конспект открытого занятия«Составление рассказа по картине «Поздняя осень»» | Шубина Татьяна Владимировна. Работа №252350
Автор: Шубина Татьяна Владимировна
Открытое занятие по развитию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи в старшей логопедической группе «Составление рассказа по картине «Поздняя осень»»
Открытое занятие
по развитию лексико-грамматического строя речи
и развитию связной речи
в старшей логопедической группе
«Составление рассказа по картине
«Поздняя осень»»
Выполнил:
учитель-логопед
СП МАОУ «СОШ №13»
им. Д.И. Кашигина
Шубина Татьяна Владимировна
2018г.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: Формировать умение рассматривать картину и рассуждать над ее содержанием, озаглавить картину.
Учить составлять рассказ по картине, придерживаясь плана.
Закреплять умение при составлении рассказа опираться на схему-дорожку.
Воспитывать интерес к составлению рассказа по картине.
Коррекционно-развивающие:
Развивать связную речь, учить отвечать на вопросы по содержанию картины, грамматически правильно строить предложения.
Развивать внимание, память, мышление.
Уточнить знания о жизни диких животных (ежей) в природе.
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к животным.
Оборудование:
Картина «Поздняя осень», мольберт, указка, схема-дорожка.
Предварительная работа:
Чтение рассказа И.С. Соколов - Микитов «Ёж», беседа о жизни ежей в природе, рассматривание иллюстраций на тему «Дикие животные», загадывание загадок о диких животных.
Ход занятия:
Логопед:
Все ребята проходите.
Друг на друга поглядите.
Поздоровайтесь ладошкой,
Улыбнитесь все немножко.
Сейчас я прочитаю вам стихотворение, а вы попробуйте отгадать, о каком времени года идет речь?
Осенью дожди идут
Часто небо хмурится.
Пригодятся сапоги,
Плащ и зонт на улице.
Лист желтеет, опадает
И всю землю покрывает.
Вянут травы и цветы
Засыпают до весны.
В стаях, в теплые края
Птицы собираются
И животные в лесу
Кормом запасаются.
Дети: В этом стихотворении говорится про осень.
Логопед: А вся ли осень одинаковая?
Дети: Есть ранняя осень, есть поздняя осень.
Логопед: Осень по-своему красивая. Поэты любили всякую осень и грустную, и веселую. Любуясь красотой осени, они написали много стихов.
Дети, что происходит осенью с деревьями?
Что происходит осенью с травой?
Что птицы делают осенью?
Что делают осенью животные?
Дети: Осенью животные готовятся к зиме. Одни укладываются спать, другие меняют шкурку и делают запасы на зиму.
Логопед: Это время года любят не только поэты, но и художники.
Здесь висит картина, а как вы думаете, что на ней изображено?
Сердитый недотрога живет в глуши лесной. Иголок очень много, а ниток ни одной.
Палочкой своей взмахну и картину покажу. Раз, два, три, смотри!
Посмотрите внимательно на картину.
И мы сейчас с вами поиграем в игру, которая называется «Продолжи предложение». Я начну, а вы продолжите мое предложение.
На этой картине художник изобразил позднюю осень, потому что…
Дети: деревья стоят голые, на земле лежат листья и кое-где лежит снег.
Логопед: На березе стучит дятел, эту птицу называют лесным доктором, потому что…
Дети: он спасает деревья от вредных насекомых.
Логопед: Других птиц не видно, потому что…
Дети: они улетели в теплые края.
Логопед: Дятел остался, потому что…
Дети: это зимующая птица.
Логопед: Под поваленным пнем, свернувшись в клубок лежит ежик, потому что…
Дети: он приготовился к зимней спячке.
Логопед: В ямку с листьями он лег, и свернулся он в клубок, чтоб никто найти не смог.
Ребята, а какие еще животные впадают в зимнюю спячку?
Физминутка:
Утром по лесной дорожке
Топ-топ-топ топочут ножки
Ходит, бродит, вдоль дорожек
Весь в иголках старый ежик.
Он устал, решил поспать
В ямку с листьями он лег
И свернулся он в клубок,
Чтоб никто найти не смог.
Логопед: Ребята, представьте себе, что мы попали на лесную полянку. Что вы слышите? Какие запахи вы чувствуете? А теперь давайте потрогаем все, что можно потрогать руками, что вы чувствуете?
Какой ежик?
Дети: ежик колючий, мордочка мягкая, а коготки острые.
Логопед: Дети, а зачем ежику нужны иголки?
Дети: ежику нужны иголки, чтобы защищаться.
Логопед: У ежика много врагов – барсуки, лисицы, кабаны…
Ведь еж животное очень маленькое, и не было бы у него иголок, то каждый мог бы на него напасть, а колючие иголки отпугивают хищников. При встречи с опасностью он замирает, прячет свою незащищенную мордочку, сворачивается в клубок и выставляет иглы.
Дети, а кто знает, как еж готовится к зимней спячке?
Дети: к осени он отъедается, становится жирным. Ранней осенью в солнечные, теплые дни начинает устраивать зимнее гнездо. В ямку натаскает сухую траву, веток, мха. С наступлением холода еж залезает в свою норку ложится на мягкую постельку, укрывается листочками и засыпает.
Логопед: Художник Алексеев назвал эту картину «Поздняя осень», а вы бы как хотели назвать.
Дети: «Спячка ежа», «Осень в лесу», «Скоро зима»
Логопед: Мы с вами подробно рассмотрели картину, а сейчас каждый из вас придумает по картине свой рассказ. Можете воспользоваться вот этой схемой-дорожкой. Кто хочет пойти и составить рассказ по картине?
Дети составляют рассказы по картине.