Конспект образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте с детьми средней группы «Звуки [з]–[ж]» | Маркова Ольга Александровна. Работа №353869
Цель: подготовка детей к обучению грамоте.
Программные задачи:
· Расширение и совершенствование представлений о звуках речи, понятии звук.
· Совершенствование и расширение представлений о словах.
· Развитие фонематического слуха, умения узнавать звуки [з], [ж], различать эти звуки в словах.
· Развитие умений выделять голосом заданный звук в слове.
· Развитие зрительного восприятия, внимания, ловкости, подвижности.
Оборудование и материалы: Конверт, картинки-символы (муха, жук), флажки синего цвета, развивающий фетровый коврик «Зоопарк».
Предварительная работа: Разучивание упражнений артикуляционной и дыхательной гимнастики на утренних индивидуальных занятиях с воспитателем.
Игры со звукоподражаниями на занятиях и в свободное время. Разучивание подвижного упражнения «Мухи и жуки» на прогулке.
Конспект образовательной деятельности
по подготовке к обучению грамоте с детьми средней группы «Звуки [з]–[ж]»
Цель: подготовка детей к обучению грамоте.
Программные задачи:
Расширение и совершенствование представлений о звуках речи, понятии звук.
Совершенствование и расширение представлений о словах.
Развитие фонематического слуха, умения узнавать звуки
[
з
]
,
[
ж
]
, различать эти звуки в словах.
Развитие умений выделять голосом заданный звук в слове
.
Развитие зрительного восприятия, внимания, ловкости, подвижности.
Оборудование и материалы: Конверт, картинки-символы (муха, жук), флажки синего цвета, развивающий фетровый коврик «Зоопарк».
Предварительная работа: Разучивание упражнений артикуляционной и дыхательной гимнастики на утренних индивидуальных занятиях с воспитателем.
Игры со звукоподражаниями на занятиях и в свободное время. Разучивание подвижного упражнения «Мухи и жуки» на прогулке.
Ход:
Мотивационно-ориентировочный этап
Воспитатель: Для начала встанем в круг. Сколько радости вокруг!
Мы все за руки возьмемся. И друг другу улыбнемся.
Мы готовы поиграть. Можно встречу начинать.
Ребята, сегодня, когда я пришла на работу, то увидела конверт, а кто его принес, я не знаю. Давайте вместе откроем и узнаем, что это за письмо и от кого оно (открывает конверт и читает письмо).
«Здравствуйте, ребята! Я – директор зоопарка. Из нашего зоопарка пропали животные, могите им вернуться обратно, пожалуйста. Только в нашем зоопарке живут животные в названии которых есть определенные звуки».
Поисковый этап
– Дети, поможем вернуться животным? Мы с вами говорили, что все слова состоят из звуков. Сейчас я прочитаю вам потешку. Послушайте внимательно и скажите, какие звуки чаще всего я произносила и выделяла голосом.
Жук от холода дрожал
И жужжалочку жужжал:
Жу-жу-жу! Жу-жу-жу!
Я на дереве сижу,
Я на дереве сижу
И от холода дрожу.
Пожалейте старика,
Просто доброго жука.
Вот и муха рядом села
И тихонько зазвенела:
З-з-з! З-з-з!
Позовите в гости
Забавного жука.
Дети: звуки [ж] и [з]
Воспитатель: в зоопарке живут животные в названии которых есть звук [з] или звук [ж].
Практический этап
Давайте пройдем на стульчики и вспомним эти звуки.
Воспитатель: Кого вы видите на первой картинке?
Дети: Муху.
Воспитатель: Как она голос подает?
Дети: З-з-з!
Воспитатель: Верно. Кого вы видите на второй картинке?
Дети: Жука.
Воспитатель: Как жужжит жук?
Дети: Ж-ж-ж!
Воспитатель: Одинаковый звук или разные звуки получаются у мухи и жука?
Дети: Разные.
Воспитатель: Давайте еще раз их произнесем.
Дети: З-з-з! Ж-ж-ж!
Воспитатель: Эти звуки очень похожи. Только когда вы произносите звук [з] вы улыбаетесь, язычок стоит мостиком за нижними зубами. А когда произносите звук [ж] губы вытягиваются, язычок поднят «чашечкой» за верхние зубы. Проверьте. Сначала произнесите [з], а потом [ж].
Поиграем! Ребята, перед вами лежит синий флажок. Сейчас я буду произносить слова, если вы услышите звук [ж], то поднимите синий флажок, если [з], то поставите флажок на стол (показ), (ежи, зайка, жаба, коза, зоопарк).
Воспитатель: Молодцы ребята, нам пора отправляться в зоопарк.
Игра «Зоопарк» (на стене фетровое панно «Зоопарк», рядом коробочка с фетровыми фигурками животных: жираф, заяц, змея, жаба, коза, стрекоза, жук, кузнечик, зайчонок, жеребенок, медвежонок, ежонок.
Воспитатель: В зоопарк можно привести животных если в слове есть звук [ж] или [з]. В одной части зоопарка живут животные в названии которых есть звук [ж], а другой части если в слове есть звук [з] (картинки-символы располагаются на верхней части панно).
Дети по очереди подходят, берут животное, называют его, выделяют протяжно звук в слове и помещают фигурку животного в Зоопарк.
Вот молодцы, ребята! Все животные на месте!
Давайте с вами поиграем!
Подвижная игра «Мухи и жуки»
Воспитатель приглашает детей в центр группового помещения и предлагает поиграть в подвижную игру. Предлагает взять каждому карточку-символ и присесть на «листочек». Напоминает мухи произносят звук з-з-з, а жуки – ж-ж-ж.
По команде воспитателя: полетели жуки зажжужали (дети жужжат), сели на листочки. Мухи полетели, зазвенели, сели на листочки. Жуки полетели, зажжужали, сели на листочки. А теперь мухи полетели, сели на листочки. А теперь жуки и мухи полетели и ко мне прилетели.
Рефлексивно-оценочный этап
Воспитатель: Дети, вы такие молодцы. Вы отлично занимались сегодня! Мне было интересно с вами играть. Вы справились со всеми заданиями. Какие звуки мы сегодня учились произносить и различать?
Куда мы помогли вернуться животным? Понравилось вам наше занятие?
Последующая работа
Продолжать играть с детьми «Назови слова на заданный звук».
Индивидуальная работа с детьми на дифференциацию звуков [з] и [ж].