Конспект по теме: "Внутренняя политика Александра III". | Мой кабинет. Работа №349562
Конспект урока по истории: "Внутренняя политика Александра III" разработан с элементами групповой работы, что позволяет проявить обучающимся коммуникативные и творческие способности. Работа с учебным материалом позвояет успешно освоить материал. Также в конце урока обучающиеся могут сделать вывод о противоречиях внутренней политики императора.
Технологическая карта урока
Предмет: история
Тема урока: «Внутренняя политика Александра III»
Цель урока: сформировать представление о личности Александра III, показать роль К.П. Победоносцева в формировании политической программы; подвести учащихся к оценке внутренней политики Александра III;
Тип урока: комбинированный
Планируемые результаты:
Личностные: определять и объяснять свое отношение к событиям в России, уважение к деятельности исторической личности.
Метапредметные: уметь анализировать текстовую, графическую и аудиовизуальную информацию,
самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе анализа информации, устанавливать логические связи.
Предметные: знать основные события внутренней политики Александра Третьего.
Необходимое оборудование: презентация, портрет Александра III, К. А. Победоносцева, рабочий лист
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формируемые УУД
I.
Организационные. Позитивный настрой на урок.
Приветствие учащихся. Проверка рабочего места.
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку, настраиваются на урок.
ЛичностныеУУД Формирование устойчивого интереса к теме.
II.
Актуализация знаний.
У вас на парте лежат листы с заданиями. Вам необходимо посмотреть на картинки, сказать, о какой из реформ идет речь. (Приложение 1)
Из завещания Александра II (приложение 2)
Заклинаю не забывать никогда слов дедушки (Николая I), которые я часто повторял, что вся жизнь должна быть посвящена службе России и ее государю… Я уверен, что сын мой, император Александр Александрович, поймет всю важность и трудность высокого своего призвания и будет и впредь во всех отношениях достоин названия честного человека, которым величал его покойный старший брат его. Да поможет ему Бог оправдать мои надежды и завершить то, что мне удалось сделать для улучшения благоденствия дорогого нашего Отечества. Заклинаю его: не увлекаться новыми теориями, печься о постоянном его развитии, основанном на любви к Богу и его законах, он не должен забывать, что могущество России основано на единстве государства, а потому все, что может клониться к потрясению его единства, к отдельному развитию различных народностей, для него пагубно и не должно быть допускаемо».
Кто автор этого документа?
Какие цели и задачи ставит перед наследником? Назовите их.
Какими качествами по мнению
Александра
II
должен
обладать царь?
Давайте вспомним, как умер Александр II?
Почему убили царя Освободителя?
Работа в парах. Рассматривают картинки о реформах Александра 2 и покушения на него.
Читают документ
Отвечают на вопросы
ЛичностныеУУД Формирование устойчивого интереса к теме.
Коммуникативные УУД
С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Регулятивные УУД
Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование учебной цели, структурирование знаний
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, умение выражать свои мысли
III
Погружение в тему
Изучение нового материала
После смерти Александра II на престол взошел его сын Александр III.
“Я принимаю венец с решимостью. Буду пытаться следовать отцу моему и закончить дело, начатое им”. (Из обращения Александра III к высшим государственным сановникам и придворным 2 марта 1881 года.)
Попробуйте сформулировать тему нашего урока.
Итак, тема нашего урока «Внутренняя политика Александра III»
Теперь давайте выясним, какие вопросы мы рассмотрим на уроке. (составление кластера»)
А теперь запишите у себя в рабочих листах цели урока.
Император Александр III вошел в историю как миротворец, народный царь, единственный царь, который мог сказать «пока русский царь удит рыбу – Европа может подождать»…
ПЗ Александр III продолжил либеральные реформы своего отца или проводил консервативную политику?
Изучение нового материала.
Историки и современники неоднозначно оценивают личность Александра
III
. Давайте и мыс вами попытаемся разобраться в
личности императора
. (приложение 3)
Вам предлагаются мнения историков и современников об Александре III.
1 -ая группа - анализируя цитаты современников, определите их отношение к Александру III;
2 – ая вторая группа изучает мнения историков.
3-ья группа - используя картинки, попытайтесь описать характер Александра III .
Давайте представим: ваш отец провел реформы для государства, но при этом на него неоднократно покушались. Какими бы были ваши действия взойдя на царский трон?
Напишите их на небольших листах и положите в корзину. («корзина идей»)
Правление Александра III связано с деятельностью К.П. Победоносцева. Давайте, посмотрим, с какими политическими взглядами он пришел на свой пост. (Просмотр видео сюжета, работа с учебником стр.225).
Работа по группам.
Мероприятия, которые проводил Александр III, вошли в историю под названием Контрреформ. Нам предстоит выяснить, так ли это
1 группа – крестьянский вопрос
2 группа – укрепление положения дворянства.
3 группа – политика в области просвещения и науки.
4 группа – рабочий вопрос.
Задание - проанализировать материал в учебнике, выделить основные положения этих реформ. Их положительные и отрицательные стороны.
Что изменилось?
Проверка выполненного задания.
Высказывают свое мнение, отвечают на вопросы
Называют тему урока, записывают ее в рабочие листы
Высказывают свои точки зрения
Выполняют задания
Пишут свои идеи
Работа с учебником, смотрят видеосюжет
Оформляют в виде кластера на рабочих листах.
Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование учебной цели, структурирование знаний
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, умение выражать свои мысли,
Личностные УУД: уважение к заслугам исторической личности
Л: формирование ответственного отношения к учению;
К:формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
К:умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками; смысловое чтение.
Л: готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
П: умение обобщать, делать выводы.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества в группе, умение выражать свои мысли,
Первичное закрепление материала.
- Согласны ли вы с утверждением, что период правления Александра III был периодом контрреформ, т.е. периодом ликвидации реформ предыдущего царствования?
Высказывают свою точку зрения.
Р: Умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения
IV.
Рефлексивная деятельность.
Теперь давайте вернемся к нашим целям. Скажите, пожалуйста, достигли ли мы эти цели? Что у нас получилось, а что нет?
Оцените свою работу на уроке.
Делают выводы
Выставляют оценки в лист самоконтроля.
Р:владения основами самоконтроля, самооценки.
V. Д\З.
Прочитать параграф и ответить на вопросы после него