КОНСПЕКТ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ | Фёдорова Дарья Владимировна, Хардикова Валентина Николаевна. Работа №288035
Автор: Фёдорова Дарья Владимировна, Хардикова Валентина Николаевна
Цель. Создание условий для знакомства детей со свойствами дерева и металла через практические действия с предметами и наблюдения за физическими процессами.
Задачи:
Образовательные:
1. Способствовать ознакомлению детей с качествами и свойствами материалов, используя приём сравнения (металл, тяжёлый, тонет в воде, звонкий, холодный на ощупь, магнитится; дерево теплее железа на ощупь, лёгкое, не тонет в воде, издаёт глухой звук, не магнитится).
2. Формировать и конкретизировать представление о том, как учитываются свойства металла и дерева при изготовлении разных предметов и изделий из них. Находить такие предметы в ближайшем окружении.
Развивающие:
1. Способствовать развитию познавательного интереса, исследовательского типа мышления (сравнивать объекты, обобщать, устанавливать причинно - следственные связи между предметами и явлениями, делать выводы), пополнять словарный запас.
2. Формировать умение классифицировать предметы в группы по общим признакам (деревянные, металлические).
3. Совершенствовать моторику, логическое мышление, восприятие, концентрировать внимание на исследуемом объекте.
Коррекционные:
1. Развивать тактильно-двигательные ощущения для освоения способов обследования предметов, зрительно-моторную координацию в ходе практической деятельности.
2. Развивать предметность восприятия.
3. Развивать фиксацию взора, прослеживающую функцию глаз.
Воспитательные:
1. Содействовать созданию интереса к коллективной деятельности, умению работать в малых группах, укреплять чувство взаимопомощи.
2. Создать благоприятную эмоциональную среду, развивать умственные, эстетические, морально- волевые качества.
3. Воспитывать аккуратность в работе с материалом, сохранять порядок на столе, выполнять инструкцию взрослого.
КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ
С ЭЛЕМЕНТАМИ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
В СРЕДНЕЙ ЗРИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.
«УВЛЕКАТЕЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ФИКСИКОВ»
(ЗНАКОМСТВО СО СВОЙСТВАМИ ДЕРЕВА И МЕТАЛЛА)
Хардикова В.Н. - воспитатель
Фёдорова Д.В. - учитель-дефектолог
МБДОУ № 48 г. Апатиты
Цель. Создание условий для знакомства детей со свойствами дерева и металла через практические действия с предметами и наблюдения за физическими процессами.
Задачи:
Образовательные:
Способствовать ознакомлению
детей
с качествами
и свойствами
материалов, используя приём сравнения
(
металл,
тяжёлый, тонет в воде, звонкий, холодный на ощупь, м
агнитится; дерево теплее железа
на ощупь, лёгкое, не тонет в воде, издаёт глухой звук, не магнитится).
Формировать и конкретизировать представление о том, как учитываются свойства металла и дерева при изготовлении разных предметов и изделий из них. Находить такие предметы в ближайшем окружении.
Развивающие:
Способствовать развитию познавательного
интерес
а
,
исследовательского
тип
а
мышления
(сравнивать объекты
, обобщать, устанавливать причинно
- следственные связи между предмет
а
ми и явлениями, делать выводы),
пополнять словарный запас.
Формировать умение
классифицировать предметы в группы по общим признакам (деревянные, металлические).
Сове
ршенствовать
моторику
,
логическое мышление, воспр
иятие, концентрировать внимание на исследуемом объекте.
Коррекционные:
Развивать тактильно-двигательные ощущения для освоения способов
обследования
предметов, зрительно-моторную координацию в ходе практической деятельности.
Развивать предметность восприятия.
Развивать
фиксацию взора, прослеживающую функцию глаз
.
Воспитательные:
Содействовать созданию
интерес
а
к коллективной деятельности,
умению
работать в малых группах, укреплять
чувство взаимопомощи.
Создать благоприятную эмоциональную среду, развивать умственные, эстетические, морально- волевые качества.
Воспитывать аккуратность в работе
с материалом,
сохранять порядок на столе, выполнять инструкцию взрослого.
Материал и оборудование: игрушки и предметы из дерева и металла, ёмкости с водой, пластины, бруски, мелкие деревянные и металлические предметы (гайки, болты, скрепки, монеты, ключи, ложки, шарики), магниты, наборы строительного материала, карты- схемы «Свойства дерева», «Свойства металла», плоскостные фигурки Фиксиков, тренажёр- схема зрительной гимнастики, удочки.
Предварительная работа: рассматривание и нахождение предметов из дерева и металла в групповом помещении, игра «Из чего мы сделаны?», «Что лишнее?»,
Методы и приёмы: игровые, наглядные, практическая деятельность.
Ход занятия:
Вводная часть:
Воспитатель:
«Не надо забывать с утра
Друг другу пожелать добра!
Хороший утренний привет,
Поможет избежать всех бед.
Счастливого дня!!!
Сообщаю детям о том, что сегодня утром обнаружила на столе красивую коробку с логотипом, жестом из пальцев («Жест Фиксиков»).
Воспитатель: Дети, вы догадались, кто нам прислал эту коробку? (ответы детей)
Основная часть:
Воспитатель: Эта коробка от Фиксиков. В коробке много предметов. Но в ней ещё и записка с просьбой. «Нам нужна ваша помощь!» - предлагаю подойти к столу, на котором разложены разные предметы, рассмотреть их.
Воспитатель: Назовите, какие предметы лежат на столе? (Пирамидка, машина, кубик и т. д.)
Воспитатель: из какого материала сделаны эти предметы? ( Из дерева и из металла).
Игра « Сортировка»
(Дети выбирают деревянные и металлические предметы и кладут на столы с условными обозначениями (дерево, металл).
Воспитатель: Дети, сегодня нас ждёт сюрприз от великого учёного Гения Евгеньевича, он обещал пригласить нас в свою уникальную мини - лабораторию (раздаётся стук в дверь, входит Лизонька, здоровается, знакомится и сообщает о том, что Гений Евгеньевич не смог к нам приехать, т. к. его срочно пригласили на научную конференцию и поэтому я, его помощница - лаборантка приглашаю вас в научную лабораторию Гения Евгеньевича. Вы узнаете много нового, интересного, важного и эти знания вам очень пригодятся.)
Воспитатель: «Что такое лаборатория?». (Помещение, где проводят опыты, исследуют и узнают много неизвестного).
Лизонька: «Как надо себя вести в лаборатории?»
Дети: Не шуметь, внимательно слушать, отвечать на вопросы, поддерживать порядок на столе.
Лизонька: Сегодня мы с вами идём в уникальную мини - лабораторию Фиксиков «Познай-кА». Что бы попасть туда, нужны пропуски, без них не пустят.
(Показываю детям заламинированные картинки с изображением жеста фиксиков, прикрепляю каждому на грудь).
Лизонька: теперь попасть в лабораторию не сложно: вокруг себя повернись, в лаборатории очутись.
Воспитатель: подойдите все к лаборатории, сейчас мы немного отдохнём.
Пальчиковая гимнастика «Зарядка»:
Раз - подняться, потянуться,
Два - согнуться, разогнуться,
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - за стол тихонько сесть.
№1. Проведем первый опыт: «Плавает – тонет»
Воспитатель: Возьмите металлическую пластину, потрогайте и рассмотрите её. Как вы думаете, что произойдёт с пластиной, если её положить на воду? Давайте проверим и опустим её в воду. Возьмите маленькую пластинку и опустите её в воду, что произошло? (Утонула).
Вывод: металл тяжёлый, он тонет в воде.
Ребята, давайте опустим деревянные бруски в воду и посмотрим, что с ними произойдёт. (Дети работают в паре).
Что происходит с деревянными брусками в воде?
Дети: Плавают.
Вывод: дерево лёгкое, оно не тонет в воде.
Воспитатель: показываю две карточки с изображением гири и пёрышка. Гиря, какая по весу? (Тяжёлая). Пёрышко? (Лёгкое).- ставим условные обозначения в схему.
№2. Проведем второй опыт - с магнитами «Волшебный магнит».
Лизонька: сейчас мы проведем очень интересный опыт. Что бы его провести, нам понадобиться предмет, который Нолик оставил нам в своем рюкзачке. Но Нолик такой затейник, просто так в рюкзак не заглянуть, что бы узнать, что в нем лежит нам понадобиться фонарик.
(Свечу фонариком сзади листа, и дети видят проявляющийся образ магнита).
Лизонька: что это ребята?
Дети: магнит.
Лизонька: конечно, но не все магниты дугообразные, есть и круглые и прямоугольные.
Возьмите из тарелки себе по одному магниту. Магниты обладают волшебной силой и способны этой силой притягивать предметы, но не все. Поднесите магнит сначала к деревянному бруску, шарику, кубику. Теперь к металлической скрепке, монете, шурупу. Что произошло?
Дети: Магнит притягивает к себе металлические предметы, а деревянные нет.
Вывод: металлические предметы способны намагничиваться и прилипать к магниту, а деревянные нет. (Показываем карточки с условными обозначениями и закрепляем свойства двух материалов).
Лизонька:
«Стоп уроки!
Стоп дела,
Отдыхать пришла пора!
Зрительная гимнастика: «Соберём инструменты».
Перед детьми плакат с тренажёром- схемой зрительной гимнастики, в каждой петле которой находятся инструменты Дедуса.
Лизонька: ребята, фиксики такие шалуны и непоседы, снова разбросали инструменты Дедуса. Давайте поможем ему их собрать, для этого вы должны очень внимательно смотреть за Дедусом.
Дети: (дети прослеживают взглядом всю траекторию зрительного тренажера, а на фигуру Дедуса по очереди примагничиваются все инструменты).
Лизонька: какие вы молодцы, все инструменты Дедус собрал?
Дети: да.
Лизонька: теперь нужно крепко-крепко зажмурить глаза, что бы фиксик мог спрятаться, вы ведь знаете, что они не любят показываться людям. Зажмурились и поморгали, поморгали глазами.
Воспитатель: отлично, а сейчас пора продолжить опыты в нашей лаборатории, отгадайте загадку.
Загадка: «Сама не ест, а всех кормит?»- отгадка лежит у вас на столах (Ложка).
Ложки нам нужны для следующего опыта.
№3. Третий опыт «Глухой – звонкий»
Воспитатель: Для чего нужны ложки? А что еще можно делать ложками? Возьмем деревянные ложки и на них поиграем. С начала девочки играют на деревянных ложках.
Какой вы слышите звук?
Дети: Глухой.
Воспитатель: А сейчас мальчики поиграют на металлических ложках (дети играют).
Какой вы слышите звук?
Дети: Звонкий.
Воспитатель: Какие ложки звучали звонче, деревянные или металлические?
Дети: Металлические.
Воспитатель: Из этого можно сделать вывод: металл издаёт звонкий звук, а дерево издаёт глухой звук. ( Закрепляем свойства материалов через модель- схему).
№4. Четвёртый опыт «Тёплый - холодный».
Воспитатель: Возьмите в правую руку деревянную ложку, а в левую металлическую и деревянную ложку приложите к правой щеке, а металлическую ложку к левой щеке. Что чувствуете, какая металлическая ложка? (Холодная)
Какая ложка деревянная? (Теплая, теплее чем металличесая)
Вывод: Металл и металлические предметы холодные, а дерево и деревянные предметы тёплые. (Закрепляем свойства материалов через модель- схему).
Лизонька:
Это всё эксперименты-
Интересные моменты:
Всё, всё, всё хотим узнать,
Как наш опыт получился,
Сколько времени он длился
Удивляемся всему.
Как? Зачем? И почему?
Воспитатель: Дети, давайте напомним Симке и Нолику все свойства дерева и металла, воспользуемся получившейся схемой с условными обозначениями и назовём их свойства. Дерево - лёгкое, не тонет, не магнитится, издаёт глухой звук, тёплое.
Металл – тяжёлый, тонет в воде, магнитится, звонкий, холодный.
Эти знания нам очень пригодятся т.к. я сейчас расскажу вам одну необыкновенную историю. Послушайте.
Конструирование «Плот».
Воспитатель: Однажды Симка и Нолик решили пойти навестить своего друга Дим Димыча. Дим Димыч жил на другом берегу озера, а как перебраться на другой берег они не знали. На берегу не было ни лодки, ни катера. Они смастерили бумажный кораблик, но у них ничего не получилось. Почему? Оглядевшись по сторонам, они увидели металлические пластины и деревянные бруски. Стали думать, из чего можно построить плот? Дети, а вы как думаете, какой материал подойдёт для постройки плота? Почему? Давайте все вместе построим надёжный плот, чтобы наши друзья могли переплыть через озеро и навестить своего друга (практическая деятельность).
Воспитатель: Какие вы молодцы, фиксики смогли переплыть на плотах через озеро, но не хорошо в гости идти без подарка, предлагаю подарить Дим Димычу новый, красивый замок и девять ключей от него. Вот он, Лизонька дай скорее ключи от замка.
Лизонька: Дети, ключи от замка я нечаянно уронила в озеро, когда помогала вам сажать фиксиков на плоты. Вы знаете, как их достать и не намочить руки (подвожу детей к выводу, что это можно сделать с помощью магнита).
Заключительная часть:
Воспитатель: Дети, мы сегодня с вами много интересного узнали, у нас всё получилось, мы подружились с героями мультфильма – Фиксиками, сделали много добрых дел. Вы настоящие друзья, Лизонька расскажет о ваших поступках Гению Евгеньевичу, а он нас обязательно пригласит в удивительную страну Фиксиков.
Лизонька: ребята, вы настоящие исследователи и за ваше желание удивляться и узнавать что-то новое, хочу вручить вам медали Фиксиков.
Воспитатель: давайте попрощаемся с Лизонькой.
Дети: до свидания.
Лизонька: до новых встреч ребята!