Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

КОНСПЕКТ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ | Фёдорова Дарья Владимировна, Хардикова Валентина Николаевна. Работа №288035

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Фёдорова Дарья Владимировна, Хардикова Валентина Николаевна
Цель. Создание условий  для знакомства детей со свойствами дерева и металла через практические действия с предметами и  наблюдения  за физическими процессами.

Задачи:

Образовательные:

1.                 Способствовать ознакомлению детей с качествами и свойствами материалов, используя приём сравнения (металл, тяжёлый, тонет в воде, звонкий, холодный на ощупь, магнитится; дерево теплее железа на ощупь, лёгкое, не тонет в воде, издаёт глухой звук, не магнитится).

2.                 Формировать и конкретизировать представление о том, как учитываются свойства металла и дерева при изготовлении разных предметов и изделий из них. Находить такие предметы в ближайшем окружении.

Развивающие:

1.                Способствовать развитию познавательного интереса, исследовательского типа мышления  (сравнивать объекты, обобщать, устанавливать причинно - следственные связи между предметами и явлениями, делать выводы), пополнять словарный запас.

2.                Формировать умение классифицировать предметы в группы по общим признакам (деревянные, металлические).

3.                Совершенствовать моторику, логическое мышление, восприятие, концентрировать внимание на исследуемом объекте.

Коррекционные:

1.                Развивать тактильно-двигательные ощущения для освоения способов обследования предметов, зрительно-моторную координацию в ходе практической деятельности.

2.                Развивать предметность восприятия.

3.                Развивать фиксацию взора, прослеживающую функцию глаз.

Воспитательные:

1.                 Содействовать созданию интереса к коллективной деятельности,  умению работать в малых группах, укреплять чувство взаимопомощи.

2.                 Создать благоприятную эмоциональную среду,  развивать умственные,  эстетические, морально- волевые качества.

3.                 Воспитывать аккуратность в работе с материалом, сохранять порядок на столе, выполнять инструкцию взрослого.

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ

С ЭЛЕМЕНТАМИ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ

В СРЕДНЕЙ ЗРИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.

«УВЛЕКАТЕЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ФИКСИКОВ»

(ЗНАКОМСТВО СО СВОЙСТВАМИ ДЕРЕВА И МЕТАЛЛА)

 

Хардикова В.Н. - воспитатель

Фёдорова Д.В. - учитель-дефектолог

МБДОУ № 48 г. Апатиты

 

Цель. Создание условий для знакомства детей со свойствами дерева и металла через практические действия с предметами и наблюдения за физическими процессами.

Задачи:

Образовательные:

Способствовать ознакомлению

детей

с качествами

и свойствами

материалов, используя приём сравнения

(

металл,

тяжёлый, тонет в воде, звонкий, холодный на ощупь, м

агнитится; дерево теплее железа

на ощупь, лёгкое, не тонет в воде, издаёт глухой звук, не магнитится).

Формировать и конкретизировать представление о том, как учитываются свойства металла и дерева при изготовлении разных предметов и изделий из них. Находить такие предметы в ближайшем окружении.

Развивающие:

Способствовать развитию познавательного

интерес

а

,

исследовательского

тип

а

мышления

(сравнивать объекты

, обобщать, устанавливать причинно

- следственные связи между предмет

а

ми и явлениями, делать выводы),

пополнять словарный запас.

Формировать умение

классифицировать предметы в группы по общим признакам (деревянные, металлические).

Сове

ршенствовать

моторику

,

логическое мышление, воспр

иятие, концентрировать внимание на исследуемом объекте.

Коррекционные:

Развивать тактильно-двигательные ощущения для освоения способов

обследования

предметов, зрительно-моторную координацию в ходе практической деятельности.

Развивать предметность восприятия.

Развивать

фиксацию взора, прослеживающую функцию глаз

.

Воспитательные:

Содействовать созданию

интерес

а

к коллективной деятельности,

умению

работать в малых группах, укреплять

чувство взаимопомощи.

Создать благоприятную эмоциональную среду, развивать умственные, эстетические, морально- волевые качества.

Воспитывать аккуратность в работе

с материалом,

сохранять порядок на столе, выполнять инструкцию взрослого.

Материал и оборудование: игрушки и предметы из дерева и металла, ёмкости с водой, пластины, бруски, мелкие деревянные и металлические предметы (гайки, болты, скрепки, монеты, ключи, ложки, шарики), магниты, наборы строительного материала, карты- схемы «Свойства дерева», «Свойства металла», плоскостные фигурки Фиксиков, тренажёр- схема зрительной гимнастики, удочки.

Предварительная работа: рассматривание и нахождение предметов из дерева и металла в групповом помещении, игра «Из чего мы сделаны?», «Что лишнее?»,

Методы и приёмы: игровые, наглядные, практическая деятельность.

 

Ход занятия:

 

Вводная часть:

 

Воспитатель:

«Не надо забывать с утра

Друг другу пожелать добра!

Хороший утренний привет,

Поможет избежать всех бед.

Счастливого дня!!!

 

Сообщаю детям о том, что сегодня утром обнаружила на столе красивую коробку с логотипом, жестом из пальцев («Жест Фиксиков»).

Воспитатель: Дети, вы догадались, кто нам прислал эту коробку? (ответы детей)

 

Основная часть:

 

Воспитатель: Эта коробка от Фиксиков. В коробке много предметов. Но в ней ещё и записка с просьбой. «Нам нужна ваша помощь - предлагаю подойти к столу, на котором разложены разные предметы, рассмотреть их.

Воспитатель: Назовите, какие предметы лежат на столе? (Пирамидка, машина, кубик и т. д.)

Воспитатель: из какого материала сделаны эти предметы? ( Из дерева и из металла).

 

Игра « Сортировка»

 

ети выбирают деревянные и металлические предметы и кладут на столы с условными обозначениямиерево, металл).

Воспитатель: Дети, сегодня нас ждёт сюрприз от великого учёного Гения Евгеньевича, он обещал пригласить нас в свою уникальную мини - лабораторию (раздаётся стук в дверь, входит Лизонька, здоровается, знакомится и сообщает о том, что Гений Евгеньевич не смог к нам приехать, т. к. его срочно пригласили на научную конференцию и поэтому я, его помощница - лаборантка приглашаю вас в научную лабораторию Гения Евгеньевича. Вы узнаете много нового, интересного, важного и эти знания вам очень пригодятся.)

Воспитатель: «Что такое лаборатория?». (Помещение, где проводят опыты, исследуют и узнают много неизвестного).

Лизонька: «Как надо себя вести в лаборатории?»

Дети: Не шуметь, внимательно слушать, отвечать на вопросы, поддерживать порядок на столе.

Лизонька: Сегодня мы с вами идём в уникальную мини - лабораторию Фиксиков «Познай-кА». Что бы попасть туда, нужны пропуски, без них не пустят.

(Показываю детям заламинированные картинки с изображением жеста фиксиков, прикрепляю каждому на грудь).

Лизонька: теперь попасть в лабораторию не сложно: вокруг себя повернись, в лаборатории очутись.

Воспитатель: подойдите все к лаборатории, сейчас мы немного отдохнём.

 

Пальчиковая гимнастика «Зарядка»:

 

Раз - подняться, потянуться,

Два - согнуться, разогнуться,

Три - в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть - за стол тихонько сесть.

 

№1. Проведем первый опыт:  «Плавает – тонет»

 

Воспитатель: Возьмите металлическую пластину, потрогайте и рассмотрите её. Как вы думаете, что произойдёт с пластиной, если её положить на воду? Давайте проверим и опустим её в воду. Возьмите маленькую пластинку и опустите её в воду, что произошло? (Утонула).

Вывод: металл тяжёлый, он тонет в воде.

 Ребята, давайте опустим деревянные бруски в воду и посмотрим, что с ними произойдёт. (Дети работают в паре).

Что происходит с деревянными брусками  в воде?

Дети: Плавают.

Вывод: дерево лёгкое, оно не тонет в воде.

Воспитатель: показываю две карточки с изображением гири и пёрышка. Гиря, какая по весу? (Тяжёлая). Пёрышко? (Лёгкое).- ставим условные обозначения в схему.

 

№2.  Проведем второй  опыт - с магнитами «Волшебный магнит».

 

Лизонькасейчас мы проведем очень интересный опыт. Что бы его провести, нам понадобиться предмет, который Нолик оставил нам в своем рюкзачке. Но Нолик такой затейник, просто так в рюкзак не заглянуть, что бы узнать, что в нем лежит нам понадобиться фонарик.

(Свечу фонариком сзади листа, и дети видят проявляющийся образ магнита).

Лизонька: что это ребята?

Дети: магнит.

Лизонька: конечно, но не все магниты дугообразные, есть и круглые и прямоугольные.

Возьмите из тарелки себе по одному магниту. Магниты обладают волшебной силой и способны этой силой притягивать предметы, но не все. Поднесите магнит сначала к деревянному бруску, шарику, кубику. Теперь к металлической скрепке, монете, шурупу. Что произошло?

Дети: Магнит притягивает к себе металлические предметы, а деревянные нет.  

Вывод: металлические предметы способны намагничиваться и прилипать к магниту, а деревянные нет. оказываем карточки с условными обозначениями и закрепляем свойства двух материалов).

Лизонька:

«Стоп уроки!
Стоп дела,

Отдыхать пришла пора!

 

Зрительная гимнастика: «Соберём инструменты».

 

Перед детьми плакат с тренажёром- схемой зрительной гимнастики, в каждой петле которой находятся инструменты Дедуса.

Лизонька: ребята, фиксики такие шалуны и непоседы, снова разбросали инструменты Дедуса. Давайте поможем ему их собрать, для этого вы должны очень внимательно смотреть за Дедусом.

Дети: (дети прослеживают взглядом всю траекторию зрительного тренажера, а на фигуру Дедуса по очереди примагничиваются все инструменты).

Лизонька: какие вы молодцы, все инструменты Дедус собрал?

Дети: да.

Лизонька: теперь нужно крепко-крепко зажмурить глаза, что бы фиксик мог спрятаться, вы ведь знаете, что они не любят показываться людям. Зажмурились и поморгали, поморгали глазами.

Воспитатель: отлично, а сейчас пора продолжить опыты в нашей лаборатории, отгадайте загадку.

Загадка: «Сама не ест, а всех кормит?»- отгадка лежит у вас на столах (Ложка).

Ложки нам нужны для следующего опыта.

 

№3. Третий опыт «Глухой – звонкий»

 

Воспитатель: Для чего нужны ложки? А что еще можно делать ложками? Возьмем деревянные ложки и  на них поиграем. С начала девочки играют на деревянных ложках.

Какой вы слышите звук?

Дети: Глухой.

Воспитатель: А сейчас мальчики поиграют  на металлических ложках (дети играют).

Какой вы слышите звук?

Дети: Звонкий.

Воспитатель: Какие ложки звучали звонче, деревянные или металлические?

Дети: Металлические.

Воспитатель: Из этого можно сделать вывод: металл издаёт звонкий звук, а дерево издаёт глухой звук. ( Закрепляем свойства материалов через модель- схему).

 

№4. Четвёртый опыт «Тёплый - холодный».

 

Воспитатель: Возьмите в правую руку деревянную ложку, а в левую металлическую и деревянную ложку приложите к правой щеке, а металлическую ложку к левой щеке. Что чувствуете, какая металлическая ложка? (Холодная)

Какая ложка деревянная? (Теплая, теплее чем металличесая)

Вывод: Металл и металлические предметы холодные, а дерево и деревянные предметы тёплые. (Закрепляем свойства материалов через модель- схему).

Лизонька:

Это всё эксперименты-

Интересные моменты:

Всё, всё, всё хотим узнать,

Как наш опыт получился,

Сколько времени он длился

Удивляемся всему.

Как? Зачем? И почему?

Воспитатель: Дети, давайте напомним Симке и Нолику все свойства дерева и металла, воспользуемся получившейся схемой с условными обозначениями и назовём их свойства. Дерево - лёгкое, не тонет, не магнитится, издаёт глухой звук, тёплое.

Металл – тяжёлый, тонет в воде, магнитится, звонкий, холодный.

Эти знания нам очень пригодятся т.к. я сейчас расскажу вам одну необыкновенную историю. Послушайте.

 

Конструирование «Плот».

 

Воспитатель: Однажды Симка и Нолик решили пойти навестить своего друга Дим Димыча. Дим Димыч жил на другом берегу озера, а как перебраться на другой берег они не знали. На берегу не было ни лодки, ни катера. Они смастерили бумажный кораблик, но у них ничего не получилось. Почему? Оглядевшись по сторонам, они увидели металлические пластины и деревянные бруски. Стали думать, из чего можно построить плот? Дети, а вы как думаете, какой материал подойдёт для постройки плота? Почему? Давайте все вместе построим надёжный плот, чтобы наши друзья могли переплыть через озеро и навестить своего друга (практическая деятельность).

Воспитатель: Какие вы молодцы, фиксики смогли переплыть на плотах через озеро, но не хорошо в гости идти без подарка, предлагаю подарить Дим Димычу новый, красивый замок и девять ключей от него. Вот он, Лизонька дай скорее ключи от замка.

Лизонька: Дети, ключи от замка я нечаянно уронила в озеро, когда помогала вам сажать фиксиков на плоты. Вы знаете, как их достать и не намочить руки (подвожу детей к выводу, что это можно сделать с помощью магнита).

 

Заключительная часть:

 

Воспитатель: Дети, мы сегодня с вами много интересного узнали, у нас всё получилось, мы подружились с героями мультфильмаФиксиками, сделали много добрых дел. Вы настоящие друзья, Лизонька расскажет о ваших поступках Гению Евгеньевичу, а он нас обязательно пригласит в удивительную страну Фиксиков.

Лизонька: ребята, вы настоящие исследователи и за ваше желание удивляться и узнавать что-то новое, хочу вручить вам медали Фиксиков.

Воспитатель: давайте попрощаемся с Лизонькой.

Дети: до свидания.

Лизонька: до новых встреч ребята!

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×