Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Конспект ОД «Буквоежка: составляем загадки. Составление загадок по алгоритму» | Манохина Юлия Сергеевна, Киселева Оксана Николаевна. Работа №354975

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Создание условий для усвоения детьми алгоритма составления загадок (ТРИЗ).

-Учить детей составлять сравнения объектов, имеющих многоплановую характеристику.

-Познакомить с понятие «загадка», видами загадок.

-Упражнять в рассуждении, в умении доказывать.

-Активизировать словарь дошкольников.

-Развивать творческое мышление, память, внимание.

-Воспитывать доброжелательность и отзывчивость, умение сотрудничать со сверстниками.

АНОО «Тольяттинская Православная Гимназия»

Детский сад «Мозаика»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект ОД

«Буквоежка: составляем загадки»

«Составление загадок по алгоритму»

Речевое развитие

 

 

 

 

 

 

Воспитатель: Манохина Юлия Сергеевна

Киселева Оксана Николаевна

 

 

 

 

 

 

 

 

Тольятти 2024

Цель: Создание условий для усвоения детьми алгоритма составления загадок (ТРИЗ).

Задачи: 

Обучающие:

-Учить детей составлять сравнения объектов, имеющих многоплановую характеристику.

-Познакомить с понятие «загадка», видами загадок.

-Упражнять в рассуждении, в умении доказывать.

-Активизировать словарь дошкольников.

Развивающие:

-Развивать творческое мышление, память, внимание.

Воспитательные:

-Воспитывать доброжелательность и отзывчивость, умение сотрудничать со сверстниками.

Предшествующая работа:

Отгадывание загадок, наблюдение за окружающим миром.

Работа с родителями: заучивание загадок

Материалы: 

Игрушка Кот, конверты со схемами загадок, модель составления загадки, иллюстрации: ель, белка и другие. Бумага, карандаши.

1. Вводная часть:

Организация направленного внимания

Игра-приветствие «Наши умные головки»

Наши умные головки

Будут думать много, ловко.

Ушки будут слушать,

Ротик четко говорить.

Ручки будут хлопать,

Ножки будут топать.

Спинки выпрямляются,

Друг другу улыбаемся.

-Ребята поиграем в игру «Продолжи предложение»: «Мне нравится, когда…»

-Ребята, я тоже хочу высказать свой вариант «Мне нравится, когда приходят гости»

Дети стоят вокруг воспитателя, предлагают свои версии.

2. Основная часть:

-К нам сегодня придёт гость. Кто это я вам не скажу. Я предлагаю поиграть в игру «Да-нетку». Вы мне будете задавать вопросы, а я смогу отвечать только «Да» или «Нет». Я вам немного подскажу, подсказка будет такая: наш гость не является человеком.  (Дети задают вопросы, а воспитатель отвечает: «да» или «нет»).

-Да, ребята, это кот, но это необычный зверь, а сказочный – персонаж волшебных сказок, огромный кот, обладающий волшебным голосом. А имя у него необычное Баюн. Как вы думаете, что означает его имя – Баюн?

- Баюн – это рассказчик, от глагола баять, что означает говорить, рассказывать. Он очень любит разные байки да загадки.

Воспитатель предлагает детям загадать загадки, если они их знают. Просит объяснить детей: «Что такое загадка?» После этого воспитатель дает им свое объяснение.

-«Загадка — это задача, которую надо решить. Предмет загадки не назван, но даются его признаки, действия и назначение, по которым надо найти отгадку». С давних пор на Руси любили отгадывать загадки. Если человек отгадывал загадку, то его считали умным, сообразительным. Много загадок о семье, труде, о родной природе, о животных, о домашних вещах создано народом.

Есть разные виды загадок. Это загадка – вопрос, загадка – предложение, загадка – рифма. (Приводит примеры)

Загадка – вопрос: Кто по елкам ловко скачет

                           И взлетает на дубы,

                           Кто в дупле орехи плачет,

                           Сушит на зиму грибы?

Загадка - предложение: Пришла из лесу кур посчитать.

Загадка – рифма: На голове гребешок. Кто же это?

Дидактическая игра «Угадай, что спрятано»

-Кот Баюн приготовил для нас игру «Угадай, что спрятано». В конверте спрятана картинка с изображениями объекта. Но вскрывать его просто так нельзя. На конверте схема, с помощью которой мы и должны отгадать, изображение какого объекта внутри. Чтобы считать схему мы воспользуемся моделью: 

«Какой? Что такое же?», используя слова-связки «как» или «но не».

Дети сидят полукругом вокруг воспитателя. В конвертах изображения объектов-4-5 штук. На каждом конверте схема, в которой зашифрованы фразы по модели «Признак объекта – объект, у которого есть такой же признак» 

(например, «Сладкое, как груша, круглое, но не мяч» - яблоко)

-Ребята, так как называется текст, в котором дается характеристика объекта или его сравнение по признакам с другим объектом, но сам объект не называется? (Загадка)

-Любая загадка - это замысловатый вопрос, требующий ответа. Загадки появились давно и всегда считаются проверкой не только знаний человека, но и учат нас наблюдательности, умения видеть в самых обыденных предметах их сходства и различия. В древности считалось, знающий загадки человек считался сильным, мудрым; их знание приносило человеку счастье и удачу. Так, во многих русских народных сказках, герой становится удачливым благодаря умению разгадывать загадки.

Физкультминутка «Зарядка друзей»

Первый друг присел и встал,                     (приседания) 

А второй вдруг побежал,                            (бег на месте)

Третий плавно покружился,                       (кружатся направо) 

А четвёртый наклонился.                            (наклоны)

Пятый вправо повернулся,                          (поворот направо) 

А шестой назад прогнулся,                         (наклон назад)

Друг седьмой без остановки прыгал высоко и долго,              (прыжки)

Лена вдруг сказала: «Повторяем всё сначала!».

 

 

 

 

 

 

 

Пошаговый анализ алгоритма составления загадок:

-Кот Баюн предлагает вам самим составить загадку. Для этого мы будем использовать модель:

Признаки

Какой?

Что бывает таким же?

 

 

 

 

 

 

-Выберем объект: воздушный шарик (выставляется картинка). Определим, какой он по цвету, форме, какие действия выполняет. (Дети дают ответы, а воспитатель записывает их в табличку)

-Что бывает желтым, круглым, летает? (дети предлагают свои варианты, а воспитатель записывает их в таблицу или выставляет картинки).

-Теперь попробуем составить загадку вместе, используя слова «как», «но не»:

Жёлтый как лимон,

Круглый как арбуз,

Летает, но не птица.

Что это?  (Воздушный шарик)

-Молодцы! Вот такая загадка у нас получилась!

Самостоятельная деятельность детей: 

Составление загадок по алгоритму с помощью модели.

-Ребята, я предлагаю составить загадки, и подарить их в копилку коту Баюну. Мы разделимся на команды. Кот - Баюн приготовил нам картинки объектов, о которых бы он хотел составить загадки: ель, белка. Смотрите на модель составления загадки и у вас всё получится.

Дети делятся на команды и составляют загадки на предложенные объекты (карточки).

- Молодцы ребята. Справились с заданиями. Составили замечательные загадки, которые войдут в копилку к Коту – Баюну. А сейчас я предлагаю вам нарисовать иллюстрации к нашим загадкам.

Рисование.

3.Заключительная часть: 

Подведение итогов (обобщение результатов деятельности детей)

А теперь мы улыбнемся,
Дружно за руки возьмемся.
И друг другу на прощанье
Мы подарим пожелание –
Знания ищи всегда,
Умным станешь ты тогда!

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×
УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ
X