Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Конспект открытого занятия "Трёхголосие" | Мой кабинет. Работа №344293

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Конспект занятия, направленного на развитие гармонического слуха и навыков исполнения двух-, трёхголосия в вокальном коллективе.

Цель занятия:  совершенствовать навыки  двух-, трёхголосия в группе «Конфетти» вокального ансамбля «Радуга».

 Задачи:

 Образовательные:

·        формировать навыки пения a cappella;

·        добиваться чистого унисона как основы для развития гармонического  слуха;

·        совершенствовать у обучающихся умение чётко провести свою партию при одновременном звучании другой;

 

      Развивающие:

·        совершенствовать вокально-хоровые навыки и умения;

·        развивать гармонический слух;

·        развивать музыкальную восприимчивость, то есть умение слышать и слушать, умение анализировать, сопоставлять;

·        расширять музыкальный кругозор обучающихся через репертуар  (произведения современных композиторов, народные песни).

 

Воспитательные:

·        воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку, содержания текста;

·        воспитывать интерес к народной музыке; песням современных

·        воспитать желание исполнять песни в самостоятельной деятельности,

 

 

муниципальное образовательное автономное учреждение дополнительного образования детей дом детского творчества

 

 

 

 

 

 

Конспект открытого занятия « Трехголосие»

 

 

 

 

 

Педагог дополнительного образования

Ольхова И.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Свободный, 2022 г.

 

Тема занятия:  трехголосие

Форма проведения:  коллективная.

Тип занятия:  занятие – повторения, закрепления умений и навыков, разучивание нового материала

Цель занятия:  совершенствовать навыки двух-, трёхголосия в группе «Конфетти» вокального ансамбля «Радуга».

Задачи:

 Образовательные:

формировать навыки пения a

cappella

;

добиваться чистого унисона как основы для развития гармонического  слуха;

совершенствовать у

обучающихся

умение чётко провести свою партию при одновременном звучании другой;

 

      Развивающие:

совершенствовать вокально-хоровые навыки и умения;

развивать гармонический слух;

развивать музыкальную восприимчивость, то есть умение слышать и слушать, умение анализировать, сопоставлять;

расширять музыкальный кругозор обучающихся через репертуар  (произведения современных композиторов, народные песни).

 

Воспитательные:

воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку, содержания текста;

воспитывать интерес к народной музыке; песням

современных

воспитать желание исполнять песни в самостоятельной деятельности,

 

 

Методы обучения: 

наглядный (слуховой и зрительный);

словесный

(обсуждение характера музыки, образные сравнения, словесная оценка исполнения);

индуктивный;

дедуктивный;

проблемно – поисковый;

объяснительно –

иллюстративный

в сочетании с репродуктивным

(вокальные иллюстрации голосом учителя и воспроизведение услышанного детьми).

 

       Методические приёмы:

применение индивидуального подхода, наблюдение за развитием учащихся, групповой и индивидуальный  опрос;

побуждение детей к самоконтролю и самооценке в процессе пения;

сопоставление песен, различных по характеру;

вариативность заданий при повторении упражнений и песенного материала;

представление « в уме» первого звука уже на дыхании;

вокализация песен на слог;

задержка звучания хора на отдельных звуках по руке дирижёра с целью выстраивания унисона, а так же выстраивание созвучий в двух,

трёхголосии

;

образные сравнения как приём связи с жизненным опытом и образным мышлением  

обучающихся

;

юмор, одобрение, поощрение успехов учащихся  с целью стимуляции их интереса к занятиям, как способ вызвать положительные эмоции, повышающие  работоспособность детей.

Психологические условия на занятии:

психологически-комфортная атмосфера, эмоциональное удовлетворение;

личностно-ориентированное общение, учёт уровня музыкального  развития;

учёт индивидуальных особенностей;

дифференцированный подход.

 

 Оборудование: синтезатор, стулья, ноутбук, микрофоны, микшерный пульт, колонки, записи плюсовых и минусовых фонограмм песен, ноты произведений, ноты упражнений и попевок.

Предварительная работа:

Формирование навыков двухголосного пения сложный и длительный процесс, в котором активное участие принимают как внешние факторы (обучение), так и внутренние (музыкальное развитие). От их развития зависит темп, и характер образования навыков. Через обучение происходит необходимое воздействие на музыкальное развитие, которое в свою очередь стимулирует успешность освоения музыкального материала.

Прежде чем приступить к овладению навыков двухголосного пения была проведена предварительная работа (в прошлом году), где дети должны были овладеть в достаточной степени, хоровым унисоном на примере одноголосных произведений, потом в репертуар вводились произведения, в которых присутствовало небольшое расхождение голосов и подголосочная имитация.

Восприятие многоголосной музыки – явление сложное, и оно значительно отстает от восприятия одноголосной музыки. Дети с неразвитым гармоническим слухом относятся к многоголосной музыке двояко. Одним оно мешает услышать и правильно спеть песню, другие находят что многоголосное звучание в аккомпанементе украшает мелодию и петь ее с сопровождением приятнее. Поэтому, распределение детей по хоровым партиям проводилось на основе уровня развития их способностей. Более способные дети направлялись ко второй партии.

 

Структура занятия

1.Организационный момент (приветствие, сообщение темы и задач урока)

2.Разминочно-тренировочный комплекс:

Упражнения на снятие мышечных зажимов: потягивание, повороты, наклоны, вращения корпуса плеч и головы;

Дыхательная гимнастика:

- выработка правильного вдоха: взять дыхание как бы в испуге произнося «АХ!», слегка задержать его, зафиксировать, но не зажимать, затем на выдохе считать вслух нараспев, в высокой певческой позиции «один, два, три и т. д. Вдох должен быть коротким, энергичным, легким, бесшумным, не напряженным, выдох экономным с ощущением «на себя»;

- взять дыхание, задержать его и медленно, но активно произносить звук «с» - это приводит к сокращению мышц брюшного пресса и диафрагмы и вырабатывает постепенный и плавный выдох;

- выработка экономного выдоха: глубокий вдох через нос, выдох через рот, губы трубочкой – «задуть свечу», постепенно увеличивать количество свечей;

- укрепление диафрагмы - «собачка»;

- «маятник»

Артикуляционная гимнастика:

-тренировка нижней челюсти: голова прямо, подбородок в обычном, удобном положении, губы сомкнуты; на счет «раз» челюсть опускается на расстояние среднего и указательного пальцев, язык лежит свободно, кончик языка у нижних резцов, губы сохраняют округлую форму, зубы не обнажаются, на счет «два» фиксируется открытое положение рта, далее в обратном порядке.

- свободное движение челюстью вверх, вниз, влево, вправо;

- покусывая язык, высовывать его вперед и убирать назад, покусывая всю поверхность.

- пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами.

- провести языком между губами и зубами как бы очищая зубы.

- проткнуть языком попеременно верхнюю и нижнюю губы, правую и левую щеки.

- пощелкать языком меняя объем рта так, чтобы звуковысотность щелчка менялась.

- покусать нижнюю губу по всей длине, тек же верхнюю.

- закусить щеки боковыми зубами.

 

Распевание с целью разогреть связки, выстроить интонационный слух, закрепить положение «зевка», подключить необходимые резонаторы и закрепить систему певческого дыхания, выработать ровность певческого тона, правильную артикуляцию гласных, научить слышать свой голос на фоне других голосов, сливать свой голос в общий унисон, удерживать свою партию, воспитывать чувство ансамбля:

-подготовка ощущений певческого аппарата к процессу певческой фонации: поем с закрытым ртом и вверх на гласную «и» вниз по полтона или по тону, при этом глубоко опускаем нижнюю челюсть, зубы разомкнуты, губы в состоянии щекотливости, мягкое небо округлое;

- упражнения на staccato: упражнения на гласные «о» и «а», слоги «льо» и «ми» по тоническому трезвучию; каждая гласная формируется в одном фокусе, действуют верхняя и средняя точки зевка, следим за процессом певческого дыхания и движением диафрагмы;

-упражнения на legato на гласные «а-э-и-о-у», слоги «ма-мэ-ми-мо-му» c целью развития кантилены, распределения дыхания на певческую фразу, ощущения свободы и полноты звучания;

- упражнения на развитие гармонического слуха: пение канонов, тонического трезвучия, пение двух, трёхголосных попевок.

 

3. Работа над репертуаром:

 

1. «Подкошена травка» - русская народная хороводная песня:

- повторение хоровых партий: работа над чистотой интонирования каждой партии в отдельности; соединение двухголосия по фразам – работа над хоровым строем, частным и общим ансамблем, осмысленным воспроизведением поэтического текста, роль мимики и жестов при исполнении народной песни как выразительных средств характера и ритмического эмоционального пульса песни, выработать точное интонирование движения мелодии, четкую дикцию в быстром темпе на staccato, короткое, бесшумное дыхание между фразами, четкое разграничение элементов звучности на нюансы, естественное звучание произведения.

2. «Человек под дождем» - А Петряшева:

- прослушивание песни в исполнении ансамбля «Color Music», анализ формы, мелодии, поэтического текста, характеристика многоголосия;

- разучивание хоровых партий: чистый унисон, фразировка, ньюансировка, выравнивание гласных; соединение голосов парами по фразам: 1 и 2, 1 и 3, 2 и 3 , хоровой строй, частный и общий ансамбль.

- разучивание канона двухголосного канона с гармоническим трехголосием отдельно по партиям, соединение по фразам: строй и ансамбль;

- соединение по парам: 1 и 2, 1 и 3, 2 и 3 , соединение трехголосия: частный и общий ансамбль, строй.

 

Рефлексия: красота многоголосного пения.

Подведение итогов урока, закрепление разученного материала, повторение ранее выученных песен.

 

Аплодисменты!!!

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×