Конспект ОД «Буквоежка: составляем загадки. Составление загадок по алгоритму» | Манохина Юлия Сергеевна, Киселева Оксана Николаевна. Работа №354975
Создание условий для усвоения детьми алгоритма составления загадок (ТРИЗ).
-Учить детей составлять сравнения объектов, имеющих многоплановую характеристику.
-Познакомить с понятие «загадка», видами загадок.
-Упражнять в рассуждении, в умении доказывать.
-Активизировать словарь дошкольников.
-Развивать творческое мышление, память, внимание.
-Воспитывать доброжелательность и отзывчивость, умение сотрудничать со сверстниками.
АНОО «Тольяттинская Православная Гимназия»
Детский сад «Мозаика»
Конспект ОД
«Буквоежка: составляем загадки»
«Составление загадок по алгоритму»
Речевое развитие
Воспитатель: Манохина Юлия Сергеевна
Киселева Оксана Николаевна
Тольятти 2024
Цель: Создание условий для усвоения детьми алгоритма составления загадок (ТРИЗ).
Задачи:
Обучающие:
-Учить детей составлять сравнения объектов, имеющих многоплановую характеристику.
-Познакомить с понятие «загадка», видами загадок.
-Упражнять в рассуждении, в умении доказывать.
-Активизировать словарь дошкольников.
Развивающие:
-Развивать творческое мышление, память, внимание.
Воспитательные:
-Воспитывать доброжелательность и отзывчивость, умение сотрудничать со сверстниками.
Предшествующая работа:
Отгадывание загадок, наблюдение за окружающим миром.
Работа с родителями: заучивание загадок
Материалы:
Игрушка Кот, конверты со схемами загадок, модель составления загадки, иллюстрации: ель, белка и другие. Бумага, карандаши.
1. Вводная часть:
Организация направленного внимания
Игра-приветствие «Наши умные головки»
Наши умные головки
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Ручки будут хлопать,
Ножки будут топать.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся.
-Ребята поиграем в игру «Продолжи предложение»: «Мне нравится, когда…»
-Ребята, я тоже хочу высказать свой вариант «Мне нравится, когда приходят гости»
Дети стоят вокруг воспитателя, предлагают свои версии.
2. Основная часть:
-К нам сегодня придёт гость. Кто это я вам не скажу. Я предлагаю поиграть в игру «Да-нетку». Вы мне будете задавать вопросы, а я смогу отвечать только «Да» или «Нет». Я вам немного подскажу, подсказка будет такая: наш гость не является человеком. (Дети задают вопросы, а воспитатель отвечает: «да» или «нет»).
-Да, ребята, это кот, но это необычный зверь, а сказочный – персонаж волшебных сказок, огромный кот, обладающий волшебным голосом. А имя у него необычное Баюн. Как вы думаете, что означает его имя – Баюн?
- Баюн – это рассказчик, от глагола баять, что означает говорить, рассказывать. Он очень любит разные байки да загадки.
Воспитатель предлагает детям загадать загадки, если они их знают. Просит объяснить детей: «Что такое загадка?» После этого воспитатель дает им свое объяснение.
-«Загадка — это задача, которую надо решить. Предмет загадки не назван, но даются его признаки, действия и назначение, по которым надо найти отгадку». С давних пор на Руси любили отгадывать загадки. Если человек отгадывал загадку, то его считали умным, сообразительным. Много загадок о семье, труде, о родной природе, о животных, о домашних вещах создано народом.
Есть разные виды загадок. Это загадка – вопрос, загадка – предложение, загадка – рифма. (Приводит примеры)
Загадка – вопрос: Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы,
Кто в дупле орехи плачет,
Сушит на зиму грибы?
Загадка - предложение: Пришла из лесу кур посчитать.
Загадка – рифма: На голове гребешок. Кто же это?
Дидактическая игра «Угадай, что спрятано»
-Кот Баюн приготовил для нас игру «Угадай, что спрятано». В конверте спрятана картинка с изображениями объекта. Но вскрывать его просто так нельзя. На конверте схема, с помощью которой мы и должны отгадать, изображение какого объекта внутри. Чтобы считать схему мы воспользуемся моделью:
«Какой? Что такое же?», используя слова-связки «как» или «но не».
Дети сидят полукругом вокруг воспитателя. В конвертах изображения объектов-4-5 штук. На каждом конверте схема, в которой зашифрованы фразы по модели «Признак объекта – объект, у которого есть такой же признак»
(например, «Сладкое, как груша, круглое, но не мяч» - яблоко)
-Ребята, так как называется текст, в котором дается характеристика объекта или его сравнение по признакам с другим объектом, но сам объект не называется? (Загадка)
-Любая загадка - это замысловатый вопрос, требующий ответа. Загадки появились давно и всегда считаются проверкой не только знаний человека, но и учат нас наблюдательности, умения видеть в самых обыденных предметах их сходства и различия. В древности считалось, знающий загадки человек считался сильным, мудрым; их знание приносило человеку счастье и удачу. Так, во многих русских народных сказках, герой становится удачливым благодаря умению разгадывать загадки.
Физкультминутка «Зарядка друзей»
Первый друг присел и встал, (приседания)
А второй вдруг побежал, (бег на месте)
Третий плавно покружился, (кружатся направо)
А четвёртый наклонился. (наклоны)
Пятый вправо повернулся, (поворот направо)
А шестой назад прогнулся, (наклон назад)
Друг седьмой без остановки прыгал высоко и долго, (прыжки)
Лена вдруг сказала: «Повторяем всё сначала!».
Пошаговый анализ алгоритма составления загадок:
-Кот Баюн предлагает вам самим составить загадку. Для этого мы будем использовать модель:
Признаки
Какой?
Что бывает таким же?
-Выберем объект: воздушный шарик (выставляется картинка). Определим, какой он по цвету, форме, какие действия выполняет. (Дети дают ответы, а воспитатель записывает их в табличку)
-Что бывает желтым, круглым, летает? (дети предлагают свои варианты, а воспитатель записывает их в таблицу или выставляет картинки).
-Теперь попробуем составить загадку вместе, используя слова «как», «но не»:
Жёлтый как лимон,
Круглый как арбуз,
Летает, но не птица.
Что это? (Воздушный шарик)
-Молодцы! Вот такая загадка у нас получилась!
Самостоятельная деятельность детей:
Составление загадок по алгоритму с помощью модели.
-Ребята, я предлагаю составить загадки, и подарить их в копилку коту Баюну. Мы разделимся на команды. Кот - Баюн приготовил нам картинки объектов, о которых бы он хотел составить загадки: ель, белка. Смотрите на модель составления загадки и у вас всё получится.
Дети делятся на команды и составляют загадки на предложенные объекты (карточки).
- Молодцы ребята. Справились с заданиями. Составили замечательные загадки, которые войдут в копилку к Коту – Баюну. А сейчас я предлагаю вам нарисовать иллюстрации к нашим загадкам.
Рисование.
3.Заключительная часть:
Подведение итогов (обобщение результатов деятельности детей)
А теперь мы улыбнемся,
Дружно за руки возьмемся.
И друг другу на прощанье
Мы подарим пожелание –
Знания ищи всегда,
Умным станешь ты тогда!