Конспект по развитию речи. "Клубок" | Глазырина Ирина Алексеевна. Работа №310083
Конспект НОД по развитию речи
Старшая группа.
Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Клубок»
Составила : Глазырина И.А.
Программное содержание
Задачи :
Обучающая:
1 Придумывать начало рассказа, середину и концовку, озаглавливать рассказ.
2 Формировать умение устанавливать логическую последовательность действий, развивать творческое воображение при составлении рассказа: придумывать события не изображенные на картинке. упражнять детей в умении составлять описательный рассказ
3 Развивать речь детей; развивать навыки учебной деятельности. Развивать мимику, интонационную выразительность речи
Социально- коммуникативное развитие
1 Воспитывать умение слушать воспитателя, друг друга
2 Формирование взаимопонимания и доброжелательности
3 развивать внимание, память
4 формировать умение дослушивать друг друга до конца , не перебивать
Речевое развитие
1 обогащать и активизировать словарь прилагательными
2 совершенствовать монологическую речь
3 развивать умение отгадывать загадки
4 продолжать упражнять в умении грамматически правильно строить предложения
5 Закреплять умение детей составлять самостоятельно, целенаправленно, последовательно рассказ по серии сюжетных картинок, с последовательно развивающимся сюжетом, соблюдая структуру (начало, развитие событий, конец).
Физическое развитие
1 сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей посредством использовании речи с движением.
2 развивать слуховое, зрительное восприятие, мыслительные операции
Здоровьесберегающие технологии :
1 смена видов деятельности
2 смена статических и динамических поз
Индивидуальная работа
Продолжать учить использовать сложносочинённые и сложноподчиненные предложения Максим В. , Лера Д.
Оборудование:
- Магнитная доска, колокольчик, книга, клубок ниток , заготовленная книжечка
Предварительная работа:
Просмотр мультфильма и чтение рассказов о котятах, Д/И «Что сначала, что потом».
Список источников основного содержания занятия: серия сюжетных картинок Нищева Н.В.
Методы и приёмы :
Рассматривание сюжетных картинок, игра «Что сначала, что потом», загадывание загадок.
Форма организации детей : подгрупповая , индивидуальная
Словарная работа
Красивый, пушистый, рыжий , маленький, игривый, весёлый; писатель
Ход занятия
Воспитатель стоит в центре группы , дети свободно играют.
1. Организационный момент
- Создание положительного эмоционального фона.
Воспитатель звонит в колокольчик.
– Колокольчик, мой дружок,
Собери ребят в кружок.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
2. Основная часть.
Ребята, сегодня я приготовила для вас загадку.
«Там живут рассказы, сказки,
Комиксы стихи раскраски,
Все девчонки и мальчишки,
Любят их. Ведь это ……… (книжки)».
Воспитатель показывает отгадку (книгу )
Воспитатель: Вы все верно отгадали. Книгу можно рассматривать и считать интересные разные истории и сказки. Знаете ли вы, кто сочиняет эти истории? Как называется профессия этих людей?
Дети: Это писатели.
Воспитатель: Правильно. Хотите побыть в роли писателей?
Дети : Да, хотим
Воспитатель : Попробуем с вами тоже сочинить историю про одного маленького шалунишку. Проходите на стульчики.
Слушайте следующую загадку:
- Что за зверь со мной играет?
Не мычит, не ржет не лает.
Нападает на клубки,
Прячет в лапках коготки?
Дети: Это котенок.
Воспитатель: По каким признакам вы догадались?
Дети: Он любит играть , у него есть коготки.
На доске появляется изображение котенка.
Воспитатель :Посмотрите внимательно и подумайте какой котёнок ?
На кого я покажу рукой, тот и говорит.
Дети: Он очень маленький, рыженький, красивый, пушистый, игривый
Воспитатель: Вот о таком маленьком котеночке мы и придумаем наш рассказ. А помогут нам выполнить это задание вот эти картинки. Я предлагаю вам подумать какую картинку мы поставим первую.
Дети : ответы
Воспитатель : почему вы так решили?
Ответы детей.
Я предлагаю вам подумать какую картинку мы поставим вторую?.
Дети : ответы
Воспитатель : почему вы так решили?
Ответы детей.
Остаётся последняя картинка.
Воспитатель обращает внимание на первую сюжетную картинку
Воспитатель: Кого вы видите на рисунке?
Дети: Мы видим бабушку
Воспитаель : Что она делает
Дети : Бабушка сидит в кресле. Она вяжет носок.
Воспитатель : Как вы думаете для кого она вяжет ?
Дети : Для внуков
Воспитатель : Кого Вы ещё видите ?
Дети : мы видим котёнка.
Воспитатель : Что делает котёнок ?
Дети : Котёнок спит в корзинке.
Воспитатель : как вы думаете от куда появился у бабушке котенок ?
Дети : она нашла его на улице.
Воспитатель : Как вы думаете как бабушка назвала котёнка ?
Дети Пушок
Воспитатель : Посмотрите внимательно, что вы ещё видите ?
Дети : На полу лежат разные клубочки.
Затем рассматриваем вторую сюжетную картинку
Воспитатель: Молодцы. А что рассказывает нам второй рисунок?
Дети: Бабушка уснула. Пушок проснулся и начал играть с клубочками. Он думал, что это мышки.
Воспитатель: Как Пушок играл с клубками?
Дети: Он прыгал на них, катал их по полу.
Воспитатель: А какое настроение у Пушка ?
Дети: Хорошее, веселое. Ему очень весело.
Рассматривается третья картинка
Воспитатель: А что вы видите на последнем рисунке?
Дети: Бабушка проснулась и очень удивилась, потому что у нее появился странный клубок с ушками и хвостиком.
Воспитатель : А давайте придумаем счастливый конец для нашего рассказа?
Дети : Бабушка взяла в руки клубок с ушами и хвостиком, распутала его и освободила котёнка.
Воспитатель: Молодцы! Вы отлично справились с заданием
Физкультурная минутка «Котенок»
Воспитатель: А теперь немного подумайте и попробуйте составить рассказ (Дать немного времени для обдумывания).
Можете начать свой рассказ со слов «Однажды , в один прекрасный день ». Придумать название своему рассказу.
Воспитатель : у меня в руках волшебный клубок, кому я его брошу тот и начнёт рассказ . Остальные ребята слушают внимательно. Я в любой момент могу бросить клубочек другому ребёнку.
Вызвать сначала 3 детей . Первый рассказывает название и начало (первую картинку), второй описывает следующую картинку и третий заключение рассказа.
В. :Я в начале занятия не просто сказала, что мы будем как настоящие писатели. Кто хочет рассказать весь рассказ ?
Я запишу твой рассказ в книжечку.
Если тебе будет трудно, то мы тебе обязательно поможем.
3. Рефлексия
Педагог собирает вокруг себя детей и подводит итог, отмечает любое достижение каждого ребенка.
- Чем мы сегодня занимались?
- Что вам больше всего понравилось?
- Как называется наш рассказ ?
Про кого мы написали рассказ ?
А ещё в нашей группе будет уникальная книжка, которой нет не в одной группе нашего детского сада.
- Вы все сегодня большие молодцы.
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ рассказа Н. Д. Калининой «Разве так играют?»
Программные задачи:
— связная речь: учить выразительно пересказывать текст;
— словарь и грамматика: активизировать в речи глаголы, учить подбирать по смыслу глаголы к существительным; учить образованию форм единственного и множественного числа существительных, обозначающих названия детенышей животных; формировать представление о том, что не все детеныши имеют название, сходное по звучанию с названием взрослых животных.
Материалы:
игрушки
Ход занятия
Воспитатель: Сегодня мы с вами будем говорить об игрушках. Чтение стихотворения А. Барто «Зайка» :
Зайку бросила хозяйка
Под дождём остался зайка.
Со скамейки слезть не смог –
Весь до ниточки промок.
Воспитатель: Ребята, жалко вам игрушечного зайца? (ответы детей).
Воспитатель: Правильно ли поступила девочка — хозяйка игрушки, оставив зайку мокнуть под дождём? (ответы детей).
Чтение стихотворения А. Барто “Мишка” :
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Всё равно его не брошу,
Потому что он хороший.
Воспитатель: А в этом стихотворении любит ребёнок свою игрушку? (ответы детей) Да, ребята, не стоит плохо относиться к своим игрушкам, даже если что-то сломалось, оторвалось по какой-то причине. Иногда нужно просто заменить или починить деталь и игрушка вновь станет прежней
Воспитатель: Ребята, а вы любите игрушки?
Дети: Да.
Воспитатель: Есть ли любимые?
Дети: Да.
Воспитатель: А как вы к ним относитесь? (Ответы детей).
Воспитатель: А теперь давайте немного отдохнем.
Физкультминутка «Пирамидка»
Вот большая пирамидка (потянуться вверх).
И веселый мячик звонкий (прыжки на месте).
Мягкий мишка косолапый (шаги на месте, на внешней стороне стопы).
Все живут в большой коробке (показать большой квадрат).
Но когда ложусь я спать (руки под щеку, закрыть глаза,
Начинают все играть (изобразить любое движение).
Воспитатель: Ребята, я прочитаю вам рассказ, который написала Н. Д. Калинина, он называется «Разве так играют?».
Воспитатель читает рассказ.
«Разве так играют?»
Пришли Саша с Алешей в младшую группу, подошли к игрушкам. А игрушек много: есть мишки, зайцы, куклы и кукольная посуда, и кроватки для кукол, есть машины легковые, грузовые и пожарные, есть коричневый медведь на белой лошади. Все есть в кукольном уголке, всего много.
Алеша на все смотрит и не знает, какую игрушку взять, во что поиграть. А Саша только одну минуту на все посмотрел и сразу все взять захотел.
Подбежал он к кукольному уголку — мишку под мышку, зайчика в кармашек. И кроватку берет, и собачку к себе тянет — все в одну кучу складывает:
- Не трогайте, не берите, я в игрушки играю.
Стоят ребята, удивляются, на Веру Ивановну смотрят.
Вот так мальчик! Разве так играют?
Послушайте внимательно еще раз.
Дети пересказывают текст по цепочке. Пересказ можно повторить дважды.
Вопросы:
1. О чем говорится в этом рассказе?
2. Какие игрушки были в кукольном уголке?
3. Что делал Алеша?
4. Как Саша вел себя в кукольном уголке?
5. Что он делал?
6. Что он сказал детям?
Воспитатель: Вспомните, чем заканчивается рассказ.
Рассказ заканчивается словами: «Разве так играют?», и кажется, что писатель спрашивает об этом нас. Дети, а ведь могло так быть и в нашей группе, если мальчик пришел впервые в детский сад и не знает, как нужно играть. Подумайте, что бы вы ему сказали о его Поведении и что рассказали бы о том, как вы играете и как договариваетесь с товарищами об играх и игрушках.
Отвечают дети (по одному). Воспитатель оценивает ответы, отмечает вежливые обороты речи, умение объяснять понятно.
С какими игрушками вы любите играть?
О какой игрушке я загадаю загадку?
Кинешь в речку — не тонет,
Бьешь о стенку — не стонет,
Будешь оземь кидать —
Станет кверху летать.
(Мяч.)
Какими словами говорится в загадке про мяч? (Повторяет загадку.)
Дети отвечают.
Скажите, что можно делать с мячом.
Дети. Катать, бросать, подкидывать,передавать,отбивать.
Воспитатель. А как можно играть с куклой, что можно с ней делать?
Дети. Одевать, укладывать спать, купать, гулять, расчесывать и т. п.
Артикуляционная гимнастика.
Рот пошире открываем
В бегемотиков играем
*
Подражаем мы лягушкам,
Тянем губы прямо к ушкам…
*
Буду подражать слону,
Губы хоботом тяну…
*
Подражаем мы змее,
С ней мы будем наравне.
*
Вот веселая лошадка,
Темная как шоколадка…
Воспитатель: Ребята, а у меня к вам вот какой вопрос — а как вы думайте, откуда берутся игрушки? (из магазина).
Воспитатель предлагает послушать стихотворение «Игрушки» :
В магазине «Детский мир»
Есть отдел игрушек.
Там и полосатый тигр,
И котёнок плюшевый,
Пирамидки в ряд стоят,
Куклы в разных платьицах,
Неваляшки не лежат,
И петрушки дразнятся.
Разноцветные мячи,
Кегли и машины,
Паровозик заводной
Проезжает мимо.
Все игрушки хороши!
Выбирай, что хочешь.
Без игрушек малышам
Грустно было б очень
(Дети внимательно слушают воспитателя и отвечают на вопросы воспитателя)
Воспитатель предлагает назвать игрушки, которые есть в группе, подумать, почему эти предметы называются игрушками. Просит детей сказать из какого материала они сделаны. Ребёнок двумя руками обследует игрушку и говорит из какого материала сделана (Это кубик, он сделан из дерева. Он деревянный).
Игра «Выше, ниже, дальше, ближе».
Воспитатель: Заканчивайте начатые мною предложения.
Кукла стоит выше, а машина … (ниже).
Матрешка стоит ближе, а кубики … (дальше).
Грузовая машина больше, а легковая машина … (меньше).
Отгадайте загадку.
Сидит дед, во сто шуб одет.
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает.
(Лук.)
Дети. Лук.
Воспитатель. Какой он?
Дети. Желтый, сочный, горький, полезный.
Воспитатель: В корзине много чего?
Дети. Лука.
Воспитатель. Подберите слова, сходные по звучанию со словами: шар (пар, дар, мак (лак, рак, лук (жук, бук).
Дети отвечают.
Воспитатель. Давайте поиграем в игру «Один — много».
Игра «Один — много»
(детеныши животных)
Давайте поиграем в игру на внимание «Кто пропал?». Посмотрите, кто расположился на этой сказочной полянке. (Показывает фигурки.)
Итог занятия.
Обобщающие вопросы по теме занятия.
Калинина Надежда Дмитриевна
Разве так играют?
Пришли Саша с Алёшей в малышовую группу, подошли к игрушкам. А игрушек много: есть мишки, зайцы, куклы, и кукольная посуда, и кроватки для кукол, есть машины легковые, грузовые и пожарные, есть коричневый медведь на белой лошади. Всё есть в кукольном уголке, всего много.
Алёша смотрит и не знает, какую игрушку взять, во что поиграть. А Саша только одну минуту на всё посмотрел и сразу всё взять захотел.
Подбежал он к кукольному уголку — мишку под мышку, зайчика в кармашек. И кроватку берёт, и посуду берёт, и собачку к себе тянет — всё в одну кучу складывает:
— Не трогайте, не берите, я в игрушки играю!
Стоят ребята, удивляются, на Веру Ивановну смотрят.
Вот так мальчик! Разве так играют?