Конспект познавательно-речевого занятия на тему: «Последний летний денек» старший дошкольный возраст | Куприенко Вероника Анатольевна. Работа №350670
Конспект познавательно-речевого занятия «Последний летний денек» предназначен для старших дошкольников и направлен на знакомство детей с творчеством современной писательницы Татьяны Кирюшатовой и её сказкой «Последний летний денёк».
В ходе занятия дети обсуждают свои летние впечатления, читают отрывки из сказки и рассматривают иллюстрации, что способствует развитию речевых навыков и обогащению словарного запаса. Творческое задание включает рисование представлений о последнем летнем дне, что развивает воображение и самовыражение.
Занятие завершается выставкой детских работ и обсуждением, где участники делятся впечатлениями о сказке и лете. Домашнее задание включает создание альбома о лете с родителями, что укрепляет семейные связи.
Данный конспект способствует развитию познавательного интереса, творческого мышления и любви к литературе и природе.
Пермский муниципальный округ, Пермский край
Конспект
познавательно-речевого занятия
на тему: Последний летний денек
старший дошкольный возраст
Разработали и провели, воспитатели:
Селиванова Светлана Валерьевна
Куприенко Вероника Анатольевна
Август, 2024 г.
Цель: познакомить детей с творчеством современной писательницы Татьяны Кирюшатовой и её сказкой Последний летний денёк.
Задачи:
Обобщить представления детей о лете.
Рассказать детям о Татьяне Кирюшатовой и её творчестве, прочитать сказку Последний летний денёк.
Упражнятьдетейв образовании и употреблении имен прилагательных в сравнительной степени
Развивать читательский интерес и умение анализировать прочитанное.
Воспитывать любовь к чтению, природе.
Предварительная работа: наблюдение за изменениями в природе, сравнение начало лета и конец, рассматривание иллюстраций.
Методы и приёмы: игра с мячом, вопросы, рассказ воспитателя о Татьяне Кирюшатовой и её творчестве; чтение сказки Последний летний денёк; обсуждение содержания сказки с детьми; вопросы к детям для проверки понимания текста; творческое задание на развитие воображения.
Словарная работа: Знакомство с новыми словами и выражениями из сказки.
Уточнение значений уже знакомых слов. Обсуждение характеров персонажей и их взаимоотношений.
Оборудование: портрет и сказка Т.Кирюшатовой, мольберт, иллюстрации к сказке, аудиоколонка с музыкой для героев сказки, альбомные листы на каждого ребенка, цветные карандаши.
Интеграция образовательный областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Ход занятия
Вводная часть
Воспитатель:
Дети стоят в кругу.
Здравствуйте ребята, я рада нашей встрече!
Ребята, а какое у нас с вами сейчас время года?
Давайте вспомним, какое жеоно - лето! Я буду вам бросать мячик и задавать вопросы, а вы отвечайте:
- Лето какое?(теплое, яркое, разноцветное, радостное, жаркое.).
- Солнцелетом какое?(желтое, жаркое, яркое, теплое).
- Травалетом какая?(зеленая, душистая, высокая, низкая, мягкая).
- Водалетом какая?(теплая, прохладная, приятная, освежающая).
- Детилетом какие?(веселые, радостные, забавные, шумные).
- Неболетом какое?(голубое, яркое, светлое, грозовое безоблачное).
- Облакалетом какие?(высокие, белые, голубые, грозовые, дождевые).
Воспитатель:
Ребята, нолето подходит к концу. Немного грустно, но у нас много ярких впечатлений о тёплых летних деньках. И сегодня я хочу вас познакомить со сказкой современного детского писателя Татьяны Кирюшатовой.
Занимайте места на стульчиках.
Основная часть
Воспитатель:
Дети сидят полукругом
Татьяна Николаевна Кирюшатова — педагог, детский писатель и член Союза детских и юношеских писателей. Она живёт и работает в Санкт-Петербурге.
(Воспитатель показывает детям портрет Т.Кирюшатовой, приложение 1)
Её творчество включает фольклор, народные традиции, ремёсла, развитие детской фантазии, речевое творчество и театрализованную деятельность.
Ребята, у Татьяны Николаевны есть очень интересная сказка как раз, про последний летний денек, хотите, чтоб я вам прочитала её? (Ответы детей)
Воспитатель читает сказку детям последовательно выставляя героев сказки на мольберт. Звучит музыкальное сопровождение.
Воспитатель:
Ну что ребята, понравилась вам сказка? (Ответы детей)
Вопросы по содержанию:
Как называлась сказка?
Как солнечный лучик превратился в мальчонку?
Кто увидел его в лесу?
Почему лисичка решила закрыть Последний Летний Денёк в сундуке?
Почему друзья не стали её отговаривать?
Что сказала друзьям совушка?
А вам хочется расставаться с летом? Почему?
Как сделать так, чтобы лето запомнилось надолго?
Воспитатель:
Молодцы ребята! Я предлагаю вам сейчас подвигаться. Когда я покажу героя сказки, вам необходимо показать движениями этого героя, договорились? (Ответы детей)
Дети двигаются под музыку. Воспитатель показывает медведя, дети имитируют ходьбу мишки (лисички, зайчика и т.п.). Затем возвращаются на свои места. Воспитатель хвалит детей за точную передачу образа героя.
Воспитатель:
Какие вы молодца, у вас были замечательные мишки, зайчики, лисички. Ваня был чудесным Летним Деньком.
Ребята, я предлагаю вам нарисовать сюжет из сказки, который вам больше запомнился. Так мы с вами сможем лучше запомнить сказку Татьяны Кирюшатовой.
Занимайте места за столами.
Дети сидят за столами, рисуют героев сказки цветными карандашами. После окончания работы дети встают в круг.
Заключительная часть
Воспитатель:
Ребята, наша встреча подходит к концу, а я хочу у вас еще раз спросить:
- С чьим творчеством вы сегодня познакомились? (Ответы детей).
- Какие чувства вызывает у вас сказка о последнем летнем деньке? (Ответы детей).
- Я желаю вам в последней летний денек много солнечных лучиков и отличного настроения. А сейчас мы идет гулять!
Чтобы успеть поймать теплые солнечные лучики летнего денька.
Дети вместе с воспитателем идут на прогулку.
Приложение 1.
Татьяна Кирюшатова
Приложение 2.
Автор: Татьяна Кирюшатова
Последний летний денёк
Ранним-ранним утром, на малиновой зорьке, запрыгал по лесной травке солнечный лучик:
– Прыг-скок, прыг-скок, прыг-скок. Тук.
Стукнулся о пенёк, превратился в маленького мальчонку. Ростом мальчонка с мизинчик. Рубаха на нём красная, поясок атласный, на ножках лапти новые, а на голове копна пшеничных волос. Сидит мальчонка на пеньке, улыбается, ножками качает.
Увидели его друзья: зайчонок, медвежонок и маленькая лисичка. Увидели, и давай спрашивать:
– Ты кто такой? Что здесь делаешь?
А мальчонка в ответ:
– Я Последний Летний Денёк. По травинкам скок-поскок. На пеньке очутился, в мальчонку обратился. Весь день с вами пробуду, а на закате уйду, Лето Красное за собой уведу. Всё, больше вы его в этом году не увидите.
– Это как же так? – почесал макушку зайчонок. – Неужели тёплые дни скоро закончатся?
– Да-да, – закивал головой мальчонка. – Осень придёт, туманы да дожди принесёт.
– Р-р-р, – зарычал медведь. – Не хочу, чтобы лето заканчивалось. Мне оно так нравится. Малины много, мёда много. Да и вообще, летом весело.
Пока зайчик с медвежонком возмущались, лисичка в свою нору за сундучком сбегала. Открыла крышку и говорит мальчонке хитрым голосом:
– Ну-ка, милый друг, загляни-ка в мой сундучок. Я там для тебя подарочек приготовила.
Заглянул мальчонка в сундучок, а лисичка, недолго думая, его туда подтолкнула да крышку сундука захлопнула.
– Всё, – говорит, – Попался. Теперь ты никуда от нас не уйдёшь и Лето Красное не уведёшь.
– Ура! – закричали зайчонок и медвежонок. – Лисичка – ты такая умница. Давай скорее этот сундук закроем на замок. А лучше на два. Нужно, чтобы Летний Денёк из сундука никогда не выбрался.
Закрыли они сундучок на большой замок и давай веселиться, смеяться, по траве-мураве кататься. А Последний Летний Денёк сидит в сундучке и плачет, причитывает:
– Кто-нибудь, спасите. Кто-нибудь, помогите. Крышку сундука поднимите, меня освободите.
Выглянула из дупла совушка-сова – умная голова:
– Что за шум, что за гам? Что тут у вас происходит?
А зверушки в ответ:
– Совушка-сова, мы такое хорошее дело сделали! Мы Последний Летний Денёк поймали и в сундуке закрыли. Он теперь никуда не уйдёт и Лето Красное не уведёт.
– Хм, – нахмурилась совушка. – Вы друзья, малые да неразумные. Не знаете, что у природы всё продумано. Земле-матушке тоже отдых нужен. Осень её листопадом укрывает, зима снегом покрывает, весна водою питает. Отдохнувшая земля нас богатым урожаем радует. А вы что же, решили без отдыха землю-матушку оставить?
– Ой, – смутились зверушки. – Мы про это не подумали.
– Открывайте свой сундук немедленно, – захлопала крыльями совушка-сова. – Выпускайте Последний Летний Денёк. Всё должно идти своим чередом!
Открыли друзья сундук, Последний Летний Денёк выпустили, и давай просить у него прощения:
– Прости нас, пожалуйста. Мы не знали, что у природы всё продумано, что земле-матушке тоже отдых нужен.
– Я на вас зла не держу, – улыбнулся Последний Летний Денёк. – Я же знаю, что с летом никто расставаться не хочет. Да, к сожалению, ничего не поделать. Ладно, давайте лучше играть, веселиться. Сделаем так, чтобы этот день всем надолго запомнился.
Ох, что тут началось. Принялись лесные зверушки в разные игры играть, песни петь, танцевать. А Последний Летний Денёк всех малиной лесной накормил, яблочным пирогом угостил, корзинки грибами да орешками наполнил. А на закате ушёл да Лето Красное за собой увёл.
Лесные жители долго ему вслед смотрели. Смотрели, приговаривали:
– До свидания, Последний Летний Денёк. До свидания, Лето Красное. Встретимся через год!
Приложение 3.