Конспект по обучению грамоте детей с ОНР. Дифференциация звуков [г], [к] | Андрюшина Елена Эдуардовна . Работа №282073
Автор: Андрюшина Елена Эдуардовна
. К слову «кот» мы подобрали такую схему: [к] – согласный, твердый звук ® синий цвет; [о] – гласный звук ®красный цвет; [т] – согласный, твердый звук ® синий цвет. К слову «гусь» мы подобрали другую схему: [г] – согласный, твердый звук ® синий цвет; [у] – гласный звук ® красный цвет; [с’] – согласный, мягкий звук ® зеленый цвет.
Логопед. Молодцы, ребята, все верно! Можем присоединить еще один вагончик и приступить к следующему заданию.
Третий ребенок присоединяет вагончик к составу. Учитель-логопед открывает следующее задание.
Конспект по обучению грамоте детей с ОНР.
Дифференциация звуков [г], [к]
Раздается гудок паровоза.
Логопед. Ой, ребята, что это за звук? Наверное к нам кто-то приехал?
Дети. Паровоз!
Логопед снимает ткань с мольберта.
Логопед. Правда, к нам приехал паровоз! А кто же им управляет?
Дети. Кот и Гусь.
Логопед. Правильно. На какие звуки начинаются слова «кот» и «гусь»?
Дети. Слово «кот» начинается со звука [к], а слово «гусь» начинается со звука [г].
Логопед. Молодцы, вы правильно определили первые звуки в этих словах. Но вот беда! Наши машинисты не могут отправится в путь без своих вагончиков. А чтобы их присоединить к составу, нужно выполнить задания, которые находятся в самих вагончиках. Хотите помочь машинистам справиться с заданиями?
Дети. Хотим.
Логопед. Тогда давайте посмотрим задание в первом вагончике. (Берет из вагончика задание.) Здесь написано, что мы должны вспомнить характеристики звуков [г] и [к]. Кто сможет выполнить первое задание с помощью нашей схемы?
Первый ребенок. Звук [г] согласный, звонкий, твердый. Звук [к] согласный, глухой, твердый.
Логопед. Какой ты молодец, быстро справился с заданием! Теперь мы можем присоединить первый вагончик к паровозику.
Ребенок прикрепляет вагончик к составу.
Логопед. Проверим, какое задание для нас приготовлено во втором вагончике. (Открывает окошко во втором вагоне.) Посмотрите, что здесь нарисовано?
Дети. Ромашка.
Учитель-логопед. А это значит, что нам пришло время обратить внимание на слоговую ромашку и прочитать вслух получившиеся слоги.
Учитель-логопед проводит указкой от центра ромашки к лепесткам, а дети хором произносят получившиеся слоги.
Дети. Га, го, гу, гы, ги, гэ.
Логопед. Молодцы, ребята! И это задание вы выполнили на отлично! И второй вагончик занимает свое место в составе!
Второй ребенок прикрепляет вагончик к составу.
Логопед. Предлагаю вам приступать к третьему вагону! Посмотрим, какое задание для нас приготовлено. (Открывает окошечко в третьем вагоне.) Что мы видим в этом вагончике?
Дети. Письмо.
Логопед. На наших столах тоже лежат конверты. Хотите посмотреть, что внутри?
Дети. Да. Очень интересно.
Логопед. Приглашаю вас за столы. Можете открыть конверты.
Дети открывают конверты.
Логопед. Кто догадался, с каким заданием нам предстоит справиться?
Дети. Нужно подобрать звуковую схему к словам, которые написаны на листочках.
Логопед. Правильно. А чтобы справиться с этим заданием без ошибок, давайте вспомним, какими цветами мы обозначаем звуки в схеме.
Дети. Твердые согласные звуки мы обозначаем синим цветом. Мягкие согласные – зеленым. Гласные звуки в схеме обозначаем красным цветом.
Логопед. Молодцы, правильно! Теперь можете приступить к выполнению задания.
Дети выполняют работу на столах самостоятельно. Логопед помогает тем, у кого возникают затруднения.
Логопед. Все выполнили задание? Объясните, пожалуйста, почему вы сделали такой выбор?
Дети. К слову «кот» мы подобрали такую схему: [к] – согласный, твердый звук ® синий цвет; [о] – гласный звук ®красный цвет; [т] – согласный, твердый звук ® синий цвет. К слову «гусь» мы подобрали другую схему: [г] – согласный, твердый звук ® синий цвет; [у] – гласный звук ® красный цвет; [с’] – согласный, мягкий звук ® зеленый цвет.
Логопед. Молодцы, ребята, все верно! Можем присоединить еще один вагончик и приступить к следующему заданию.
Третий ребенок присоединяет вагончик к составу. Учитель-логопед открывает следующее задание.
Логопед. Ребята, здесь нарисована сосна. А это значит, что нам нужно хорошенько размяться. Хотите немного отдохнуть?
Дети. Хотим!
Логопед. Вставайте посвободнее.
Во дворе стоит сосна,
К небу тянется она.
Тополь вырос рядом с ней,
Быть он хочет подлинней.
(Стоя на одной ноге, потягиваются –
руки вверх, потом то же, стоя на другой ноге.)
Ветер сильный налетал,
Все деревья раскачал.
(Наклоны корпуса вперед-назад.)
Ветки гнутся взад-вперед,
Ветер их качает, гнёт.
(Рывки руками перед грудью.)
Будем вместе приседать –
Раз, два, три, четыре, пять.
(Приседают.)
Мы размялись от души
И на место вновь спешим.
(Дети идут на места.)
Размялись? Отдохнули?
Дети. Да.
Логопед. Тогда давайте заглянем в следующий вагон. (Присоединяет вагончик к составу и открывает новое задание.) Ребята, нам нужно выполнить еще одно задание – прочитать слово по первым буквам.
У каждого ребенка на столе лежат карточки с заданием. Сверху нарисованы картинки, а снизу – квадратики. В них нужно вписать первые буквы слов, обозначающих нарисованное на картинке.
Логопед. После выполнения этого задания мы сможем узнать, какое слово было зашифровано в пустых квадратах. Хотите узнать, что за слово от нас спряталось?
Дети. Да, хотим!
Логопед. Тогда принимайтесь за задание. Но не забывайте правильно сидеть за столом, чтобы ваши спинки оставались красивыми.
Дети выполняют задание самостоятельно: простым карандашом вписывают буквы в клеточки. Логопед помогает справиться с заданием детям, у которых возникают трудности.
Логопед. Все справились с заданием? Какие слова получились?
Дети. Получились слова «кит» и «флаг».
Логопед. Молодцы, вы и с таким трудным заданием справились! Присоединяем еще один вагончик к составу и проверим, какое задание для нас приготовлено в последнем вагончике.
Четвертый ребенок присоединяет вагончик к составу. Логопед открывает задание.
Логопед. Ребята, посмотрите, все картинки перемешались. Хотите помочь нашим машинистам разобрать их?
Дети. Хотим.
Логопед. В корзинку с буквой «г» положим картинки, в названии которых встречается аналогичная буква. А в корзиночку с буквой «к» – картинки, в названии которых встречается «к». Помогайте друг другу, и вы обязательно справитесь и с этим заданием.
Дети выполняют задание.
Логопед. Давайте проверим, все ли правильно у вас получилось. Назовите слова с картинок, лежащих в корзинке с буквой «г», и скажите, в каком месте в слове находится аналогичный звук?
Дети. «Гусь» , «гриб», «голубь» – в начале слова; «пирог», «нога» – в конце слова.
Логопед. Правильно, молодцы! Теперь проверим корзиночку с буквой «к».
Дети. «Кот», «коза», «конь» – в начале слова; «молоток», «молоко» – в конце слова.
Логопед. И снова вы справились. Присоединяем последний вагончик. (Присоединяет вагончик к составу.) Вот и закончились задания: мы помогли нашим машинистам собрать все паровозики. Теперь они могут отправляться в путешествие. И мы с вами сегодня не скучали, выполнили все задания. У кого хорошее настроение после нашего занятия, поднимите солнышко. А кому было сложно, поднимите тучки.
Дети поднимают таблички. Объясняют, почему они сделали такой выбор, какие задания показались им сложными.