Конспект образовательно – игровой ситуации с элементами формирования лексико- грамматических категорий в старшей логопедической группе Тема: «Одежда». | Людмила Николаевна Скопинцова. Работа №250721
Автор: Людмила Николаевна Скопинцова
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических представлений у детей с общим недоразвитием речи (3 уровня) на материале лексической темы "Одежда".
Конспект образовательно – игровой ситуации
с элементами формирования лексико- грамматических категорий
в старшей логопедической группе
Тема: «Одежда».
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
- учить детей различать предметы одежды по сезонам;
- формировать умение согласовывать числительные два, две с существительными.
Коррекционно – развивающие:
- упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами –ик, -чик, -ечк, -очк, -еньк, -оньк;
- упражнять в образовании сравнительной степени прилагательных;
- развивать умение узнавать предмет по описанию и самому составлять описательные загадки;
- развивать умение образовывать прилагательные от существительных.
Коррекционно – воспитательные:
- воспитывать аккуратность и бережное отношение к предметам своей одежды.
Оборудование: шляпа, предметные картинки с изображением одежды.
Ход:
Ребята, вы сможете угадать, что лежит в моей коробке? Об этом предмете есть загадка:
Ношу на голове поля,
Но это вовсе не земля. (Шляпа)
2. Это Большая Шляпа. Я хочу рассказать вам сказочную историю о ней. Хотите послушать? Но замечу, что Большой Шляпе пришлось решать сложные задачи. С некоторыми она справиться так и не смогла. Она просит помощи у вас. Как вы думаете, мы сможем ей помочь?
На своем пути ей приходилось решать сложные задачи. С некоторыми Большая Шляпа справиться так и не смогла… поэтому она просит помощи у вас. Поможем Большой Шляпе?
3. Однажды холодным осенним днем вышла Большая Шляпа на прогулку. А навстречу ей идут платье, шорты, футболка, куртка, пальто, шуба, плащ и дубленка. (Логопед выставляет на доску картинки). Смотрит Большая Шляпа и никак не может понять, почему платье, шорты и футболка ежатся от холода и не могут согреться, шубе и дубленке очень жарко и только пальто, плащ и куртка чувствуют себя прекрасно.
Ребята! Расскажите Большой Шляпе, почему так по-разному чувствовали себя предметы одежды.
Игра «Летняя, осеняя, зимняя». Дети отвечают на вопросы логопеда.
Логопед: Почему замерзли платье, шорты и футболка? (Потому что платье, шорты и футболку носят летом. Это летняя одежда.)
Почему было жарко шубе и дубленке? (Потому что шубу и дубленку носят зимой. Это зимняя одежда.)
А почему пальто, плащ и куртка чувствовали себя прекрасно? (Потому что куртка, плащ и пальто – это осенняя одежа. А Большая Шляпа гуляла осенью.)
Логопед: Смотрит Большая Шляпа и не верит своим глазам: вдруг всех предметов стало в два раза больше. (Логопед прибавляет к каждому предмету одежды еще по одному.) И теперь, чтобы поговорить с ними, Большой Шляпе пришлось использовать слова два и две. Но она очень часто ошибалась, говорила неправильно, и все над ней смеялись. Давайте объясним Большой Шляпе, как говорить правильно.
Игра «Два, две».
Логопед: О чем можно сказать два? (Два платья, два плаща, два пальто…)
О чем можно сказать две? (Две футболки, две куртки…)
А вот про шорты нужно сказать двое. Повторите за мной. (Двое шорт.)
Логопед: И все-таки Большой Шляпе удалось подружиться с одеждой. А все потому, что она называла их ласковыми словами.
Игра «Назови ласково». Платье – платьице, шорты - …, куртка - …, пальто - …, футболка - …, шуба - …, плащ - …, дубленка - … .
Потом Большая Шляпа и другую одежду рассмотрела, заметила сходство и различия.
Пиджак плотный, а куртка ещё ... Юбка короткая, а шорты ещё ....
Пальто тёплое, а шуба ещё .... Шапка маленькая, а берет ещё .... Платье лёгкое, а сарафан ещё ... . Костюм нарядный, а платье ещё ...
Кофта мягкая, а халат ещё ....
Логопед: Большой Шляпе стало интересно, из какого материала сделана одежда. Давайте расскажем ей, из чего делают одежду, какая она бывает.
Игра «Какой, какая, какое?» (Платье из ситца – ситцевое, из шелка – шелковое…и т.д.)
Большая Шляпа придумала загадку: «Нарядное, розовое, ситцевое» (Платье).
А вы сможете придумать свои загадки? (Дети придумывают загадки с опорой на картинки.)
Рефлексия.
Вот и закончилась история про Большую Шляпу. Как вы думаете, мы помогли Большой Шляпе? Чем помогли? А вам было трудно находить правильные ответы на трудные вопросы?