Конспект по экспериментированию "Опыты с водой" | Горшунова Ольга Алексеевна. Работа №266592
Автор: Горшунова Ольга Алексеевна
Конспект
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Детский сад № 15 «Березка»
Конспект непосредственной образовательной деятельности
в старшей группе
Образовательная область «Познавательное развитие»
Тема: «Опыты с водой»
Составитель:
Воспитатель
Горшунова О.А.
г Богородск
2020 г
Цель: расширение знаний детей о свойствах воды через опытно-экспериментальную деятельность.
Задачи:
- уточнить значения воды для всего живого на земле;
- развивать у детей познавательный интерес через проведение опытов с водой; развивать наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы – воспитывать бережное отношение к воде как основному природному ресурсу.
Предварительная работа:
чтение художественной литературы по теме «Вода» (стихи, загадки, пословицы, поговорки) ; наблюдение на прогулке; беседы о воде, ее роли в жизни человека; рассматривание иллюстраций на тему «Вода».
Способы: сюрпризный момент, рассматривание схем («Кому нужна вода», «Как человек использует воду»), рассматривание символов свойств воды, загадка о воде, чтение стихотворения «Вы слыхали о воде?», беседа, вопросы поискового характера, рассказ воспитателя.
Средства: стакан с водой, стакан с молоком, ложки, емкости: с солью, с сахарным песком, аскорбиновой кислотой, растительным маслом, мукой; трубочки для коктейля, акварельная краска, кубик, шарик, любая картинка. На каждого ребенка: пластиковые стаканчики, ложки, формочки с соль и сахаром, «розетки» разной формы, баночки пластиковые, кисточки.
Ход НОД:
Воспитатель: ребята, сегодня я приготовила для вас загадку. Отгадав ее, вы узнаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить.
В морях и реках обитает,
Но часто по морю летает,
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять (ответы детей)
Воспитатель: правильно, сегодня мы будем говорить о воде (запись шума воды).
Вы слыхали о воде? Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане и в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает, в лес туманом заползает.
На плите у вас кипит, паром чайника шипит,
Без нее нам не умыться, не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить: без воды нам не прожить!
-Ребята, для чего нужна вода? Кому она нужна? (ответы детей)
-Как человек использует воду? (ответы детей).
Вы хотите больше узнать о воде? (ответы детей). Тогда проходите к столу, где нас ждут различные предметы для ее исследования.
Опыт № 1. «У воды нет запаха».
- Посмотрите, ребята. На столе что- то стоит. Как вы думаете, что это? (ответы детей). А, может быть, сок? Почему вы думаете, что это вода? (ответы детей). Давайте понюхаем ее. Она пахнет? (ответы детей).
Вывод: правильно, вода не имеет запаха.
Выкладывание на доске символа, обозначающего отсутствие запаха у воды.
Опыт 2. «Вода пресная».
- Перед вами стаканчики с водой. Попробуйте ее. Есть ли у воды вкус? (ответы детей). А теперь добавьте в воду соль. Попробуйте. Какая на вкус стала вода? (ответы детей). А теперь добавьте в воду сахар. Попробуйте. Какая стала на вкус вода? (ответы детей). А какая будет на вкус вода, если добавить в воду аскорбиновую кислоту? Попробовали? (ответы детей). Что изменилось, когда мы добавили в воду разные вещества? (ответы детей).
Правильно, у воды появился вкус. Она стала соленая, сладкая, кислая.
Вывод: своего вкуса у воды нет. Как вы это определили? (попробовали)Она принимает вкус растворяемых в ней веществ.
Выкладывание на доске символа, обозначающего отсутствие вкуса у воды.
-Ребята, а ведь воду моно не только пить, в ней можно плавать давайте представим, что мы очутились на речке и немножко поплаваем.
Как приятно в речке плавать! (Плавательные движения.)
Берег слева, берег справа. (Повороты влево и вправо.)
Речка лентой впереди. (Потягивания — руки вперёд.)
Сверху мостик — погляди. (Потягивания — руки вверх.)
Чтобы плыть ещё скорей,
Надо нам грести быстрей.
Мы работаем руками.
Кто угонится за нами? (Плавательные движения.)
А теперь пора нам, братцы,
На песочке поваляться.
Мы из речки вылезаем (Ходьба на месте.)
И на травке отдыхаем.
Опыт № 3. «Вода прозрачная»
- Ребята, когда вы плавали, вы заметили, какого цвета вода? (ответы детей).
Возьмем с вами два стакана – один с водой, другой – с молоком. Поставим за стаканом с молоком картинку. Нам ее видно? (ответы детей). А теперь поставим картинку за стаканом с водой. Что мы обнаружили? (ответы детей). Какой вывод мы можем сделать? (ответы детей). Правильно, вода прозрачная, но и прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и обмакнем ее в краску, добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды , смотрим через нее на картинку, картинку не видно.
Вывод: вода – прозрачная жидкость.
Выкладывание символа, обозначающего прозрачность воды.
Опыт № 4. «Какой формы вода?»
На столе лежат кубик и шарик. Воспитатель спрашивает, какой формы ти предметы (ответы детей).
-А имеет ли форму вода? Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется. Что происходит? (ответы детей). Вспомните лужи после дождя. На дороге они растекаются, в ямках собираются, в землю впитывается и их не видно, только земля влажная.
Вывод6 вода – жидкость, не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится.
Воспитатель добавляет на доску символ, обозначающий, что у воды нет формы.
Опыт № 5. «Вода – растворитель»
-Мы с вами растворяли в воде сахар и соль. Что случилось с ними веществами? (ответы детей). Пряча в себе соль и сахар, вода не дает их увидеть, не дает потрогать и взять назад, но, при этом, она хранит их в себе. На самом деле соль и сахар не исчезли в воде, а растворились. Значит, вода является растворителем.
- А все ли вещества растворяются в воде, как вы думаете? (ответы детей).
Давайте попробуем растворить в воде муку и подсолнечное масло (дети выполняют).
- Если в воду добавить муку и масло, они тоже растворяются, как соль и сахар?. Что произошло с маслом в воде? (ответы детей). А с мукой? (ответы детей). Масло плавает на поверхности воды капельками, а мука не растворилась полностью, ее осадок опустился на дно стакана.
- Молодцы, ребята. С каким новым свойством воды вы познакомились?
Вывод: одни вещества растворяются на дне, а другие нет.
Выкладывается символ, обозначающий, что вода – растворитель.
- Ребята, сегодня мы узнали о новых свойствах воды, а знаете ли вы, что воду нужно беречь? Как вы думаете, почему? (ответы детей).
Воды в природе очень много, но для умывания и приготовления пищи нужна только очищенная вода. А чтобы получить чистую воду, люди затрачивают много сил. Поэтому ее нужно беречь, плотно закрывая краны после мытья рук. Чтобы все об этом помнили, я изготовила памятку «Помыл руки – плотно закрой кран». Давайте повесим ее у нас в умывальной комнате. Согласны? (ответы детей). А сейчас у меня для вас есть сюрприз! (вносятся цветные льдинки). Как вы думаете, что это? Как можно получить такие льдинки? (ответы детей).
Воспитатель предлагает украсить цветными льдинками участок.
В конце образовательной деятельности дети рассматривают свои игрушки, показывают их друг другу, вместе любуются.