конспект од в подготовительной группе "Осенняя экскурсия" | Колесник Елена Анатольевна. Работа №310843
Конспект разработан для конкурса открытых осенних прогулок.Во время прогулки дети самостоятельно рассказывают интересные факты о природных изменения,проводят опыт,ловят облака ловцом облаков,проверяют приметы,ограют в игры ,откадывают загадки.Также во время прогулки мы собирали семена цветов,чтобы в следующем году клумба наша радовала нас красотой,было сделано много выводов, проверены знания детей полученные на занятиях.Прогулка прошла на одном дыхании ,дети были в восторге.Буду рада если кому то пригодиться моя разработка.
Конспект прогулки в подготовительной группе
«Осенняя экскурсия»
Цель:
создание условий для закрепления представлений детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.
Задачи :
1.развивать умение детей называть приметы осени, изменения в природе, используя образные слова и выражения, развивать связную речь (словарь: черешок, кромка, хлорофилл, хмурая, промозглая, ненастная, сырая, унылая.)
2.формировать умения устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы (рассуждать, доказывать, выстраивать предложения, устанавливать причинно-следственные связи).
3.развивать любознательность, коммуникативные навыки, воспитывать в детях уважение к себе и к другим участникам образовательного процесса, отзывчивость, доброе отношение к окружающему миру.
Виды детской деятельности: познавательная, исследовательская, игровая, продуктивная, двигательная.
Методическое обеспечение:
Раздаточный материал: Лупы, белые тканевые салфетки, листочки, камешки.
Предварительная работа:
- наблюдение за тем, как опадают листья с деревьев;
- сбор листьев разной формы и окраски;
- беседы об осени;
- чтение художественных произведений: «Листопадничек» И. Соколов-Микитов, «Лес осенью» А. Твардовский, и стихи об осени А. С. Пушкина, А. Плещеева, А. И. Бунина;
- разучивание стихов и поговорок об осени;
- рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением осенней природы;
- рисование на занятиях по ИЗО деятельности и самостоятельной художественной деятельности различных деревьев;
Методы и приёмы:
- организационный:
эмоциональная завязка, мотивационный.
- словесный:
беседа, вопросы к детям, указания, уточнения, поощрение;
- наглядно – демонстрационный: наблюдение за объектами живой и неживой природы;
- практический:
исследовательская деятельность, игры, игровые упражнения, трудовая деятельность;
Рефлексия: метод пяти пальцев.
Ход ОД:
-Ребята, как хорошо сегодня на улице, давайте вдохнем свежий воздух (дети вдыхают)
-Какие у вас возникли ощущения, назовите мне (ответы детей: воздух стал холодный, но дышать им легче, чистый, свежий…)
-ребята, а такие ощущения у нас появляются, когда приходит какое время года(ответ)
-Правильно, осень. Что вы знаете про осень? (ранняя, золотая, поздняя)
-А сейчас какая осень наступила(ответы).
-Ребята, я знаю вы очень любите гулять, наблюдать за тем что происходит вокруг вас, сегодня я вам предлагаю прогуляться вокруг нашего детского сада,
Эта прогулка не простая, а прогулка «Игра», давайте представим, что вы не знаете наш детский сад, и пришли на экскурсию как туристы, и вам экскурсоводы нашего сада, проведут экскурсию, ну а так как наш детский сад окружает много деревьев, здесь растут различные растения, и у нас наступила замечательная пора осень, то игру нашу назовем «Осенняя экскурсия».
-Все согласны?
-Давайте распределим роли, как вы думаете кто из наших ребят, сможет быть экскурсоводом? Почему вы так решили? (ответы)
-И так экскурсоводами у нас будут я, главный экскурсовод, и мои помощники-Ксюша, Ангелина, Кристина, Демид. Нашими туристами будут остальные ребята, которые тоже будут принимать активное участие в игре, еще нам понадобятся 2 инструктора по безопасности, они проинструктируют вас как нужно вести себя вовремя экскурсии-и это будет это Лёша и Арсений, на прошлой нашей беседе они очень активно отвечали на все мои вопросы, поэтому я думаю вы будите не против, что эти роли будут у них. Они также будут с нами на протяжении всей нашей экскурсии и следить за вашей безопасностью.
Арсений: Ребята, давайте вспомним правила поведения на экскурсии.
Лёша: Вы должны помнить, что здесь вы кто? (дети-гости)
Арсений:
-Ребята, во время экскурсии можно прятаться от экскурсоводов?
Лёша:
-Трогать незнакомые предметы?
Арсений:
- рвать растения и цветы?
Арсений:
-подходить к забору и разговаривать с незнакомыми людьми.
Лёша:
-Ссориться?
Арсений:
-Залазить на деревья можно?
Лёша:
-Разговаривать громко?
- Молодцы ребята. Вы вспомнили правила безопасного поведения и теперь можем начать нашу осеннюю экскурсию.
Воспитатель раздаёт бейджи
-Наша экскурсионная группа готова, можем отправляться на экскурсию. И пока мы идем до нашего первого объекта, хочу обратить ваше внимание на изменения, которые происходят с нашей природой каждый день, посмотрите, как осень раскрашивает деревья, какого сейчас цвета больше всего? (ответы)
Ксюша:
-Елена Анатольевна, можно я продолжу ваш рассказ?
-Конечно.
Ксюша:
-Ребята, вокруг нашего детского сада растет много деревьев, но больше всего (каких? Кто заметил?)-правильно берез, поэтому наш сад раньше назывался «Березка», давайте подойдем поближе к ним, береза символ матушки России и русских людей, это дерево встречается во многих русских народных сказках, стихотворениях, рассказах поэтому его знают даже маленькие дети, это единственное дерево имеющее кору –Какого цвета? - правильно белого цвета, хотя бывают березы и с коричневой корой, потрогайте ствол березы, что вы можете сказать о нём? какой он? (ответы детей), -давайте обнимем берёзу, так мы свами покажем свою любовь к ней. (дети обнимают берёзу).
-Давайте вспомним несколько строк из стихотворения которое учили:
Белоствольная берёза –
Символ Родины моей.
Нету деревца другого
Сердцу русскому милей.
Воспитатель:
-Спасибо Ксюша, наша экскурсия продолжается.
- Осень описывают очень разными словами, это слова вы слышали много раз, и в стихах, и рассказах, и беседах, поэтому я сейчас хочу, чтобы вы вспомнили эти слова, но не просто мне их назвали, а предлагаю вам д/и «Скажи разные слова об осени».
-Посмотрите вокруг сколько уже нападало листьев
2экскурсовод Ангелина:
-Когда мы говорили о березах, я тоже обратила внимание на листья, которые опадают с берёз и других деревьев, и вспомнила осеннюю примету: если листья, осыпаясь, лягут изнанкой вверх – к теплой зиме, лицевой стороной вверх – к зиме холодной. Давайте проверим какая у нас будет зима теплая или холодная. Те, кто поднимет лист, который лежал лицевой стороной, вставайте справа от меня, а те, кто поднимет лист, который лежал изнанкой вверх –слева (определяют зиму, делают выводы).
(Если мнения разделились, подвести детей к тому, что положение листьев может меняться из-за ветра)
-Ребята, может кто- то из вас помнит другие осенние приметы? (ответы)
Воспитатель:
-Ребята, кто-нибудь из вас заметил где сейчас больше всего желтых листьев на деревья? (ответы детей)
-А кто знает почему?
-потому-что на верху воздух холоднее, а внизу теплее, поэтому сначала листья желтеют вверху, а потом внизу.
Воспитатель: а почему же листья желтеют осенью? Кто-нибудь из вас думал об этом? (ответы)
Дело в том, что листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу хлорофиллу. Всё очень просто если листок весь зелёный, то там много хлорофилла, а вот если немного желтый, как вы думаете там есть хлорофилл? А если совсем желтый? –давайте проверим (воспитатель рассказывает, как с помощью белой ткани и камня провести опыт-
возьмём листочек и вложим его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь возьмём камень и сильно постучим по листочку сквозь ткань. Что мы обнаружили в ходе опыта?
(Дети: на ткани появились зеленые пятна) .
- Это зеленое вещество из листочка называется - хлорофилл, оно и окрашивает его в зеленый цвет.
Вывод детей: Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного цвета. Это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист меняет свой цвет становится желтым или …
-какого цвета бывают листья у деревьев осенью? (Дети: оранжевые, красные, коричневые).
-Вот такое интересное исследования, мы провели сейчас.
-Вы можете провести его дома с вашими родителями и рассказать им о том, что сейчас узнали.
3 экскурсовод Демид:
-Ребята, сейчас мы с вами выяснили что положение листа может меняться из-за ветра, из-за его силы, а как вы думаете ветер вообще нам нужен? Какая от него польза? А как можно узнать, что на улице ветер? (ответы детей)
Ветер- это движение воздуха над поверхностью земли. Определить есть ли ветер на улице, и какой он силы можно, если понаблюдать раскачиваются ли на деревьях ветви, шевелятся ли на них листочки
- На территории нашего детского сада есть небольшая метеостанция, давайте пройдем к ней, а кто знает зачем она нужна? (ответы детей)
-Правильно, мы можем прийти и определить какой силы сегодня ветер: сильный, слабый, нет ветра, в этом нам поможет флюгер. А если нет флюгера как можно определить силу ветра? (ответы детей)
- Как называется погода, когда на улице нет ветра? (безветренная)
- Если дует ветер, то погода, какая? (Ветреная)
-А как вы думаете, если нет флюгера, то еще при помощи чего можно определить силу ветра? (ответы)
Воспитатель:
-Демид, я хочу продолжить твой рассказ про нашу метеостанцию, у нас на метеостанции можно определить какие сегодня облака на небе с помощью ловцов облаков, -Демид раздай пожалуйста ловцов облаков, посмотрите внимательно на картинки какие бывают облака, а теперь на небо используя ловец облаков, покажите мне на картинке какие сегодня облака вы поймали, а я вам скажу, как они называются (дети определяют).
-Ребята облака мы с вами ловили, а вот Демид хочет вам ещё предложить ветер ловить, хотите попробовать?
Демид раздает разноцветные платочки, дети играют в п/и «лови ветер»
4 экскурсовод Кристина:
-Ребята, предлагаю вам немного передохнуть после игры, и отгадать осенние загадки. (Детям предлагают выбрать в корзине осенний листок с загадкой, воспитатель читает загадки).
Кристина:
-Дети, посмотрите на ваши листочки с загадками, они все одинаковые? А какие они? С каких деревьев? давайте поиграем в игру «Чьё дерево?»
(флажки, листочки)
Воспитатель:
-Отлично поиграли, продолжаем нашу экскурсию, хочу задать вам один вопрос, -а как вы думаете, после любой экскурсии что остается у туристов всегда? (положительные эмоции, воспоминания и конечно фотографии на память). Предлагаю вам тоже сделать фото на память о нашей экскурсии. (выбираю место, делают фото).
«Метод пяти пальцев»
Воспитатель: - Ребята, вот и подошло к концу время нашей экскурсии, и мне бы хотелось задать вам несколько вопросов. Покажите мне пять пальцев, зажимайте один палец при каждом ответе на вопрос.
Скажите мне, пожалуйста
мизинец:
Игра-экскурсия в которую мы сегодня играли на прогулке, была интересной ?
Безымянный:
Что было самое интересное для вас?
Средний:
О чём говорили больше всего?
Указательный:
Что нового вы узнали?
Большой:
-А вы бы хотели поиграть опять в такую игру?
-Я очень рада была слышать, такие ответы.
Ребенок:
-Елена Анатольевна, а помните вы нам говорили, что в конце сентября, мы будем собирать семена бархатцев на нашей клумбе. Давайте сегодня соберем, там уже много семян созрело.
-Конечно, я помню сегодня у нас какое число? кто помнит? 23 сентября это почти конец месяца, пойдемте на участок и соберем много семян, чтобы наша клумба на следующий год была такая же красивая нам нужно потрудиться.
Технологическая карта прогулки
Тема: «Осенняя экскурсия»
Вид: Тематическая.
Группа: подготовительная
Педагог: Колесник Елена Анатольевна
Наименование учреждения: МБДОУ «Детский сад №39»
Цели для воспитанника:
1.Развивать умение детей называть приметы осени, изменения в природе, используя образные слова и выражения,
2.Закрепить умение делать выводы, рассуждать, доказывать, выстраивать предложения, устанавливать причинно-следственные связи .
3.Воспитывать любознательность, умение взаимодействовать друг с другом.
Цели для воспитателя:
1.создание условий для закрепления признаков осени посредством проведения прогулки-экскурсии вокруг детского сада.
2. Развивать внимание, память, мышление через игру.
3. Создать условия для исследовательской деятельности детей.
4. Расширение знаний детей о явлениях живой и неживой природы: почему листья желтеют и опадают и как они опадают.
Тип мероприятия:
целевое
Форма мероприятия:
Прогулка-экскурсия
Опорные понятия, термины:
черешок, кромка, хлорофилл, лупа,
экскурсовод.
Планируемые образовательные результаты:
Дети с интересом участвуют в экскурсии, исследовании, наблюдают, делают выводы.
Этап мероприятия
Деятельность воспитателя
Деятельность воспитанников
Мотивационный
Задает вопрос «Какие у вас возникли ощущения, когда вдохнули воздух?» назовите мне.
«Вы любите гулять? Ходить на экскурсии?»
Предлагает с/р игру «Экскурсия»
Отвечают.
Отвечают.
Соглашаются.
Основной
Распределение ролей.
Обращает внимание на деревья, что изменилось?
Подходят к первому объекту.
Дети принимают роли, начинают игру.
Отвечают.
1 экскурсовод рассказывает.
Динамическая пауза
Воспитатель предлагает поиграть в игру д/и «Скажи красивые слова об осени».
Дети играют.
Основной
Подходят ко второму объекту.
Воспитатель: продолжаем нашу интересную экскурсию экскурсовод Демид расскажет вам о метеостанции в нашем саду
2 экскурсовод рассказывает.
3 экскурсовод
Динамическая пауза
П/И «Лови ветер»
Основной
Мой экскурсовод Кристина подготовила для вас загадки.
3 экскурсовод
Дети отгадывают.
Динамическая пауза
Игра малой подвижности
«Собери листочки в корзину».
Воспитатель предлагает сделать фото на память в красивом месте.
Дети играют.
Фотографируются.
Основной
Воспитатель предлагает провести исследование с листом дерева.
Соглашаются, исследуют лист лупой, проводят эксперимент.
Динамическая пауза
Рефлексия «Метод 5 пальцев»
Деи выполняют.
Заключительный
Воспитатель предлагает потрудиться, собрать семена цветов бархатцев,
Дети соглашаются.