Конспект открытого занятия «Натюрморт с фруктами» | Мой кабинет. Работа №354185
Цель: познакомить обучающихся с новым жанром изобразительного искусства «Натюрморт», а также с основами композиции и правилами компоновки натюрморта.
Задачи:
· развить интерес к данному виду изобразительного искусства;
· создать условия для развития творческих способностей обучающихся посредством рисования гуашью;
· развить художественный вкус, фантазию, зрительную память;
· сформировать умение использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.
МКУ «Департамент образования Местной администрации г.о. Нальчик»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Центр детского творчества «Эрудит» г.о. Нальчик
УТВЕРДЖАЮ
Директор МБУ ДО ЦДТ «Эрудит»
________________ И.М.Хачетлова
«___» ________________ 2024 год
Конспект открытого занятия
«Натюрморт с фруктами»
/в рамках аттестации на высшую квалификационную категорию/
Кишукова Елена Хасановна-
педагог дополнительного образования
г. Нальчик, 2024г.
Конспект открытого занятия
Цель: познакомить обучающихся с новым жанром изобразительного
искусства «Натюрморт», а также с основами композиции и правилами компоновки натюрморта.
Задачи:
развить интерес к данному виду изобразительного искусства;
создать условия для развития творческих способностей обучающихся посредством
рисования гуашью;
развить художественный вкус, фантазию, зрительную память;
сформировать умение использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.
Дата проведения открытого занятия: 18.11.2024г.
Время проведения открытого занятия: 40 минут.
Адресат: обучающиеся 7-15 лет.
Материально-техническое и дидактическое оснащение:
кабинет с необходимой мебелью;
шаблоны;
бумага для рисования формат А3;
простой карандаш;
ластик;
гуашь;
палитра;
кисти №1, №4, №9;
баночка для воды
.
Форма работы: групповая.
Методы работы:
объяснительный (рассказ, беседа);
иллюстративный (демонстрация готовых изделий);
практический (рисование натюрморта).
Ожидаемые результаты:
привлечение интереса к
новым течениям
изобразительного искусства;
развитие
творческих способностей обучающихся посредством рисования гуашью;
развит
ие художественного
вкус
а, фантазии
, зрительн
ой памяти
;
сформиров
ание умения
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.
План открытого занятия:
1. Организационная часть.
2. Сообщение целей и задач открытого занятия.
3. Теоретическая часть.
4. Практическая часть.
5. Заключение и рефлексия.
Ход открытого занятия:
1.Организационный момент.
Педагог:
- Добрый день, ребята! Я рада приветствовать Вас на сегодняшнем занятии.
- Какое у вас настроение?
Проверка посещаемости и готовности обучающихся к занятию.
-Давайте начнем наше занятие.
2. Сообщение целей и задач открытого занятия.
Педагог: Тема нашего открытого занятия «Натюрморт с фруктами». Целью нашего занятия является знакомство с натюрмортом, как жанром изобразительного искусства. Мы с вами окунемся в мир творчества и волшебства.
3. Теоретическая часть.
Педагог:
-Какие виды натюрморта Вы знаете?
- Какие цвета (теплые или холодные) преобладают в натюрмортах и почему?
- Что объединяет предметы натюрморта?
- Как художники передают объем овощей и фруктов на плоской поверхности картин? Почему более светлые мазки на всех плодах, предметах располагаются с одной стороны, а темные – с другой?
- Какую роль в натюрморте играет солнечный свет? Солнечный свет, освещая предметы, делает их с одной стороны светлыми (свет), с другой – темными (тень). Свет и тень помогают передать объемное изображение предметов, их реальность.
(ответы детей)
Педагог:
Натюрмортом называют один из жанров изобразительного искусства. Термин произошел от французского nature morte, что переводится как «мертвая природа». На натюрмортах обычно изображают окружающие человека обыденные предметы - посуду, книги, цветы, овощи и фрукты. Мастера группируют их в гармоничные композиции. Как самостоятельный жанр натюрморт сложился в Европе в XVII веке и достиг расцвета в творчестве голландских мастеров.
Композиция - это организация и взаимодействие различных частей в едином целом, будь то текст, картина, музыкальное произведение или архитектура, с целью достижения гармонии и целостности.
В изобразительном искусстве композиция - это структура рисунка, расположение его основных элементов относительно друг друга и их взаимодействие между собой. Она помогает рассматривать изображение как единое целое, а не набор разрозненных предметов.
Компоновка натюрморта предполагает пропорциональное соотношение изображения массы предметов по отношению друг к другу и к пространству формата.
Некоторые аспекты, которые стоит учесть при компоновке натюрморта:
Формат. Горизонтальный формат наиболее распространён, он подчёркивает плоскость стола и позволяет расставить большое количество предметов. Вертикальный формат более подвижный и даёт ощущение роста. Квадратный формат концентрирует восприятие зрителя и даёт ощущение стабильности.
Расположение предметов. Симметричное расположение даёт ощущение стабильности и незыблемости, а асимметричное — динамику и интерес.
Композиционная схема. Например, треугольник (в центре располагают высокий предмет, который дополняют более мелкие объекты в основании треугольника). Круг (подходит для квадратного формата, когда нет одного доминирующего по размеру предмета). Диагональ (даёт подвижную композицию и зачастую ощущение внутреннего дисбаланса).
Композиционный центр. Это главное место в картине, куда чаще всего направляется взгляд зрителя. Обычно в натюрморте это наиболее крупный или наиболее важный в смысловом отношении предмет.
Ритм. Расставляя предметы, нужно следить за их чередованием, повторяемостью — ритмом. Целесообразно использовать предметы подобные, но разных размеров: крупные, средние, мелкие.
4. Практическая часть.
На классной доске педагог демонстрирует последовательность линейного построения натюрморта «Ваза с фруктами». Особое внимание педагог уделяет правильному композиционному расположению натюрморта на листе бумаги. Обращается внимание на сочетание малого и крупного объемов, определение места для главного предмета, определение общих очертаний изображения на поверхности будущего рисунка, детальная прорисовка отдельного предмета. Прорисовка симметричного предмета начинается с вертикальной осевой линии. При рисовании важно научить детей вычленять части, из которых состоят предметы, уметь сравнивать их между собой по высоте и ширине.
В графическом изображении предметов следует обозначить круглые основания, границы между составными частями предметов, которые в рисунке превращаются в овалы. Расположение изображения натюрморта должно быть в центре листа, не слишком мало и не слишком велико.
Короткими отрезками-штрихами обучающиеся карандашом на листе намечают общее расположение натюрморта, контуры всех предметов, соблюдая пропорции и расположение предметов в натюрморте, намечают границы бликов, теней, всех предметов и среды.
После размешать необходимые оттенки цветов для раскрашивания фона и предметов на столе. Красить аккуратно, не выходя за контурные линии. Подбирать соответствующие размеры кистей для раскрашивания фона и мелких деталей в рисунке.
(Педагог контролирует процесс работы и при необходимости оказывает помощь советом, показом способа или приема, корректирует неточности).
5. Заключение и рефлексия.
Педагог хвалит обучающихся за старание и активность.
Педагог:
-Что вам больше всего понравилось в работе, что получилось?
-Что было самое сложное?
Педагог также высказывает свое мнение, оценивает работу каждого и занятия в целом.
Спасибо за внимание!
Педагог дополнительного образования
Кишукова Елена Хасановна __________________