конспект по речевому развитию речи «Путешествие по сказкам». | Шарыпова Гузалия Мансуровна. Работа №300057
Автор: Шарыпова Гузалия Мансуровна
Приоритетная образовательная область: Речевое развитие
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Цель: Способствовать развитию детской речи на материале русских народных сказок через игру - путешествие. Задачи: Обучающие - Формировать умение узнавать сказку по эпизодам; выделять главных героев. Расширить словарный запас; закрепить названия сказок. - Совершенствовать звуковую культуру речи, побуждать детей вступать в диалог. Развивающие - Продолжать развивать сенсорные восприятия через тактильные обследования предмета. - Развивать артикуляционный аппарат, речь, внимание, воображение.
Развивать мышление, эмоциональную отзывчивость.
-Формировать умения выполнять действия в соответствии с текстом.
Воспитательные
-Воспитывать интерес и любовь к русским народным сказкам. Формировать навык сотрудничества, доброжелательность.
Интеграция детской деятельности: Восприятие художественной литературы и фольклора, игровая, коммуникативная, двигательная, музыкальная.
Формы организации: Групповая, индивидуальная.
Формы деятельности: Совместная.
Предварительная работа: Чтение русских народных сказок. Рассматривание иллюстраций в книгах. Игры - инсценировки по русским народным сказкам. Словарная работа: Сундук, волшебные слова.
Методы и приемы: Сюрпризный момент; дыхательная гимнастика; словесно -дидактические игры «Помогите!», «Назови русские народные сказки»; чистоговорка, рассматривание иллюстраций; физминутка; приём повтора; вопросы к детям;
словесная оценка; тактильно-мышечный прием.
Развивающая предметно-пространственная среда: Игрушка – лиса, письмо в конверте, цветы, сундучок, клубок ниток, волшебный мешочек, папка - имитация обложки книги, страницы, ИКТ (музыкальное сопровождение «Паровоз-букашка»), муляжи деревьев, игрушки-насекомые, раскраски.
Ход ННОД
Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)
(Дети играют)
Воспитатель : Какую интересную книгу дала мне Елена Ивановна! Какие картинки! А какие интересные сказки! Ребята, скажите, а вы любите сказки?
Воспитатель: Хотите сегодня попасть в сказочную страну?
Ребята, я предлагаю вам отправиться в путешествие в сказку на паровозе - Букашка.
(дети по очереди становятся в паровозик)
Воспитатель: Посмотрите, какой у нас поезд длинный получился. Поехали.
(Играет музыка «Паровоз-букашка».
Дети «паровозиком» движутся за воспитателем)
Основная часть (содержательный, деятельный этап)
Воспитатель: Вот мы и приехали на полянку. Посмотрите, какая красота, какие волшебные цветы! Хотите понюхать их аромат?
(Дыхательная гимнастика «Аромат цветов» - через нос делаем спокойный вдох, задерживаем дыхание и медленно выдыхаем «А - ах!»)
Воспитатель: А вот на цветке жук сидит. Мы в сказочной стране - поэтому «Раз-два-три - детей в жуков преврати». Как жужжат большие жуки? А как маленькие?
Смотрите - пролетел комар «Раз-два-три -детей в комариков преврати».
Какую песню поет большой комар? А маленький комар?
(Дети произносят звуки)
Воспитатель: «Раз-два-три насекомых в деток преврати».
Ребята, приглашаю вас погулять по сказочной стране.
(Дети в сказочной стране находят сундук)
Воспитатель: Смотрите, волшебный сундук! Ребята, хотите посмотреть, что же там внутри?
(Дети открывают сундук, обнаруживают книгу).
Воспитатель: Посмотрите, какая она красивая! Сейчас ее почитаем. Ой, а страниц - то в ней нет.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, куда исчезли страницы книги?
(Дети рассуждают, высказывают свои предположения).
Баба Яга: (входит под музыку) Не можете найти страницы вашей книги? Это я, Баба Яга, разбросала их по стране сказок! Ищите, может, найдете! Но помощи от меня не ждите! (уходит, смеется).
Воспитатель: Ну не может Баба Яга прожить, чтобы никому не навредить. Нам необходимо найти все страницы нашей книги, чтобы мы могли ее почитать. Как же нам их найти? Кто укажет нам путь?
Воспитатель: Ребята, посмотрите ,клубок, вот он - то нам и поможет! Я знаю способ - сделать его волшебным. Надо вспомнить какие русские народные сказки вы знаете. Чем больше сказок вы назовете, тем больше волшебных сил будет у клубочка.
(Словесно - дидактическая игра «Назови русские народные сказки»-
дети передают клубочек друг другу, называя русскую народную сказку)
Воспитатель: Теперь клубок стал волшебным, потому что вы знаете много сказок! И он укажет нам путь к потерянным страничкам из этой книги.
(Дети вместе с воспитателем произносят волшебные слова «Раз, два, три нам, клубочек, помоги», клубочек катится, дети обнаруживают
волшебный мешочек, в котором лежит игрушка лисы).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это?
(ответы детей).
Воспитатель: Правильно, кто – то забыл волшебный мешочек, а внутри что-то есть. Сейчас попробуем с вами отгадать что там, но не при помощи глаз, а при помощи рук.
(Дети опускают руку в мешочек и пытаются отгадать, кто внутри).
Воспитатель: Ребята, это лиса! Она прибежала к нам из сказки.
Воспитатель: А теперь, ребята, присаживаемся на стульчики, и пусть лиса послушает про себя чистоговорку, а я вам напомню , что чистоговорки нужно проговаривать четко, внятно и понятно.
(Проводится логопедическая чистоговорка)
Са – са – са – рыжая лиса
Су – су - су – живет лиса в лису
Сы – сы – сы – хвост пушистый у лисы
Все – все – все – знают сказки о лисе.
(Дети повторяют звукосочетания)
Воспитатель: До свидания, Лисичка. Беги в свою нору.
Воспитатель: Вот и нашлись несколько страничек!
Дети, нам нужно продолжать искать оставшиеся страницы.
(Дети вместе с воспитателем произносят волшебные слова «Раз, два, три нам, клубочек, помоги», клубочек катится, дети обнаруживают конверт)
Воспитатель: Ребята посмотрите здесь конверт с письмом.
Дорогие ребята! Пишут вам герои русских народных сказок.
Нам очень нужна ваша помощь! Без вас мы не сможем вернуться на страницы книги. Пожалуйста, узнайте нас и назовите, кому нужна помощь.
Воспитатель: Ребята, поможем героям сказки?
(Словесно- дидактическая игра «Помогите!»)
- «Помогите! Нас хочет съесть серый волк!» («Волк и семеро козлят»),
-«Помогите! Я сломал домик зверей!» («Теремок»),
- «Помогите, за мной гонятся три медведя!» («Три медведя»),
-«Помогите, у меня оторвался хвост!» («Лисичка сестричка и серый волк»),
-«Помогите! Я заблудилась в лесу!» («Маша и медведь»),
-«Помогите! Моего братца утащили!» («Гуси лебеди»).
-«Помогите, я разбила яйцо - не простое, а золотое!» («Курочка ряба»).
Воспитатель: Какие молодцы! А вот еще странички нашлись. Спасибо! Вы помогли героям сказок! Прежде чем продолжить путь, предлагаю немного поиграть, а клубок наш пусть отдохнет.
(Физкультурная минутка)
Мышка быстренько бежала,
Мышка хвостиком виляла.
Ой, яичко уронила!
Посмотрите-ка, разбила!
Воспитатель: Молодцы, ребята! Мы собрали все страницы нашей книги.
Превратить эти странички в настоящую книгу сказок поможет наш волшебный сундучок. Сейчас мы положим книгу в сундучок и скажем волшебные слова: «Снуп, снап, снуре!»
(Звуковой эффект на открывания).
Воспитатель: Посмотрите, какую книгу смогли мы собрать. Вы у меня все молодцы! Вы самые большие любители русских народных сказок.
Воспитатель: А, нам пора возвращаться в детский сад.
Воспитатель: Ребята, а вы помните, на чем мы сюда приехали?
(Ответы детей)
(Под музыку «Паровоз-букашка» дети уходят из волшебной страны)
Заключительная часть (рефлексивный этап)
Воспитатель: Ребята, где мы сегодня с вами были?
Что мы делали в сказочной стране?
Кого мы встретили на своем пути?
Понравилось вам путешествовать?
(Ответы детей)
Воспитатель: Мне тоже очень понравилось наше путешествие, мы собрали замечательную книгу и теперь мы сможем каждый вечер ее читать. И за то, что вы сегодня помогли сказочным героям, я вам дарю раскраски по сказкам.
детский сад Солнышко
К О Н С П Е К Т
непрерывной непосредственно образовательной деятельности
по речевому развитию в средней группе
на тему
Путешествие по сказкам.
Автор:
воспитатель 1 категории
Шарыпова Г. М.
с. Убинское
2019
Приоритетная образовательная область: Речевое развитие
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Цель: Способствовать развитию детской речи на материале русских народных сказок через игру - путешествие. Задачи: Обучающие - Формировать умение узнавать сказку по эпизодам; выделять главных героев. Расширить словарный запас; закрепить названия сказок. - Совершенствовать звуковую культуру речи, побуждать детей вступать в диалог. Развивающие - Продолжать развивать сенсорные восприятия через тактильные обследования предмета. - Развивать артикуляционный аппарат, речь, внимание, воображение.
Развивать мышление, эмоциональную отзывчивость.
-Формировать умения выполнять действия в соответствии с текстом.
Воспитательные
-Воспитывать интерес и любовь к русским народным сказкам. Формировать навык сотрудничества, доброжелательность.
Интеграция детской деятельности:Восприятие художественной литературы и фольклора, игровая, коммуникативная, двигательная, музыкальная.
Формы организации: Групповая, индивидуальная.
Формы деятельности: Совместная.
Предварительная работа:Чтение русских народных сказок. Рассматривание иллюстраций в книгах. Игры - инсценировки по русским народным сказкам. Словарная работа: Сундук, волшебные слова.
Методы и приемы: Сюрпризный момент; дыхательная гимнастика; словесно -дидактические игры Помогите!, Назови русские народные сказки; чистоговорка, рассматривание иллюстраций; физминутка; приём повтора; вопросы к детям;
словесная оценка; тактильно-мышечный прием.
Развивающая предметно-пространственная среда: Игрушка – лиса, письмо в конверте, цветы, сундучок, клубок ниток, волшебный мешочек, папка - имитация обложки книги, страницы, ИКТ (музыкальное сопровождение Паровоз-букашка), муляжи деревьев, игрушки-насекомые, раскраски.
Ход ННОД
Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)
(Дети играют)
Воспитатель : Какую интересную книгу дала мне Елена Ивановна! Какие картинки! А какие интересные сказки! Ребята, скажите, а вы любите сказки?
Воспитатель: Хотите сегодня попасть в сказочную страну?
Ребята, я предлагаю вам отправиться в путешествие в сказку на паровозе - Букашка.
(дети по очереди становятся в паровозик)
Воспитатель: Посмотрите, какой у нас поезд длинный получился. Поехали.
(Играет музыка Паровоз-букашка.
Дети паровозиком движутся за воспитателем)
Основная часть (содержательный, деятельный этап)
Воспитатель:Вот мы и приехали на полянку. Посмотрите, какая красота, какие волшебные цветы! Хотите понюхать их аромат?
(Дыхательная гимнастикаАромат цветов - через нос делаем спокойный вдох, задерживаем дыхание и медленно выдыхаем А - ах!)
Воспитатель: А вот на цветке жук сидит. Мы в сказочной стране - поэтому Раз-два-три - детей в жуков преврати. Как жужжат большие жуки? А как маленькие?
Смотрите - пролетел комар Раз-два-три -детей в комариков преврати.
Какую песню поет большой комар? А маленький комар?
(Дети произносят звуки)
Воспитатель: Раз-два-три насекомых в деток преврати.
Ребята, приглашаю вас погулять по сказочной стране.
(Дети в сказочной стране находят сундук)
Воспитатель: Смотрите, волшебный сундук! Ребята, хотите посмотреть, что же там внутри?
(Дети открывают сундук, обнаруживают книгу).
Воспитатель: Посмотрите, какая она красивая! Сейчас ее почитаем. Ой, а страниц - то в ней нет.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, куда исчезли страницы книги?
(Дети рассуждают, высказывают свои предположения).
Баба Яга: (входит под музыку) Не можете найти страницы вашей книги? Это я, Баба Яга, разбросала их по стране сказок! Ищите, может, найдете! Но помощи от меня не ждите! (уходит, смеется).
Воспитатель: Ну не может Баба Яга прожить, чтобы никому не навредить. Нам необходимо найти все страницы нашей книги, чтобы мы могли ее почитать. Как же нам их найти? Кто укажет нам путь?
Воспитатель: Ребята, посмотрите ,клубок, вот он - то нам и поможет! Я знаю способ - сделать его волшебным. Надо вспомнить какие русские народные сказки вы знаете. Чем больше сказок вы назовете, тем больше волшебных сил будет у клубочка.
(Словесно - дидактическая игра Назови русские народные сказки-
дети передают клубочек друг другу, называя русскую народную сказку)
Воспитатель: Теперь клубок стал волшебным, потому что вы знаете много сказок! И он укажет нам путь к потерянным страничкам из этой книги.
(Дети вместе с воспитателем произносят волшебные слова Раз, два, три нам, клубочек, помоги, клубочек катится, дети обнаруживают
волшебный мешочек, в котором лежит игрушка лисы).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это?
(ответы детей).
Воспитатель: Правильно, кто – то забыл волшебный мешочек, а внутри что-то есть. Сейчас попробуем с вами отгадать что там, но не при помощи глаз, а при помощи рук.
(Дети опускают руку в мешочек и пытаются отгадать, кто внутри).
Воспитатель: Ребята, это лиса! Она прибежала к нам изсказки.
Воспитатель: А теперь, ребята, присаживаемся на стульчики, и пусть лиса послушает про себя чистоговорку, а я вам напомню , что чистоговорки нужно проговаривать четко, внятно и понятно.
(Проводится логопедическая чистоговорка)
Са – са – са – рыжая лиса
Су – су - су – живет лиса в лису
Сы – сы – сы – хвост пушистый у лисы
Все – все – все – знают сказки о лисе.
(Дети повторяют звукосочетания)
Воспитатель: До свидания, Лисичка. Беги в свою нору.
Воспитатель: Вот и нашлись несколько страничек!
Дети, нам нужно продолжать искать оставшиеся страницы.
(Дети вместе с воспитателем произносят волшебные слова Раз, два, три нам, клубочек, помоги, клубочек катится, дети обнаруживают конверт)
Воспитатель: Ребята посмотрите здесь конверт с письмом.
Дорогие ребята! Пишут вам герои русских народных сказок.
Нам очень нужна ваша помощь! Без вас мы не сможем вернуться на страницы книги. Пожалуйста, узнайте нас и назовите, кому нужна помощь.
Воспитатель: Ребята, поможем героям сказки?
(Словесно- дидактическая игра Помогите!)
- Помогите! Нас хочет съесть серый волк! (Волк и семеро козлят),
-Помогите! Я сломал домик зверей! (Теремок),
- Помогите, за мной гонятся три медведя! (Три медведя),
-Помогите, у меня оторвался хвост! (Лисичка сестричка и серый волк),
-Помогите! Я заблудилась в лесу! (Маша и медведь),
-Помогите! Моего братца утащили! (Гуси лебеди).
-Помогите, я разбила яйцо - не простое, а золотое! (Курочка ряба).
Воспитатель: Какие молодцы! А вот еще странички нашлись. Спасибо! Вы помогли героям сказок! Прежде чем продолжить путь, предлагаю немного поиграть, а клубок наш пусть отдохнет.
(Физкультурная минутка)
Мышка быстренько бежала,
Мышка хвостиком виляла.
Ой, яичко уронила!
Посмотрите-ка, разбила!
Воспитатель: Молодцы, ребята! Мы собрали все страницы нашей книги.
Превратить эти странички в настоящую книгу сказок поможет наш волшебный сундучок. Сейчас мы положим книгу в сундучок и скажем волшебные слова: Снуп, снап, снуре!
(Звуковой эффект на открывания).
Воспитатель: Посмотрите, какую книгу смогли мы собрать. Вы у меня все молодцы! Вы самые большие любители русских народных сказок.
Воспитатель: А, нам пора возвращаться в детский сад.
Воспитатель: Ребята, а вы помните, на чем мы сюда приехали?
(Ответы детей)
(Под музыку Паровоз-букашка дети уходят из волшебной страны)
Заключительная часть (рефлексивный этап)
Воспитатель: Ребята, где мы сегодня с вами были?
Что мы делали в сказочной стране?
Кого мы встретили на своем пути?
Понравилось вам путешествовать?
(Ответы детей)
Воспитатель: Мне тоже очень понравилось наше путешествие, мы собрали замечательную книгу и теперь мы сможем каждый вечер ее читать. И за то, что вы сегодня помогли сказочным героям, я вам дарю раскраски по сказкам.
САМОАНАЛИЗ
НОД В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО.
Непосредственно образовательная деятельность проводилась в старшей группе
Присутствовало 7 человек.
Тема НОД: Цветик - Семицветик является составляющей содержания образовательной области речевое развитие.
Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.
Цель:закрепить знания детей о русских народных сказках и создать радостное эмоциональное настроение при общении с взрослым и сверстниками.
Исходя из цели НОД, поставилазадачи:
Социально-коммуникативное развитие
Развитие интереса, внимания и познавательной мотивации
Создать эмоциональную поддержку для детей
Формировать эмоциональную отзывчивость
Развивать память, воображение, внимание
Воспитывать качества умение играть в команде
Воспитывать чувства коллективизма, взаимопомощи, товарищества
Развивать навыки общения
Саморегуляция собственной деятельности
Речевое развитие
Формирование умения отвечать на вопросы
Развивать у детей связанную речь
Формировать речь как средство общения
Познавательное развитие
Упражнять в умении отгадывать загадки
Активизировать в речи детей имена сказочных героев
Художественно-эстетическое развитие
Расширять знания детей о сказках
Воспитывать любовь и интерес к сказкам
Совершенствовать умение узнавать сказки по литературным фрагментам
Физическое развитие
Сохранение и укрепления физического и психического здоровья детей
Формировать умения выполнять действия в соответствии с текстом
В НОД была выбрана следующая структура:
Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)
1. Приветствие.
2. Создание мотивации у детей.
3. Постановка проблемы.
Основная часть (содержательный, деятельностный этап)
1. Разгадывание загадок.
2. Ответы на вопросы по сказкам.
3. Узнавание сказки по предмету.
4. Дидактическая игра "Закончи".
5. Дидактическая игра "Что перепутал художник".
6. Дидактическая игра "Сказочное лото".
7. Дидактическая игра "Найди пару".
Заключительная часть (рефлексивный этап)
1.Итог занятия.
2.Саморегуляция собственной деятельности.
Для успешного решения обозначенных задач подготовила следующий демонстрационный материал: Картинка цветка, лепестки, картинки с предметами из сказок, разрезные картинки - пазлы. Технический материал: Ноутбук, проектор, экран, презентация, музыкальное сопровождение. Организационный материал: мольберт, стол, волшебный сундучок, посылка, письмо, книжки для детей.
При подготовки к НОД была проведена предварительная работа: чтение детямсказок; обсуждение прочитанного материала, отгадывание загадок, собирание пазлов ксказкам, раскрашивание изображений ксказкам.
Организация НОД:
Вводная части (мотивационный, подготовительный этап) я использовала игру на сплочение коллектива, чтобы вовлечь детей в деятельность.
Для обеспечения интереса детей к теме, эмоционального отклика на нее я использовала проблемную ситуацию, предложила помочь Цветику - Семицветику, собрать все лепесточки. Что соответствует задачам: развитие интереса и познавательной мотивации. Формировать речь как средство общения. Формировать эмоциональную отзывчивость.
Основная часть (содержательный, деятельностный этап) строилась на использовании следующих методов: игровой, словесный, наглядный, практический. Состояла из ряда дидактических и речевых игр, каждая из которых направлена на решение определенных задач: Развивать у детей связанную речь. Развивать память, воображение, внимание. Упражнять в умении отгадывать загадки. Формирование умения отвечать на вопросы. Расширять знания детей о сказках. Воспитывать любовь и интерес к сказкам. Сохранение и укрепления физического и психического здоровья детей. Совершенствовать умение узнавать сказки по литературным фрагментам. Активизировать в речи детей имена сказочных героев. Воспитывать качества умение играть в команде.
Заключительный этап содержал в себе рефлексию проведенной деятельности. В ней был подведен итог, как обобщающая беседа. Детям были предложены грустные и веселые цветочки, с помощью которых они должны были произвести самооценку собственной деятельности. Что соответствует задачам: Развивать навыки общения. Саморегуляция собственной деятельности.
Основные методы, которые я использовала, при проведении НОД были словесные, наглядные, практические и игровые.
1.Словесный (вопросы к детям, уточнение, поощрение) ;
2. Наглядный (презентации В гостях у сказки.)
3. Практический (Дидактическая игра "Сказочное лото", физ. минутка).
4. Игровой (игры Волшебный сундучок, Что перепутал художник)
Я считаю, что выбранная мной форма организации непосредственной образовательной деятельности детей была достаточно эффективной, динамичной. Старалась соблюдать нормы педагогической этики и такта.
Считаю, что дети с заданием справились. Все дети были активны и положительно настроены на совместную деятельность. По высказываниям детей стало понятно, что непосредственно-образовательная деятельность прошла продуктивно и понравилась детям.
Для удовлетворения двигательной активности детей и сохранения их здоровья мною была использована здоровьесберегающая технология: организована динамичная разминка.
Считаю, что занятие построено логично, а этапы занятия взаимосвязаны. Думаю, что игровая мотивация вызвала интерес у детей и активность была достаточно высокая. На занятии создана непринужденная, доверительная обстановка.
Анализируя проведенную деятельность, считаю, что поставленные задачи были выполнены, цель достигнута.