Конспект образовательной деятельности по развитию лексико-грамматической стороны речи в старшей логопедической группе Тема: Семья | Матосьян Марина Анатольевна. Работа №250737
Автор: Матосьян Марина Анатольевна
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических представлений у детей с общим недоразвитием речи (3 уровня) на материале лексической темы "Семья".
Конспект непрерывной образовательной деятельности
по развитию лексико-грамматической стороны речи
в старшей логопедической группе
Тема: Семья
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- закреплять представления о семье, родственных отношениях в семье;
- закреплять умение рассказывать о своей семье.
Коррекционно-развивающие:
- упражнять детей в согласовании прилагательных и существительных;
- упражнять в образовании и употреблении прилагательных с суффиксом –ин;
- развивать понимание логико-грамматических конструкций;
- развивать речевое внимание, мышление, опосредованную память;
- совершенствовать пальчиковую моторику, общие речевые навыки;
- улучшить эмоционально-волевую сферу.
Коррекционно-воспитательная:
- углубить привязанность ребёнка к семье, любовь и заботу по отношению к членам семьи, доброжелательность.
Оборудование: сюжетная картинка «Семья», творческие работы детей «Фамильное дерево»; красные и синие сердечки по количеству детей, куклы: дед и баба, Федотка; опорные картинки.
Предварительная работа: выполнение творческих работ «Фамильное дерево»; чтение: Т. Бокова «Мама, папа, я»; разучивание пальчиковой гимнастики «Кто приехал?»
Ход образовательной деятельности
1. Организационный момент . Мотивирование к деятельности.
Логопед и дети наблюдают сценку, как «бабушка» и «дедушка» накрывают на стол и разговаривают о том, что ждут гостей.
Логопед (закрывая «бабушку» и «дедушку» ширмой): - Не будем им мешать, сядем на стульчики и подумаем, кого могут ждать бабушка и дедушка?
Дети приходят к выводу, что они ждут детей и внуков – членов семьи. Логопед: - А семья, маленькая или большая, – это самое дорогое и самое лучшее, что есть в жизни человека.
2. Игра «Кто живёт в семье?»
Дети показывают красное сердечко, если человек является членом семьи, и синее, если нет: мама, сосед, подруга, бабушка, сестра, продавец, внук, дворник, брат, одноклассник, дедушка, папа, водитель, внучка.
3. Развитие лексико-грамматических категорий. Работа с сюжетной картинкой «Семья»
Игра «Кем приходятся?» Пополнение словаря.
Мальчик для папы и мамы кто? Мальчик для дедушки и бабушки кто? Девочка для папы и мамы кто? Девочка для дедушки и бабушки кто? Папа для дедушки и бабушки кто? Мама для дедушки и бабушки кто? Мальчик для девочки в семье кто? Девочка для мальчика в семье кто?
Игра «Покажи, где…» Пополнение словаря.
Логопед: - Покажи, где мамина дочка, дочкина мама, мама дочки, дочка мамы; бабушкин сын, сын бабушки, бабушкин внук, бабушка внука, бабушкина внучка, бабушка внучки; дедушкина дочь, внучка дедушки, дочь дедушки, дедушкина внучка, дедушкин внук, дедушка внука, сестра мальчика, брат девочки.
Игра «Подбери признаки». Подбор прилагательных к существительным и согласование этих частей речи между собой.
Мама (какая?) – добрая, красивая, терпеливая, ласковая, нежная, умная, требовательная… Папа – строгий, умный, сильный… Бабушка – старенькая, добрая, отзывчивая, ласковая, доброжелательная, седая… Дедушка – старый, мудрый, седой… Сестра – весёлая, задорная, непоседливая, старшая, младшая, маленькая, большая… Брат – сильный, слабый, маленький, большой, старший, младший, подвижный…
4. Игровое упражнение «Пожелания дедушке и бабушке». Развитие опосредованной памяти.
Логопед (отодвигая ширму): - Давайте посмотрим, приехали ли дети и внуки к бабушке и дедушке. Дети видят, что дедушка и бабушка сидят грустные. Давайте мы придём к ним в гости и попробуем поднять им настроение! А для начала пожелаем им что-нибудь доброе и хорошее. У меня есть картинки-подсказки. Запоминайте: если я покажу солнце – вы пожелаете им тепло; дом – счастье; сердце – любовь; цветок – нежность; самовар – доброта; пирог – праздник; клоуна – радость. Дети выполняют упражнение.
5. Пальчиковая гимнастика «Кто приехал?»
/пальцы обеих рук складываются кончиками вместе/
Кто приехал? /большими пальцами/
Мы, мы, мы /4-мя пальцами, кроме больших/
Мама, мама, это ты? /большими пальцами/
Да, да, да /указательными пальцами/
Папа, папа, это ты? /большими пальцами/
Да, да, да /средними пальцами/
Братец, братец, это ты? /большими пальцами/
Да, да, да /безымянными пальцами/
Ах, сестричка, это ты? /большими пальцами/
Да, да, да /мизинцами
Вместе мы одна большая, дружная семья/ большими пальцами/
Да, да, да. /всеми пальцами/
6. Игра «Чей, чья, чьё, чьи?» Образование и употребление притяжательных прилагательных.
Рубашка чья? – дедушкина. Сапоги чьи? Сарафан чей? Кольцо чьё? И т. п.
7.Рассказы детей о своей семье по «Фамильным деревьям». Дедушка и бабушка слушают и задают вопросы.
8. Игровая ситуация «Федотка-сиротка».
Плачущий Федотка: Здравствуйте, ребята.
Логопед: Послушайте внимательно.
Бедный Федотка-сиротка,
Плачет несчастный Федотка:
Нет у него никого,
Кто пожалел бы его.
Только мама да папа, да тетушка…
Только дядя, да дедушка с бабушкой.
- Скажите, пожалуйста, сирота ли Федотка?
- Сирота – это кто?
- Есть ли у него папа, мама?
- Бабушка, дедушка?
- Кто еще есть у Федотки? Не плачь, Федотка, ты не сирота!
9. Итог занятия. Рефлексия.
Дети благодарят дедушку и бабушку; напоминают, что сегодня пятница (дети на работе, а внуки в детском саду и школе), а в субботу к ним обязательно приедут родные. Затем все танцуют, выполняя движения по тексту песни про дедушку и бабушку.
- Я вами очень довольна, вы сегодня сделали доброе дело. Какое?