Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 15.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Конспект проведения игры-обряда "А мы просо сеяли" | Загорская Наталья Степановна Регер Светлана Вадимовна. Работа №301802

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Нет места в России, где бы не певали «А мы просо сеяли». Это не только песня, но и игра-обряд, которую исполняли наши предки с далекой древности. Она отражает, во-первых, магический обряд, связанный с пахотою и севом, а во-вторых, сватовство и выдачу девушек замуж. Замечательно, что этой игрой встречается весна. «А мы просо сеяли» приурочена к «красной горке» или к Троицыну дню. Местом игры был холм («красная горка»). Едва зазеленеют луга, уже выходят девушки и молодцы повеселиться на просторе.

Сначала идут отдельно, потом сходятся. Кто посмелее, тот собирает хоровод. В своем позднейшем виде, песня выглядит как противоборство двух играющих партий: одни поют о посеве проса, а другие о том, что «мы просо вытопчем». Но оказывается, что вытаптывание было не враждебным актом по отношению к свежим посевам, а завершением всего цикла – обмолотом.

Обмолот проса производился в старину путем топтания его ногами; нередко для этой цели применялись кони: «…снопы раскладывали на гумне, потом ездили по ним вокруг на лошадях или на волах»

Паспорт к игре «А мы просо сеяли»

 

Источник.

 

1.Игра записана со слов Загорской Натальи Степановны, 1954 года рождения, педагога дополнительного образования МБОУ ГДД(Ю)Т им. Н.К. Крупской города Новокузнецк.

Это одна из игр ее детства.

Научила этой игре ее мама, Ануфриенко Пелагея Андреевна, 1924 года рождения, уроженка села Безымянное, Ключевского района, Алтайского края.

Записали игру Третьякова Кристина, 2007 года рождения и Трегубова Карина, 2008 года рождения, учащиеся ЦТиК ГДД(Ю)Тим. Н.К. Крупской.

Дата записи: сентябрь 2021 года. Место записи МБОУ ГДД(Ю)Т им. Н,К, Крупской, ЦТиК, Новокузнецк, проспект Бардина, 5.

2. https://infourok.ru/horovodnaya-pesnyaigra-a-mi-proso-seyali-2476641.html

3. https://znanio.ru/media/pasport_russkoj_narodnoj_igry_a_my_proso_seyali-30046

 

Название.

 

«А мы просо сеяли».

 

Этническая принадлежность.

Тип – обрядовая.

Игра русская, бытовала на всей территории России, была приурочена к Духову дню, то есть понедельник после Троицы.

Инструкция.

 

Для игры необходимо ровное место.

Количество играющих – от 10 человек.

В этой игре обязательно участвовали незамужние девушки и молодушки, то есть женщины, недавно вышедшие замуж. Почему? Да потому что в эту игру играли в день земли, а женщина – это символ плодородия, хорошего будущего урожая.

Играющие становились в две линии друг напротив друга.

Причем первая линия всегда двигается по солнцу (с востока на запад), второй ряд против солнца - с запада на восток. Таким образом, первый ряд символизирует положительное пространство – то есть семейную жизнь, в которую должна перейти девушка или юноша после определенных испытаний.

 

Ход игры

 

Первая шеренга начинает движение навстречу второй со словами «А мы просо сеяли, сеяли», и отходят назад, приговаривая «Ходим ладом, сеяли, сеяли». Вторая линия действует точно так же, отвечая первой. А мы просо вытопчем, вытопчем. Ходим ладом, вытопчем, вытопчем. А чем же вам вытоптать… А мы коней выпустим…. А мы коней в плен возьмем…. А мы коней выкупим…. А чем же вам выкупить… Мы дадим вам 100 рублей…. Нам не надо тысячи… А чего ж вам надобно… А нам надо девицу…Настеньку… А нам надо молодца…Ивана…

После этих слов говорят: «Открывайте ворота, принимайте девицу, молодца». Выбранная девушка или юноша бегут к другой линии и переходят в нее, если не смогут разбить взятых за руки игроков этой линии.

Игра продолжается до тех пор, пока девушки или юноши из одной линии не перейдут в другую.

 

Цель проведения.

 

Нет места в России, где бы не певали «А мы просо сеяли». Это не только песня, но и игра-обряд, которую исполняли наши предки с далекой древности.

Она отражает, во-первых, магический обряд, связанный с пахотою и севом. Обмолот проса производился в старину путем топтания его ногами; нередко для этой цели применялись кони: «…снопы раскладывали на гумне, потом ездили по ним вокруг на лошадях или на волах». Но оказывается, что вытаптывание было не враждебным актом по отношению к свежим посевам, а завершением всего цикла – обмолотом.

А, во-вторых, отражает сватовство и выдачу девушек замуж.

Эта игра является имитацией части свадебного обряда. Также как и во время свадебного обряда происходит изменение состояния невесты и признание её нового статуса замужней женщины. Также как и во время свадебного обряда происходит изменение состояния невесты и признание её нового статуса замужней женщины. Появление коней также и показатель выдачи девушек замуж: коня давали в качестве выкупа за невесту. «А мы коней в плен возьмем» - эти слова олицетворяет свадебный обряд. Девушки сопротивляются, пытаясь выкупить коней обратно, то есть отстаивают свою свободную незамужнюю жизнь.

Замечательно, что этой игрой встречается весна

 

Время проведения.

 

«А мы просо сеяли» приурочена к «красной горке» или к Троицыну дню. Она связана с народными весенними обрядами празднования Троицы, которую в народе еще называют Весенние святки или Пятидесятница, так как празднуется Троица на пятидесятый день после Пасхи. В народной традиции Троицын день включается в цикл связанных между собой праздников. 1-ый – это четверг седьмой недели после Пасхи - Семик. 2-ой — суббота накануне Троицы – поминальный родительский день. 3-ий – сама Троица и 4-ый – Духов день – понедельник после Троицы.

По русским поверьям считалось, что в Духов день земля празднует свое рождение, поэтому ее нельзя трогать, то есть копать, садить. Так и говорили – земля-именинница. И именно к этому дню были приурочены обряды, частью которых является игра «А мы просо сеяли».

 

Место проведения.

 

Местом игры был холм («красная горка»). Едва зазеленеют луга, уже выходят девушки и молодцы повеселиться на просторе. Выбирали всегда ровную площадку.

Сначала идут отдельно, потом сходятся. Кто посмелее, тот собирает хоровод.

 

Комментарии.

 

В своем позднейшем виде, песня выглядит как противоборство двух играющих партий: одни поют о посеве проса, а другие о том, что «мы просо вытопчем». Но оказывается, что вытаптывание было не враждебным актом по отношению к свежим посевам, а завершением всего цикла – обмолотом.

Обмолот проса производился в старину путем топтания его ногами; нередко для этой цели применялись кони: «…снопы раскладывали на гумне, потом ездили по ним вокруг на лошадях или на волах»

Вторая идея весеннего игрища – идея сватовства и выдачи девушек замуж.

Сейчас эта песня выглядит именно, как противоборство двух играющих партий.


Сценарий игры «А мы просо сеяли»

Нет места в России, где бы не певали «А мы просо сеяли». Это не только песня, но и игра-обряд, которую исполняли наши предки с далекой древности. Она отражает, во-первых, магический обряд, связанный с пахотою и севом, а во-вторых, сватовство и выдачу девушек замуж. Замечательно, что этой игрой встречается весна. «А мы просо сеяли» приурочена к «красной горке» или к Троицыну дню. Местом игры был холм («красная горка»). Едва зазеленеют луга, уже выходят девушки и молодцы повеселиться на просторе.

Сначала идут отдельно, потом сходятся. Кто посмелее, тот собирает хоровод. В своем позднейшем виде, песня выглядит как противоборство двух играющих партий: одни поют о посеве проса, а другие о том, что «мы просо вытопчем». Но оказывается, что вытаптывание было не враждебным актом по отношению к свежим посевам, а завершением всего цикла – обмолотом.

Обмолот проса производился в старину путем топтания его ногами; нередко для этой цели применялись кони: «…снопы раскладывали на гумне, потом ездили по ним вокруг на лошадях или на волах»

Вторая идея весеннего игрища – идея сватовства и выдачи девушек замуж.

Сейчас эта песня выглядит именно, как противоборство двух играющих партий.

 

Ведущие набирают людей в свои команды.

Строят их в две шеренги друг против друга.

Объясняют ход игру.

Первый раз этапы игры можно повторять дважды.

 

- А мы просо сеяли, сеяли,
Ходим ладом, сеяли, сеяли.

- А мы просо вытопчем, вытопчем,
Ходим ладом, вытопчем, вытопчем.

- А чем же вам вытоптать, вытоптать,
Ходим ладом, вытоптать, вытоптать?

- А мы ее конями, конями,
Ходим ладом конями, конями.

- А мы коней в плен возьмем, в плен возьмем,
Ходим ладом, в плен возьмем, в плен возьмем.

- А мы коней выкупим, выкупим,
Ходим ладом, выкупим, выкупим.

- А чем же вам выкупить, выкупить,
Ходим ладом, выкупить, выкупить?

- А мы дадим сто рублей, сто рублей,
Ходим ладом, сто рублей, сто рублей.

- Нам не надо тысячу, тысячу,
Ходим ладом, тысячу, тысячу.

- А чего же вам надобно, надобно,
Ходим ладом, надобно, надобно?

- А нам надо девицу, девицу ( молодца, молодца)
Ходим ладом, девицу, девицу, (молодца, молодца)

- А какую ж вам девицу, девицу, (а какого молодца, молодца?)
Ходим ладом девицу, девицу?( молодца, молодца)


А мы хотим (По имени, по одежде, по любым признакам. Посоветовавшись группой)

Ходим ладом ……

- Открывайте ворота, принимайте девицу! (молодца!)

Выбранный бежит в противоположную команду. Там все сцепив руки замком, пытаются удержать выбранную ими девушку или выбранного молодца.

Если удержат, забирают в свою команду, если прорвется выбранный, то забирает с собой кого-либо из противоположной команды.

Заканчивается игра словами.


- В нашем полку прибыло, прибыло,
Ходим ладом, прибыло, прибыло.

- В нашем полку убыло, убыло,
Ходим ладом, убыло, убыло.

- В нашем полку чай пьют, чай пьют,
Ходим ладом, чай пьют, чай пьют.

- В нашем полку слезы льют, слезы льют,
Ходим ладом, слезы льют, слезы льют

 

 

Комментарий.

 

Игра заканчивается, когда в одной из команд останутся только девушки или только юноши.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×