Конспект открытого подгруппового логопедического занятия в старшей группе для детей с НРСХ по лексической теме «Зимующие птицы» | Ахметова Римма Рустамовна. Работа №346379
Коррекционно-образовательные задачи:
- расширить, обогатить и активизировать словарный запас по теме «Зимующие птицы»;
- учить узнавать зимующих птиц по внешнему виду и повадкам;
- уточнить знания детей о том, чем питаются зимующие птицы, о роли человека в жизни зимующих птиц;
- совершенствовать навыки составления предложений по двум опорным картинкам;
- учить составлять рассказ по серии сюжетных картинок;
- учить подбирать к словам антонимы;
- закрепить умение составлять сложные прилагательные из двух основ с соединительной гласной;
Коррекционно-развивающие задачи:
- формировать умение отвечать на вопросы логопеда полным предложением;
- развивать мелкую моторику рук и координацию речи с движением;
- развивать речевое внимание, зрительную и слуховую память, логическое мышление, воображение
Коррекционно-воспитательные задачи:
- формировать способность сопереживать птицам;
- воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время;
- воспитывать заботливое отношение к тем, кто в этом нуждается;
- развивать интерес к занятию через использование наглядного материала, игровых моментов;
- воспитывать культуру речевого поведения;
- воспитывать усидчивость, умение сохранять внимание на протяжении всего занятия.
Цель: развитие и обогащение лексико-грамматического строя и связной речи детей.
Коррекционно-образовательные задачи:
- расширить, обогатить и активизировать словарный запас по теме «Зимующие птицы»;
- учить узнавать зимующих птиц по внешнему виду и повадкам;
- уточнить знания детей о том, чем питаются зимующие птицы, о роли человека в жизни зимующих птиц;
- совершенствовать навыки составления предложений по двум опорным картинкам;
- учить составлять рассказ по серии сюжетных картинок;
- учить подбирать к словам антонимы;
- закрепить умение составлять сложные прилагательные из двух основ с соединительной гласной;
Коррекционно-развивающие задачи:
- формировать умение отвечать на вопросы логопеда полным предложением;
- развивать мелкую моторику рук и координацию речи с движением;
- развивать речевое внимание, зрительную и слуховую память, логическое мышление, воображение
Коррекционно-воспитательные задачи:
- формировать способность сопереживать птицам;
- воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время;
- воспитывать заботливое отношение к тем, кто в этом нуждается;
- развивать интерес к занятию через использование наглядного материала, игровых моментов;
- воспитывать культуру речевого поведения;
- воспитывать усидчивость, умение сохранять внимание на протяжении всего занятия.
Оборудование: картинка из пальчикового театра «воробей»; картинки зимующих птиц: воробей, синица, дятел, сова, голубь, снегирь, ворона, сорока; коробка-«кормушка» с картинками корма для птиц, прищепки с изображением зимующих птиц; сюжетные картинки «Как дети помогали птицам»; 4 шапочкис изображением птиц: снегирь, воробей, сорока, синица; мяч; разрезные картинки с зимующими птицами; большой конверт с 4 раскрасками; видео группы Детские журналы «Зайкина школа» и «Сказка на ночь» https://www.youtube.com/watch?v=krkmNB28COE
Орг
.м
омент
. Сообщение темы занятия
Логопед читает стихотворение Воробей О. Зыковой
Прилетай к нам поскорей.
Воробьишка-воробей!
- Отчего такое имя
Тебе дали «воробей»?
- Потому. что я ворую
Крошки хлебные всегда.
А бывало, как грабитель
Появлялся, то тогда
Люди все вокруг кричали:
- Держи вора! Вора бей!
Вот отсюда получилось
Мое имя – воробей!
Воробей – это какая птица? (зимующая)
Сегодня мы с вами будем говорить о зимующих птицах.
Беседа
Назовите зимующих птиц. (Снегирь, сова, голубь, воробей, ворона, сорока, дятел, синица)
Как мы называем этих птиц? (Зимующие)
Почему их так называем? (Они остаются зимовать, не улетают в теплые края)
Почему они не улетают? (Потому что находят себе корм)
Птицам трудно в мороз и холод найти себе корм. Корма мало. Много птиц погибает зимой от голода. Дети, как мы можем помочь птицам зимой? (вместе со взрослыми сделать кормушки. Приносить туда корм каждый день)
Игра «Угости птиц»
Это наша кормушка. Назовите, чем мы можем угостить птиц. (называем по картинкам)
Накормите птиц. Прикрепите птицу к тому корму, который она любит. Составьте про это предложение.
Я угощу свиристель семенами ясеня и т. д.
Знакомство со стихотворением З. Александровой «Новая столовая» видеоряд
Посмотрите на экран, запомните какие птицы прилетали к кормушке? (Синицы, воробьи, снегири, вороны, голубь, сороки)
Пальчиковая гимнастика «Кормушка», «Птицы», «Прилетайте, птички!»
Вставайте в круг, покажем пальчиками, как мы кормим птиц.
Кормушка
Сколько птиц к кормушке (сжимаем пальцы в кулак)
Нашей прилетело?
Мы расскажем (показать на себя)
Вот синица, воробей, (показываем на каждый палец правой руки)
Много, много голубей,
Дятел в пестрых перышках (показываем большой палец левой руки)
Всем хватило зернышек. (сыплем крошки)
Птицы.
Птицы к дому подлетели, (машем ладошками, большие пальцы вместе)
На кормушку птицы сели, (руки перед собой)
Стали зернышки клевать (показать)
И головками кивать. (пальцы в щепоть, киваем)
Прилетайте, птички!
Прилетайте, птички! (зовущие движения)
Сала дам синичке. (режущие движения 4 раза)
Приготовлю крошки, (сыплем крошки)
Хлебушка немножко.
Эти крошки – голубям, (вытянуть правую руку)
Эти крошки – воробьям. (вытянуть левую руку)
Галки да вороны (трем ладонь о ладонь, катаем макароны)
Ешьте макароны!
Беседа по содержанию сюжетных картинок
Посмотрите на картинки. Ответьте на вопросы полным ответом.
1. Какое время года наступило? (Наступила зима)
2. Почему птицам трудно находить корм? (Потому что выпало много снега)
3. Как дети помогали птицам? (Они расчистили от снега кормушку, принесли корм)
4. Какой корм принесли дети? (Дети принесли хлебные крошки, ягоды, семечки, сало)
5. Какие птицы прилетели к кормушке? (К кормушке прилетели синицы, воробьи, снегири и голубь)
6. Куда спрятались дети? (Дети спрятались за дерево)
7. Почему они спрятались? (Чтобы птицы не боялись и прилетели к кормушке)
Чтение рассказа «Как дети кормили птиц»
Наступила холодная зима. Выпало много снега. Птицам трудно найти себе корм.
Дети решили помочь птицам. Они расчистили от снега кормушку. Насыпали в нее семечки, хлебные крошки, положили ягоды рябины, развесили сало.
Дети спрятались за деревом и стали ждать. К кормушке прилетели снегири, воробьи, синицы и голубь.
Синицы стали клевать сало, снегири – ягода рябины, а воробьи и голубь семечки и хлебные крошки. Наелись птицы и весело защебетали.
Пересказ рассказа несколькими детьми по фрагментам и по картинкам
Расскажите рассказ по картинкам
Физкультминутка. Игра «Подбеги к птице»
Дети, птицы зовут нас поиграть. Встаем со стульчиков, надеваем шапочки.
Птицы крыльями махали
Все летали и летали.
Дети надели шапочки птиц: воробья, сороки, синицы, снегиря. Летают под музыку. После слов логопеда бегут к одной птичке/, встают в круг вокруг нее и держатся за руки.
1, 2, 3 к сороке подбеги. 1, 2, 3 снегиря найди.
1, 2, 3 воробья найди. 1, 2, 3 синицу отыщи.
Подбор слов с противоположным значением. Игра «Скажи наоборот»
Садитесь на ковер, играем с мячиком в игру «Скажи наоборот». Ловите мячик.
1. У голубя крылья сизые, а у вороны … черные.
2. У снегиря грудка красная, а у синицы … желтая.
3. Воробей маленький, а ворона … большая.
4. У синицы хвост короткий, а у сороки … длинный.
5. У воробья шапочка на голове коричневая, а у дятла … красная.
6. У вороны бока серые, а у сороки … белые.
7. Воробей легкий, а голубь … тяжелый
8. У синицы клюв тонкий, а у вороны … толстый.
Образование нового слова с помощью двух основ и соединительной гласной.
Садитесь на стульчики. Все зимующие птицы разные. Смотрите на картинки и назовите одно длинное слово.
1. У сороки белые бока, поэтому ее называют … белобокая.
2. У сороки длинный хвост, она … длиннохвостая.
3. У синицы желтая грудка, она … желтогрудая.
4. У снегиря красная грудка, он … красногрудый.
5. У вороны черные крылья, она … чернокрылая.
6. у дятла острый клюв, он … остроклювый.
7. У совы большая голова, он … большеголовый.
8. у голубя сизые крылья, он … сизокрылый.
Отгадай птицу по описанию (по характерному признаку), загадке правильный ответ определяется видеорядом на экране (подборка сюжетов про птиц).
Отгадайте про какую птицу я говорю. Посмотрите на экран.
1. Эта птица большая, белобокая, длиннохвостая, трещит (СОРОКА)
2. Он маленький, серо-коричневый, задиристый, чирикает. (ВОРОБЕЙ)
3. На кормушку к нам зимой
Прилетает птица,
С желтой шубкой меховой
Шустрая …(СИНИЦА).
4. Он пестрый, остроклювый, на голове красная шапочка. (ДЯТЕЛ)
5. Днем спит, ночью летает,
Всех людей пугает. (СОВА)
6. Носит серенький жилет,
Но у крыльев черный цвет.
Видишь, кружат 20 пар
И кричат: Кар! Кар! Кар! (ВОРОНА)
7. Выносливая птица,
Усердно ищет корм,
И крошки подбирает,
Воркуя под окном. (ГОЛУБЬ)
Игра «Собери картинку»
Садитесь за столы. Достаньте задание из конверта. Соберите картинку. Кто у тебя на картинке?
Рефлексия.
Скажите о ком мы говорили на занятии? Какие задания мы выполняли?
Сюрпризный момент.
Стук в дверь. Кто там? Это почтальон принес письмо. Письмо от птиц. Они прислали вам рас
краски. Раскрасьте их в группе.
Используемая литература:
1. Логопедические занятия в детском саду. Старшая группа. – М.: Издательство «Скрипторий 2013», 2013. – 240с.
2. Логопедические занятия в детском саду. Старшая группа. Демонстрационный материал для фронтальных занятий. – М.: Издательство «Скрипторий 2015», 2015.
3. Шорыгина Т.А. Птицы. Какие они? М.: Гном и Д, 2007.(Серия «Знакомство с окружающим миром и развитие речи».)
4. 1000 загадок, пословиц, поговорок, скороговорок. Автор - составитель В.Н.Иванкова. - М.; ООО «Аквариум-Принт, К.: «Дом печати-ВЯТКА», 20012.-256с.
Интернет-ресурсы:
Видео группы в Одноклассниках Детские журналы «Зайкина школа» и «Сказка на ночь» https://www.youtube.com/watch?v=KpKmNB28COE