Конспект открытого занятия по обучению грамоте «Звук и буква Ц» | Бессмертная Кристина Юрьевна . Работа №339364
«Конспект занятия по обучению грамоте звук и буква Ц»
Дата: 16.04.2024
Тема: «Звук и буква Ц»
Цель: Познакомить с согласным звуком и буквой Ц, его характеристикой.
Задачи:
-обучающие: обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбирать слова с заданным звуком ( в начале слова, в середине слова, в конце слова)
-развивающие: развивать умение отличать гласный звук от согласного.
-воспитательные: воспитывать у детей самостоятельность и навыки самоконтроля за речью.
Оборудование и материалы: игрушка цыпленок, блоки Дьенеша, схема фигуры, простые карандаши, задания на листах по количеству детей, интерактивная доска, картинки яиц (желтые, белые),
Предварительная работа: отгадывание загадок, чтение потешек, пословиц, чистоговорок со звуком Ц, игры «Придумай слово», «Доскажи словечко».
«Конспект занятия по обучению грамоте звук и буква Ц»
Дата: 16.04.2024
Тема: «Звук и буква Ц»
Цель: Познакомить с согласным звуком и буквой Ц, его характеристикой.
Задачи:
-обучающие: обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбирать слова с заданным звуком ( в начале слова, в середине слова, в конце слова)
-развивающие: развивать умение отличать гласный звук от согласного.
-воспитательные: воспитывать у детей самостоятельность и навыки самоконтроля за речью.
Оборудование и материалы: игрушка цыпленок, блоки Дьенеша, схема фигуры, простые карандаши, задания на листах по количеству детей, интерактивная доска, картинки яиц (желтые, белые),
Предварительная работа: отгадывание загадок, чтение потешек, пословиц, чистоговорок со звуком Ц, игры «Придумай слово», «Доскажи словечко».
№ п/п
Этапы занятия
Содержание
Время реализации
1
Организационная часть.
В: Встали дружно мы в кружок,
Я дружок, и ты дружок,
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Руки к солнцу протянули-
Лучики поймали,
И скорей к груди прижали.
С этим лучиком в груди,
Ты добрей на мир смотри.
В: -Ребята, сегодня возле нашей группы я что-то нашла. Давайте отгадаем загадку и узнаем что это?
Д: -цыпленок.
В: -Правильно – это цыпленок, зовут его Цып.
В: -Ребята, а Цып не просто к нам пришел. Он пришел к нам за помощью, на улице очень холодно, он замерз и потерял голос.
В: -Поможем ему найти его пропавший голос?
2 мин.
2
Основная часть.
2.1.
Совместная деятельность педагога с обучающимися
Первое задание
В: -Давайте сначала попробуем позвать Цып? Как подзывают цыплят?
Д: -Цып-Цып-Цып.
В: -Самый первый звук, какой вы слышите?
Д: -Ц.
В: -Давайте с вами выполним первое задание, и поймаем звук [Ц].
Игра «Поймай звук [Ц]»
В: -Я сейчас буду произносить слова, если вы услышите в слове звук [Ц], то вы его ловите (хлопаете). Будьте внимательными, слушайте и ловите звук.
Огород, ножницы, телевизор, курица, синица, морковь, картофель, огурец, цветы, заяц, ворона....
В: -Молодцы, справились с заданием, но наш цыпленок до сих пор не умеет говорить.
В: -Давайте с вами выполним следующее задание.
3 мин.
2.2.
Самостоятельная работа, индивидуальная и коллективная работа
Второе задание
«Цыпленок из блоков Дьенеша»
(по схеме)
В: -Ребята, на столах лежат блоки Дьенеша, вам необходимо выложить геометрические фигуры по схеме.
В: -Кто у вас получился?
Д: -Цыпленок.
В: -На какой звук начинается слово?
Д: -Звук [Ц].
В: -Давайте с вами определим, какой это звук? Гласный или согласный?
Д: -Согласный.
В: -А он твердый или мягкий?
Д: (ответы детей).
В: -Да, он твердый. Звук [Ц] всегда твердый, он не может быть мягким.
В: -Звонкий или глухой звук?
Д: -Глухой.
В: -Какие вы умные, справились и с этим заданием.
В: -Ребят, посмотрите, цыпленок до сих пор не говорит. У нас осталось еще одно задание, для этого нам нужно пройти за столы.
Дети садятся за столы
Третье задание
В: -Для того, чтобы выполнить наше следующее задание, давайте с вами разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика
«Цыплята»
Раз, два, три, четыре, пять
(соединяют пальцы обеих рук, образуя шар)
Будем мы цыплят считать
(ритмично сжимают и разжимают кулачки)
Раз-цыпленок на крыльце,
(загибают по одному пальчику на обеих руках, начиная с больших, на каждый счет)
Два-еще сидит в яйце,
Три-цыпленок самый смелый,
А четыре-самый белый,
Пять-маленький цыпленок,
(загнув мизинец, прижимают кулачки друг к другу)
Кушать захотел спросонок
(стучат кулачками друг об друга)
Упражнение «Найди слово»
В: -Назови картинки, выделяя звук Ц. Найди слова, в которых звук Ц находится в начале (в середине, в конце). Соедини каждую картинку с соответствующей схемой.
(Дети выполняют задание на листках)
(В конце задания проверяем правильность выполнения упражнения)
Цып: -Ура! Огромное спасибо вам за помощь. Ко мне вернулся мой голос!
15 мин.
2.3.
Физминутка
В: -А теперь, ребята, цыпленок предлагает вам отдохнуть, и не много с ним потанцевать.
«Цыпленок ПИ»
2 мин.
3.
Заключительная часть.
(Рефлексия)
(Дети встают в круг)
Перед детьми стоит стол, на котором лежат картинки яиц желтого и белых цветов.
В: -Возьмите яйцо желтого цвета, если вам понравилось наше занятие, и возьмите яйцо белого цвета те, которым занятие не понравилось или были затруднения.
Д: (выбирают яйцо определенного цвета).
Воспитатель подводит итог, задает вопросы детям.
В: -С каким звуком и буквой вы сегодня познакомились?
-Какой это звук?
-Какие слова вы запомнили со звуком «ц»?
-Чем понравилось занятие?
-Что запомнилось?
-Какие были затруднения?
Воспитатель благодарит детей за занятие.
3 мин.