Конспект открытого занятия "Трёхголосие" | Мой кабинет. Работа №344293
Конспект занятия, направленного на развитие гармонического слуха и навыков исполнения двух-, трёхголосия в вокальном коллективе.
Цель занятия: совершенствовать навыки двух-, трёхголосия в группе «Конфетти» вокального ансамбля «Радуга».
Задачи:
Образовательные:
· формировать навыки пения a cappella;
· добиваться чистого унисона как основы для развития гармонического слуха;
· совершенствовать у обучающихся умение чётко провести свою партию при одновременном звучании другой;
Развивающие:
· совершенствовать вокально-хоровые навыки и умения;
· развивать гармонический слух;
· развивать музыкальную восприимчивость, то есть умение слышать и слушать, умение анализировать, сопоставлять;
· расширять музыкальный кругозор обучающихся через репертуар (произведения современных композиторов, народные песни).
Воспитательные:
· воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку, содержания текста;
· воспитывать интерес к народной музыке; песням современных
· воспитать желание исполнять песни в самостоятельной деятельности,
муниципальное образовательное автономное учреждение дополнительного образования детей дом детского творчества
Конспект открытого занятия « Трехголосие»
Педагог дополнительного образования
Ольхова И.В.
г. Свободный, 2022 г.
Тема занятия: трехголосие
Форма проведения: коллективная.
Тип занятия: занятие – повторения, закрепления умений и навыков, разучивание нового материала
Цель занятия: совершенствовать навыки двух-, трёхголосия в группе «Конфетти» вокального ансамбля «Радуга».
Задачи:
Образовательные:
формировать навыки пения a
cappella
;
добиваться чистого унисона как основы для развития гармонического слуха;
совершенствовать у
обучающихся
умение чётко провести свою партию при одновременном звучании другой;
Развивающие:
совершенствовать вокально-хоровые навыки и умения;
развивать гармонический слух;
развивать музыкальную восприимчивость, то есть умение слышать и слушать, умение анализировать, сопоставлять;
расширять музыкальный кругозор обучающихся через репертуар (произведения современных композиторов, народные песни).
Воспитательные:
воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку, содержания текста;
воспитывать интерес к народной музыке; песням
современных
воспитать желание исполнять песни в самостоятельной деятельности,
Методы обучения:
наглядный (слуховой и зрительный);
словесный
(обсуждение характера музыки, образные сравнения, словесная оценка исполнения);
индуктивный;
дедуктивный;
проблемно – поисковый;
объяснительно –
иллюстративный
в сочетании с репродуктивным
(вокальные иллюстрации голосом учителя и воспроизведение услышанного детьми).
Методические приёмы:
применение индивидуального подхода, наблюдение за развитием учащихся, групповой и индивидуальный опрос;
побуждение детей к самоконтролю и самооценке в процессе пения;
сопоставление песен, различных по характеру;
вариативность заданий при повторении упражнений и песенного материала;
представление « в уме» первого звука уже на дыхании;
вокализация песен на слог;
задержка звучания хора на отдельных звуках по руке дирижёра с целью выстраивания унисона, а так же выстраивание созвучий в двух,
трёхголосии
;
образные сравнения как приём связи с жизненным опытом и образным мышлением
обучающихся
;
юмор, одобрение, поощрение успехов учащихся с целью стимуляции их интереса к занятиям, как способ вызвать положительные эмоции, повышающие работоспособность детей.
Психологические условия на занятии:
психологически-комфортная атмосфера, эмоциональное удовлетворение;
личностно-ориентированное общение, учёт уровня музыкального развития;
учёт индивидуальных особенностей;
дифференцированный подход.
Оборудование: синтезатор, стулья, ноутбук, микрофоны, микшерный пульт, колонки, записи плюсовых и минусовых фонограмм песен, ноты произведений, ноты упражнений и попевок.
Предварительная работа:
Формирование навыков двухголосного пения сложный и длительный процесс, в котором активное участие принимают как внешние факторы (обучение), так и внутренние (музыкальное развитие). От их развития зависит темп, и характер образования навыков. Через обучение происходит необходимое воздействие на музыкальное развитие, которое в свою очередь стимулирует успешность освоения музыкального материала.
Прежде чем приступить к овладению навыков двухголосного пения была проведена предварительная работа (в прошлом году), где дети должны были овладеть в достаточной степени, хоровым унисоном на примере одноголосных произведений, потом в репертуар вводились произведения, в которых присутствовало небольшое расхождение голосов и подголосочная имитация.
Восприятие многоголосной музыки – явление сложное, и оно значительно отстает от восприятия одноголосной музыки. Дети с неразвитым гармоническим слухом относятся к многоголосной музыке двояко. Одним оно мешает услышать и правильно спеть песню, другие находят что многоголосное звучание в аккомпанементе украшает мелодию и петь ее с сопровождением приятнее. Поэтому, распределение детей по хоровым партиям проводилось на основе уровня развития их способностей. Более способные дети направлялись ко второй партии.
Структура занятия
1.Организационный момент (приветствие, сообщение темы и задач урока)
2.Разминочно-тренировочный комплекс:
Упражнения на снятие мышечных зажимов: потягивание, повороты, наклоны, вращения корпуса плеч и головы;
Дыхательная гимнастика:
- выработка правильного вдоха: взять дыхание как бы в испуге произнося «АХ!», слегка задержать его, зафиксировать, но не зажимать, затем на выдохе считать вслух нараспев, в высокой певческой позиции «один, два, три и т. д. Вдох должен быть коротким, энергичным, легким, бесшумным, не напряженным, выдох экономным с ощущением «на себя»;
- взять дыхание, задержать его и медленно, но активно произносить звук «с» - это приводит к сокращению мышц брюшного пресса и диафрагмы и вырабатывает постепенный и плавный выдох;
- выработка экономного выдоха: глубокий вдох через нос, выдох через рот, губы трубочкой – «задуть свечу», постепенно увеличивать количество свечей;
- укрепление диафрагмы - «собачка»;
- «маятник»
Артикуляционная гимнастика:
-тренировка нижней челюсти: голова прямо, подбородок в обычном, удобном положении, губы сомкнуты; на счет «раз» челюсть опускается на расстояние среднего и указательного пальцев, язык лежит свободно, кончик языка у нижних резцов, губы сохраняют округлую форму, зубы не обнажаются, на счет «два» фиксируется открытое положение рта, далее в обратном порядке.
- свободное движение челюстью вверх, вниз, влево, вправо;
- покусывая язык, высовывать его вперед и убирать назад, покусывая всю поверхность.
- пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами.
- провести языком между губами и зубами как бы очищая зубы.
- проткнуть языком попеременно верхнюю и нижнюю губы, правую и левую щеки.
- пощелкать языком меняя объем рта так, чтобы звуковысотность щелчка менялась.
- покусать нижнюю губу по всей длине, тек же верхнюю.
- закусить щеки боковыми зубами.
Распевание с целью разогреть связки, выстроить интонационный слух, закрепить положение «зевка», подключить необходимые резонаторы и закрепить систему певческого дыхания, выработать ровность певческого тона, правильную артикуляцию гласных, научить слышать свой голос на фоне других голосов, сливать свой голос в общий унисон, удерживать свою партию, воспитывать чувство ансамбля:
-подготовка ощущений певческого аппарата к процессу певческой фонации: поем с закрытым ртом и вверх на гласную «и» вниз по полтона или по тону, при этом глубоко опускаем нижнюю челюсть, зубы разомкнуты, губы в состоянии щекотливости, мягкое небо округлое;
- упражнения на staccato: упражнения на гласные «о» и «а», слоги «льо» и «ми» по тоническому трезвучию; каждая гласная формируется в одном фокусе, действуют верхняя и средняя точки зевка, следим за процессом певческого дыхания и движением диафрагмы;
-упражнения на legato на гласные «а-э-и-о-у», слоги «ма-мэ-ми-мо-му» c целью развития кантилены, распределения дыхания на певческую фразу, ощущения свободы и полноты звучания;
- упражнения на развитие гармонического слуха: пение канонов, тонического трезвучия, пение двух, трёхголосных попевок.
3. Работа над репертуаром:
1. «Подкошена травка» - русская народная хороводная песня:
- повторение хоровых партий: работа над чистотой интонирования каждой партии в отдельности; соединение двухголосия по фразам – работа над хоровым строем, частным и общим ансамблем, осмысленным воспроизведением поэтического текста, роль мимики и жестов при исполнении народной песни как выразительных средств характера и ритмического эмоционального пульса песни, выработать точное интонирование движения мелодии, четкую дикцию в быстром темпе на staccato, короткое, бесшумное дыхание между фразами, четкое разграничение элементов звучности на нюансы, естественное звучание произведения.
2. «Человек под дождем» - А Петряшева:
- прослушивание песни в исполнении ансамбля «Color Music», анализ формы, мелодии, поэтического текста, характеристика многоголосия;
- разучивание хоровых партий: чистый унисон, фразировка, ньюансировка, выравнивание гласных; соединение голосов парами по фразам: 1 и 2, 1 и 3, 2 и 3 , хоровой строй, частный и общий ансамбль.
- разучивание канона двухголосного канона с гармоническим трехголосием отдельно по партиям, соединение по фразам: строй и ансамбль;
- соединение по парам: 1 и 2, 1 и 3, 2 и 3 , соединение трехголосия: частный и общий ансамбль, строй.
Рефлексия: красота многоголосного пения.
Подведение итогов урока, закрепление разученного материала, повторение ранее выученных песен.
Аплодисменты!!!