Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 18.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Конспект ООД "Компас"Компас – один из древних приборов на земле. | Людмила Геннадьевна Иванова. Работа №320961

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Компас  Компас – один из древних приборов на земле.Но, прежде чем мы начнём, я вам расскажу немного любопытных сведений из истории компаса. Считается, что компасы были созданы на дальнем Востоке в эпоху династии Хань примерно в первые годы нашей эры.

 

Но, прежде чем мы начнём, я вам расскажу немного любопытных сведений из истории компаса. Считается, что компасы были созданы на дальнем Востоке в эпоху династии Хань примерно в первые годы нашей эры.

В старинных книгах первый компас именуется «синан», что означает «указывающий на юг». Он имел вид ковшика, сделанного из магнитной руды, с гладкой нижней частью. Ковшик устанавливали на тщательно отполированную медную или деревянную плоскость таким образом, чтобы короткая ручка могла свободно поворачиваться

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение д /с «Золотая рыбка»

 

 

 

 

Конспект занятия по теме «Компас»

 

 

 

 

Подготовила Иванова Людмила Геннадьевна

 

 

 

 

 

с. Печерск, 2020 г.

Цель: дать представление о компасе, его строение, приемах работы – как основного прибора, используемого туристами для ориентирования на местности.

Задачи:

Формирование представлений об ориентировании.

Познакомить с историей появления компаса, для чего нужен компас и как им правильно пользоваться.

Развитие логического мышления, памяти, внимания.

Активизировать словарь детей словами: компас, части света, ориентирование.

Оборудование и материалы: компасы, карта, глобус, планшет, презентация.

Ход занятия:

Мотивация, проблемная ситуация.

Воспитатель: Ребята, всего есть четыре стороны света: восток, запад, север и юг. Вероятно, вы уже слышали эти названия. Только вот как определить, какая из них где находится? Для начала, вам нужно проснуться пораньше утром и пойти посмотреть, как восходит солнышко. Каждый день оно поднимается в одном и том же месте. Эта сторона света называется восток. На против востока находится запад. Там солнышко заходит. А теперь встань так, чтобы твоя правая рука показывала на восток. В этом случае левая рука будет указывать на запад. Таким образом, ты будешь смотреть прямо на север, а спина будет обращена на юг.

Можно ориентироваться по солнцу, по звездам, по деревьям в лесу, даже по муравейнику и по мху на деревьях. (Показ слайдов)

Отгадайте, пожалуйста, загадку:

«Под стеклом сижу,

На север и юг гляжу,

Со мной пойдешь –

Дорогу найдешь». (Компас)

Компас – один из древних приборов на земле. Но, прежде чем мы начнём, я вам расскажу немного любопытных сведений из истории компаса. Считается, что компасы были созданы на дальнем Востоке в эпоху династии Хань примерно в первые годы нашей эры.

В старинных книгах первый компас именуется «синан», что означает «указывающий на юг». Он имел вид ковшика, сделанного из магнитной руды, с гладкой нижней частью. Ковшик устанавливали на тщательно отполированную медную или деревянную плоскость таким образом, чтобы короткая ручка могла свободно поворачиваться. Направления частей света обозначали на плоскости знаками зодиака, а деления соответствовали градусам современного компаса. Форма «синана» повторяла расположение звёзд Большой Медведицы. При толчке ковшик начинал вращаться, а, успокоившись, указывал на юг.

К 11 веку было открыто, что потёртое о магнетит железо приобретает свойство притягивать. Это позволило усовершенствовать компас: появилась стрелка из искусственного магнетита. Её делали в виде рыбки, плавающей в сосуде с водой. Голова «рыбки» указывала на юг. Другой вариант стрелки – игла, которую с помощью воска крепили посередине висящей шелковой нити.

В начале 14 века итальянец Флавио Джойя усовершенствовал компас: к стрелке, надетой на вертикальную шпильку, прикрепил легкий бумажный круг, где были нанесены четыре направления света.

В России компасное дело стремительно развивалось при Петре 1. Появился даже «устав компасных дел мастер», был издан указ: «… впредь на кораблях заменять железа около компаса медью и не ставить оного ближе 14

Ну, а всё-таки, что такое компас?

Компас – это угломерный прибор, который служит для измерения магнитных азимутов на местности (не на бумаге, не на карте, а в пространстве).

Компас – является одним из наиболее часто используемых в походах приборов и главный элемент снаряжения спортсмена ориентировщика (спортивный компас). Существует много различных модификаций компасов. В нашей стране наиболее распространен компас системы, Андрианова. Во время Великой Отечественной войны этот компас являлся секретным прибором и выдавался только командному составу. Раньше эти компаса целиком изготовлялись из металла (латуни), а теперь делаются из пластмассы.

Компас Андрианова состоит из 5 частей: корпус компаса; визирное кольцо; магнитная стрелка; лимб (циферблат); зажим.

Для чего же нам, нужен компас? Вопрос кажется неожиданным и даже смешным. Но на самом деле в нём стоит разобраться детально – не такой уж он простой. Оказывается, есть четыре действия с компасом, и их должен знать каждый.

Послушайте стихотворение «Стороны света» (М. Погарский, А. Щепин).

В мире есть четыре брата:

Север, Юг, Восток и Запад. (Показ на схеме-карте).

Братья эти-страны света,

Ну, а дом их - вся планета.

Север - белый властелин,

Царь снегов, морозов, льдин,

Он на глобусе вверху,

Насылает нам пургу.

Дети показывают север, находят карточку со знаково-символическим изображением севера и вместе с воспитателем, выделив пространственное положение севера, прикрепляют ее на карте.

Юг, его горячий брат,

Солнцу ласковому рад.

Но лишь вниз на полюс съедет,

Тут же вмиг заледенеет. (Дети выполняют аналогичные действия, выделяя также пространственное положение юга)

Справа брат Восток живет,

Там, где солнышко встает.

Ну, а Запад - брат ютится

Там, где солнце спать ложится. (Показываю восток и запад).

Воспитатель: А, теперь представьте, что вы капитаны корабля. Ваш корабль находится в море. Берегов не видно. Тучи закрыли солнце. Быстро темнеет. Как определить курс корабля? (После нескольких попыток дети приходят к выводу, что нужен специальный прибор для определения направления движения).

Воспитатель: Действительно, есть такой прибор, который указывает направление сторон света. Он называется компас (слайд презентации). И если на небе нет солнца, звезд, то компас всегда укажет тебе стороны света.

Сегодня мы поговорим с вами о компасе, что это такое, для чего нужен компас. Сначала послушаем рассказ одного мальчика.

Чтение рассказа.

Воспитатель: Ходили мы по лесу, разговаривали, грибы разные собирали и ягоды и заблудились. Папа так и сказал: мы заблудились.

- Ой, этого еще не хватало - испугалась мама.

А я не испугался, а даже очень обрадовался, это же настоящее приключение – в лесу заблудиться. Может быть мы даже до вечера не найдем дорогу домой и заночуем в лесу, и ночью на нас нападут волки, а я их прогоню и спасу маму с папой. Пока я представлял, как я раскидываю в разные стороны волков, папа достал какую-то круглую коробочку, поколдовал над ней и сказал, тыча пальцем куда- то: наш дом в той стороне. Как же папа узнал, в какой стороне наш дом, подумал я.

- Как ты узнал, что наш дом в той стороне, ведь мы же заблудились - спросил я папу.

- Нужное направление подсказал мне компас.

Это он, наверное, про ту волшебную коробочку говорит, понял я и удивился, как же можно про такую волшебную коробочку так спокойно говорить. Если бы у меня была такая, я бы от радости выше деревьев прыгал.

- Расскажи про эту волшебную коробочку - попросил я папу.

- Историю про коробочку - компас придется начинать издалека. Поэтому я сначала расскажу про четыре стороны света.

Давным - давно в древние времена люди стали ориентироваться, то есть определять направление своих путешествий по солнцу, луне и звездам. Ведь и солнце, и луна и звезды в определенное время суток всегда находятся в одном и том же месте. Поэтому они и являются хорошими ориентирами. И вот древние ученые решили, что им надо как-то закрепить в пространстве местоположение этих ориентиров - солнца, луны и звезд. То есть ученые условно разделили окружающее нас пространство на четыре стороны света: юг, север, восток и запад. Если встать лицом к северу, то справа будет восток, а слева – запад.

-А ночью как по звездам ориентироваться, - спросил я.

-Очень просто, - ответил папа. - Найди самую яркую звезду на небосклоне –Полярную, в той стороне, где находится Полярная звезда и находится север.

-Все ясно, - сказал я, Если я знаю, что мой дом находится в северной стороне от того места, где я нахожусь, то определив по Солнцу или по Полярной звезде север, я пойду в этом направлении.

Пока папа рассказывал про четыре стороны света и учил меня ориентироваться, т. е находить нужное направление по солнцу, солнце светило очень ярко. Но потом оно вдруг зашло за тучу. Я посмотрел на небо, чтобы попробовать сориентироваться по луне и звездам, но не увидел ни луны, ни звезд. А где же луна и звезды, спросил я папу? Во-первых, днем даже в ясную погоду ты никогда не сможешь разглядеть на небе луну и звезды. Их можно увидеть только в темноте, ночью. Во-вторых, если небо затянуто облаками, то даже ночью ты их не увидишь. Как же ориентироваться, если небо затянуто тучами и ни солнца, ни луны, ни звезд не видно. Тучи разгонять что ли. Нет, тучи разгонять не надо, улыбается папа. Да это и нелегко сделать. В случае пасмурной погоды нам поможет коробочка, которую ты назвал волшебной. А как же эта коробочка узнала, в какую сторону нам идти? Папа достал из кармана коробочку и стал объяснять: древние моряки, путешественники не раз задумывались, как и ты, о том, как же ориентироваться в пасмурную погоду. И вот кто-то очень внимательный заметил, что длинная тонкая магнитная пластинка, если дать ей свободно вращаться, всегда будет указывать на север, вот смотри и показал мне свою волшебную коробочку. И действительно, стрелочка показывала в одну и ту же сторону, как бы папа ни поворачивал коробочку. Такую магнитную пластинку стрелку поместили на острие, расположенное в середине картонного кружка, разделенного на части, соответствующие сторонам света. Вот и получился компас, который ты видишь перед собой. И если на небе нет солнца, звезд, то компас всегда укажет тебе стороны света. Теперь ты понял, что такое компас. Да понял, он подсказывает, куда идти.

Компас нам пригодится и на суше и на море. Давайте немного подвигаемся, представим, что мы в море.

Физкультминутка:

Над волнами чайки кружат,

Полетим за ними дружно.

Брызги пены, шум прибоя,

А над морем — мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.)

Мы теперь плывём по морю

И резвимся на просторе.

Веселее загребай и дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками).

Практическая работа с дидактическим материалом.

Воспитатель: Теперь давайте рассмотрим наш компас. Сейчас, я расскажу, как им пользоваться. Установите компас горизонтально, отпустите тормоз, если он есть. Стрелка установится напротив северного полюса. Поворачиваясь вслед за стрелкой, нужно встать лицом к северу. Сзади будет юг, слева - запад, справа - восток. Эти же стороны света указаны и на круговой шкале компаса.

Давайте определим север, юг, запад и восток. Дети рассматривают компас, определяют части света.

Воспитатель: А теперь поиграем в игру и посмотрим, как вы поняли назначение компаса и как научились ориентироваться. Сначала выполним простые задания.

Нужно пойти на север, на юг, на восток, на запад.

Воспитатель: Теперь выполним более сложные задания. Заранее положить несколько предметов в разных местах на площадке и нескольким детям по очереди дать задание найти предмет, сопровождая командами: игрушка находится в южном направлении, игрушка на северо- западе, игрушка спрятана на востоке и т. д. После каждого выполненного задания еще раз всем детям объяснить, как мы действовали, чтобы выбрать нужное направление движения.

Рефлексия.

Воспитатель задает вопросы детям:

Ребята, скажите, о чем мы сегодня говорили с вами и что нового вы для себя узнали?

• Что такое компас, как он выглядит, опишите его.

• Для чего используется компас?

• Куда показывает стрелка?

• Какие четыре стороны света вы знаете?

• Где по отношению к северу находится запад и восток?

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×