Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 17.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Конспект образовательной деятельности по развитию лексико-грамматической стороны речи в старшей логопедической группе Тема: Семья | Матосьян Марина Анатольевна. Работа №250737

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Матосьян Марина Анатольевна
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических представлений у детей с общим недоразвитием речи (3 уровня) на материале лексической темы "Семья".

Конспект непрерывной образовательной деятельности

по развитию лексико-грамматической стороны речи

в старшей логопедической группе

Тема: Семья

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- закреплять представления о семье, родственных отношениях в семье;

- закреплять умение рассказывать о своей семье.

Коррекционно-развивающие:

- упражнять детей в согласовании прилагательных и существительных;

- упражнять в образовании и употреблении прилагательных с суффиксом ин;

- развивать понимание логико-грамматических конструкций;

- развивать речевое внимание, мышление, опосредованную память;

- совершенствовать пальчиковую моторику, общие речевые навыки;

- улучшить эмоционально-волевую сферу.

Коррекционно-воспитательная:

- углубить привязанность ребёнка к семье, любовь и заботу по отношению к членам семьи, доброжелательность.

Оборудование: сюжетная картинка «Семья», творческие работы детей «Фамильное дерево»; красные и синие сердечки по количеству детей, куклы: дед и баба, Федотка; опорные картинки.

Предварительная работа: выполнение творческих работ «Фамильное дерево»; чтение: Т. Бокова «Мама, папа, я»; разучивание пальчиковой гимнастики «Кто приехал?»

 

Ход образовательной деятельности

 

 

1. Организационный момент . Мотивирование к деятельности.

Логопед и дети наблюдают сценку, как «бабушка» и «дедушка» накрывают на стол и разговаривают о том, что ждут гостей.

Логопед (закрывая «бабушку» и «дедушку» ширмой): - Не будем им мешать, сядем на стульчики и подумаем, кого могут ждать бабушка и дедушка?

Дети приходят к выводу, что они ждут детей и внуков – членов семьи. Логопед: - А семья, маленькая или большая, – это самое дорогое и самое лучшее, что есть в жизни человека.

 

2. Игра «Кто живёт в семье?»

Дети показывают красное сердечко, если человек является членом семьи, и синее, если нет: мама, сосед, подруга, бабушка, сестра, продавец, внук, дворник, брат, одноклассник, дедушка, папа, водитель, внучка.

3. Развитие лексико-грамматических категорий. Работа с сюжетной картинкой «Семья»

Игра «Кем приходятся?» Пополнение словаря.

Мальчик для папы и мамы кто? Мальчик для дедушки и бабушки кто? Девочка для папы и мамы кто? Девочка для дедушки и бабушки кто? Папа для дедушки и бабушки кто? Мама для дедушки и бабушки кто? Мальчик для девочки в семье кто? Девочка для мальчика в семье кто?

Игра «Покажи, где…» Пополнение словаря.

Логопед: - Покажи, где мамина дочка, дочкина мама, мама дочки, дочка мамы; бабушкин сын, сын бабушки, бабушкин внук, бабушка внука, бабушкина внучка, бабушка внучки; дедушкина дочь, внучка дедушки, дочь дедушки, дедушкина внучка, дедушкин внук, дедушка внука, сестра мальчика, брат девочки.

Игра «Подбери признаки». Подбор прилагательных к существительным и согласование этих частей речи между собой.

Мама (какая?) – добрая, красивая, терпеливая, ласковая, нежная, умная, требовательная… Папа – строгий, умный, сильный… Бабушка – старенькая, добрая, отзывчивая, ласковая, доброжелательная, седая… Дедушка – старый, мудрый, седой… Сестра – весёлая, задорная, непоседливая, старшая, младшая, маленькая, большая… Брат – сильный, слабый, маленький, большой, старший, младший, подвижный…

4. Игровое упражнение «Пожелания дедушке и бабушке». Развитие опосредованной памяти.

Логопед (отодвигая ширму): - Давайте посмотрим, приехали ли дети и внуки к бабушке и дедушке. Дети видят, что дедушка и бабушка сидят грустные. Давайте мы придём к ним в гости и попробуем поднять им настроение! А для начала пожелаем им что-нибудь доброе и хорошее. У меня есть картинки-подсказки. Запоминайте: если я покажу солнце – вы пожелаете им тепло; дом – счастье; сердце – любовь; цветок – нежность; самовар – доброта; пирог – праздник; клоуна – радость. Дети выполняют упражнение.

5. Пальчиковая гимнастика «Кто приехал?»

/пальцы обеих рук складываются кончиками вместе/

Кто приехал? /большими пальцами/

Мы, мы, мы /4-мя пальцами, кроме больших/

Мама, мама, это ты? /большими пальцами/

Да, да, да /указательными пальцами/

Папа, папа, это ты? /большими пальцами/

Да, да, да /средними пальцами/

Братец, братец, это ты? /большими пальцами/

Да, да, да /безымянными пальцами/

Ах, сестричка, это ты? /большими пальцами/

Да, да, да /мизинцами

Вместе мы одна большая, дружная семья/ большими пальцами/

Да, да, да. /всеми пальцами/

6. Игра «Чей, чья, чьё, чьи?» Образование и употребление притяжательных прилагательных.

Рубашка чья? – дедушкина. Сапоги чьи? Сарафан чей? Кольцо чьё? И т. п.

7.Рассказы детей о своей семье по «Фамильным деревьям». Дедушка и бабушка слушают и задают вопросы.

8. Игровая ситуация «Федотка-сиротка».

Плачущий Федотка:  Здравствуйте, ребята.

Логопед: Послушайте внимательно.

Бедный Федотка-сиротка,
Плачет несчастный Федотка:
Нет у него никого, 
Кто пожалел бы его.
Только мама да папа, да тетушка
Только дядя, да дедушка с бабушкой.

- Скажите, пожалуйста, сирота ли Федотка?

- Сирота – это кто?

- Есть ли у него папа, мама?

- Бабушка, дедушка?

- Кто еще есть у Федотки? Не плачь, Федотка, ты не сирота!

 

9. Итог занятия. Рефлексия.

Дети благодарят дедушку и бабушку; напоминают, что сегодня пятница (дети на работе, а внуки в детском саду и школе), а в субботу к ним обязательно приедут родные. Затем все танцуют, выполняя движения по тексту песни про дедушку и бабушку.

- Я вами очень довольна, вы сегодня сделали доброе дело. Какое?

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×