы на тему «мамочка всегда поможет, мамочка всегда со мной»; коллективная работа по изготовлению открыток мамам и бабушкам.
Оборудование: три картинки из серии «мы для милой мамочки», мольберт, аудиозапись «звуки весны», волшебная палочка, диск солнца и разноцветные лучики.
Ход занятия:
1. Организационно-мотивационный этап
1.1. Организационный момент.
Ребята, на нашем занятии мы будем учиться красиво и правильно говорить, и составлять рассказ по картинкам. А для того чтобы узнать, о чем будет рассказ, я предлагаю вам отгадать несколько загадок.
В тёплых солнечных сапожках,
С огонёчком на застёжках,
По снегам бежит мальчишка
- Снег пугает, шалунишка:
Только ступит - стаял снег,
Раскололся лёд у рек.
Охватил его азарт.
А мальчишка этот -… (Март).
Кто пришёл ко мне с утра?
Кто сказал «Вставать пора»?
Кашу кто успел сварить?
Чаю в чашку вам налить?
Дочке косы кто заплёл?
Целый дом один подмёл?
В детский сад вас кто привёл?
Кто ребячий любит смех?
Кто на свете лучше всех?
А вы догадались, о ком идёт речь? Правильно, о маме. Мама - самое прекрасное слово на свете. На всех языках оно звучит одинаково нежно. Мамина любовь согревает нас на всю жизнь. У мамы самое чуткое и верное сердце, в нём никогда не гаснет любовь.
А какой праздник мы отмечаем в марте?
Правильно, это праздник наших мам.
1.2. Словарная работа.
В марте мы отмечаем Международный женский день. В этот день мы вспоминаем о самых близких людях – наших мамах и бабушек, благодаря которым мы есть и живем. Какая у каждого из вас мама? Какие чувства вы испытываете к маме? Почему каждому человеку нужна мама? Какие добрые слова вы говорите своим мамам?
- Как ласково произнести слово мама (папа), чтобы в слове слышался звук [Ч].
- Ребята есть очень хорошее слово, забота - оно означает беспокойство, попечение о ком-либо или о чем-либо.
Сейчас мы с вами поиграем в игру. «Волшебная палочка». Передавая «Волшебную палочку» по кругу, дети рассказывают про своих мам.
Для игры воспитатель предлагает конструкты, которые вынуждают детей строить сложные предложения.
Например, «Я люблю свою маму, потому что…. Ребенок взявший «волшебную палочку» повторяет начало предложения и заканчивает его. Одно из условий игры, предложения не должны повторяться.
Воспитатель может предложить детям следующие фразы для начала предложения: «Мне с мамой всегда интересно, потому, что… (она рассказывает весёлые истории, читает мне на ночь интересные сказки, играет со мной и т.д.)».
2. Основной этап
2. 1. Рассматривание картины «Мы для милой мамочки» и беседа по ней.
Педагог в произвольном порядке кладет три картинки и сообщает детям, что сегодня им предстоит придумывать рассказы не по одной картине, а по трем, составлять «рассказы в картинках».
«Это трудное задание, – предупреждает педагог, – так как интересный и подробный рассказ нужно сначала составить по каждой картинке в отдельности, а потом по теме в целом. А еще эти картинки хитрые. Возьмут и перепутаются, как, например, сейчас. Их еще надо правильно выстроить. Готовы работать? Но сначала придумайте одно название ко всем трем картинкам. (Ответы детей.) Итак, уважаемые сыщики, ищем картинку номер один. Объясните свой выбор. Вы настаиваете, что дети не просто заняты своими делами, а готовят подарки маме. В связи с чем? С днем рождения? С праздником Восьмого марта? Или просто так, чтобы порадовать родного любимого человека? Подарки, сделанные своими руками, – самые дорогие!
Вы все заметили? Обо всем рассказали? А я хочу уточнить, кто старше: брат или сестра? И зачем детям радиоприемник?»
2.2. Рассказ по каждой картинке по отдельности
Педагог предлагает детям придумать название к рассмотренной картинке.
Далее ребята, дополняя ответ сверстника, который составляет рассказ по второй картинке, предлагают варианты названия к ней.
Третью картинку педагог придвигает ко второй, и дети рассказывают о том, что мама уже надела шарф, подаренный дочкой, повесила рисунок, выполненный сынишкой. Дошкольники замечают, что рисунком любуется не только мама, но и смешной лохматый песик.
Физкультминутка: «Весенняя капель» включить аудиозапись «звуки весны»
Солнце стало пригревать, (руки вверх, потянулись)
Стали капельки стучать. (кулачки стучат)
Капля – раз, капля – два, (руки поочерёдно вперёд, ладонью вверх)
Капли медленно сперва, (хлопают в ладошки)
А потом быстрей, быстрей
Побежали ручейки.
Их попробуй, догони! (бег на месте)
2.3. Составление рассказа по теме в целом
Теперь попытаемся составить рассказ по трем картинкам сразу, не пропустив ни одну из них.
Сначала воспитатель напоминает детям про план рассказа:
Посмотрите еще раз на картину и подумайте, как составите свой рассказ по ней. Сначала расскажите о том, кого вы видите на картинке, опишите их, расскажите где и для чего они собрались вместе, а затем чем занимаются, что помогает им в этом.
Воспитатель выбирает одного из детей умеющего хорошо рассказывать. Его рассказ может являться образцом для других детей. Затем воспитатель выслушивает рассказы других детей (5-7), сначала более сильных, а затем детей, которым трудно составить развернутый рассказ или выразить свои мысли (при необходимости помогает им).
3. Заключительный этап
3.1. Оценка и анализ детских монологов
Ребята мы с вами хорошо сегодня поработали: поиграли и составили много интересных рассказов. Скажите мне пожалуйста, а чей рассказ вам больше всего понравился? Почему?
Молодцы! Теперь я вижу, что вы много знаете и умеете.
3.2. Творческая составляющая
Но мне кажется вы можете ещё больше. Давайте попробуем придумать, что могло произойти с героями дальше?
Здорово у вас получается! Если вы и дальше будете так учиться, возможно кто-то из вас станет писателем и напишет много интересных книг, которые мы будем с удовольствием читать.
3.3. Рефлексия
Посмотрите, выглянуло солнышко (На доске прикреплён круг от солнышка). Пусть каждый из вас прикрепит лучик желтого или голубого цвета.
желтого цвета – мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации;
голубого цвета – занятие не интересное, не было никакой полезной информации.
Спасибо ребята. Наше занятие закончено. И я предлагаю вам поиграть в игру «Магазин». В магазине вы сможете приобрести и другие подарки для своих любимых мамочек.